Расширительный бачок в автомобиле необходим для обеспечения работы системы охлаждения. Он компенсирует изменения объема охлаждающей жидкости при нагреве и охлаждении двигателя, предотвращая образование избыточного давления и минимизируя риск повреждения системы. Благодаря ему возможен более стабильный уровень охлаждающей жидкости, что способствует эффективной работе двигателя.
Кроме того, расширительный бачок служит также для визуального контроля уровня жидкости, позволяя водителю вовремя замечать недостаток охладителя и избегать перегрева двигателя. Таким образом, этот элемент играет важную роль в поддержании надежности и долговечности автомобиля.
Расширительный бачок: определение и основные свойства
Можно найти много статей о замене, ремонте или неисправностей многих важных запчастей в автомобиле, например, радиатора или термостата, помпы и так далее. И хотя они функционируют через другие детали и узлы, с которыми прочно взаимосвязаны, о расширительном бачке пишут мало. Наверняка у вас случались ситуации, когда пропадает отопление или в систему попадает воздух.
Всему виной может быть расширительный бачок. И в случае если мотор перегревается, а стрелка манометра остановилась на красной шкале, тоже может быть вина расширительного бачка. Многие винят в этом радиаторы и термостаты. Именно из-за простых незнаний о том, что может быть с расширительным бачком и как он воздействует на работу отопительной или охладительной системы пойдет мы расскажем в этой статье.
Дадим определение расширительному бачку
Они появились не сразу в автомобильной системе охлаждения. Потребность возникла после того, как вместо простой воды двигатели начали охлаждать определенными жидкостями типа незамерзающего тосола и прочей автохимии. Эти все жидкости изготовлены на основе знакомого двухатомного спирта этиленгликоля и воды. Потом выяснили, что у него тепловой коэффициент расширения намного значительней воды. Но до этого догадались спустя какое-то время, когда жидкость, будучи холодной и заполнив всю систему дополна, при нагреве начала расширятся и начала искать выход наружу.
А нашла она его в радиаторе, в крышке предохранительного клапана, которая конечно была выдавлена. Потом, по мере остывания мотора, жидкость также остывает и ее уровень в системе охлаждения стремится вниз, однако при этом образуется разряженная пустота. Но эта пустота держится недолго, воздух разными путями всасывается, а в основном он поступает через тот же клапан крышки, который должен травить и жидкость и воздух. В результате, когда мотор работает, воздух засасывается еще стремительнее и в рубашке системы из-за пробок воздуха на 100% разрушается и закупоривается процесс перемещения горячей жидкости. Ну, а затем происходит значительный перегрев системы и мотора.
Изготовители, рассмотрев проблему, решили, что нужен определенный отвод для воздуха и необходимо открыть простой проход для жидкости, в итоге придумали простой бачок, в котором будет находиться антифриз . Этот бачок соединили с радиатором через шланг, через него и проходит нужное количество жидкости. Но тут значимо было учесть верный уровень расположения бачка по отношению к радиатору, расширительный бачок должен своей серединой соответствовать с верхушкой радиатора. Из-за такого положения накипающая и расширяющаяся охладительная жидкость поступает к верху радиатора и помещается в шланг, по которому легко переходит в расширительный бачок.
Подошел расширительный бачок ко многим иномаркам, которые имеют большой и обтекаемый кузов. Дело в том, что у них часть радиатора с горловиной не допускала сузить переднюю часть автомобиля. Пришлось сделать очень продолговатый радиатор, уменьшить его даже развернуть.
В результате получилось, что в такой конструкции жидкость неправильно двигается, но разработчики решили и эту проблему. Они разместили расширительный бачок таким образом, подключен к боковому радиаторному бачку. Поэтому расширительный бачок служит по совместительству и заливной горловиной. В результате, что жидкость стремится в систему для начала пройдя через бачок.
Расширительный бачок можно купить в магазинах «АВТОмаркет Интерком» , или заказать через интернет магазин на нашем сайте. У нас действуют скидки и часто проходят акции в наших магазинах. Можно заказать доставку запчастей , позвоните нам в Супермаркет.
Мы будем рады видеть вас!
Источник3: www.autoopt.ru
Бачок расширительный: надежная работа системы охлаждения
В современных системах охлаждения двигателя используются узлы, предназначенные для компенсации температурного расширения и утечек жидкости — расширительные бачки. Все о расширительных бачках, их назначении, конструкции и особенностях, а также о верном выборе и замене этой детали — читайте в статье.
Что такое расширительный бачок?
Бачок расширительный — узел жидкостной системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания; емкость специальной конструкции, предназначенная для компенсации утечек и температурного расширения циркулирующей в системе охлаждающей жидкости.
Расширительные бачки используются и в других системах транспортных средств, тракторов и спецтехники: в гидроусилителе руля (ГУР) и в различных по назначению гидравлических системах. В целом по назначению и конструкции данные бачки схожи с бачками системы охлаждения, а об их отличительных особенностях рассказано ниже.
Расширительный бачок выполняет несколько функций:
- Компенсация температурного расширения охлаждающей жидкости при нагреве двигателя — излишки жидкости поступают из системы в бачок, препятствуя росту давления;
- Компенсация утечек охлаждающей жидкости — в бачке всегда хранится некоторый запас жидкости, которая при необходимости поступает в систему (после выброса жидкости атмосферу при перегреве, при возникновении незначительных утечек и т.д.);
- Контроль уровня охлаждающей жидкости в системе (с помощью соответствующих меток на корпусе бачка и встроенного датчика).
Наличие бачка в жидкостной системе охлаждения обусловлено особенностями и физическими свойствами охлаждающей жидкости — воды или антифризов. При повышении температуры жидкость, в соответствии с ее коэффициентом температурного расширения, увеличивается в объеме, что приводит и к повышению давления в системе.
При чрезмерном росте температуры жидкость (особенно вода) может закипеть — в этом случае избыточное давление сбрасывается в атмосферу через встроенный в пробку радиатора паровой клапан. Однако при последующем охлаждении двигателя жидкость приобретает нормальный объем, а так как часть ее была утеряна при выпуске пара, давление в системе падает — при чрезмерном снижении давления открывается встроенный в пробку радиатора воздушный клапан, давление в системе выравнивается с атмосферным. В этом случае в систему попадает воздух, что может оказывать негативное влияние — в трубках радиатора образуются воздушные пробки, препятствующие нормальной циркуляции жидкости. Так что после стравливания пара необходимо пополнять уровень воды или антифриза.
Антифризы различных типов обладают более высоким по сравнению с водой коэффициентом температурного расширения, поэтому описанные выше процессы происходят более интенсивно. Для устранения данных негативных эффектов в систему охлаждения и вводится расширительный бачок, соединенный с радиатором. При повышении температуры излишки жидкости просто отводятся в бачок, а при охлаждении двигателя — возвращаются в систему. Это значительно повышает порог сброса пара в атмосферу и увеличивает интервал между пополнениями уровня жидкости в системе.
Система охлаждения двигателя и место в ней расширительного бачка
Расширительный бачок играет важную роль в работе системы охлаждения и всего силового агрегата, поэтому при любой неисправности его необходимо заменить. Чтобы подобрать нужный бачок и верно выполнить ремонт, следует сначала разобраться в существующих типах и особенностях этих деталей.
Конструкция и особенности расширительных бачков
Используемые сегодня расширительные бачки имеют принципиально одинаковую конструкцию, которая отличается простотой. Это емкость объемом не более 3 — 5 литров, форма которой оптимизирована для размещения в подкапотном пространстве автомобиля. В настоящее время наибольшее распространение получили бачки из полупрозрачного белого пластика, однако на рынке представлены и изделия из металла (как правило, для старых отечественных автомобилей ВАЗ, ГАЗ и некоторых грузовиков). В бачке выполнено несколько элементов:
- Заливная горловина, закрытая пробкой с паровым и воздушным клапанами;
- Штуцер для присоединения шланга от радиатора охлаждения двигателя;
- Опционально — штуцер для присоединения шланга от термостата;
- Опционально — штуцер для присоединения шланга от радиатора отопителя салона;
- Опционально — горловина для установки датчика уровня охлаждающей жидкости.
Таким образом, в любом бачке обязательно присутствуют заливная горловина с пробкой и штуцер для присоединения шланга от основного радиатора охлаждения силового агрегата. Данный шланг называется пароотводящим, так как через него из радиатора отводится горячая охлаждающая жидкость и пар. При такой конфигурации штуцер располагается в самой нижней точке бачка. Это наиболее простое решение, однако компенсация утечек охлаждающей жидкости осуществляется через радиатор, что в ряде случаев снижает эффективность работы системы охлаждения.
Во многих бачках дополнительно используется шланг для присоединения к термостату, в этом случае пароотводящий шланг присоединяется к штуцеру в верхней части бачка (на одной из его боковых стенок), такое же положение имеет и штуцер для присоединения к радиатору отопителя. А шланг, идущий на термостат, выводится от штуцера в нижней точке бачка. Такая конструкция обеспечивает лучшее наполнение системы охлаждения рабочей жидкостью из бачка, в целом система работает более эффективно и надежно.
Пробка радиатора и расширительного бачка с объединенными клапанами, расположенными на одной оси
Практически во всех современных расширительных бачках используется датчик уровня жидкости, встроенный в специально предназначенную для этого горловину. Наиболее часто это сигнализатор простейшей конструкции, который оповещает о критическом снижении уровня охлаждающей жидкости, но, в отличие от датчика уровня топлива, не информирует о текущем количестве жидкости в системе. Датчик соединен с соответствующим индикатором на приборной панели автомобиля.
Пробка расширительного бачка с раздельными клапанами
Пробка расширительного бачка, как и пробка основного радиатора, имеет встроенные клапаны: паровой (высокого давления) для сброса давления при чрезмерном нагреве охлаждающей жидкости, и воздушный для выравнивания давления в системе при ее охлаждении. Это обычные пружинные клапаны, срабатывающие при достижении определенного давления внутри бачка — при повышении давления отжимается паровой клапан, при понижении — воздушный. Клапаны могут располагаться отдельно или совмещаться в единую конструкцию.
Бачок устанавливается в подкапотном пространстве недалеко от радиатора, соединяясь с ним и с другими компонентами посредством резиновых шлангов различного сечения. Бачок несколько приподнят над радиатором (обычно его средняя линия совпадает с верхним уровнем радиатора), что обеспечивает свободное поступление жидкости (самотеком) из бачка в радиатор и/или в корпус термостата. Бачок и радиатор образуют систему сообщающихся сосудов, поэтому по уровню жидкости в бачке можно оценивать и уровень жидкости в радиаторе. Для контроля на корпусе бачка может наноситься шкала или отдельные метки с указателями «Min» и «Max».
Расширительные бачки для систем ГУР и гидравлики имеют похожую конструкцию, однако они изготавливаются только из металла, так как работают под высоким давлением. В этих деталях отсутствуют датчики уровня и метки, но пробка обязательно оборудована клапанами для выравнивания давления в системе на различных режимах. Присоединение шлангов осуществляется с помощью специальных наконечников, иногда — с помощью резьбовых штуцеров.
Вопросы правильного подбора и замены расширительного бачка
В процессе эксплуатации транспортного средства расширительный бачок подвергается воздействию высоких температур, значительных перепадов давления и агрессивных сред (антифриза, выхлопных газов, топлива, масел и т.д.) — все это может приводить к порче бачка и пробки заливной горловины. Наиболее частые проблемы пластиковых бачков — трещины в корпусе и разрывы вследствие чрезмерного роста давления. В любом из этих случаев бачок подлежит замене, причем сделать ремонт нужно как можно скорее.
На замену следует брать только бачок того типа и каталожного номера, что был установлен на автомобиль производителем — только так можно гарантировать корректную работу всей системы. Если из строя вышла и пробка (о чем обычно свидетельствует разрыв бачка вследствие неисправности парового клапана), то нужно купить и ее. Если же старая пробка работает нормально, то ее можно установить на новый бачок. Старый указатель уровня жидкости, как правило, тоже ставится на новый бачок без каких-либо проблем.
Замена расширительного бачка должна выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту транспортного средства. Обычно для выполнения этой операции нужно слить антифриз, отсоединить от старого бачка все шланги, демонтировать бачок (он держится хомутом, иногда — с помощью дополнительных винтов) и установить в обратном порядке новую деталь. При этом может потребоваться и замена старых хомутов, так что сразу следует позаботиться и об их покупке. А если устанавливается старая пробка, то ее нужно проверить и при необходимости прочистить.
После монтажа необходимо залить новый антифриз и закрыть пробку, при верном выборе, замене и подключении нового бачка вся система сразу начнет нормально работать, обеспечивая эффективное охлаждение силового агрегата.
Источник4: www.autoopt.ru