Раковина на колесной паре: основные причины и способы решения проблемы

Раковина на колесной паре — это специальная часть, которая обеспечивает увеличение сцепления колес с рельсами, улучшая устойчивость и безопасность движения вагонов. Она представляет собой углубление в конструкции колеса, позволяющее более эффективно распределять нагрузку и снижать риск соскальзывания с рельсов.

Основной функцией раковины является уменьшение воздействия сил бокового движения, что особенно важно при высоких скоростях. Кроме того, такая форма способствует более равномерному износу как колес, так и рельсов, что в конечном итоге продлевает срок их службы.

Коротко о главном
  • Раковина на колесной паре — это устройство на железнодорожном вагоне или подвижном составе, предназначенное для обеспечения поворота колесной пары и плавного прохождения по криволинейным участкам пути.
  • Раковина состоит из двух частей — раковины и раковинного щита. Раковина устанавливается между бандажами колес и представляет собой специальную форму, обеспечивающую плавное ведение колеса по пути.
  • Раковинные щиты служат для защиты раковины от нежелательных воздействий и обеспечения надежности работы устройства.
  • Раковины на колесных парах используются для повышения безопасности и комфортности передвижения по железнодорожным путям, а также для уменьшения износа колес.
  • Значительное внимание уделяется техническому обслуживанию раковины на колесной паре, чтобы обеспечить бесперебойную работу устройства и предотвратить возможные аварийные ситуации.

Определение раковины на колесной паре

Использование колесных пар моторвагонного подвижного состава запрещается, если они имеют:

  1. трещины в любой части оси или колеса колесной пары;
  2. остроконечный износ на гребне колеса в зоне от точки, расположенной на расстоянии (2+-0,1) мм от вершины гребня, до точки, удаленной на расстоянии (13+-0,1) мм от поверхности катания;
  3. вмятины, потертости или забоины средней части оси глубиной более 2,5 мм (5 мм и более по диаметру);
  4. следы контакта с электродом или электросварочным проводом в любой части оси колесной пары;
  5. смещение или ослабление ступицы колеса на подступичной части оси;
  6. На поверхности круга колеса кольцевые выработки глубиной более 1 мм у основания гребня или на средних участках, кольцевые выработки на фаске с внешней стороны колесной пары более 2 мм или шириной более 15 мм;
  7. Увеличение ширины обода колеса (раздавливание) более 5 мм;
  8. Поверхностный откол наружной грани обода колеса более 10 мм в глубину или наличие трещины, распространяющейся в глубь металла, или если ширина оставшейся части обода в месте откола менее 120 мм;
  9. Навар на поверхности катания более 0,5 мм.

При скоростях движения до 120 км/ч (дополнительно к браковочным параметрам, указанным выше в этом пункте):

  • размер проката по кругу катания бандажа (цельнокатанного колеса) составляет не менее 7 мм в поездах пригородного сообщения, и не менее 8 мм — при рабочих скоростях;
  • высота гребня колеса должна быть не менее 33 мм или не более 25 мм при высоте гребня 28 мм, измеряемой на расстоянии (18+-0,1) мм от вершины гребня;
  • вертикальный износ гребня колеса должен быть не менее 18 мм, измеряемый специальным шаблоном;
  • глубина ползуна (выпуклости) на круге катания колеса не должна превышать 1 мм.

При скоростях движения от 120 до 140 км/ч (дополнительно к предыдущим требованиям для скоростей до 120 км/ч):

  • размер проката по кругу катания бандажа (цельнокатанного колеса) должен быть не менее 5 мм;
  • высота гребня колеса должна быть не менее 33 мм или не более 28 мм;
  • выявленные трещины или расслоения в вырезке, проникающие в металл.
  • При наличии расслоения металла на глубину более 1 мм, независимо от длины, выщербины;
  • Если на колее у моторного вагона подвижного состава имеется выщербина, раковина или вмятина глубиной более 3 мм и длиной более 10 мм, у прицепного вагона — более 25 мм.

При скоростях движения от 140 до 250 км/ч включительно (дополнительно к браковочным параметрам, приведенным для скоростей движения более 120 до 140 км/ч включительно):

  1. Если на поверхности катания колесных пар выщербина, раковина или вмятина глубиной более 3 мм и длиной или шириной более 24 мм;
  2. Максимальная глубина ползуна (выбоины) на поверхности катания при скорости движения от 140 до 200 км/ч — 0,5 мм, при скорости движения от 200 до 250 км/ч — 0,17 мм.
Читайте:  Все, что нужно знать о акриловых раковинах: особенности и преимущества

Эксплуатация колесных пар для скоростного и высокоскоростного мотор-вагонного подвижного состава запрещается при следующих износах и повреждениях при любых скоростях движения (в дополнение к браковочным параметрам, указанным для скоростей от 140 до 250 км/ч):

  1. прокат по кругу катания более 5 мм;
  2. толщина гребня более 35 мм или менее 29 мм;
  3. вещербина, раковина или вмятина на поверхности катания колесных пар глубиной более 3 мм и длиной или шириной более 24 мм.

Дефекты колесных пар

Если шаблон отсутствует, глубину ползуна в пути следования можно определить по его длине.

Для подвешивания последней колесной пары челюстной тележки необходимо использовать клин (с упором в стыке рельсов) или поднять её домкратом (поочередно левую и правую стороны). Колесная пара может заклиниться в процессе эксплуатации из-за повреждения подшипников букс или якоря ТЭД, размотки бандажей, обрыва полюса или излома зубьев в тяговом редукторе. В таких случаях необходимо подвесить колесную пару.

Для предотвращения контакта гребня бандажа с головкой рельса при разгруженном домкрате или спуске с клина, следует вложить металлическую прокладку (вагонную тормозную колодку) между корпусом буксы и подбуксовой стрункой.

После этого устанавливают прокладку между верхней частью корпуса буксы средней колесной пары и рамой тележки.

Затем укладывают полушпалы между рамой тепловоза и рамой тележки со стороны, противоположной колесной паре, которую подвешивают.

Если возникла проблема с средней колесной парой, то необходимо установить прокладки между корпусами ее букс и подбуксовыми струнками, а также между корпусами букс и рамой тележки крайних колесных пар.

Максимальная скорость движения не должна превышать 10 км/час, а по стрелочным переводам не более 5 км/час.

Для подвешивания колесных пар безчелюстной тележки используются специальные приспособления и технологические болты с шайбами для сжатия пружинных комплектов.

Приспособление состоит из двух тележек, устанавливаемых с обеих сторон колеса и соединенных двумя тягами. Для установки тележек под крайнюю колесную пару необходимо разобрать элементы рычажной передачи. Для подвешивания средней колесной пары необходимо разобрать гасители колебаний и снять нижние поводки букс.

Двигаться со скоростью до 20 км/час с выключенным ТЭД и тормозным цилиндром, а по стрелкам — не более 10 км/час.

Нравится ли вам этот материал? Тогда добавьте его в закладки (CTRL+D) и не забудьте поделиться с друзьями:

Мнение эксперта
Андрей Безуглый
Мастер на час со стажем. Более 20 лет стажа в самых разнообразных ремонтах

Раковина на колесной паре — это специальное устройство, которое устанавливается на колеса транспортного средства для улучшения его маневренности и повышения устойчивости при движении. Раковина состоит из корпуса, установленного на оси колеса, и рулевого механизма, который позволяет изменять угол поворота колеса.

Главное преимущество раковины на колесной паре заключается в том, что она обеспечивает более плавное и точное управление транспортным средством, что особенно важно при выполнении сложных маневров или движении по узким участкам дороги. Благодаря раковине водитель может быстро и безопасно реагировать на изменения на дороге.

Кроме того, раковина позволяет равномерно распределять нагрузку на колеса, что способствует улучшению сцепления с дорогой и снижению износа шин. Это повышает безопасность движения и продлевает срок службы колес и других частей транспортного средства.

Повреждения колесных пар подвижного состава

Основные повреждения колесных пар включают в себя износ, сколы, трещины, закусывания, вырывы, надрывы и сколы на поверхности колес и т. д. Самыми опасными являются трещины в осях и колесах.

Эксплуатация железнодорожного подвижного состава с трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и ступице колеса, при наличии остроконечного наката на гребне колеса, а также при износах и повреждениях, нарушающих нормальное взаимодействие с путем и подвижным составом, запрещается.

1. Износ колес происходит из-за трения о рельсы и называется прокатом. Вагоны с колесными парами, у которых прокат превышает установленные размеры, и обод менее установленной толщины, не допускаются к эксплуатации:

Читайте:  Как правильно установить накладную раковину на столешницу на кухне: пошаговая инструкция
Скорость движения Прокат по кругу катания Норма
120-140 км/ч у локомотивов, мотор.-вагонного п.с., пассажирских вагонов не более 5 мм
до 120 км/ч у локомотивов, мотор.-вагонного п.с., пассажирских вагонов дальнего сообщения не более 7 мм
у локомотивов, мотор.-вагонного п.с., пассажирских вагонов в поездах местного и пригородного сообщений не более 8 мм
у вагонов рефрежераторного парка и грузовых вагонов не более 9 мм

2. Под термином «ползуны» понимаются изношенные места (выбоины) на поверхности катания обода колеса, которые образуются при неправильном торможении, когда колеса, сильно зажатые тормозными колодками, перестают вращаться и начинают скользить по рельсам (идут юзом).

U движения Ползун (выбоина) на поверхности катания Норма
До 120, от 120-140 км/ч У локомотивов, мотор-вагонного п.с., а также у паровозов и вагонов с роликовыми подшипниками не более 1 мм
у паровозов и вагонов с подшипниками скольжения не более 2 мм

3. Выщербиной называется небольшое местное углубление на поверхности катания обода колеса, возникающее из-за наличия ползуна. Выщербины могут образоваться из-за ползуна или скрытых дефектов металла.

Требования Грузовые вагоны Пассажирские вагоны
Выщербина до 10 мм по глубине до 10 мм по глубине
до 50 мм по длине до 25 мм по длине
Навар не более 1 мм не более 0,5 мм
Толщина гребня измеряется на расстоянии 18 мм от вершины измеряется на расстоянии 18 мм от вершины

Грузовые и пассажирские вагоны не допускаются к эксплуатации, если у колесных пар на поверхности катания имеются выступы, превышающие указанные размеры.

Кроме того, недопустимо, чтобы высота выступов на поверхности катания превышала 0,5 мм для колесных пар пассажирских вагонов и 1 мм для грузовых.

Толщину гребня следует измерять с помощью специального шаблона на расстоянии 18 мм от его вершины согласно указаниям в приложении №5 к ПТЭ п.14.

Скорость движения Толщина гребня Вертикальный износ гребня
120-140 км/ч Более 33 мм или менее 28 мм при измерении: — у локомотивов на S-20 мм при h-30 мм — у подвижного состава на S-18 мм при h-28 мм
до 120 км/ч Более 33 мм или менее 25 мм при измерении: — у локомотивов на S-20 мм при h-30 мм — у подвижного состава на S-18 мм при h-28 мм h больше 18 мм, измеряемый специальным шаблоном.

Проверка дефектов в колесных парах

Проверка и осмотр колесных пар грузовых и пассажирских вагонов проводится в соответствии с установленными нормами и правилами. Для осмотра используется специальное оборудование:

  • установки для мойки и очистки;
  • станки для дефектоскопии;
  • подъемники и тележки для перемещения колесной пары по территории цеха;
  • шаблоны для контроля над нормативными параметрами колес и осей.

Перед началом проверки и проведения процедур по поиску дефектов, колесную пару необходимо тщательно очистить от грязи и помыть. До мойки нужно снять буксы, чтобы избежать попадания воды внутрь. В зависимости от степени загрязнения, следует использовать воду под высоким давлением с профессиональными моющими средствами, а также пескоструйные аппараты для удаления плотных отложений, а также щетки и другие механические устройства. После проведения проверки и диагностики состояния колес проводится маркировка. Если колесо или пара не подлежат восстановлению, на них ставится буква «Б», что означает брак.

Задачи и методы технического обслуживания колесных пар

Регулярное и внеплановое обслуживание колесных пар вагонов проводится с применением стандартной технологии. Колеса и оси подвергаются осмотру и проверке дефектоскопом при каждом подходе к раме вагона и перед проведением ремонта. Проверка начинается с проверки клейма и четкости надписи с указанием даты последнего осмотра или ремонта. Также производится проверка следующих параметров:

  • состояние пружинных пакетов;
  • состояние зубчатых колес и заклепок на них;
  • надежность болтов для крепления зубчатых колес;
  • состояние бандажных колец на предмет ослабления;
  • измерение толщины бандажа;
  • износ колес;
  • проверка наличия деформации окружности бандажа.

В случае обнаружения хотя бы одной неисправности на колесной паре, ее направляют на ремонт. В случае отсутствия дефектов на пару клеймят с указанием даты осмотра и отправляют в зону сборки вагонов.

Читайте:  Как правильно установить клик-кляк на раковину: пошаговая инструкция

Конструктор сайтов по цене хостинга

10 дней бесплатного использования

Домен припаркован

Timeweb — компания, размещающая проекты клиентов в сети, регистрирующая адреса сайтов и предоставляющая аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в интернете — расскажите о себе всему миру!

2. Использование в соответствии с назначением

2.1 Условия эксплуатации

Колесные пары используются в составе ТПС на железнодорожных линиях с шириной колеи 1520 мм в соответствии с правилами, утвержденными МПС России 26.05.2000 № ЦРБ‑756, и инструкцией, утвержденной МПС России 19.07.1996 № ЦРБ‑393.

2.2 Подготовка колесных пар к использованию

Перед использованием колесной пары (подкаткой под ТПС) проводят расконсервацию колесной пары, снимают защитные устройства (в случае их наличия), удаляют антикоррозионный состав и проводят осмотр или обыкновенное освидетельствование.

3 Техническое обслуживание

3.1 Общие сведения

Выполнение технического обслуживания заключается в своевременном обнаружении дефектов, отправке колесной пары в ремонт или её замене, а также в проведении обточки бандажей без выкатки колесной пары из-под ТПС. Дефекты колесных пар ТПС и их составных частей описаны в приложении А.

Для проверки технического состояния колесных пар при эксплуатации проводят их осмотр и измерения геометрических размеров.

Использование колесных пар без оформленного в соответствии с установленными формами технического паспорта и формуляра большого зубчатого колеса запрещено.

3.2 Меры предосторожности

Для обеспечения безопасности труда при выполнении операций технического обслуживания необходимо руководствоваться правилами по охране труда ПОТ РО-32-ЦТ-668 и типовыми инструкциями по охране труда ТОИ Р-32-ЦТ-535, ТОИ Р-32-ЦТ-555, ТОИ Р‑32‑ЦТ‑728, а также местными инструкциями, устанавливающими требования безопасного проведения работ при техническом обслуживании колесных пар ТПС.

3.3 Порядок осмотра колесных пар

Осмотр колесных пар проводят для выявления их неисправностей в следующих случаях:

— под ТПС при всех видах его технического обслуживания (ТО) и текущих ремонтах ТР-1, ТР-2.

Если после формирования или проведения полного освидетельствования колесной пары прошло не более 2 лет, то дату формирования и освидетельствования устанавливают по данным формуляра на колесную пару перед запуском колесной пары под ТПС.

Колесную пару следует запускать под ТПС после схода ее с рельсов.

Таблица 3.1 содержит информацию о дефектах составных частей и значениях параметров, при которых запрещается эксплуатация колесной пары. Полный список приведен в приложении А.

Таблица 3.1 — Дефекты составных частей и недопустимые значения их параметров, при которых запрещается эксплуатация колесной пары

Наименование дефекта или параметра

Недопустимое значение

1 Прокат по кругу катания1)

1.1 С установленными скоростями движения до120 км/ч:

Для локомотивов и МВПС в поездах дальнего сообщения

Для МВПС в поездах местного и пригородного сообщения

1.2 При скоростях от 120 до 160 км/ч для локомотивов

1.3 При скоростях от 160 до 200 км/ч для локомотивов

1.4 При скоростях от 120 до 140 км/ч для МВПС

1.5 При скоростях от 140 до 200 км/ч для МВПС

2 Разность прокатов по кругу катания у левого и правого колеса1):

для ТПС со скоростью до 140 км/ч

для ТПС со скоростью от 140 до 200 км/ч

3 Измеряемая толщина гребня у локомотивов с высотой гребня 30 мм на расстоянии 20 мм от вершины гребня, а у ТПС с высотой гребня 28 мм — на расстоянии 18 мм от вершины гребня.

для колесных пар ТПС со скоростью до 120 км/ч

Более 33 и менее 25 мм

для ТПС с скоростью от 120 до 200 км/ч

Толщина гребня 2-й и 5-й колесных пар ЧС2, ЧС2Т, ЧС4, ЧС4Т (до №263) при высоте 26,25 мм

Параметр крутизны профиля для локомотивов и МВПС

Ползун для ТПС со скоростью до 140 км/ч

Ползун для ТПС со скоростью от 140 до 160 км/ч

Ползун для ТПС со скоростью от 160 до 200 км/ч

Выщербины, вмятины на поверхности катания у локомотивов и МВПС

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...