Раковина на колесной паре — это специальная часть, которая обеспечивает увеличение сцепления колес с рельсами, улучшая устойчивость и безопасность движения вагонов. Она представляет собой углубление в конструкции колеса, позволяющее более эффективно распределять нагрузку и снижать риск соскальзывания с рельсов.
Основной функцией раковины является уменьшение воздействия сил бокового движения, что особенно важно при высоких скоростях. Кроме того, такая форма способствует более равномерному износу как колес, так и рельсов, что в конечном итоге продлевает срок их службы.
- Раковина на колесной паре — это устройство на железнодорожном вагоне или подвижном составе, предназначенное для обеспечения поворота колесной пары и плавного прохождения по криволинейным участкам пути.
- Раковина состоит из двух частей — раковины и раковинного щита. Раковина устанавливается между бандажами колес и представляет собой специальную форму, обеспечивающую плавное ведение колеса по пути.
- Раковинные щиты служат для защиты раковины от нежелательных воздействий и обеспечения надежности работы устройства.
- Раковины на колесных парах используются для повышения безопасности и комфортности передвижения по железнодорожным путям, а также для уменьшения износа колес.
- Значительное внимание уделяется техническому обслуживанию раковины на колесной паре, чтобы обеспечить бесперебойную работу устройства и предотвратить возможные аварийные ситуации.
Определение раковины на колесной паре
Использование колесных пар моторвагонного подвижного состава запрещается, если они имеют:
- трещины в любой части оси или колеса колесной пары;
- остроконечный износ на гребне колеса в зоне от точки, расположенной на расстоянии (2+-0,1) мм от вершины гребня, до точки, удаленной на расстоянии (13+-0,1) мм от поверхности катания;
- вмятины, потертости или забоины средней части оси глубиной более 2,5 мм (5 мм и более по диаметру);
- следы контакта с электродом или электросварочным проводом в любой части оси колесной пары;
- смещение или ослабление ступицы колеса на подступичной части оси;
- На поверхности круга колеса кольцевые выработки глубиной более 1 мм у основания гребня или на средних участках, кольцевые выработки на фаске с внешней стороны колесной пары более 2 мм или шириной более 15 мм;
- Увеличение ширины обода колеса (раздавливание) более 5 мм;
- Поверхностный откол наружной грани обода колеса более 10 мм в глубину или наличие трещины, распространяющейся в глубь металла, или если ширина оставшейся части обода в месте откола менее 120 мм;
- Навар на поверхности катания более 0,5 мм.
При скоростях движения до 120 км/ч (дополнительно к браковочным параметрам, указанным выше в этом пункте):
- размер проката по кругу катания бандажа (цельнокатанного колеса) составляет не менее 7 мм в поездах пригородного сообщения, и не менее 8 мм — при рабочих скоростях;
- высота гребня колеса должна быть не менее 33 мм или не более 25 мм при высоте гребня 28 мм, измеряемой на расстоянии (18+-0,1) мм от вершины гребня;
- вертикальный износ гребня колеса должен быть не менее 18 мм, измеряемый специальным шаблоном;
- глубина ползуна (выпуклости) на круге катания колеса не должна превышать 1 мм.
При скоростях движения от 120 до 140 км/ч (дополнительно к предыдущим требованиям для скоростей до 120 км/ч):
- размер проката по кругу катания бандажа (цельнокатанного колеса) должен быть не менее 5 мм;
- высота гребня колеса должна быть не менее 33 мм или не более 28 мм;
- выявленные трещины или расслоения в вырезке, проникающие в металл.
- При наличии расслоения металла на глубину более 1 мм, независимо от длины, выщербины;
- Если на колее у моторного вагона подвижного состава имеется выщербина, раковина или вмятина глубиной более 3 мм и длиной более 10 мм, у прицепного вагона — более 25 мм.
При скоростях движения от 140 до 250 км/ч включительно (дополнительно к браковочным параметрам, приведенным для скоростей движения более 120 до 140 км/ч включительно):
- Если на поверхности катания колесных пар выщербина, раковина или вмятина глубиной более 3 мм и длиной или шириной более 24 мм;
- Максимальная глубина ползуна (выбоины) на поверхности катания при скорости движения от 140 до 200 км/ч — 0,5 мм, при скорости движения от 200 до 250 км/ч — 0,17 мм.
Эксплуатация колесных пар для скоростного и высокоскоростного мотор-вагонного подвижного состава запрещается при следующих износах и повреждениях при любых скоростях движения (в дополнение к браковочным параметрам, указанным для скоростей от 140 до 250 км/ч):
- прокат по кругу катания более 5 мм;
- толщина гребня более 35 мм или менее 29 мм;
- вещербина, раковина или вмятина на поверхности катания колесных пар глубиной более 3 мм и длиной или шириной более 24 мм.
Дефекты колесных пар
Если шаблон отсутствует, глубину ползуна в пути следования можно определить по его длине.
Для подвешивания последней колесной пары челюстной тележки необходимо использовать клин (с упором в стыке рельсов) или поднять её домкратом (поочередно левую и правую стороны). Колесная пара может заклиниться в процессе эксплуатации из-за повреждения подшипников букс или якоря ТЭД, размотки бандажей, обрыва полюса или излома зубьев в тяговом редукторе. В таких случаях необходимо подвесить колесную пару.
Для предотвращения контакта гребня бандажа с головкой рельса при разгруженном домкрате или спуске с клина, следует вложить металлическую прокладку (вагонную тормозную колодку) между корпусом буксы и подбуксовой стрункой.
После этого устанавливают прокладку между верхней частью корпуса буксы средней колесной пары и рамой тележки.
Затем укладывают полушпалы между рамой тепловоза и рамой тележки со стороны, противоположной колесной паре, которую подвешивают.
Если возникла проблема с средней колесной парой, то необходимо установить прокладки между корпусами ее букс и подбуксовыми струнками, а также между корпусами букс и рамой тележки крайних колесных пар.
Максимальная скорость движения не должна превышать 10 км/час, а по стрелочным переводам не более 5 км/час.
Для подвешивания колесных пар безчелюстной тележки используются специальные приспособления и технологические болты с шайбами для сжатия пружинных комплектов.
Приспособление состоит из двух тележек, устанавливаемых с обеих сторон колеса и соединенных двумя тягами. Для установки тележек под крайнюю колесную пару необходимо разобрать элементы рычажной передачи. Для подвешивания средней колесной пары необходимо разобрать гасители колебаний и снять нижние поводки букс.
Двигаться со скоростью до 20 км/час с выключенным ТЭД и тормозным цилиндром, а по стрелкам — не более 10 км/час.
Нравится ли вам этот материал? Тогда добавьте его в закладки (CTRL+D) и не забудьте поделиться с друзьями:
Раковина на колесной паре — это специальное устройство, которое устанавливается на колеса транспортного средства для улучшения его маневренности и повышения устойчивости при движении. Раковина состоит из корпуса, установленного на оси колеса, и рулевого механизма, который позволяет изменять угол поворота колеса.
Главное преимущество раковины на колесной паре заключается в том, что она обеспечивает более плавное и точное управление транспортным средством, что особенно важно при выполнении сложных маневров или движении по узким участкам дороги. Благодаря раковине водитель может быстро и безопасно реагировать на изменения на дороге.
Кроме того, раковина позволяет равномерно распределять нагрузку на колеса, что способствует улучшению сцепления с дорогой и снижению износа шин. Это повышает безопасность движения и продлевает срок службы колес и других частей транспортного средства.
Повреждения колесных пар подвижного состава
Основные повреждения колесных пар включают в себя износ, сколы, трещины, закусывания, вырывы, надрывы и сколы на поверхности колес и т. д. Самыми опасными являются трещины в осях и колесах.
Эксплуатация железнодорожного подвижного состава с трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и ступице колеса, при наличии остроконечного наката на гребне колеса, а также при износах и повреждениях, нарушающих нормальное взаимодействие с путем и подвижным составом, запрещается.
1. Износ колес происходит из-за трения о рельсы и называется прокатом. Вагоны с колесными парами, у которых прокат превышает установленные размеры, и обод менее установленной толщины, не допускаются к эксплуатации:
Скорость движения | Прокат по кругу катания | Норма |
120-140 км/ч | у локомотивов, мотор.-вагонного п.с., пассажирских вагонов | не более 5 мм |
до 120 км/ч | у локомотивов, мотор.-вагонного п.с., пассажирских вагонов дальнего сообщения | не более 7 мм |
у локомотивов, мотор.-вагонного п.с., пассажирских вагонов в поездах местного и пригородного сообщений | не более 8 мм | |
у вагонов рефрежераторного парка и грузовых вагонов | не более 9 мм |
2. Под термином «ползуны» понимаются изношенные места (выбоины) на поверхности катания обода колеса, которые образуются при неправильном торможении, когда колеса, сильно зажатые тормозными колодками, перестают вращаться и начинают скользить по рельсам (идут юзом).
U движения | Ползун (выбоина) на поверхности катания | Норма |
До 120, от 120-140 км/ч | У локомотивов, мотор-вагонного п.с., а также у паровозов и вагонов с роликовыми подшипниками | не более 1 мм |
у паровозов и вагонов с подшипниками скольжения | не более 2 мм |
3. Выщербиной называется небольшое местное углубление на поверхности катания обода колеса, возникающее из-за наличия ползуна. Выщербины могут образоваться из-за ползуна или скрытых дефектов металла.
Требования | Грузовые вагоны | Пассажирские вагоны |
Выщербина | до 10 мм по глубине | до 10 мм по глубине |
до 50 мм по длине | до 25 мм по длине | |
Навар | не более 1 мм | не более 0,5 мм |
Толщина гребня | измеряется на расстоянии 18 мм от вершины | измеряется на расстоянии 18 мм от вершины |
Грузовые и пассажирские вагоны не допускаются к эксплуатации, если у колесных пар на поверхности катания имеются выступы, превышающие указанные размеры.
Кроме того, недопустимо, чтобы высота выступов на поверхности катания превышала 0,5 мм для колесных пар пассажирских вагонов и 1 мм для грузовых.
Толщину гребня следует измерять с помощью специального шаблона на расстоянии 18 мм от его вершины согласно указаниям в приложении №5 к ПТЭ п.14.
Скорость движения | Толщина гребня | Вертикальный износ гребня |
120-140 км/ч | Более 33 мм или менее 28 мм при измерении: — у локомотивов на S-20 мм при h-30 мм — у подвижного состава на S-18 мм при h-28 мм | |
до 120 км/ч | Более 33 мм или менее 25 мм при измерении: — у локомотивов на S-20 мм при h-30 мм — у подвижного состава на S-18 мм при h-28 мм | h больше 18 мм, измеряемый специальным шаблоном. |
Проверка дефектов в колесных парах
Проверка и осмотр колесных пар грузовых и пассажирских вагонов проводится в соответствии с установленными нормами и правилами. Для осмотра используется специальное оборудование:
- установки для мойки и очистки;
- станки для дефектоскопии;
- подъемники и тележки для перемещения колесной пары по территории цеха;
- шаблоны для контроля над нормативными параметрами колес и осей.
Перед началом проверки и проведения процедур по поиску дефектов, колесную пару необходимо тщательно очистить от грязи и помыть. До мойки нужно снять буксы, чтобы избежать попадания воды внутрь. В зависимости от степени загрязнения, следует использовать воду под высоким давлением с профессиональными моющими средствами, а также пескоструйные аппараты для удаления плотных отложений, а также щетки и другие механические устройства. После проведения проверки и диагностики состояния колес проводится маркировка. Если колесо или пара не подлежат восстановлению, на них ставится буква «Б», что означает брак.
Задачи и методы технического обслуживания колесных пар
Регулярное и внеплановое обслуживание колесных пар вагонов проводится с применением стандартной технологии. Колеса и оси подвергаются осмотру и проверке дефектоскопом при каждом подходе к раме вагона и перед проведением ремонта. Проверка начинается с проверки клейма и четкости надписи с указанием даты последнего осмотра или ремонта. Также производится проверка следующих параметров:
- состояние пружинных пакетов;
- состояние зубчатых колес и заклепок на них;
- надежность болтов для крепления зубчатых колес;
- состояние бандажных колец на предмет ослабления;
- измерение толщины бандажа;
- износ колес;
- проверка наличия деформации окружности бандажа.
В случае обнаружения хотя бы одной неисправности на колесной паре, ее направляют на ремонт. В случае отсутствия дефектов на пару клеймят с указанием даты осмотра и отправляют в зону сборки вагонов.
Конструктор сайтов по цене хостинга
10 дней бесплатного использования
Домен припаркован
Timeweb — компания, размещающая проекты клиентов в сети, регистрирующая адреса сайтов и предоставляющая аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в интернете — расскажите о себе всему миру!
2. Использование в соответствии с назначением
2.1 Условия эксплуатации
Колесные пары используются в составе ТПС на железнодорожных линиях с шириной колеи 1520 мм в соответствии с правилами, утвержденными МПС России 26.05.2000 № ЦРБ‑756, и инструкцией, утвержденной МПС России 19.07.1996 № ЦРБ‑393.
2.2 Подготовка колесных пар к использованию
Перед использованием колесной пары (подкаткой под ТПС) проводят расконсервацию колесной пары, снимают защитные устройства (в случае их наличия), удаляют антикоррозионный состав и проводят осмотр или обыкновенное освидетельствование.
3 Техническое обслуживание
3.1 Общие сведения
Выполнение технического обслуживания заключается в своевременном обнаружении дефектов, отправке колесной пары в ремонт или её замене, а также в проведении обточки бандажей без выкатки колесной пары из-под ТПС. Дефекты колесных пар ТПС и их составных частей описаны в приложении А.
Для проверки технического состояния колесных пар при эксплуатации проводят их осмотр и измерения геометрических размеров.
Использование колесных пар без оформленного в соответствии с установленными формами технического паспорта и формуляра большого зубчатого колеса запрещено.
3.2 Меры предосторожности
Для обеспечения безопасности труда при выполнении операций технического обслуживания необходимо руководствоваться правилами по охране труда ПОТ РО-32-ЦТ-668 и типовыми инструкциями по охране труда ТОИ Р-32-ЦТ-535, ТОИ Р-32-ЦТ-555, ТОИ Р‑32‑ЦТ‑728, а также местными инструкциями, устанавливающими требования безопасного проведения работ при техническом обслуживании колесных пар ТПС.
3.3 Порядок осмотра колесных пар
Осмотр колесных пар проводят для выявления их неисправностей в следующих случаях:
— под ТПС при всех видах его технического обслуживания (ТО) и текущих ремонтах ТР-1, ТР-2.
Если после формирования или проведения полного освидетельствования колесной пары прошло не более 2 лет, то дату формирования и освидетельствования устанавливают по данным формуляра на колесную пару перед запуском колесной пары под ТПС.
Колесную пару следует запускать под ТПС после схода ее с рельсов.
Таблица 3.1 содержит информацию о дефектах составных частей и значениях параметров, при которых запрещается эксплуатация колесной пары. Полный список приведен в приложении А.
Таблица 3.1 — Дефекты составных частей и недопустимые значения их параметров, при которых запрещается эксплуатация колесной пары
Наименование дефекта или параметра
Недопустимое значение
1 Прокат по кругу катания1)
1.1 С установленными скоростями движения до120 км/ч:
Для локомотивов и МВПС в поездах дальнего сообщения
Для МВПС в поездах местного и пригородного сообщения
1.2 При скоростях от 120 до 160 км/ч для локомотивов
1.3 При скоростях от 160 до 200 км/ч для локомотивов
1.4 При скоростях от 120 до 140 км/ч для МВПС
1.5 При скоростях от 140 до 200 км/ч для МВПС
2 Разность прокатов по кругу катания у левого и правого колеса1):
для ТПС со скоростью до 140 км/ч
для ТПС со скоростью от 140 до 200 км/ч
3 Измеряемая толщина гребня у локомотивов с высотой гребня 30 мм на расстоянии 20 мм от вершины гребня, а у ТПС с высотой гребня 28 мм — на расстоянии 18 мм от вершины гребня.
для колесных пар ТПС со скоростью до 120 км/ч
Более 33 и менее 25 мм
для ТПС с скоростью от 120 до 200 км/ч
Толщина гребня 2-й и 5-й колесных пар ЧС2, ЧС2Т, ЧС4, ЧС4Т (до №263) при высоте 26,25 мм
Параметр крутизны профиля для локомотивов и МВПС
Ползун для ТПС со скоростью до 140 км/ч
Ползун для ТПС со скоростью от 140 до 160 км/ч
Ползун для ТПС со скоростью от 160 до 200 км/ч
Выщербины, вмятины на поверхности катания у локомотивов и МВПС