Сергунька долго не мог понять, почему даровые раковины стали стоить, потому что он не осознавал изменившиеся обстоятельства вокруг. Обычно бесплатные вещи воспринимаются как нечто доступное и неизменное, и он не мог привыкнуть к новой реальности, в которой даже «даровое» имеет свою цену.
Также, его недоумение могло возникать из-за внутреннего противоречия: как что-то, что раньше просто раздавали, теперь стало предметом торговли. Это столкновение с новыми экономическими условиями и собственными ожиданиями создавало путаницу, постепенно подрывая его привычные представления о ценности вещей.
Проверочная работа по чтению
У дедушки Гордея лёгкая работа была. Он из раковин пуговицы высекал. При дедушке дотошный паренёк-сирота Сергунька за родного внука жил. Всё-то ему знать надо, до сути дойти. Как-то понадобилось Сергуньке обутки и одёжку справить.
Вырос из старого и поизносил. Гордей и говорит ему:
– Пойдём, Сергунька, на берег – хорошие обутки и пригожую одёжку искать.
– А разве её на берегу ищут? – спрашивает Сергунька.
– Пойдём, внук, увидим.
– Гляди, внук, сколько сапожонок, рубашонок, порток на берег волны повыбросили! Знай собирай в мешок, – говорит дед Гордей.
– Да это же раковины, дедушка! Как их наденешь?
– А ты, внук, знай собирай! Дома разберёмся.
Набрали они по мешку раковин, пришли домой, выварили их, обчистили как надо и за работу принялись. Пуговки высекать стали.
Гордей высекает, Сергунька зачищает. Дед дырочки в пуговичках сверлит, а внук их по дюжине на листки пришивает.
Весело дело идёт.
Много дюжин наделали. Хорошие пуговички получились. Крупные, с радужным отливом. В город поехали, в лавку сдали, деньги получили. Их хватило на сапоги, и на рубаху, и на штанишки, да ещё на чай-сахар осталось.
И новые свёрла купили.
Довольнёшенек дед, посмеивается:
– Гляди, сколько мы всякого добра из раковин добыли!
Задумался дотошный мальчонка, деда спрашивает:
– Как же это так получилось, что даровые раковины стоить стали? Новой кумачовой рубахой и сапогами стали?
– Цена в них вошла, – говорит на это дед.
– А когда она в них вошла, дедушка?
– Знал бы, так сказал, – хитрит дед.
Хочется ему, чтобы внук сам до сути дошёл:
– Не ведаю. Давно на берег хожу – даровые раковины ношу, а отчего они стоить начинают, когда в них цена входит, ума не приложу. Сходи-ка ты к гончару-кувшиннику. Может быть, у него выведаешь.
Пришёл Сергунька к гончару-кувшиннику. Видит: гончар даровую глину в горе копает, с песком её мнёт и водой разбавляет.
Сергунька глаз не спускает. Смотрит, когда в даровую глину цена войдёт.
Кувшинник тем часом бросил комок мятой глины на кружало, завертел его и принялся кувшин выкруживать. Взял другой комок глины мятой, вытянул его, выгнул лебяжьей шеей и на кувшин ручкой приставил. Потом достал резец-палочку и принялся изукрашивать кувшин. Изукрасил его цветами-розами и заморскими птицами, потом раскрасил кисточкой и обжигать стал.
Обжёг кувшин, вынул из печи. Сергунька даже попятился, загляделся на синих птиц с изморозью, на золотой виноград. Незнаемой цены кувшин. А когда в него цена вошла, этого он не увидел, и кувшинник толком сказать не может.
– Сходи-ка лучше, парень, к лодочнику. Он из дерева ценные лодки выдалбливает.
Тоже хитёр был дедушкин однокашник. Хотел, чтобы Сергунька сам хитрую тайну цены понял.
Пришёл Сергунька к лодочнику в тайгу. Лодочник в два обхвата даровое дерево валит. Отпилил сколько надо, долбить лодку принялся. Выдолбил, обтесал, распарил, бока распорками развёл. Развернулась лодка.
Нос, корма поднялись, цену лодке прибавили.
Смекать Сергунька начал, как и чем лодочник в дерево цену загоняет. К другим глядеть пошёл. У берестовщиков побывал, что из даровой бересты туески-лукошки на продажу вырабатывают, а до корня цены не дошёл. И всюду так. Глядеть – замок прост, а ключа не находится.
К каменотёсу забрёл. Разговорился про ключ цены. А тот ему и говорит:
– Пока сам работать не начнёшь, ключа не найдёшь.
Очень хотелось Сергуньке ключ цены найти. Пробовать стал камни тесать. Не сразу. Сначала подтаскивал. Подтащит камень-другой и ценить его начнёт.
В горе лежал камень – даровым был. На место пришёл – стоить начал.
Научил его каменотёс бока у камня прямить. Отешет Сергунька другой-третий камень. Видит опять в них цена прибыла.
Ну, а когда пузатые колонки, кудрявые капительки научился Сергунька из камня высекать, тогда и спрашивать больше не стал, в чём тайная сила цены. Сам понял. Понял и решил у дедушки побывать.
Приходит к дедушке и говорит:
– Я, дедушка, каменотёсом стал. Львов-тигров высекаю. Пуговки из яшмы тебе на пробу высек.
Глядит дед на подарок: одна другой пуговки краше.
– Большую цену за них дали бы, – говорит дед Гордей. – А в чём тайная сила цены, выведал?
– Сам дошёл, когда работать начал. В руках, дедушка, тайная сила цены. В моих, в твоих, – в трудовых руках.
Так открыл Сергей великую тайну цены. И на что ни поглядит теперь – на дом ли, на стол ли, на узорчатую ткань, на ржаной хлеб, на радужные пуговицы – труд человека видит: цену всех цен, корень всех ценностей-драгоценностей нашей земли и самой жизни.
1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста, и выдели жирным правильный ответ.
1) Тайну цены объяснил Сергею каменотёс.
2) Тайну цены объяснил Сергею дедушка.
3) Тайну цены никто не мог объяснить Сергею, он сам открыл её тайну.
4) Тайну цены объяснил Сергею кувшинник.
2. Закончи предложение.
Глядеть – замок прост, а ключа не находится.
3. В чём заключалась хитрость деда Гордея? Выдели жирным правильный ответ.
1) Дед Гордей хотел, чтобы Сергунька стал ремесленником.
2) Дед Гордей хотел, чтобы Сергунька стал ему помогать.
3) Дед Гордей хотел, чтобы Сергунька сам узнал тайну цены.
4) Дед Гордей хотел, чтобы Сергуньку научили работать.
4. Кем стал Сергунька во время поисков тайны цены?
5. Выпиши из текста предложение, подтверждающее, что работа помогла Сергуньке понять тайну цены.
Сам дошёл, когда работать начал. В руках, дедушка, тайная сила цены.
______________________________________________________________________________ В моих, в твоих, – в трудовых руках.
6. В чём тайна цены любого предмета, сделанного человеком? Выдели жирным правильный ответ.
1) В умении человека обмануть других.
2) В труде человека, вложенного в изготовление этого предмета.
3) В хитрости и смекалке.
4) В умении торговать.
7. Сергей стал трудолюбивым человеком, мастером своего дела. Приведи два примера, которые подтверждают это.
1. Сергей научился у каменотеса обрабатывать камень и делать фигурки из него.
2.__Сережа принес дедушке пуговки, которые он сам сделал из камня.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «Может быть, у него выведаешь»? Выдели жирным правильный ответ.
2) узнаешь
9. Какими словами можно заменить выделенное в предложении выражение: «Давно на берег хожу – даровые раковины ношу, а отчего они стоить начинают, когда в них цена входит, ума не приложу». Выдели жирным правильный ответ.
1) не могу понять
2) не могу вспомнить
3) давно уже забыл
4) только умный человек поймёт
10. Какими словами можно заменить выделенное слово в предложении: «Задумался дотошный Сергунька, деда спрашивает». Выдели жирным правильный ответ.
2) любознательный
11. Автор называет Сергея «внуком». Как ещё называет автор Сергея? Найди в тексте ещё не менее 2 названий и запиши их.
Сергей, внук, парень, Сергунька, мальчонка,____________________________________________________________
12. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?
Выдели жирным правильный ответ.
1) Русские народные сказки
2) Рассказы и легенды о людях труда
3) Веселые приключения школьных друзей
13. Объясни, как ты понимаешь предложение: «В руках, дедушка, тайная сила цены».
_____Из любой самой простой вещи, умелые руки могут сделать произведение __________исскуства и этим повысить его цену.
14. Из текста тебе многое стало известно о Сергуньке. Назови основные черты его характера.
_____Настойчевый, __любознательный, дотошный, трудолюбивый.
Выпиши из текста то место, которое доказывает твой ответ.
Очень хотелось Сергуньке ключ цены найти. Пробовать стал камни тесать. Подтащит камень-другой и ценить его начнёт. В горе лежал камень – даровым был. На место пришёл – стоить начал.
Сам дошёл, когда работать начал. В руках, дедушка, тайная сила цены. В моих, в твоих, – в трудовых руках.
15. Какие чувства испытывает дед Гордей, когда Сергей рассказывает ему о тайне цены? Выдели жирным правильный ответ.
1) раздражения и злости
2) гордости и уважения
3) радости и уверенности в себе
4) зависти и сожаления
16. Составь простой план
1.Ремесло дедушки Гордея
2.Сергунька хочет узнать тайну цены.
4.Сергунька постигает тайну цены, начав работать своими руками
17. О чём главным образом хотел рассказать автор? Выдели жирным правильный ответ.
1) Как правильно делать пуговицы из раковин.
2) Как дед Гордей научил Сергуньку ремеслу.
3) Как важно ценить человеческий труд.
4) У каждого изделия есть своя цена.
18. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста? Выдели жирным правильный ответ.
1) Сам дошёл, когда работать начал.
2) Хотел, чтобы Сергунька сам хитрую тайну цены понял.
3) И на что ни поглядит теперь – на дом ли, на стол ли, на узорчатую ткань, на ржаной хлеб, на радужные пуговицы, труд человека видит: цену всех цен, корень всех ценностей-драгоценностей нашей земли и самой жизни.
4) А когда в него цена вошла, этого он не увидел, и кувшинник толком сказать не может.
19. Какова главная мысль этого текста? Выдели жирным правильный ответ.
1) Всегда надо прислушиваться к мнению старших.
2) У каждого изделия своя цена.
3) Тайна ремесла передается от мастера к мастеру.
4) Труд является главной ценностью в жизни человека.
20. Докажи, что пословица «В иных руках и горсть пыли в золото превращается» подходит к этому произведению.
_Дедушка Сергея их никому не нужных раковин, делал необходимые всем пуговицы, гончарщик из куска глины лепил красивые и необходимые кувшины, лодочник, из куска дерева лодки и тд…Все к чему прикасались руки мастеров, превращалось в нужные вещи.
21. Подумай, что мог бы ответить дедушка Гордей, если бы у него спросили, почему он не раскрыл Сергуньке тайну цены. Напиши несколько предложений______________________________________________________
Дедушка не раскрыл тайну цены, потому что, он хотел что бы Сергунька своим умом и руками пришел к пониманию тайны цены. Он хотел научить внука трудиться, узнать цену тяжелого труда.
Отзыв о рассказе Е.Пермяка «Тонкая струна»
Главный герой рассказа Е.Пермяка «Тонкая струна» — девятилетний мальчик, которого в семье все звали Сергунькой. Его детство пришлось на военное время, когда многого не хватало. Особенно тяжело приходилось бабушке Сергуньки, которая любила пить чай вприкуску с сахаром, но война лишила ее этого удовольствия.
Сергунька знал, что чай и сахар есть в охотничьей лавке, но для этого надо было уметь ловить зайцев. Решил мальчик сделать доброе дело для своей бабушки, наловить зайцев и получить за них в лавке чай и сахар.
Но в те петли, что он делал из проволоки, зайцы почему-то не попадались. А вот его однокласснику Петьке везло больше, он каждый день возвращался из леса с добычей. Сергунька стал выпытывать у Петьки, в чем секрет его успешной охоты. Петька сказал, что знает тайное слово, но сказать его не может, потому что это семейный секрет.
Тогда Сергунька решил дождаться окончания учебной четверти. Он знал, что у Петьки плохие отметки по арифметике и что тот обязательно обратится за помощью. Так оно и случилось. Когда Петька попросил Сергуньку помочь ему по учебе, Сергунька сказал, что у него в арифметике есть свое тайное слово. Тогда Петьке пришлось раскрыть свой секрет ловли зайцев.
Сергунька помог Петьке с арифметикой, а потом стал ловить зайцев и сдавать их в охотничью лавку. Он решил сдать столько зайцев, чтобы можно было купить много чая и сахара. Дома мальчик никому не говорил о своей охоте, но его мать заметила, что у гитары пропали струны. Она догадалась, что струны взял ее сын, но не стала его спрашивать, зачем он это сделал.
И однажды мать и бабушка Сергуньки обнаружили на столе восемь пачек грузинского чаю и пять пачек сахара. И одновременно с этим струны обратно на гитару вернулись. Только одной, самой тонкой струны не хватало. Сергунька не стал таиться, и сказал, что струну заяц порвал. Мать мальчика с сожалением сказала, что тонкая струна на гитаре – самая главная.
На это бабушка возразила, что самая главная струна в их семье – это Сергунька. А тонкую струну через два дня раздобыл и поставил на гитару Петька. Ему тоже хотелось, чтобы его назвали «тонкой струной».
Главная мысль рассказа Пермяка «Тонкая струна» заключается в том, что моральные качества человека важнее каких-либо материальных ценностей. Мать Сергуньки высказала сожаление о пропавшей тонкой струне, на что бабушка возразила, назвав главной струной своего внука, совершившего добрый поступок, который порадовал всю семью.
Рассказ учит помогать друг другу в сложных ситуациях. Сергунька помог Петьке с арифметикой, а тот в ответ научил товарища правильно ловить зайцев. В результате оба мальчика добились положительных результатов.
В рассказе мне понравился главный герой, Сергунька. Задумав раздобыть в тяжелое военное время чай и сахар для бабушки, он не стал заранее никому говорить о своей задумке. Лишь когда дело было сделано, Сергунька рассказал о нем маме и бабушке.
Какие пословицы подходят к рассказу Пермяка «Тонкая струна»?
Охотнику плошать — добычу терять. Не спеши языком, торопись делом. Ищешь помощи – сам помогай.
Рубрика: Отзывы Метки: Читательский дневник Постоянная ссылка
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Литературное чтение 3 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 187 (Школа России)
Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил: – А вы бы как думали? Эх, вы, трусы. С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится. Баю-баю-баю. (Д. Н. Мамин-Сибиряк)
Знаешь ли ты, что сказка Мамина-Сибиряка, прочитанная тобой, входит в сборник «Алёнушкины сказки»? Как ты думаешь, почему писатель дал такое название своему сборнику?
Я думаю, что писатель дал такое название сборнику не просто так. Скорее всего, все произведения этого сборника адресованы девочке по имени Алёнушка.
Каким изображён Заяц в начале сказки?
В начале сказки Заяц изображается трусливым, он боялся всего вокруг.
Прочитай выразительно, как хвастался Заяц. Подумай, придавали ли ему силы хвастливые слова. Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы? Каким они его считали, когда у хвастуна язык «примёрз»? Объясни, как ты понимаешь это выражение.
Заяц хвастался своей храбростью, ему начинало казаться, что он действительно очень храбрый. Его хвастливые слова придавали ему силы и уверенности в себе. Но остальные зайцы смеялись над ним, потому что они знали, что не может заяц не бояться волка или медведя. Они считали зайца смешным и глупым. Язык примёрз – так говорят о человеке, который не может сказать ни слова от сильного испуга.
Расскажи, что необыкновенного случилось с героями сказки дальше. Чем похож этот эпизод на народную сказку «У страха глаза велики»? К кому из героев произведения Мамина-Сибиряка можно применить эту поговорку?
Заяц увидел волка, залез на пенёк, но потом от страха упал волку на лоб. Заяц принялся бежать, но быстро устал и прилёг под кустом. Волк подумал, что кто-то в него выстрелил и убежал в другую сторону. Другие зайцы решили, что хвастун настоящий герой и храбрец.
Момент, когда волк испугался того, что заяц на него упал, напоминает народную сказку «У страха глаза велики», в которой каждый из героев представлял себе опасность там, где её не было, а было упавшее яблоко.
Эту поговорку можно применить к Волку, потому что он не столкнулся с реальной опасностью, а придумал её.
Расскажи о Зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным, храбрым?
Заяц был маленьким и всего боялся. Но ему надоело бояться, поэтому он начал хвастаться, что больше никого и ничего не боится. Другие зайцы смеялись, слушая его хвастливые речи. В этот момент заяц кажется смешным и глупым. Несчастным заяц стал, когда убегал от волка.
Хвастовство не помогло ему, он так и остался трусом, поэтому назван несчастным. Бесстрашным его посчитали другие зайцы, когда волк тоже убежал. Они подумали, что волка напугал заяц, а значит он действительно никого не боится. Но волк испугался сам.
Зачем писатель придумал сказку про храброго Зайца и рассказал её Алёнушке?
Писатель придумал и рассказал эту сказку Алёнушке для того, чтобы показать, что хвастовство до добра не доводит. На примере Зайца он показал, что и бояться всего подряд тоже не стоит. Нужно быть смелым, но при этом здраво оценивать свои силы.