Раковина в кабинете психолога может играть важную роль, создавая более комфортную и уютную атмосферу для клиента. Наличие раковины способствует улучшению гигиенических условий, что особенно актуально в контексте длительных сеансов и близкого взаимодействия между психологом и клиентом.
Кроме того, раковина может использоваться для ритуалов, которые помогают клиенту расслабиться и подготовиться к беседе. Это может быть умиротворяющее умывание рук или освежение, что в свою очередь может положительно влиять на эмоциональное состояние и выполнение терапевтических задач.
Нужен ли для лицензирования "психотерапия" санузел (туалет, умывальник)?
Собираюсь получить лицензию по психотерапии. Нашел офисное помещение (35 кв.м.) в общежитии с отдельным входом и крыльцом с улицы, но там нет санузла, даже умывальника, они общие и при выходе в коридоре. Имеет ли смысл получать лицензию под это помещение или лучше арендовать квартиру с сан.узлом но без отдельного выхода? Какие критерии для лицензирования по психотерапии нужно выполнить? Подходит ли данное помещение по метражу?
. Ноябрьск
Ответы юристов
Владимир Балашов
Юрист, г. Москва
рейтинг 9.8
Эксперт
Скорее всего не получите лицензию на помещение где вообще нет сан узла.
1 — санпин по мед деятельности, хоть он и делает 1 исключение — в зависимости от проходимости — мед организации должны иметь
3.17. МО должны иметь раздельные туалеты для больных и персонала, за исключением амбулаторно-поликлинических организаций с мощностью до 50 посещений в смену. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 (ред. от 10.06.2016) «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 „Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность
И учтите что до получения мед лицензии по постановлению 291 о лицензировании мед деятельности вам сперва придется получить сан эпид заключение на это помещение в роспотребнадзоре. Если вам его не выдадут- мед лицензия будет исключена у вас.
Я бы вам советовал до аренды направить письмо в роспотребнадзор — чтобы они написали свое мнение на этот счет. Так же для получения сан эпид разрешения будут делать обследование помещения в целом — поэтому вы этого разговора все равно не избежите.
Но тут речь о раздельных туалетах именно. Возможно санпин имеет в виду что если проходимость небольшая (до 50 в смену)- туалет может быть совмещенный. Но тогда получается что он должен быть в любом случае.
Порядок выдачи сан эпид заключений установлен приказом роспотребнадзора 775
2 — приказ минздрава по профилю этому- там вообще есть требования даже к метражу, про туалет еще даже речь можно не вести
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КАБИНЕТА (ПРИМЕРНЫЙ)
Помещения и дизайн │ │ │ │ │ │ │1.1.│Помещения для организации приема пациентов │1 │ │ │площадью 14 — 20 кв. м │ │ │1.2.│Помещения для индивидуальной и групповой │1 │ │ │психотерапии площадью 30 — 40 кв. м │ │ │1.3.│Помещения для медицинского психолога, │1 │ │ │социального работника общей площадью │ │ │ │22 — 35 кв. м │ │ │1.4.│Элементы терапии средой (картины, эстампы, │В соот- │ │ │графические работы и др.)
Приказ Минздрава РФ от 16.09.2003 N 438 “О психотерапевтической помощи» (вместе с «Положением об организации деятельности врача-психотерапевта», «Положением об организации деятельности медицинского психолога, участвующего в оказании психотерапевтической помощи», «Положением об организации деятельности социального работника, участвующего в оказании психотерапевтической помощи», «Положением об организации деятельности психотерапевтического кабинета», «Положением об организации деятельности психотерапевтического отделения», «Положением об организации деятельности психотерапевтического центра»)
На квартиру вы лицензию не получите — это однозначно.
Во первых там помещение жилое- на него лицензию не дадут, должно быть не жилое помещение.
Во вторых обязателен отдельный вход — это уже санпин по жилым домам.
3.2. В жилых зданиях допускается размещение помещений общественного назначения, инженерного оборудования и коммуникаций при условии соблюдения гигиенических нормативов по шуму, инфразвуку, вибрации, электромагнитным полям.3.3. Помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10» (вместе с «СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»)
Да и требования по мед организациям вы в принципе в квартире не выполните.
Требования к кабинету педагога-психолога
В начале 90-х, когда служба школьной практической психологии переживала свое становление, в ходе одной из образовательных ярмарок ВВЦ был представлен новаторский для тех времен проект — «Специализированный кабинет детского психолога». В разработке проекта, кроме группы психологов под руководством доктора психологических наук Ольги Усановой, принимали участие архитекторы и дизайнеры.
Для организации кабинета не требовалось никаких особых пристроек. С помощью некоторых строительных и дизайнерских ухищрений в психологический кабинет, отвечающий современным требованиям психологической работы, переоборудовался обычный школьный класс. Продумано было все до мелочей — от формата окон, цвета стен и приспособлений для подсветки до базового комплекта методических материалов.
Ольга Николаевна Усанова, руководитель группы разработчиков, рассуждала так: каждму психологу нужно рабочее место, позволяющее ему полноценно реализовывать свои профессиональные задачи. Когда психолог приходит к начальству с просьбой об организации специального кабинета, ему легко отказать, если слова его ничем не подкреплены. Другое дело, если на руках у психолога целостный проект с чертежами, схемами и перечнем необходимых материалов. Да еще и обладатель золотой медали ВВЦ. Тогда администрация школы (уважающей себя школы) волей-неволей должна будет ознакомиться с проектом и принять его к сведению.
С некоторыми идеями проекта мы и хотим познакомить читателей
Никто, конечно, не рассчитывает, что все директора школ тут же бросятся реализовывать представленные в нем красивые идеи.
Пустующие школьные кабинеты, про которые начальство бы думало: «И во что бы нам их переделать?» — скорее экзотическая редкость, чем правило. А психологи по большей части ютятся в «каморках под лестницей», где едва можно разместить два стула.
Тем более непросто раздобыть средства, для того чтобы придать окнам арочную форму и скруглить углы в комнатах. Однако некоторые идеи можно реализовать даже в небольших помещениях. Углы же скругляются не только с помощью евроремонта. Ну, а знать, каким должен быть идеальный психологический кабинет, — невредно. В один прекрасный момент эти знания могут пригодиться.
Методические рекомендации к организации
В настоящее время активно развивается психологическая служба в образовании. Для успешной деятельности практического психолога важно создать условия. Прежде всего, организовать рабочее место и обеспечить психолога инструментарием — практическими материалами.
Специализированный кабинет детского психолога разработан специально для того, чтобы помочь школам и другим образовательным учреждениям оптимизировать условия работы практического психолога с детьми и дать психологу базовый комплект систематизированных методических материалов по основным направлениям его работы.
Архитектурный проект кабинета (архитектор В. Л. Питаев) содержит технические разработки для создания рабочего места психолога в помещении стандартного школьного класса при условии некоторой его реконструкции.
Архитектурно-художественная концепция проекта в качестве первого ее принципа предполагает осознанный отход от прямого угла с целью сделать восприятие ребенка более чувственным, нежели аналитическим. Предлагается реконструировать классную комнату, скруглив углы и поделив ее на функциональные зоны подвижными перегородками, установленными по плавным кривым. Для усиления пластичности композиции предписывается использование мебели со скругленными формами, расставленной по тем же плавным кривым.
Второй принцип формирования среды кабинета состоит в создании образов природы. В проекте показано, как можно использовать керамические композиции, растительность, аквариумы и другие дополнения, чтобы интерьер помещения повышал психологическую комфортность детей.
Решение пространства ориентировано на поддержание нормального эстетического и психологического климата, что достигается как за счет общего стиля оформления помещения, так и с помощью деталей интерьера романтического характера — люстр, фонарей, дверей, профильных переходов от стены к потолку, лепных розеток на потолке и др. Все это должно вернуть ребенка в мир более чувственный, нежели бесконечно повторяемый современный интерьер, прагматичный с точки зрения стройиндустрии.
Стандартное помещение класса предлагается разделить на 6 зон, что соответствует функциям кабинета.
- Холл.
- Зона ожидания приема.
- Зона первичного приема и беседы с клиентом.
- Зона консультативной работы.
- Зона игровой терапии.
- Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения.
Каждая из зон имеет свое цветовое оформление.
В зависимости от психологических задач пространство кабинета можно преобразовывать в новые формы, изменяя его по высоте, объему, цветовому, световому и звуковому оформлению.
Объем помещения может уменьшаться до камерного (например, для бесед, консультаций, индивидуальной психологической разгрузки) и увеличиваться при проведении игротерапии, занятий по психокоррекции и т. д. Эти изменения достигаются за счет использования подвижных перегородок, декоративных занавесей, подвесного потолка и расстановки мебели.
Меняющееся цветовое оформление создают покрытия стен и пола, а также подвижные детали интерьера. Световое оформление изменяется за счет чередования естественного и искусственного освещения разной интенсивности и локализации источников света в разных точках помещения по горизонтали и вертикали.
Звуковое оформление кабинета предполагает периодическое включение записей звуков природы и музыки. Таким образом, за счет нетрудоемкой перестройки класса, которую в соответствии с документацией проекта проводят строители, психолог получит рабочее место, адекватное задачам учреждения. Насколько нам известно, аналогов подобным проектам не существует. Проект можно использовать в качестве основы для творческой реализации в зависимости от средств и возможностей учреждения.
Второй важный момент в организации работы практического психолога в школе — подбор и систематизация диагностических методик и других профессиональных материалов. Ниже приводится перечень методического обеспечения кабинета, а затем по блокам дается подробное его описание.
Предложенная систематизация может быть использована как руководство для организации приоритетных направлений деятельности психолога в школе и контроля за ней, а также как основа для накопления банка материалов в обозначенных блоках. В дополнение к текстовым методикам психологи могут воспользоваться набором практических материалов «Лилия» — для профилактики, диагностики и коррекции нарушений психического развития у детей, в котором имеются необходимые предметные и сюжетные картинки, предметы, игрушки, таблицы, текстовые материалы и методическое руководство.
Создание специализированных кабинетов детского психолога в образовательных учреждениях — перспективная организационная форма оказания психологической помощи семье и детям. Предлагаемая модель кабинета ориентирована на оказание помощи в обычных и экстремальных условиях.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Специализированный кабинет детского психолога представляет собой одно из звеньев единой системы психологической службы в народном образовании — системы социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам различных учебно-воспитательных учреждений по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации. Специализация кабинета состоит в том, что он ориентирован на организацию работы психолога в трех направлениях:
- помощь воспитанникам подготовительных групп детских садов и учащихся общеобразовательных школ в обычных условиях;
- помощь детям и их родителям в экстремальных условиях;
- помощь детям с отклонениями в развитии. Особую роль кабинет приобретает в условиях, когда необходима экстренная помощь детям, учащимся и их родителям, оказавшимся в экстремальных и критических ситуациях в зонах экологических катастроф, в районах радиационного загрязнения (в частности, Чернобыльской АЭС), испытывающих потребность в психологической поддержке и коррекции проявлений посттравматических стрессовых нарушений и их последствий.
Таким образом, специализированный кабинет детского психолога можно рассматривать как структуру из двух составляющих, первая из которых решает общие задачи и является универсальной в любых условиях, а вторая — решающей специфические задачи в особых условиях. Такая многопрофильная структура кабинета позволяет использовать его в экстремальных ситуациях и на так называемых «территориях риска», где возможно проявление отдаленных последствий вредоносных средовых воздействий, отрицательно влияющих на развитие детской психики.
Адекватность и полноценность функционирования специализированного кабинета детского психолога должна базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а Включать необходимое техническое оснащение и оборудование.
2. Контингент обслуживаемых детей специализированного кабинета — учащиеся школ и воспитанники выпускных групп детских садов в обычных и экстремальных условиях. Особое внимание уделяется детям с отклонениями в развитии, имеющим неярко выраженные нарушения в познавательной деятельности, речи и эмоционально-волевой сфере.
Степень выраженности этих нарушений позволяет детям обучаться по программе общеобразовательной школы, но в условиях поддержки: организация специального режима учебной работы, изменение темпов изучения школьной программы, а также психологическая и логопедическая помощь. В противном случае они часто попадают в разряд неуспевающих или трудновоспитуемых. Вследствие этого возникает вопрос о переводе таких детей в специализированные учреждения (в частности, во вспомогательные школы). В настоящее время многие из таких детей направляются в классы коррекции или классы компенсирующего обучения.
Группа детей с отклонениями в развитии полиморфна. Для определения характера отклонений и потенциальных возможностей развития и обучения ребенка необходима совместная работа специалистов разного профиля, среди которых работа психолога занимает одно из ведущих мест. Она может рассматриваться как начальный этап психолого-медико-педагогического изучения ребенка с отклонениями в развитии.
3. Основной задачей специализированного кабинета детского психолога является обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей, в том числе — детей с отклонениями в развитии. Важнейшим из них является создание благоприятного психологического климата обучения и воспитания каждого ребенка как в условиях семьи, так и в условиях учебно-воспитательных учреждений.
Многофункциональность психологического кабинета, ориентированность его на оказание помощи в экстремальных ситуациях позволяет решать ряд задач, связанных с коррекцией стрессовых нарушений и их последствий у детей разных категорий, том числе и у детей с отклонениями в развитии:
— купирование развития острых стрессовых реакций;
— нормализация эмоционального фона деятельности;
— снятие эффектов умственного утомления;
— формирование адекватной установки на выполнение учебной деятельности;
— коррекция негативного мотивационного отношения к работе на последних уроках.
4. Основной принцип работы — индивидуальный подход к детям, что выражается:
— в поиске специфических для каждого ребенка путей оптимального развития его потенциальных возможностей в сфере интересов, способностей, склонностей;
— разработке индивидуально ориентированных программ развивающей и психокоррекционной работы с целью максимального содействия психическому и личностному развитию детей;
— выработке и реализации эффективных методов оказания психологической помощи и поддержки в экстремальных и критических ситуациях.
5. Задачи и специфика работы специализированного кабинета детского психолога определяют целесообразность создания его непосредственно на базе учебно-воспитательного учреждения (детский сад, школа, школа-интернат и т. д.), что обеспечит регулярность посещения кабинета данным контингентом детей, подбор и адаптацию методов и приемов психологического воздействия к конкретным условиям жизненной среды и социального взаимодействия детей различных возрастных групп, их родителей, воспитателей и учителей.
Работа в условиях конкретного учебно-воспитательного учреждения позволяет психологу основательно вникнуть в воспитательную ситуацию, лучше узнать как детей, так и учителей, воспитателей, их взаимоотношения, наладить контакт с родителями. Психолог получает возможность наблюдать детей в реальных жизненных ситуациях, анализировать всю систему влияний на ребенка, видеть результаты своей деятельности: как претворяются в жизнь его советы и рекомендации, какие изменения происходят в жизни школы, детского сада в результате его консультативной и профилактической работы.
Особую актуальность этот фактор приобретает для зон неблагоприятных экологических воздействий или районов радиационного загрязнения, где чаще всего встречаются проявления посттравматических стрессовых нарушений и возникает необходимость срочной психологической коррекции и профилактики немедленных и отдаленных последствий стрессогенных ситуаций; неотсроченная психологическая помощь и коррекция в привычных условиях пребывания определяет эффективность реабилитации и реадаптации, самоидентификации личности.
6. Деятельность кабинета осуществляется специалистами-психологами, окончившими высшее учебное заведение по специальности «психология» или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию «практический психолог». Для обеспечения успешной работы кабинета необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями, правильное взаимопонимание, взаимодействие и взаимодополняемость позиций психолога, педагога, социального работника, тесный контакт с родителями или лицами, их заменяющими. Это позволит определить стратегию в решении проблем психологической помощи, создании личностно-ориентированных программ развивающей и психокоррекционной работы с детьми различного возраста.
7. Руководство деятельностью специализированного кабинета детского психолога осуществляется научно-методическим центром по практической психологии при участии общества психологов.
Условия обеспечения эффективной деятельности специализированного кабинета детского психолога
Психологический кабинет можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их родителями и учителями, в центре которого сосредоточены интересы прежде всего ребенка. Позиция «ребенок прежде всего» определяет акценты в работе кабинета и его обеспечение.
1. Психологическое обеспечение
Психологическое обеспечение подразумевает создание ситуации наибольшего благоприятствования для ребенка: 1.1. Грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогическим коллективом учреждения, на базе которого создаются гуманные взаимоотношения, доброжелательное межличностное взаимодействие детей и окружающих их взрослых. 1.2.
Создание благоприятного для развития детей психологического климата и организация продуктивного общения со взрослыми и сверстниками. 1.3. Максимальная реализация в работе с детьми психических возможностей и резервов каждого возрастного периода (сензитивность, «зона ближайшего развития»). 1.4. Развитие индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода (интересы, склонности, способности).
2. Методическое обеспечение
Основной акцент в работе следует сделать на выборе психологических средств. Выбор метода обследования — один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы детского психолога. Важным показателем детской и школьной психодиагностики является быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме. В работе детского психолога значение имеет не только выбор метода исследования, но и качественная характеристика полученных данных, которая будет определять ход и результаты диагностической и коррекционной работы.
Методики, разработанные в научной психологии, при использовании детским психологом требуют особой модификации. Использование уже известных и апробированных тестовых методик в условиях работы с детьми требует глубокого психологического анализа и грамотной интерпретации комплекса разных показателей в их динамике.
В детской психологии существенно важным является не только то, что может выполнить ребенок в настоящее время, но и то, чего он сможет достичь в ближайшем будущем, какова его «зона ближайшего развития». Особенно это важно при диагностике отклонений в развитии.
Поэтому в работе детского психолога возникает необходимость построения отдельных диагностических методик в форме обучающего эксперимента. Разработки таких методик представлены в «Наборе практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений психического развития у детей «Лилия» (О. Н. Усанова, изд. НПЦ «Коррекция»).
Система методик набора направлена на психологическую работу с детьми 3–12 лет. Для психодиагностического исследования предусмотрен качественный и количественный анализ результатов.
Специфика работы детского психолога в кабинете (необходимость быстрой и оперативной информации о ребенке) определяет острую потребность в методиках, не связанных с громоздкой процедурой обработки и позволяющих осуществить экспресс-диагностику. Экспресс-методики основаны на качественном анализе высказываний детей, продуктов их деятельности и способов выполнения ими заданий. В качестве экспресс-методик в условиях психологического кабинета целесообразно использование так называемых функциональных проб, а в качестве экспресс-методов изучения класса — скриннинг-обследование.
Не менее важное значение имеет подбор психологических средств для коррекционной работы. Эффективность использования в работе психологического кабинета различных психологических средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств — как в условиях психологической диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким можно отнести аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением.
Психолог несет полную ответственность за реализацию программ коррекции и развития и конечный результат. Для оценки эффективности своей работы психолог может использовать специально разработанные анкеты. По результатам опроса, проводимого регулярно после окончания определенного цикла занятий, можно проанализировать адекватность подбора методических средств и содержания развивающих программ индивидуальной работы с учащимися разного возраста, оценить динамику достижений ребенка (например, изменение уровня его личностной тревожности или стрессоустойчивости).
3. Организационное обеспечение
Организационное обеспечение кабинета предполагает подготовку его оборудования, в том числе технических средств, методических материалов, документации и рекламы.
3.1. Технические средства
- Система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов.
- Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей.
- Компьютер.
3.2. Методические материалы
- Кейс практического психолога. (Набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей «Лилия».)
- Практические материалы для психологической работы в школе.
- Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т. д.).
- Набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т. д.).
- Библиотека практического психолога.
- Раздаточный материал для детей, родителей, учителей.
- График работы.
- Перспективный план работы.
- Карты психологического изучения детей.
- Журналы учета (первичного приема; посещаемости; групповых занятий с детьми).
- Бланки для регистрации результатов обследования.
Мебель должна быть со скругленными формами и устанавливаться (в контексте общей пластической композиции) по плавным кривым.
- Рабочий стол психолога.
- Шкаф для пособий; шкаф для техники.
- Рабочие места детей.
- Журнальный стол.
- Кресла.
- Стулья.
3.5. Дополнительные средства для дизайна интерьера. Цветные сменные перегородки помещения.
График работы кабинета должен обеспечивать возможность проведения консультаций и занятий в любое удобное для детей, родителей и учителей время. Это — время непосредственно после уроков; возможно использование больших перемен.
Помимо общих организационных требований при создании специализированного кабинета детского психолога следует руководствоваться специальными требованиями к помещениям и материально-технической оснащенности кабинета.
Реализация в работе комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятий предполагает проведение таких занятий в специально оборудованных помещениях с соответствующими условиями и требованиями к тех.обеспечению и оснащению психологического кабинета.
Требования к кабинету психолога
Специализированный кабинет детского психолога является одним из важных звеньев систем образования. В нем проводятся работы по коррекции психоэмоционального состояния детей, развитию и обучению. Кабинет специалиста присутствует в дошкольных, школьных учреждениях, развивающих и коррекционных центрах. Чтобы пациенты получали необходимую помощь, помещение должно оснащаться современным оборудованием, методическими материалами, соответствовать требованиям ФГОС.
Общие положения
Кабинет психолога – это специфичное помещение, служащее определенным целям. Его главная цель – оказание психологической помощи детям, родителям, педагогам. Также он является частью развивающей предметной среды, элементом пространства, которое подчиняется закономерностям развивающейся личности человека.
При организации кабинета соблюдаются следующие условия:
- максимальная территориальная и звуковая изоляция, помещение не должно быть проходным или смежным;
- пространство делится на несколько функциональных зон: рабочее место психолога, зона для групповых работ, зона для индивидуальных работ;
- наличие достаточного количества света;
- отсутствие стеклянных дверей и внутренних окон между помещениями;
- общий фон – не яркий, не подавляющий, предпочтение отдается пастельным, успокаивающим оттенкам зеленого и голубого цвета, оттенкам бежевого и желтого цвета;
- окна завешиваются плотной занавеской в тон стен;
- в оформлении можно использовать фотообои, панно с изображением природы, декоративные композиции из комнатных растений.
Организация пространства необходима для создания комфортной, располагающей к общению атмосфере, в которой ребенку будет уютно.
Зонирование кабинета педагога-психолога
Минимальный размер помещения для работы психолога составляет 12 кв.м. В кабинете такого метража осуществляется индивидуальный прием посетителей. Для обеспечения возможности проведения групповых занятий выделяется помещение размером не менее 30 кв.м. Такой кабинет разделяется на функциональные зоны:
- Зона первичного приема. Оснащается рабочим столом и шкафом, в котором размещаются методические материалы по диагностике и коррекционно-развивающей работе. Можно поставить развивающий набор психолога DSTRANA, с которым удобно и эффективно проводить первичный прием и диагностику. Или выбрать специализированный стол для логопеда, психолога. Он оснащен необходимым для работы инвентарем, удобен в эксплуатации.
- Зона консультативной работы. Здесь психолог проводит индивидуальные занятия с ребенком. Зона должна быть максимально комфортной, уютной, оснащенной мягкими креслами или диваном, журнальным столиком. Не допускается наличие источников яркого света, посторонних звуков.
- Зона игровой терапии. Предполагает активные и спокойные игры, направленные на развитие и коррекцию. Зона оснащается мягким ковровым или резиновым покрытием, легкой передвижной мебелью, а также материалы для игр, игрушки. Например, для игровой зоны подходит балансировочная доска Бильгоу, стойка с мишенями-целями. Можно выбрать уже готовые решения для оснащения игровой зоны «под ключ».
- Зона релаксации. В помещении должны располагаться приспособления для релаксации и снятия психоэмоциоанального напряжения. Это аквариумы, светомузыка, проектор. Дополнительно можно использовать утяжеленные одеяла, сенсорное оборудование.
При обустройстве кабинета детского психолога предусматривается возможность индивидуальной и групповой работы. Для первого зона должна быть небольшой, комфортной. Для групповых занятий выделяется либо отдельное помещение, либо объемная зона с возможностью безопасного проведения активных игр.
Методический инструментарий
При составлении и использовании программы в рамках развития и коррекции важно использовать те методики, которые актуальны на текущий момент, не противоречат принципам образовательного процесса. На основании составленных программ подбираются инструменты для педагога-психолога, помогающие реализовывать выбранные методики.
При выборе методик учитываются следующие требования:
- Арсенал методик психолога должен иметь разнонаправленный характер, охватывать все стороны человеческой жизни, становления ребенка как личности. Важно включать в практическую психологию программы, делающие акцент на психические процессы, направленность личности, особенности взаимодействия личностей, стрессоустойчивость, поведенческие реакции.
- Кабинет должен иметь инструменты для реализации методик, подходящих детям разных возрастных групп. В детской психологии нужно фиксировать внимание не только на то, что ребенок может выполнить в данный возрастной период, но и прогнозировать, что он сможет сделать в ближайшем будущем. Это требование особенно важно в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.
- Обязательно наличие инструментов, позволяющих работать в индивидуальном и групповом порядке.
- Современные технологии позволяют оснащать помещения компьютерными диагностическими методиками и интерактивным оборудованием. Это упрощает диагностику и коррекцию, повышает заинтересованность детей.
- Наличие музыкального уголка или возможности слушать музыку – одно из важных требований к обустройству кабинета. Музыка благоприятно сказывается на состоянии нервной системы, успокаивает, помогает настроиться на обучение.
Существуют универсальные методики, регламентированные системой образования. У психолога есть возможность корректировать их в зависимости от особенностей развития детей.
Оснащение учебно-методическими материалами
- образовательные и учебные программы, утвержденные федеральными и местными органами;
- стимульный материал для реализации диагностических и коррекционных методик;
- вспомогательный материал для организации работы с детьми и взрослыми;
- программное обеспечение для выполнения задач с применением компьютерной техники;
- наборы коррекционно-развивающих игр и пособий;
- учебники по психологии для детей и взрослых;
- литература по психологии;
- канцелярские и другие принадлежности.
Для размещения учебно-методических материалов предусматриваются системы хранения. Они должны быть удобными, вместительными, желательно – мобильными.
Компания «Доступная страна» предлагает большой выбор оборудования для оснащения кабинета психолога в дошкольных и школьных учреждениях. У нас представлена мебель, оборудования, программное обеспечение и многое другое. Предлагаемое оборудование соответствует требованиям ФГОС, безопасно для детей, имеет гарантию.