Все трубопроводы должны иметь дренажи для слива воды после гидравлического испытания и воздушники в верхних точках для удаления газа. В трубопроводах, транспортирующих воду, назначение дренажных линий состоит в опорожнении внутреннего объема трубопровода. Для трубопроводов, транспортирующих пар, дренажи предназначены:
- для контроля пропуска пара через трубопровод;
- для промывки трубопровода;
- для опорожнения от конденсата;
- для пропуска пара и холодного конденсата при прогреве трубопровода;
- для пропуска небольших расходов пара для поддержания высокой температуры в тупиковых участках трубопровода.
Непрерывный отвод конденсата обязателен для паропроводов насыщенного пара и для тупиковых участков паропроводов перегретого пара. Для паровых тепловых сетей непрерывный отвод конденсата в нижних точках трассы обязателен независимо от состояния пара.
Конденсат получается при охлаждении пара и превращении его в воду, что происходит из-за потерь тепла в окружающую среду. На пусковых режимах при первоначальном разогреве паропровода конденсата образуется гораздо больше, чем впоследствии в процессе непрерывной работы паропровода. Конденсат следует отводить как при пуске, так и при непрерывной эксплуатации трубопровода.
Слой конденсата в нижней части паропровода может служить причиной гидравлического удара. Скорость движения пара в несколько раз больше скорости конденсата, он двигается со скоростью 20—40 м/с и формирует в трубе волны из конденсата. Любые препятствия, изменяющие направление потока или оказывающие ему высокое гидравлическое сопротивление (фасонные части, запорная арматура), могут быть разрушены этими волнами.
Отвод конденсата на паропроводах рекомендуется:
- в местах окончания прямых участков длиной 30—50 м;
- на участках перед подъемом паропровода и после спуска;
- перед автоматическими клапанами;
- на тупиковых участках.
Схема обвязки дренажа паропровода представлена на рис. 44. Диаметр колена-отстойника должен быть достаточным для полного удаления конденсата. Рекомендуется при условном проходе паропровода равным или меньшем 100 мм диаметр отстойника принимать равным диаметру паропровода. При условном проходе паропровода более 100 мм диаметр колена необходимо делать как минимум равным половине диаметра паропровода.
Отвод конденсата
Во всех нижних точках трубопровода, в которых может накапливаться конденсат или оставаться вода (для трубопроводов питательной воды), должны быть смонтированы дренажные линии. Опорожнение трубопровода должно производиться в специальное технологическое оборудование (расширители дренажа), имеющее устройства для периодического или непрерывного отвода жидкости.
На дренажных линиях должна быть установлена запорная арматура, а при давлении свыше 2,2 МПа — два последовательных вентиля, первый из которых должен использоваться как запорная арматура, второй — как регулирующая. Трубопроводы пара на давление 20 МПа и выше должны обеспечиваться штуцерами с последовательно расположенными запорным и регулирующим вентилями и дроссельной шайбой.
В нижних точках, отключаемых задвижками участков трубопроводов, устраивают спускные штуцера, снабженные запорной арматурой, предназначенные для их опорожнения. Все участки паропроводов с давлением до 2,2 МПа, которые могут быть отключены запорными органами для возможности их прогрева и продувки, должны быть снабжены в концевых точках штуцером с вентилем. В случаях прогрева паропровода в обеих направлениях продувка должна иметься с двух сторон. Устройство дренажей должно предусматривать возможность контроля за их работой во время прогрева трубопровода. Нижние концевые точки паропроводов и нижние точки их изгибов должны снабжаться устройством для продувки.
Для отвода воздуха в верхних точках трубопроводов устанавливают воздушники, которые обеспечивают автоматический отвод воздуха; для ручного отвода возможно использование кранов. Воздушник состоит из корпуса 1 и крышки 2. В корпусе находится поплавок 4, соединенный рычагом 6 с клапаном 7. Клапан при поднятии вверх перекрывает седло 5. Воздушник устанавливается вертикально, при этом входной патрубок 3 должен находиться снизу. Сброс воздуха происходит через верхний патрубок 8.
При пуске трубопровода, когда он не заполнен водой, поплавок воздушника находится в нижнем положении. При этом клапан открыт, и воздух может свободно выходить через седло клапана. Как только корпус воздушника заполняется жидкостью, поплавок всплывает и клапан закрывается. Если в корпус воздушника поступает воздух, поплавок опускается, клапан открывается, воздух сбрасывается. После поступления в корпус воды поплавок всплывает, клапан закрывается, сброс воздуха прекращается.
Воздушник
Для предотвращения образования конденсата и попадания его в прогретые трубопроводы пара протяженность участков воздушников, дренажных и продувочных трубопроводов от штуцера подключения к трубопроводу до запорной арматуры не должна превышать 250—300 мм. Кроме того, воздушники, дренажные линии, линии продувки должны быть тщательно теплоизолированы.
Что такое воздушные пробки в водопроводе и как от них поможет избавиться воздухоотводчик?
Возникновение воздушной пробки в трубопроводе может стать серьезной проблемой и причиной гидроударов, износу арматуры и труб, выходу из строя всей трубопроводной системы. Чтобы сохранить трубопровод, следует знать о методах борьбы с воздушными пробками и способы предотвращения их появления. Рассказываем об этом в статье магазина «Промышленная Автоматизация».
Почему появляются воздушные пробки?
Воздушные пробки и пузыри появляются в трубопроводе в связи с проникновением воздуха извне или в связи с физическими свойствами воды. Причин может быть несколько:
- В рабочей жидкости уже имеется газ – в норме на 1000 литров воды приходится не меньше 30 граммов воздуха. При условии перегрева труб или медленного потока жидкости, пузырьки скапливаются быстрее, образуя воздушные пробки. Таким образом в зоне риска образования пузырей и пробок горячий водопровод.
- Резкое уменьшение уровня воды, воздух попал в трубопровод через невозвратный клапан.
- Изношенные уплотнители на стыках или фитингах.
- При монтаже системы была допущена погрешность и воздух попал в систему уже при первом запуске.
Где скапливаются пробки и пузыри?
Место, где скапливаются воздушные пузырьки, разнится в зависимости от направления трубы. В трубах вертикальной направленности пузыри появляются и сгущаются по направлению вверх и распределяются равномерно по всей плоскости трубопровода. В горизонтальных системах пузырьки скапливаются в наивысших точках труб, что влияет на весь периметр трубы и уплотнения.
Рассосаться пробки могут при большой скорости потока – от 1/4 метра в секунду. При меньшей скорости пробки остаются неподвижны. Также большая вероятность возникновения пробки на изогнутых участках труб.
Чем опасны пузырьки и пробки?
Опасность возникновения воздушных пробок заключается в долгосрочном неблагоприятном воздействии на трубопровод. Среди основных проблем, вызванных пробками:
- Поломки, трещины и разрывы труб. Особенно часто разрывы возникают на поворотах потока, где наиболее вероятно появление пробки;
- Неравномерной потока. Вы наверняка наблюдали такой эффект в старых домах – вода то вылетает из крана, то застревает внутри магистрали;
- Гидравлические удары.
Способы избавления от воздушных пробок
Существует несколько методов борьбы с воздушными пробками. Среди них механические клапаны и воздухоотводы. Установка оборудования улучшает состояние трубопровода и качество подачи воды, но до установки может возникнуть острая необходимость в эффективной работе сети. Что делать в том случае, если стравливающие детали пока не установлены?
Прежде всего отключите насос, который используется в скважине для перекачки воды в помещение. Затем откройте сливы и сбросьте жидкость. Таким образом вместе с жидкостью из системы исчезнут и пузырьки, сеть обновится, и вы сможете продолжить использовать трубы без опаски за их состояние. Такой способ не поможет вам в долгосрочной перспективе, поэтому подходит он только для крайних случаев.
Борьба с пробками с помощью механических клапанов
Простой, но эффективный способ избавления от воздушных пробок – установка механического клапана, который быстро избавить сеть от пробок и пузырей. Работает клапан следующим образом:
- Цилиндр с крышкой и резьбовой герметичной заглушкой монтируется к трубопроводу с помощью резьбы;
- В полом цилиндре находится шарикообразный поплавок, который подвешен внутри устройства, и поднимается вместе с водой при увеличении уровня жидкости. Шарик попадает в заглушечное отверстие и перекрывает его;
- После уменьшения уровня жидкости, шарик опускается, освобождая заглушечное отверстие и стравливает пробку.
Механические клапаны подходят для работы в поворотных и изогнутых участках магистрали, именно там, где наиболее вероятно возникновение воздушной пробки.
Борьба с пробками с помощью автоматических воздухоотводов
Автоматические воздухоотводчики могут быть трех видов:
- Клапаны поплавковые;
- Устройства пускового действия;
- Комбинированные приборы.
Подбирая воздухоотводчик, обратите внимание на параметры сети, с которой предстоит работать устройству. Особенно важен объем пробок, которые теоретически могут возникнуть в магистрали, номинальное давление и загрязненность жидкости. Чтобы подобрать подходящий прибор обязательно проконсультируйтесь со специалистом, указав предполагаемые и желаемые технические данные. Инженеры не рекомендуют приобретать приборы максимальной мощности для бытовых нужд – если предполагается минимальная эксплуатация, устройство быстрее выйдет из строя.
Купить воздухоотводчики по доступной цене можно в интернет-магазине «Промышленная Автоматизация». Специалисты отдела продаж помогут подобрать оборудование, проконсультируют по возникшим вопросам и проконтролируют поставку оборудования.
Воздушник (шаровой кран воздушника)
Шаровой кран с воздушником ППУ представляет собой запорный элемент в изоляции из пенополиуретана. Изделие такого типа устанавливается на трубопроводы с жидкой рабочей средой. Наличие в конструкции воздушника позволяет быстро удалить воздух из системы. Кран изготавливают из стали с последующим нанесением пенополиуретана.
Элемент для уменьшения потока или его полной остановки выполнен в форме шара. Управление краном осуществляется с помощью рукоятки, расположенной на штоке. Его длину подбирают с учетом варианта прокладки трубопровода. Для наземного монтажа выбирают изделие со стандартным штоком, для подземного – с удлиненным.
Соединение запорного элемента с трубопроводом осуществляется с помощью сварки. На место стыка монтируют теплоизоляцию. Шаровой кран с воздушником ППУ
Виды шаровых кранов
С целью защиты от повреждений кран шаровой стальной в ППУ изоляции покрывают оболочкой. В зависимости от ее типа запорные элементы делят на два типа: Шаровой кран с пенополиуретановой изоляцией покрытый полиэтиленовой оболочкой ППУ-ОЦ. Изделие, защищенное от повреждений оболочкой из оцинкованной стали. Наш завод выпускает шаровые краны с воздушником в ППУ изоляции разных размеров в соответствии с ГОСТ 30732-2020.
Особенности шаровых кранов с воздушником
- низкая степень теплопроводности;
- простота конструкции;
- наличие воздушника для сброса воздуха;
- высокая скорость регулировки и перекрывания потока;
- длительный эксплуатационный срок.
Размеры крана зависят от его пропускной способности и толщины пенополиуретановой изоляции. Выбирая запорный элемент, учитывают диаметр трубопровода. Так удается установить шаровой кран с воздушником без затруднений.
Подготовка шаровых кранов для изоляции ППУ
Вам также может быть интересно:
- Шаровой кран
- Применение запорной арматуры в трубопроводах
- Фасонные изделия в теплоизоляции ППУ
- Стальные фасонные изделия в ППУ изоляции. Контроль качества при производстве