Что делать, если течет батарея отопления: способы устранения неполадок
Когда течет батарея отопления, важно сразу же принять меры, чтобы предотвратить затопление помещения и соседей снизу – нужно сразу же уведомить управляющую компанию и попросить приостановить на время ремонта подачу горячего теплоносителя. Обычно эта неприятность возникает в ходе плановых сбросов воды в системе, после резкого увеличения нагрузок, в результате в самых уязвимых зонах появляются дефекты.
Причины и виды протечек
Элементы отопительной системы, расположенные в жилых помещениях, – это трубы и металлические радиаторы, выше всего риск разгерметизации в зонах их соединений. Протечка – это непосредственно выход теплоносителя наружу, она может проявляться в виде ржавых подтеков на батарее и капель, падающих на пол.
Специалисты выделяют 4 ключевых типов дефектов, которые проявляются в зависимости от специфики установленных соединительных элементов:
- трещины, возникшие на секции радиатора,
- утрата герметичности трубопроводов, ведущих от стояка к батарее,
- течь между секциями радиаторов,
- разгерметизация зоны, соединяющей трубу и батарею.
КАК БЫСТРО УСТРАНИТЬ ТЕЧЬ РАДИАТОРА.РЕМОНТ БАТАРЕИ-ХОЛОДНОЙ СВАРКОЙ.
Когда течет батарея отопления, важно сразу же принять меры, чтобы предотвратить затопление помещения и соседей снизу
В соответствии с тем, на каком именно участке возникла проблема, предпринимают конкретные меры по ее ликвидации.
Как устранить течь батареи отопления: общее руководство к действию
Если течет чугунная батарея, наиболее вероятная причина этого явления – износ изделия. Также необходимо принимать во внимание материалы, из которых были изготовлены прокладки и магистральные трубы, специфику соединения элементов. Специалисты подчеркивают, что примитивное замазывание щелей гипсом является лишь временной мерой, если руководствоваться только ею, велик риск ухудшения проблемы.
Если даже течь крайне мала, не стоит ограничиваться ее локализацией с помощью банки или таза (хотя это должно стать первым шагом), в случае возникновения в сети существенного перепада давления на месте щели образуется пробоина, что чревато полноценным потопом. Даже небольшие капли подразумевают срочное устранение дефекта.
Подтеки возникают либо из-за утраты герметичности стыков, либо вследствие разрушения материала. Особую опасность представляют протечки, которые временами исчезают – в таких условиях обыватели надеются на прикипание материала, что может стать большой ошибкой.
В том случае, если радиатор не пригоден к ремонту, нужно слить из системы теплоноситель и заменить дефектный элемент. Здесь главный шаг – перекрытие потока воды.
Ключевые методы борьбы с течью
Если нет возможности сразу вызвать аварийную бригаду, можно воспользоваться следующими приемами:
Течет радиатор. Как устранить течь
- болтом-саморезом,
- гипсово-цементной повязкой,
- герметиком,
- резиновой прокладкой и хомутом,
- тканью с водо- и термостойкой клеевой пропиткой,
- сваркой.
Наиболее простой способ устранения течи в чугунной батарее – закрепление самореза в выявленной дырке
Наиболее простой способ устранения течи в чугунной батарее – закрепление самореза в выявленной дырке. Далее нужно как можно оперативнее позаботиться об установке нового радиатора.
Герметичная пломба
В хозяйственном магазине можно приобрести герметик на полимерной либо порошковой основе. На воздухе этот состав полимеризуется, с его помощью можно выиграть время для организации полноценного ремонта. Двухкомпонентные вариации затвердевают после смешивания всех составляющих.
Холодная сварка – это двухкомпонентный герметик, который продается в компактных тубусах, обычно в ее состав входят эпоксидная смола и металлический порошок. Участок перед применением холодной сварки нужно тщательно зачистить, обязательно обезжирить. Необходимо удалить краску, ржавчину, притом желательно с припусками, чтобы увеличить доступную зону контакта. Зачистку легче всего произвести с применением камня, который обычно используется для заточки ножей. Инструкция на тубусе подробно описывает рекомендуемый производителем способ применения, нужно обратить внимание, что некоторые разновидности нельзя использовать во влажных условиях – вода может стать препятствием для полноценной полимеризации.
Производители предлагают жидкую сварку и густую, по консистенции напоминающую пластилин. Перед применением нужно размять в руках оба компонента так, чтобы полимер обрел однородный цвет без вкраплений, далее его толстым слоем наносят на дефектный участок. Желательно не подавать в систему воду до полной полимеризации состава. При качественном нанесении через несколько часов образуется прочное покрытие, препятствующее выделению влаги.
Хомут и прокладка
Эта методика применима для устранения повреждений на стыке отопительного прибора и магистральной трубы. В качестве резинового бандажа можно использовать кусок велосипедной камеры, его крепят с помощью хомута либо проволоки.
Влагостойкий клей
Еще одна экстренная временная мера, удобная, если капает из стыка между секциями. Ткань пропитывают клеем, устойчивым к термическому воздействию и влаге, ею оборачивают проблемную зону. К моменту высыхания вода перестанет выступать на поверхности. Для решения подобной задачи отлично подойдет двухкомпонентный эпоксидный состав.
Влагостойкий клей — еще одна экстренная временная мера, удобная, если капает из стыка между секциями
Повязка с цементом и гипсом
Нужно подготовить алебастр, цемент, небольшую емкость с водой комнатной температуры, медицинский бинт и соль. Цемент разводят в емкости так, чтобы консистенция напоминала нежирную сметану, нужно погрузить в смесь нарезанный полосами бинт и после того, как он пропитается, обмотать заготовками место повреждения. Алебастр (гипс) понадобится в том случае, если необходимо произвести ремонтные работы без перекрытия воды – такая смесь быстрее схватывается.
Протечки, возникающие на резьбовом соединении, устраняют с помощью соли. Ткань или бинт намачивают и обваливают в соли, обматывают ими место стыка. Сверху накладывают упомянутую цементную повязку.
Сварка
Эта методика подойдет только для стальных приборов, здесь понадобится сварочный аппарат. Дуговая сварка опасна, лучше использовать газовую – так можно не бояться повреждения зоны вокруг течи.
Течет батарея отопления: что делать в зависимости от типа дефекта
Все рекомендации можно конкретизировать в соответствии с локацией проблемного явления, в этом случае стоит рассмотреть 4 наиболее распространенные ситуации.
Как заделать течь между двумя секциями радиатора?
Здесь необходима дополнительная герметизация зоны стыка. Участки, располагающиеся между двумя секциями батарей из чугуна, как правило, имеют прямолинейную форму и характеризуются небольшой площадью, благодаря чему можно быстро найти дефект и в сжатые сроки его устранить.
Стоит воспользоваться алгоритмом из следующих действий:
- укрепить направляющий винт с помощью обычного автомобильного хомута,
- можно сделать хомут самостоятельно, используя несколько пластин из стали (здесь не подойдут алюминиевые заготовки). Для затягивания петли используется болтовое соединение,
- проблемное место перед тем, как накладывать хомут, необходимо изолировать с помощью резиновой прокладки. Ее можно заменить прямоугольным отрезком ткани, пропитанным эпоксидным клеем.
Обматывать стык между радиаторами нужно очень аккуратно, чтобы не перетянуть соединение, такую же осторожность следует проявлять при дальнейшем использовании хомута.
Ликвидация дефекта в месте соединения стояка с трубой
Здесь причиной появления влаги может быть некорректный монтаж, проблема становится заметной после запуска отопительной системы. Стояк с трубой обычно соединяются с помощью сварки либо резьбы, в обоих случаях небрежная сборка, неаккуратная сварка, использование труб разного диаметра вызывают подтеки и влекут необходимость немедленного ремонта.
Если на эту будет оказано сильное механическое давление, например, во время детской забавы или когда возникает необходимость добраться к верхней части окна, даже небольшие нагрузки могут вызвать возникновение излома на стыке или перекоса. В этом случае временной мерой также, как и в предыдущем случае, может стать хомут в тандеме с резиновой прокладкой.
Устранение трещины в радиаторе
Оптимальным решением может стать применение классической сварки, но эта методика, во-первых, опасна и трудоемка, во-вторых, подразумевает наличие оборудования и соответствующих навыков.
Холодная сварка — отличный метод для устранения трещины в радиаторе
Уместная альтернатива – холодная сварка. Проблемный участок радиатора нужно подготовить – тщательно высушить и обезжирить. Далее нужно взять небольшой шарик холодной сварки и с усилием прижать его к месту течи. Материал в течение нескольких минут полимеризуется, для его полного застывания достаточно получаса. Эту батарею можно будет уже через сутки запустить в работу, но после окончания отопительного сезона понадобится ее замена – холодная сварка считается временной мерой.
Восстановление целостности отопительной трубы
Для подвода теплоносителя используются стальные трубы, на них накладывают повязки с гипсово-цементной смесью:
- в небольшой емкости разводят цемент до средне-густой консистенции,
- подготавливают отрезы бинта длиной примерно 30 см,
- бинты вымачивают в цементном растворе,
- с усилием наматывают заготовки на поврежденный участок в несколько слоев, чтобы обеспечить прочность соединения.
Если нет возможности перекрыть кран, первая наматываемая повязка должна быть вымочена в алебастровом растворе. Следующим слоем уже можно использовать цементные повязки.
Рекомендации по уходу и профилактике течи батарей в летний сезон
Все перечисленные выше методики актуальны в зимнее время, когда нужно срочно что-то предпринять. После окончания отопительного сезона необходимо организовать плановое обслуживание радиаторов и труб. Батареи снимают и разбирают на секции, удаляют старый уплотнитель со всех резьбовых соединений, иногда необходимо заменить ниппели на новые, обязательная мера – подготовка новых межсекционных прокладок. Если были обнаружены свищи, их нужно заварить, далее можно вернуть радиатор на место.
Если в доме не проводилась комплексная замена всех компонентов системы отопления, риск возникновения протечки увеличивается ввиду естественного износа коммуникаций. Специалисты рекомендуют всегда иметь в наличии хотя бы резиновые прокладки и хомуты, холодную сварку, чтобы незамедлительно перекрыть поток влаги.
Источник: pechistroy.ru
Как заделать течь в отоплении: трубы, радиатора, между секциями
Метод устранения течи в системе отопления во многом зависит от того места, где появилась течь. Утечка может быть:
- на цельной трубе;
- в месте соединения труб и радиаторов, труб и фитингов (переходников, тройников и т.п.);
- между секциями батарей;
- прямо на радиаторе.
В зависимости от масштабов бедствия (а как по-другому назвать?) действия отличаются. Если это только первые звоночки — несколько капель в час или очень тоненький ручеек — можно попытаться устранить своими руками, используя подручные или приобретенные средства.
Если же течет сильно, для жителей многоэтажек первым делом нужно вызвать аварийную бригаду. Следующий шаг общий для всех: перекрыть подачу теплоносителя. Тут вариантов несколько:
- Течет радиатор. При этом на его входе и выходе есть запорная арматура. Тогда просто закрываете краны. Для владельцев индивидуального отопления все просто, а вот для абонентов централизованного отопления есть несколько ситуаций.
- Радиатор установлен с байпасом, тогда при отключении прибора у вас в квартире, с общим стояком ничего не происходит, отопление работает дальше. Никаких проблем, спокойно занимаетесь ремонтом.
- Байпаса нет. Тогда нужно или сообщить соседям и (или) в ДЭЗ, ЖЭК и т.п. а потом заняться устранением проблемы.
Очень мы не любим вызывать «аварийки» и часто пытаемся исправить все сами. Есть шанс устранить течь своими руками, если течет не «в радиус». Тогда попробуем локализовать проблему.
Течь на трубе
Трубы систем отопления постоянно подвергаются коррозии. С годами стенка, которая была больше 1 мм толщиной, истончается: сталь понемногу ржавеет, частички ржавчины уносит теплоноситель. И однажды, в самом тонком месте просачивается вода.
Если вы где-то увидели непонятное пятно на трубе, вздулась краска, появился ржавый потек или пару капель — это будущее место течи. Не ждите, пока она проявится, если есть возможность, сразу поменяйте трубу (когда отопление не работает). Если это обнаружилось в сезон и замена невозможна, сразу устраняйте угрозу.
Ремонт при работающей системе
Если уже течет, вода не слишком горячая, и напор терпимый, можно попытаться наложить хомут. Самый простой способ — замотать резиной. Подойдет любая имеющаяся под рукой: велосипедная или автомобильная камера, кусок от сапога, даже резиновая перчатка. Из всего этого нарезаете резиновые полосы. Главное, чтобы по ширине они перекрывали поврежденное место.
Начинайте мотать, чуть отступив от течи, натягивайте сильно, чтобы витки плотно прилегали один к другому.
Если течь перестало, закрепляете успех: с боков и посередине, прямо на том месте, где есть повреждение, фиксируете наложенную повязку. Для этой цели использовать можно проволоку (подкрутить при помощи плоскогубцев) или автомобильные хомуты (очень полезная вещь в хозяйстве, купить можно «про запас»).
Если есть кусок жести, можно вырезать полоску по размерам заплатки, наложить ее и стянуть все болтами. Если нет жести, а есть проволока, используйте ее: плотно, виток к витку пройдите всю заплатку. Получится надежно, до конца отопительного сезона, скорее всего, достоит.
Это был «народный» метод, но есть хомуты для ремонта труб заводского изготовления. Это кусок металла, к которому изнутри прикреплена резина. Края его стягиваются болтами. Есть они разного диаметра и ширины — под разные повреждения. Очень удобная штука.
Как пользоваться видно в видео: минута — и течь устранена.
На остановленной системе
Если предыдущий способ не сработал, отопление отключайте. Есть возможность — меняйте все прохудившееся. Нет, пробуем устранить более кустарными методами, но с применением более серьезных средств. Если нужно — сливайте систему, если можно обойтись (повреждение вверху и без давления не течет), работаем так.
Заклеиваем эпоксидным клеем. Нужен клей на основе эпоксидной смолы, стеклоткань или обычная плотная ткань. Материал нарезаем полосами, шириной в два диаметра трубы или чуть больше. По длине полосы должно хватить на 6-8 витков. Сначала аккуратно зачищаем место течи, удаляем все, что может отслоиться, потом протираем насухо. Намазываете трубу клеем, оборачиваете тканью.
Снова промазываете и снова сверху ткань. Верхний слой мазать не нужно. Края прижимаются хомутами (или проволокой). Такая заплатка сохнет при температуре 20-25 o C за 2-3 часа, при более низкой — до трех суток. Края и середину повязки можно закрепить хомутами или проволокой.
Включать отопление можно после отвердевания, но краны поворачивайте очень плавно и медленно: даже незначительный гидроудар снесет вашу заплатку.
Для большей надежности в эпоксидную смолу добавляют бронзовую или алюминиевую пудру. Ее сделать легко: при помощи рашпиля немного сточите над листом бумаги какую-либо ненужную бронзовую или алюминиевую деталь. Это порошок добавьте в «эпоксидку» и тщательно размешайте. С такой добавкой хватит и 4-х витков такни, но витки кладем плотно, с хорошим натяжением.
Эпоксидную смолу можно заменить разведенными цинковыми белилами. Паста должна быть густой, витков потребуется 5-6.
Магазинные средства
Можно использовать готовые составы: термостойкие герметики для систем отопления или двухкомпонентные составы. Но выбирая герметик, помните, что лучше брать нейтральные (на упаковке должно быть написано «нейтральный»). Если для чугуна еще можно использовать кислотный, то алюминий кислотный герметик разъест, и вместо маленькой течи, через некоторое время будем иметь большую.
Хорошо и быстро помогает заделать небольшие течи состав, который называют «холодная сварка». Бывает он двух видов:
- Жидкий на основе эпоксидной смолы. Его используют для пропитки «бинтов» для труб или радиаторов. Чем они хороши, так это тем, что некоторые могут наноситься на влажные поверхности, а значит, можно не отключать отопление (или как минимум, не сливать систему).
- Специальные замазки с тем же названием. Внешне похожи на брусочки пластилина. Бывают одноцветные и двухцветные.
Работают с твердыми «пластилиновыми» составами в перчатках. Они химически активны, так что нужно быть осторожными. Для того чтобы замазать дырку в трубе или радиаторе нужно отрезать (отщипнуть) кусок, размять его в руках (перчатки надеты) до мягкости. Двухцветные нужно смешать, чтобы цвет был однородным. При этом состав становится липким.
Его наносят на дыру, затирают при помощи металлического шпателя (чтобы шпателю замазка не прилипала, его смачивают водой). Затвердевает все примерно за 5 минут. Если после заделки отверстия давлением выдавливает часть пробки (образуется сначала пузырь, потом он лопается), снова растирайте шпателем. Постепенно вся дыра затянется. Если место позволяет, поверх поставьте хомут, или затяните резиной в несколько оборотов, закрепите проволокой или хомутами.
Протекает соединение труб
Устранить течь в местах соединения труб можно все теми же самодельными или заводскими хомутами. Если есть разница в диаметре, можно сначала подмотать резиновую ленту, а затем сделать или надеть хомут.
Если соединение резьбовое и капает из-под подмотки, можно на паклю налить спирта, а потом намазать клеем БФ. Он спирторастворимый. Попав на проспиртованную паклю, он разжижается и может затечь внутрь соединения. Потом, когда спирт испариться, клей засохнет, «капель» прекратиться. Но это метод работает, только если у вас именно «капель», а не «фонтан».
И еще: такое обработанное соединение потом разобрать очень непросто.
Если есть возможность остановить систему или отключить радиатор (если течь в месте соединения с ним), лучше перепаковать резьбовое соединение. Для этого аккуратно и медленно раскручиваете гайку (контргайку). Ее нужно то отворачивать, то заворачивать. Не прилагайте значительных усилий — велик шанс сломать, и тогда точно придется останавливать систему и все переделывать.
Окрутив гайку, снимаете всю паклю или фум-ленту, убираете остатки герметика, в общем, тщательно очищаете резьбу. Протираете ее до чистого состояния, можно обработать обезжиривателем (ацетоном или чистым бензином).
Берете подмотку и пасту (герметик), наматываете лен и подмазываете все пастой. Теперь можно закручивать. Сначала рукой, потом ключом. Но тут тоже работать нужно аккуратно: сорвать резьбу очень легко. Потому ключ держите не за край, а посередине — так проще рассчитывать усилия.
С количеством пакли тоже не перестарайтесь. Если чугуну в принципе, без разницы, сколько подмотки вы накрутите то алюминиевые и биметаллические, а также стальный от большого количества могут треснуть. В коллекторе сначала появляется микротрещина, в которую просачивается вода. Металл разъедает, краска вздувается, секция (или весь радиатор) испорчена.
Но это все в тех случаях, когда течет резьбовое соединение. Если потек фитинг под пресс (металлопластиковые трубы), можно попытаться его просто поджать. В случае с медными трубами пройдет вариант только с пайкой. При течи в месте стыка полипропиленовых труб вариант тоже только один — вырезать поврежденный кусок и приварить новый.
Между секциями батареи
Если течь появилась между секциями — это значит резиновая или паронитовая прокладка стала неэластичной и/или ее разъел теплоноситель. Есть еще одна возможная причина — коррозия «съела» ниппель. В любом случае для капитального ремонта требуется разобрать отопительный прибор на секции и поменять испорченную деталь.
Если отопление не работает или радиатор можно отключить без останова системы, его снимают, разбирают, удаляют старые прокладки, ставят новые и собирают снова. Как собрать/разобрать батарею читайте тут.
Если нет, можно временно заклеить или закрыть течь. С алюминиевыми или биметаллическими радиаторами этот фокус выполнить очень сложно — расстояние между секций очень уж маленькое. А с чугунными типа МС-140 это проделать реально.
Сначала нужно зачистить место, где подтекает теплоноситель: снять все до металла. Там где есть доступ, снимаем шпателем или щеткой с металлической щетиной. Где доступа нет, берем металлический трос и обдираем с его помощью. Пропускаем его вокруг коллектора в том месте, где требуется обработка, и тянем то за один, то за другой конец. Через некоторое время все, что может отлететь, отлетает.
На зачищенную поверхность будем укладывать тот же состав, что при изоляции труб: эпоксидная смола и металлический порошок или «холодная сварка». Только полосы ткани нужны более узкие и длинные. Протираете насухо и начисто, наносите состав, оборачиваете тканью, еще намазываете клеем, еще виток. Так 4-5 витков. Верхний не мажьте.
Для надежности можно стянуть поверху хомутом.
Если есть готовая железная замазка, можно наложить ее (или сделать). Тогда хватит 3-4 витков ткани, промазанной составом. Самый простой рецепт, который подойдет для устранения течи в чугунной батарее: к свинцовому сурику добавить олифы, растереть, чтобы получилась кашица. Ее и накладывать между секциями. Если есть свинцовые белила — смешайте с суриком, добавьте олифу.
Консистенция та же: кашица.
В любом случае подобный ремонт радиатора — только временная мера. После окончания сезона отопления необходима перепаковка.
Течь на самом радиаторе
Такие неприятности случаются обычно с двумя типами отопительных приборов: со стальными и чугунными. Если дыра небольшая, нужно зачистить все вокруг, заделать дырку деревянной пробкой. Сверху обмазать герметиком, «холодной сваркой». Решение неэстетичное, но лучше тут вряд ли придумаешь. Можно попытаться заделать течь в батарее только при помощи «холодной сварки».
Есть еще один совет — завернуть в дырку саморез. Найдите подходящего диаметра, смажьте герметиком или герметизирующей пастой. Необычное решение. Может сработать, если отверстие небольшое.
Но все это — только временные варианты. Такой радиатор (если он панельный) или потекшую секцию нужно менять.
Текут трубы скрытой проводки
При скрытой прокладке трубы используют надежные. Но и в этом случае могут возникнуть протечки. Ломать стены или пол — вариант, мягко говоря, «не очень». Есть два способа устранить и эту течь отопления:
- Метод дедовский, но рабочий. Поможет, кстати, и в случаях открытой проводки — если где-то каплет, но добраться сложно. Устранение течи в системе отопления в этом случае простое: в расширительный бачок насыпают пару пачек горчичного порошка и с таким теплоносителем запускают систему. Через пару часов течи затягиваются: забиваются взвесью. Так можно и мелкие течи в котле «забить». Потом горчичный теплоноситель сливают, промывают систему и запускают ее уже с чистой водой. Метод рабочий, но рискованный: забиться заодно может еще что-то, а фильтры и грязевики чистить придется точно.
- На том же принципе, но только с использованием полимеров, основана работа фабричных герметиков для систем отопления. Они заливаются в систему на определенный промежуток времени. Циркулируя по системе, полимеры оседают на стенках, в тех местах, где есть течи, они не сносятся потоком теплоносителя. Постепенно там образуется пробка. Когда течи блокируются, состав сливается, заливается в систему чистая вода и отопление работает дальше.
Конечно, дешевле использовать горчицу, причем существенно дешевле: канистра такого герметика объемом 1 л (добавляется из расчета 1*100) стоит от 6 тыс. руб. Но результат может быть разным: горчица — это органика, а в герметике находится взвесь полимеров. Причем готовые герметики есть для антифризов, для воды, для течей разной интенсивности.
И, кстати, это чуть ли не единственный способ устранить течь антифриза: он очень текучий, а зачастую еще и ядовитый (этиленгликолевые) и работать с ним нужно крайне осторожно. Жить в помещении, где течет этиленгликоль нельзя: токсичны и его пары.
Итоги
Способов устранить течь в системе отопления достаточно. Но все, кроме замены испорченной детали только дают только некоторую отсрочку — дожить до окончания отопительного сезона. Затем нужно менять трубы или радиаторы, перезаделывать соединения. О том, как менять радиаторы читайте тут.
Источник: teplowood.ru
Как и чем заделать течь в батарее отопления, чтобы не тратиться на новый радиатор
От автора: здравствуйте, дорогие читатели! Радиаторы отопления являются очень простым и надежным оборудованием, которое приносит в любой дом тепло и комфорт. Его конструкцию вполне можно назвать элементарной — в большинстве случаев, она состоит из корпуса, внутри которого циркулирует теплоноситель.
Тем не менее, даже такое простое устройство может выйти из строя. Как правило, такие случаи являются неожиданными для хозяев. Иногда ситуацию можно решить только срочным вызовом аварийном бригады. К счастью, зачастую хозяева в состоянии справиться с проблемой самостоятельно. Нужно только знать, чем заделать течь в батарее отопления так, чтобы оборудование могло прослужить еще довольно долгое время.
- с наличием запорных кранов. Если на трубе, к которой подключена батарея, стоит вентиль, то с его помощью вы можете осуществить перекрытие тока теплоносителя. Но в разгар отопительного сезона к этому следует подходить осторожно. Во многих случаях закрытие вентиля приведет к прекращению подачи теплоносителя и к соседям по стояку — это зависит от схемы разводки отопительной системы. В таких ситуациях закрывать вентиль можно только при наличии байпаса. Это отрезок трубы, который формирует собой обходной путь для тока теплоносителя. Таким образом, жидкость сможет свободно циркулировать дальше по маршруту, пока вы занимаетесь починкой радиатора;
- без запорных кранов. Если нет никакой возможности перекрыть ток теплоносителя, то при возникновении протечки 100% необходимо вызывать аварийную бригаду. Во-первых, в таком случае перекрыть подачу жидкости можно только с помощью вентиля на общем стояке — доступа к нему у жильцов многоквартирного дома, как правило, нет. Во-вторых, делать это нужно срочно даже в той ситуации, когда протечка не такая уж сильная — например, вода капает тонкой струйкой. Помните о том, что это может внезапно перерасти в настоящий фонтан, а в трубах бежит практически кипяток. Работники любой аварийной бригады могут поведать вам о случаях, когда промедление привело к мощному затоплению квартиры, устранять которое, учитывая температуру жидкости, весьма нелегко. Да и до затопления «рванувшая» из радиатора вода способна оставить на оказавшихся рядом людях серьезные ожоги. В общем, тянуть не стоит — в любое время дня и ночи, заметив протечку, сразу звоните в «аварийку».
Если же протечка небольшая, жидкость бежит тонкой струйкой, то тут можно обойтись «малой кровью». Обмотайте батарею в месте протечки тканевым жгутом — например, полотенцем. Опустите концы жгута в тазик. Таким образом, вы направите теплоноситель в емкость, а не на пол. Также можно попытаться полностью устранить такую протечку.
Но об этом давайте подробнее.
Временное решение
Итак, если из любого места вашего радиатора тонкой струйкой бежит вода, и у вас нет возможности остановить подачу теплоносителя, то можно постараться перекрыть поврежденное место так, чтобы предотвратить дальнейшие неприятности. Для этого вам понадобится что-нибудь резиновое: например, старый резиновый сапог, камера от велосипедного или автомобильного колеса, бытовая или медицинская перчатка — в общем, что угодно, лишь бы оно было сделано из резины.
- Нарежьте резиновое изделие на полоски. Чем они длиннее, тем лучше. Ширина каждой полосы должна быть такой, чтобы можно было полностью перекрыть место протечки.
- Теперь полученными полосами вам нужно обмотать поврежденный участок. Начинайте процесс рядом с тем местом, откуда течет вода, постепенно продвигаясь к нему. Витки при этом должны слегка заходить друг на друга. Наматывать резину необходимо максимально туго — чем плотнее прилегание полос, тем надежнее будет эффект.
- После того как намотка произведена, ее нужно зафиксировать. Для этого сделайте обвязку с помощью тканевого жгута — его нужно размещать поверх протекающего места. Вместо ткани можно использовать крепкую проволоку, при этом ее нужно наматывать так же, как резину, витками по всей ширине изначальной обмотки. Также подойдет и автомобильный хомут — это вообще довольно полезная штука, которая может неоднократно пригодиться в хозяйстве, поэтому рекомендуется приобрести их побольше, на будущее. Еще один вариант для закрепления заплатки — полоска из жести. Ее можно стянуть поверх резины с помощью болтов.
Можно еще больше упростить себе жизнь, если приобрести для устранения подобных неприятностей специальные сантехнические хомуты. Они предназначены именно для ремонта труб. Такой хомут представляет собой металлическое изделие, ко внутренней стенке которого прикреплена резина. То есть, по сути, это та же самая заплатка, описанная выше, но ее применение гораздо удобнее — устранение протечки займет примерно минуту.
Если данное решение не сработало, и теплоноситель все так же продолжает просачиваться из-под заплатки, то необходимо все же либо вызывать аварийную бригаду, либо, при наличии возможности, самостоятельно останавливать отопительную систему и приступать к серьезному ремонту. Для устранения течи существует несколько способов. Самый простой из них — заклеивание.
Заклеивание
Процедура заклеивания подходит исключительно для небольших протечек. Зато справляется она с ними отлично, зачастую такой ремонт позволяет продлить жизнь радиатора на несколько лет. Для его осуществления необходимо, прежде всего, остановить подачу теплоносителя, чтобы убрать давление, под которым жидкость просачивается наружу.
Далее нужно действовать по обстоятельствам. Если «пробоина» располагается в верхней части батареи, и при остановке отопительной системы вода прекращает течь из поврежденного места, то можно приступать к ремонту. Если же протечка образовалась в нижней части радиатора, то перед процедурой «лечения» оборудования необходимо произвести слив теплоносителя либо из всей системы, либо из конкретного элемента (обычно это возможно при наличии байпаса, который позволяет пустить жидкость в обход ремонтируемого оборудования).
Естественно, перед заклеиванием необходимо протереть и тщательно высушить участок, с которым вы будете работать. Кроме того, нужно очистить поверхность от отслаивающейся краски и тому подобного мусора. В противном случае результат не сможет порадовать качеством.
Что касается применяемых для ремонта средств, то одним из самых доступных (в том числе, и по цене) является эпоксидный клей. Кроме него, вам понадобятся полосы из обычной ткани или стеклоткани. Последняя является преимущественной. Но, если вы решили использовать обычную ткань, то берите плотный материал.
Эпоксидную смолу можно применять в изначальном виде, то есть непосредственно после покупки в магазине. Но можно и слегка усовершенствовать состав, придав ему большую конечную прочность. Для этого вносится добавка в виде пудры из бронзы или алюминия. Порошок очень легко получить, обработав рашпилем какую-либо деталь из соответствующего металла — естественно, предварительно подложив под место работы лист бумаги, на который и соберется пудра. Полученный материал добавьте в эпоксидку и перемешайте, как следует.
- Нарежьте ткань на полосы. Ширина каждой из них должна быть вдвое больше диаметра ремонтируемого участка. Длину рассчитывайте так, чтобы можно было обмотать элемент 6 или 8 раз.
- Намажьте ремонтируемый участок эпоксидной смолой или цинковыми белилами. Естественно, это нужно делать не только на самой протечке, но и на некотором расстоянии в обе стороны от нее.
- Поверх обработанного клеевым составом участка плотно намотайте тканевую полосу. Затем обмажьте ее и повторите процедуру со следующей полосой.
- После того как все тканевые полосы будут намотаны (самую верхнюю, естественно, клеевым составом мазать уже не нужно), закрепите все это дело с обоих концов с помощью хомутов или крепкой проволоки.
Рекомендуем прочитать:
Пуск теплоносителя по завершении высыхания заплатки необходимо осуществлять очень осторожно. Запорный кран открывайте медленно. Если допустите возникновение гидравлического удара, то заплатка, скорее всего, не выдержит.
По этой же причине не рекомендуется использовать данный способ ремонта в домах, подключенных к централизованной системе отопления, поскольку ей свойственны периодические гидроудары. Поэтому, чтобы устранить течь в радиаторе, находящемся во многоквартирном здании, лучше использовать более серьезные методы — например, замену прохудившейся секции. О том, как производится данная работа с чугунными и алюминиевыми батареями, вы можете найти информацию на нашем сайте.
Устранение протечек в местах соединений
Очень часто теплоноситель начинает протекать там, где стыкуются какие-то элементы — например, соединяется труба и радиатор. Причин тому может быть довольно много. Чаще всего проблема заключается в износе материала, с помощью которого уплотнялась резьба при монтаже.
Если теплоноситель не бьет фонтаном, а лишь слегка подкапывает, и при этом у вас по какой-то причине нет возможности остановить отопительную систему для проведения полноценного ремонта, то можно попробовать следующий способ. Накапайте небольшое количество спирта на паклю, которой обмотано место соединения. Затем нанесите туда же клей БФ.
При взаимодействии со спиртом он станет жидким и сможет затечь внутрь соединительного элемента, а затем там затвердеет. Но минус такого метода заключается в невысокой надежности. К тому же, когда-нибудь потом вам придется очень долго и мучительно разбирать такое склеившееся соединение.
- Аккуратно открутите гайку. Делать это нужно медленно, чтобы не повредить резьбу.
- Когда поверхность резьбы освободится, удалите с нее все уплотнители, которые использовались при монтаже. Как правило, это пакля или ФУМ-лента. Не забудьте произвести очистку и от герметика. Можно пройтись пару раз наждачкой, доведя чистоту резьбы до идеала. В завершение желательно обезжирить поверхность с помощью ацетона или тому подобных средств.
- Далее все сделайте в обратном порядке. Накрутите новую ФУМ-ленту, сверху обмотайте льняной паклей, смажьте все это дело качественным герметиком и соберите соединение. Закручивание гайки необходимо производить не менее аккуратно, чем раскручивание. Особенно это касается старых радиаторов, где элементы уже «дышат на ладан».
В случае возникновения протечки в местах соединения секций радиатора проблема обычно заключается в деформации или износе уплотнительной прокладки. В идеале, этот элемент необходимо заменить на новый. Для этого батарею нужно разобрать на секции — пошаговая инструкция по проведению данной работы есть на нашем сайте. Для разборки вам понадобится специальный сантехнический ключ и довольно много терпения, но выполнить все действия вполне реально.
После того как отсоедините секции друг от друга, зачистите места соединений от всех загрязнений — естественно, изначально удалите все старые уплотнительные материалы. Затем поставьте новые прокладки. Лучше брать не резиновые и не силиконовые, поскольку они не слишком хорошо переносят высокие температуры и, в итоге, не так уж долго служат. Оптимальным вариантом является паронит, который будет отлично справляться со своими функциями долгие годы.
После установки новых прокладок соберите радиатор обратно и подсоедините его к системе. Если при разборке вы обнаружили, что проблема заключается не в уплотнителе, а в повреждении самой секции, то оптимальным вариантом будет ее замена.
Рекомендуем прочитать:
При отсутствии возможности разобрать соединение можно произвести все то же заклеивание описанным выше методом. Перед началом работы обязательно зачистите ремонтируемый участок от загрязнений и краски. Процедура устранения неполадки выполняется точно так же: мажем участок клеевым составом, плотно наматываем полосу ткани, снова мажем и т. д., в конце затягиваем края хомутами.
Вместо обычной эпоксидки можно использовать специальные средства, которые называются холодной сваркой. Работа с ними осуществляется примерно так же. Некоторые составы можно использовать даже на влажных поверхностях, то есть в том случае, если нет возможности остановить подачу теплоносителя.
Холодная сварка может быть жидкой и твердой. В первом случае работа осуществляется по тому же принципу, что и с обычным эпоксидным клеем. Во втором случае средство разминается, а затем используется, как замазка. При его применении обязательно надевайте перчатки, поскольку состав является химически активным и может негативно воздействовать на кожу.
Независимо от того, каким средством вы производите заклеивание протечки между секциями, помните о том, что данное решение является временным. После окончания отопительного сезона вам все же будет необходимо заняться этим вопросом более серьезно, разобрать соединение и устранить неполадку. Успехов!
Источник: seberemont.ru
Потекла батарея отопления: что делать и как устранить течь в короткие сроки
Несмотря на кажущуюся простоту отопительных батарей, сделанных из чугуна в виде секций, наличие в них большого количества стыков и соединений, делает их очень уязвимыми к возможным перепадам давления и температуры.
Периодические сбросы воды в течение лета, а также постоянные и большие нагрузки в отопительной системе, являются причиной того, что образуется протечка в наиболее уязвимом месте. В результате батарея течет и горячий теплоноситель попросту заливает квартиру. А это уже угроза не только имуществу, но и здоровью жильцов.
Для осуществления ремонтных работ желательно позвонить в управляющую компанию и попросить отключить на время отопление в квартире.
Виды протечек
Отопительные элементы в квартире представлены радиаторами отопления, а также трубопроводом.
Каждое соединение частей представляет собой потенциальную угрозу возможной разгерметизации.
Примите к сведению: протечкой является выход теплоносителя из отопительной системы из-за повреждения в одном из элементов.
В зависимости от типа используемых соединительных элементов, можно выделить несколько видов протечек, которые характерны для отопительных батарей:
- протечка, появившаяся в результате трещины на секции батареи;
- повреждение герметичности магистральных труб, которые соединяют основной стояк с батарей;
- протечки в межсекционных соединениях отопительного радиатора;
- разгерметизация соединения между радиатором и трубами.
Каждую из видов протечек нужно устранять, используя для этого определенные способы ремонта.
Общие рекомендации
Совет специалиста: доверять установку отопительных элементов рекомендуется профессионалам, чтобы избежать возможных проблем.
У появляющихся протечек каждого варианта есть свои объективные на то причины.
Чаще всего они связаны с материалом, который используется в качестве прокладок, типом соединения, а также материалом, из которых сделаны магистральные трубы.
Конечно, если речь идет о старых еще советских системах отопления, то здесь немаловажным является еще и допустимый срок эксплуатации оборудования, и уровень его износа.
Следует учесть: просто замазывать гипсом щели в радиаторах отопления является плохой идеей, так, как это лишь временное устранение проблемы.
Какого-либо унифицированного плана действия на случай потека из батареи нет.
Но при этом есть общие правила в случае подобной ситуации:
- Если появилась небольшая течь, не стоит постоянно подставлять под это мест тазик или баночку. В случае перепада давления в сети, она может очень быстро превратиться в большую пробоину, за счет чего произойдет затопление. Даже если вода не течет, а просто капает, этот дефект нужно устранять.
- Появление протечки – это, прежде всего, либо разрушение материала, либо нарушение герметичности соединения. Даже если протечка исчезнет со временем, это лишь на время, поэтому не нужно надеяться на прикипание материала.
- Если ремонт батареи невозможен, необходимо слить из системы воду, после чего осуществить её замену.
- До того как начать определенные мероприятия, связанные с ремонтом или заменой протекающей батареи отопления, нужно перекрыть поступление теплоносителя в батарею.
Устранение протечки между двумя секциями радиатора
Стоит отметить: в случае появления протечек в стыках секций радиатора, их можно устранить дополнительно герметизировав.
Участок, который находится между двумя секциями чугунного радиатора, является небольшим и прямолинейным. Это дает возможность быстро найти место течи, а также оперативно её устранить.
Всего сделать это можно несколькими вариантами:
- Используя для этого обычный автомобильный хомутик, который затягивается по направляющему винту.
- Можно использовать самодельный хомут, который делается из нескольких стальных (не алюминиевых) пластин, которые нужно будет затянуть болтовым соединением.
- Под такими хомутами место соединения должно быть обмотано резиновой прокладкой. Для этого также можно использовать кусок ткани, который предварительно был пропитан эпоксидным клеем.
Примите во внимание: нужно очень аккуратно распределять усилия во время обмотки, а также затяжки хомутов.
Из трещин в радиаторе
Чтобы заделать протечки в батарее отопления, можно использовать не только обычный вариант классической сварочной технологии, которая приносит для хозяев квартиры уйму неудобств, но и применяя холодную сварку.
Далее кусок материла «холодной сварки» в форме шарика нужно прижать к месту, где произошла протечка и подержать в течение нескольких минут. За это время пройдет полимеризация, а полностью смесь затвердеет через полчаса.
К работе батарею можно будет вернуть спустя одни сутки.
Рекомендация специалиста: чаще всего протечки в самих радиаторах отопления можно устранить, только заменив их.
В месте соединения с трубой
Появляются протечки на стыках в связи с:
- Не корректным монтажом, во время включения батареи. Чаще всего подобные соединения находятся на резьбе или создаются при помощи сварки. В любом случае даже небольшая небрежность в процессе сборки, к примеру, неправильный режим сварки или же разный диаметр труб, дадут о себе знать уже на следующий месяц работы отопительных систем.
- Сильным физическим давлением на места стыка. Чаще всего они возникают, из-за банальных житейских ситуаций, к примеру, если кто-то будет использовать батарею как опору, чтобы подняться выше и поправить карниз или штору. В любом случае, даже если на радиатор будет оказываться незначительные нагрузки, может возникнуть перекос или даже небольшой излом на стыке.
В отопительной трубе
Обратите внимание: устранить течь в отопительной трубе можно, используя резиновую камеру от велосипедного колеса.
Обычно, трубы, которые используются для подвода и отвода теплоносителя к радиаторам, делаются из стали. Именно поэтому из-за постоянного воздействия на них различных примесей, находящихся в теплоносителе, их стенки начинают протекать.
Часто за счет некоторых сантехников, предлагающих якобы перенести трубы в другое место, они заменяют их на такие же старые, но с виду аккуратно имитируемые новые.
Это в свою очередь также сказывается на их качестве и долговечности. В результате этого, подобные трубы не прослуживают и нескольких отопительных сезонов, за счет чего из них начинает течь вода.
Если протечки образовались на прямых частях труб и сами по себе занимают небольшой объём, то можно использовать специальные повязки из смеси цемента и гипса:
- разводят цемент в небольшой чаше, консистенция должна быть негустая;
- отрезают полоску бинта, длина может составлять около 30 см;
- далее эти полоски вымачивают в сделанном растворе цемента;
- после этого их наматывают с большой силой на поврежденный участок;
- наматывать нужно столько слоев, чтобы обеспечить прочность поверхности.
Важно знать: в случае, когда не получается перекрыть кран, то первую повязку, которая непосредственно ляжет на трубу, нужно вместо цемента обмакнуть в алебастр. Уже после него вторым слоем будет идти цементная повязка.
Любая протечка на батареях отопления должна быть оперативно устранена, так как она является очень опасной не только для мебели в помещении, но и для здоровья жильцов, так как в случае её разрастания, горячая вода может нанести сильные ожоги.
Смотрите видео, в котором специалист рассказывает как быстро и эффективно устранить течь в батарее, если рядом не оказалось сантехника:
Источник: anatomia-remonta.ru