Способы проверки датчика температуры воды: полезные советы

Чтобы проверить датчик температуры воды, первым делом отключите его от системы и осмотрите на наличие видимых повреждений или загрязнений. Затем воспользуйтесь мультиметром, установив его на режим измерения сопротивления; нормальное сопротивление датчика будет зависеть от его типа, поэтому стоит ознакомиться с его спецификацией.

После этого погрузите датчик в воду с известной температурой и измерьте сопротивление снова, сопоставив результаты с эталонными значениями. Если показания не соответствуют норме, скорее всего, датчик неисправен и требует замены.

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости — дешевая и простая в замене деталь, однако ее поломка может принести владельцу авто много неприятностей. От исправной работы ДТОЖ зависит работоспособность множества систем. Корректность показаний будет влиять на запуск двигателя, расход топлива и смесеобразование. Сначала разберем технические детали, а потом расскажем, как проверить прибор.

Устройство

Современный ДТОЖ состоит из разъема, металлического корпуса, термистора (чувствительного электронного компонента) и прокладки. Небольшое устройство определяет собственное омическое сопротивление и передает показания в ЭБУ — электронный блок управления. В зависимости от степени нагрева или охлаждения антифриза, показания прибора меняются.

Устройство датчика температур охлаждающей жидкости

Устройство датчика ТОЖ

В ДТОЖ использованы резистивные элементы. При их нагревании сопротивление падает. К примеру, если датчик помещен в среду, нагретую до +20°C, термистор будет иметь сопротивление 3,5 кОм. Если антифриз нагреется до + 90°C, на датчике будет сопротивление 0,24 кОм. В редких случаях у некоторых моделей датчик температуры антифриза имеет положительный коэффициент, т.е. при нагревании сопротивление в цепи возрастает.

Принцип работы

Когда двигатель не работает, температура антифриза практически не отличается от температуры окружающей среды. При этом сопротивление термистора имеет максимальное значение. Через датчик не подается ток в электрическую цепь блока управления. При запуске мотора происходит замыкание в замке зажигания. На датчик поступает напряжение.

График работы датчика ТОЖ

График работы датчика

В период нарастания оборотов силового агрегата сопротивление термистора снижается. Если допустимый предел превышен, датчик работает в режиме проводимости. Сигнал о величине сопротивления поступает в логический блок, который, в свою очередь, подает команды двигателю. В результате снижается число оборотов, уменьшается объем впрыскиваемой смеси.

Мотор начинает работать на пониженной мощности. Охлаждающая жидкость остывает и сопротивление датчика возвращается в норму.

Материалом для изготовления термистора служит оксид никеля или кобальтовый сплав. Эти металлы выбраны неслучайно. В них полно свободных электронов, которые помогают увеличивать или снижать сопротивление во время температурных воздействий. Стандартное напряжение для датчика — 5 В.

Где находится

Прежде чем начать диагностику ДТОЖ, нужно определить, где он установлен. Искать нужно большую гайку, от которой идет 2 электрических провода. Порой они спрятаны в гофрированный короб. Место расположения датчика зависит от марки и модели машины, но чаще всего локации таковы:

  • выпускной патрубок ГБЦ — головки блока цилиндров;
  • верхний шланг охлаждающего радиатора;
  • корпус термостата (регулятора температуры антифриза).

Место установки датчика ТОЖ

Место установки датчика

Место установки должно быть таким, чтобы обеспечивался контакт чувствительного элемента датчика с антифризом. Если охлаждающая жидкость вытекает из системы, контакт может нарушиться. В результат показания прибора будут некорректными.

Термистор помещен в защитный корпус, на котором есть резьба, позволяющая закрепить датчик. К электрической цепи он подключается через разъем. Его вкручивают в посадочное место гаечным ключом. В некоторых авто установлена пара датчиков. Один измеряет «градус» на выходе из двигателя, другой — из радиатора.

Симптомы неисправности

Судя по нашему опыту, ДТОЖ ломается не слишком часто. Но неисправность оказывает прямое влияние на работу силового агрегата. Вот типичные симптомы:

  1. Проблемный запуск мотора в холодное время года.
  2. Чрезмерный расход топлива, выше нормативного.
  3. Прогретый мотор глохнет. Обычное время — когда температура ОЖ достигает 100°C. Особенно на низких оборотах.
  4. Подтекает антифриз через корпус рядом с прибором.
  5. Указатель нагрева двигателя на панели приборов не реагирует.
  6. Тосол прогрелся до 100°C, но крыльчатка вентилятора не запускается.
  7. Лопасти вращаются «на холодную» или работают на максимальных оборотах.

Датчики ТОЖ

Новый и сломанный датчики

Мотор может начать «троить», что ухудшит динамику авто. А порой кипит антифриз в расширительном бачке. Если датчик замкнуло или случился обрыв цепи, вентилятор крутит, как бешеный, и не останавливается.

Проверка без снятия

Проверить исправность датчика можно двумя способами: без демонтажа и в снятом состоянии. В первом случае нужно провести осмотр, воспользоваться мультиметром или специальным сканером для диагностики. Второй предполагает применение нагревательных и контрольных приборов. Но об этом расскажем позже.

Читайте:  Причины протекания водонагревателя снизу: основные факторы

Популярные марки:

Предварительный осмотр

В большинстве случаев снимать датчик температуры тосола не надо. Частая причина выхода из строя — сгнившая, перебитая проводка или течь «охлаждайки». Поэтому первым делом советуем осмотреть датчик. Если провода не повреждены, а на контактах нет коррозии, нужна более тонкая диагностика.

Корпус прибора следует осмотреть на наличие трещин или отверстий, через которые может протекать антифриз.

Датчик может выдавать неверную информацию. Чтобы это проверить, нужно сопоставить температуры с панели, и данные, которые показывает датчик. Если данные отличаются, есть смысл снять прибор и проверить его в домашних условиях.

С мультиметром

Перед тем, как выявлять неисправность ДТОЖ, стоит проверить проводку в машине. Поскольку устройство нуждается в постоянном питании 5 В, нужно отсоединить его от проводов, завести мотор и подключить к проводам мультиметр, чтобы узнать подающееся на датчик напряжение.

Проверка датчика ТОЖ мультиметром

Проверка датчика мультиметром

Значение сопротивления зависит от температуры тосола. Приведем справочные данные. Они не претендуют на стопроцентную точность для каждого автомобиля, но дают возможность определить среднее значение и сделать выводы. Таблица:

Температура жидкости, °C Сопротивление ДТОЖ, Ом
0 9420
+5 7280
+10 5670
+15 4450
+20 3520
+25 2795
+30 2238
+35 1800
+40 1458
+45 1182
+50 972
+60 668
+70 458
+80 332
+90 240
+100 176

Следует прозвонить сам датчик на предмет обрыва цепи. Чтобы измерить сопротивление прибора, нужно перевести мультиметр в соответствующий режим. Затем измерить показания на выводах датчика. Температура на приборной панели совпадает со значением сопротивления? Значит все в порядке.

Диагностический прибор

Когда на «приборке» загорается лампа Check Engine, это явный сигнал о необходимости провести диагностику ДТОЖ. Наиболее эффективный и быстрый способ проверки — воспользоваться профессиональным ODB2 сканером. Однако можно применить и бюджетную модель Scan Tool Pro Black Edition.

Сканер ODB2

Сканер ODB2

На дисплее сканера, подключенного к диагностическому разъему ODB2, появится значение температуры антифриза. Также диагностический прибор покажет, какие данные выдает ДТОЖ. Если они соответствуют реальным значениям, значит датчик работает нормально.

Проверка снятого ДТОЖ

Перед демонтажом датчика из системы охлаждения, нужно слить небольшой объем антифриза. Если этого не сделать, тосол зальет все подкапотное пространство.

С термометром

Если первоначальная диагностика ничего не выявила, нужно выкрутить датчик гаечным ключом. Прежде чем проводить дальнейшую проверку, стоит очистить корпус и щуп терморезистора от налета и грязи.

Проверка датчика термометром

Проверка с термометром

Проверка ДТОЖ в домашних условиях с термометром:

  1. Поставить емкость с водой на электрическую плитку или газ.
  2. Взять мультиметр и включить измерение сопротивления.
  3. Термистор датчика погрузить в воду, а к контактам присоединить «крокодилы» мультиметра.
  4. В емкость с водой, в которую помещен ДТОЖ, поместить термометр.
  5. Постепенно повышать температуру воды и фиксировать показания мультиметра с шагом в 5 градусов.

Записанные параметры температуры и соответствующие им значения сопротивления нужно сравнить с таблицей параметров для автомобиля конкретной модели. Возможны небольшие отклонения от указанных значений.

Без термометра

Этот метод мало отличается от предыдущего, но в нем показания достаточно снять один раз. Чтобы провести диагностику датчика без термометра, нужно:

  1. Окунуть его в емкость с водой и довести ее до кипения.
  2. К выходным контактам датчика подсоединить щупы мультиметра и посмотреть показания.
  3. При исправной работе датчика тестер будет показывать сопротивление 176 Ом в кипящей воде.

Проверка датчика тестером

Проверка тестером

В некоторых авто установлено два датчика температуры антифриза. Сразу оба прибора выйти из строя не могут, поэтому нужно попеременно проверить каждый из них.

Источник3: ml-car.ru

Способы проверки датчика охлаждающей жидкости

1.jpg

На приборную панель любого авто выводятся параметры, по которым водитель судит о состоянии того или иного агрегата. Точность показаний зависит от корректной работы специальных измерительных элементов. К таким приборам относится датчик, передающий информацию о том, до какой температуры нагрелась охлаждающая жидкость. Эта небольшая деталь важна для работоспособности многих систем, включая двигатель автомобиля.

Как устроен и работает датчик

2.jpg

Задача датчика – измерение температуры охлаждающей жидкости, циркулирующей в системе охлаждения мотора. Компактное устройство (ДТОЖ), по сути, следит за тем, чтобы двигатель не перегревался. Иначе неприятностей не избежать. Датчик состоит из нескольких элементов:

  • корпуса, постоянно контактирующего с антифризом;
  • терморезистора;
  • прокладки;
  • электрического разъема, соединенного с электрической системой автомобиля.
Читайте:  Эффективные способы чистки акриловой ванны: советы и рекомендации

Этих компонентов достаточно, чтобы следить за температурным режимом тосола, заводского антифриза или обычно воды.

Основной рабочий элемент – терморезистор. Именно на его способности менять сопротивление, если повышается/понижается температура жидкости, основан принцип действия датчика. Когда ОЖ нагревается, сопротивление резистора снижается.

3.jpg

Полученный электросигнал транслируется ЭБУ (электронный блок управления). На основании полученных данных автомобильная электроника:

  • регулирует приготовление и подачу топливной смеси;
  • корректирует угол зажигания;
  • включает/выключает вентилятор, который обеспечивает принудительное охлаждение двигатель;
  • передает информацию о перегреве/недогреве мотора на панель приборов.

Из-за некорректной работы ДТОЖ будет неправильно подготовлена топливная смесь. Кроме того работа вентилятора не будет соответствовать реальной температуре и слишком сильные потоки воздуха станут охлаждать двигатель больше, чем необходимо в конкретный момент. Наоборот, из-за недостаточного охлаждения антифриз может закипеть.

4.jpg

Кроме того деформируется головка блока цилиндров. В результате перегрева двигатель не будет работать в полную мощность, увеличится расход топлива.

Функции датчика охлаждающей жидкости

ДТОЖ решает несколько задач:

  1. Корректное приготовление топливно-воздушной смеси. Для холодного пуска она должна быть более обогащенной, а после прогрева ее нужно обеднить.
  2. Правильное открытие дроссельной заслонки. Это обеспечит корректный запуск двигателя на холоде и постепенное снижение оборотов коленчатого вала, когда мотор начнет прогреваться.
  3. Контроль температуры ОЖ прогретого автомобиля, регулировка скорости вращения вентилятора при достижении допустимого нагрева.
  4. Подача сигнала, если происходит сбой в работе системы принудительного охлаждения.

Признаки неисправности датчика

5.jpg

Из-за поломки датчика поведение автомобиля становится непредсказуемым. Внимательный водитель не будет ждать, когда «закипит» тосол, а заметит настораживающие симптомы:

  • активацию сигнального индикатора «check engine». Хотя сигнальная лампа может сработать, если неисправны другие детали;
  • глохнувший мотор на «горячую». Двигатель внезапно заглох, если температура ОЖ достигла критического значения;
  • увеличился расход топлива. ЭБУ получает некорректную информацию. Блок не может точно определить количество горючего, которое необходимо, чтобы создать оптимальную топливно-воздушную смесь. Кроме того автомобильная электроника не учитывает сколько нужно горючего, чтобы поддерживать температуру мотора в стандартном режиме;
  • нестабильность работы силового агрегата. Особенно это касается холостых оборотов, сложного запуска в холод, остановки без видимых причин на низких оборотах, и зависания на высоких, когда мотор прогрет;
  • если вентилятор на радиаторе работает некорректно. Он может не включаться совсем или срабатывать, если активирован аварийный режим, продолжать работать, когда мотор остывает. ЭБУ считает отключение ДТОЖ разрывом цепи, поэтому запускает принудительное охлаждение в принудительном порядке;
  • ухудшается динамика автомобиля;
  • антифриз протекает через резьбовое соединение.

Похожие симптомы могут проявляться из-за неисправности других элементов. Но проверку рекомендуется начинать именно с ДТОЖ.

Однако низкий уровень тосола в системе приводит к тому, что не обеспечивается полный контакт датчика с ОЖ. Поэтому резистор передает искаженные показания. При подозрении, что ДТОЖ работает некорректно, необходима проверка уровня тосола.

Ремонт устройства нецелесообразен, потому что неразборный корпус усложняет работу. Практичнее поставить новый элемент.

Причины неисправности датчика

Простота конструкции устройства делает его прочным. Однако постоянный контакт с довольно агрессивными жидкостями (антифризом) негативно сказывается на металлических элементах датчика.

Устройство выходит из строя по разным причинам:

  • естественное старение материалов;
  • механические повреждения корпуса, резистора, электрических разъемов;
  • подтекание жидкости из резьбового соединения;
  • коррозия металла, когда вместо заводского антифриза заливают неочищенную обычную воду;
  • контакты окислились, потому что на них негативно действуют испарения;
  • перетирание проводов в месте присоединения жгутов (группы контактов) к устройству;
  • сильный удар или вибрация провоцируют поломку внутреннего контакта ДТОЖ;
  • естественное старение, механическое разрушение изоляции проводов.

Несмотря на низкую ремонтопригодность датчика, его корректную работу можно восстановить. Если на корпусе, контактах появились загрязнения, достаточно их просто очистить.

Ездить на машине со сломанным датчиком ОЖ весьма опасно, потому что устройство может в нужный момент не включить принудительное охлаждение. В лучшем случае все обойдется закипанием антифриза, в худшем приведет к перегреву двигателя, деформации прокладки ГБЦ. К этому можно добавить нестабильность работы двигателя, повышенный расход топлива. Лучше сразу произвести замену датчика, но перед этим проверить уровни ОЖ, масла для гидроусилителя руля.

Где находится датчик

Водитель, чтобы протестировать работоспособность устройства, должен точно знать место его установки в своей машине. Стандартное место установки – подкапотное пространство. Но это слишком общие координаты. Он может быть вкручен в ГБЦ (головка блока цилиндров), установлен на корпусе термостата, верхнем шланге радиатора.

Читайте:  Как самостоятельно починить капающий кран в ванной

6.jpg

Автопроизводителями для автомобилей, которые относятся к среднему и бизнес классу, предусмотрено оснащение несколькими датчиками. Это повышает точность оценки температуры, потому что замеры осуществляются дважды:

  • первый раз, когда жидкость выходит из цилиндров;
  • второй раз, когда выходит из радиатора.

Кроме того обеспечивается контроль состояния двигателя, работоспособности системы принудительного охлаждения.

7.jpg

Где бы ни находился датчик, он должен непосредственно контактировать с тосолом, другой охлаждающей жидкостью. Автовладельцу нужно постоянно проверять его состояние.

Способы проверки ДТОЖ

Существует несколько способов, позволяющих проверить датчик ОЖ. Большинством из них могут воспользоваться даже водители-новички. Причем особо сложного оборудования не потребуется. Когда автовладелец пользуется обычной водой из-под крана, может выйти из строя терморезистор. Если система охлаждения заполняется заводской жидкостью, то причин чаще всего стоит искать в проводке.

Провести диагностику датчика можно на самом автомобиле, а также демонтировав его.

Тестирование без демонтажа

Простой способ для тех, у кого есть под рукой мультиметр. Преимущество метода состоит в том, что не придется снимать, а затем устанавливать устройство на место. Недостаток тоже есть. Если нет времени ждать, когда двигатель остынет, проводить тестирование нужно очень осторожно. Есть опасность получения ожога.

Прикоснувшись корпусом или щупами к горячему двигателю, можно оплавить элементы тестера.

Как проводится проверка:

8.jpg

  • открыть капот;
  • разъединить клеммник и ДТОЖ;
  • выбрать измеряемый параметр – напряжение;
  • подсоединить щупы тестера к выходным контактам;
  • зафиксировать полученные показания. Если напряжение отсутствует, значит, цепь оборвана, а датчик пор менять;
  • переключить мультиметр, чтобы измерять сопротивление;
  • провести замеры на входных контактах. Сравнить полученные показатели с таблицей температур. Ее можно найти в техдокументации к автомобилю. У горячего датчика сопротивление низкое, с уменьшением температуры оно повышается.

Что делать, если нет тестера, а нужно проверить электронный блок и проводку? С ДТОЖ нужно снять разъем (двигатель должен работать) и понаблюдать за вентилятором радиатора. Блок должен автоматически включить его, так как обнаружил обрыв цепи. Если ничего подобного не произошло, то есть вероятность поломки ЭБУ или вентилятора охлаждения.

Проверка снятого с машины датчика

Снять ДТОЖ просто. Достаточно выкрутить его из посадочного места с помощью гаечного ключа. Перед демонтажем обязательно сливается антифриз.

Сначала нужно осмотреть разъемы. Окисленные нужно почистить. Проверить изоляцию проводов и надежность их крепления к датчику. Причиной неисправности может быть подгнивший внутри изоляции провод, а не само устройство.

Демонтированный датчик проверяют двумя способами. В первом используют термометр, во втором – нет.

Тестирование с термометром

Во время проверки придется пользоваться:

9.jpg

  • гаечным ключом;
  • мультиметром;
  • термометром (лучше электронным);
  • нагревательным прибором (чайником, кипятильником);
  • емкостью для воды.
  • снятие, очистка датчика;
  • в емкость с нагреваемой водой опустить датчик (головку, контактирующую с антифризом) и термометр;
  • тестер переключить в режим проверки сопротивления и подключить щупы к электроконтактам ДТОЖ;
  • включить нагреватель;
  • измерять сопротивление при повышении температуры на 5 градусов.

Результаты замеров записать и сравнить с параметрами, указанными в руководстве по эксплуатации автомобиля. Погрешность, допущенная во время измерений, существенного значения не имеет.

Диагностика без термометра

Алгоритм действий аналогичен предыдущему способу. Для проверки нужна электроплитка или электрочайник, чтобы вода закипела. Температура кипящей воды составляет примерно 100 градусов. Именно поэтому можно обойтись без термометра. Головку датчика опускают в воду, которую доводят до кипения. После этого измеряют сопротивление один раз.

Считается, что сопротивление исправного ДТОЖ равно 175-178 Ом.

10.jpg

Погрешность у этого метода более высокая, потому что вода может закипеть при температуре меньше 100C, а у щупов есть свое сопротивление. Поэтому показатель может быть немного больше, чем расчетная норма.

Проверка диагностическим аппаратом

После активации на приборной доске индикатора «check engine» датчик нужно проверить. Для диагностики хорошо подходит специальный автосканер. Многие модели прибора имею встроенный сканер.

11.jpg

После подключения сканера на экране будет отображаться текущая температура охлаждающей жидкости, а также данные, передаваемые датчиком. Если они не соответствуют реальным показателям, значит, устройство неисправно и подлежит замене.

Полезное видео

Источник4: ml-car.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...