Концессионное соглашение в сфере ЖКХ — это договор между государственными органами и частными компаниями, в рамках которого частник получает право на управление и эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры на определённый срок. В обмен на это концессионер обязуется инвестировать средства в модернизацию и развитие объектов, а также обеспечивать предоставление услуг населению.
Такое соглашение позволяет эффективно сочетать государственные интересы с ресурсами и опытом частного сектора, что способствует повышению качества и доступности коммунальных услуг. Кроме того, концессионные соглашения могут способствовать привлечению инвестиций и улучшению состояния инфраструктуры в сфере ЖКХ.
Договор концессии в сфере управления МКД: суть и особенности применения
Концессионные соглашения и другие формы партнерства государства и частного бизнеса в ЖКХ во многих случаях являются единственным способом реализации важных проектов в условиях нехватки бюджетных средств. В статье мы расскажем об основных формах ГЧП в ЖКХ и о регулирующем их законодательстве. Разберемся в том, зачем концессионные соглашения нужны каждой из сторон и приведем примеры последних запущенных концессий.
В сферах деятельности, касающихся обеспечения населения жизненно важными товарами и услугами, рыночные механизмы работы в чистом виде не являются наиболее предпочтительными. Один из таких примеров – жилищно-коммунальное хозяйство. В этой области активно распространяется практика государственно-частного партнерства.
Государство при реализации такой схемы сохраняет контроль над собственностью, а также получает инвестиции и опытных управленцев. Партнеры со стороны частного бизнеса могут начать зарабатывать с помощью передаваемой в их управление значительной материальной базы, получить которую иными способами невозможно.
Документы для продажи доли в ООО в 2018 году
- Оферта о продаже доли в уставном капитале ООО (пустой бланк)
- Оферта о продаже доли в уставном капитале ООО (заполненный образец)
- Договор купли-продажи доли в уставном капитале ООО
Формы государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ
Российское жилищно-коммунальное хозяйство нуждается в огромном объеме инвестиционных средств. Деньги нужны, в первую очередь, на обновление устаревшей и изношенной инфраструктуры. У бюджета таких финансовых ресурсов нет. В связи с этим главной целью ГЧП в ЖКХ является именно привлечение в отрасль частных инвестиций.
Государство предлагает разные варианты сотрудничества предпринимателям, которые заинтересованы в получении под свое управление систем тепло- и водоснабжения, электросетей и прочих объектов коммунальной инфраструктуры. У каждой формы взаимодействия есть свои особенности и риски, которым подвергаются обе стороны.
Государственно-частное партнерство строится на принятии каждой из сторон определенного объема обязательств. Государство в данном случае должно:
- предоставить земельные участки и инфраструктурные объекты (если они будут реконструироваться);
- передать частной компании право оказания ЖКУ, которое ранее монопольно принадлежало госструктурам;
- поддерживать реализацию совместных проектов с помощью административного ресурса;
- вкладывать определенные объемы бюджетных средств (по договоренности) или давать гарантии (в том числе, гарантировать рентабельность работы).
В набор обязательств со стороны частника обычно входит следующее:
- инвестировать в работу и развитие предоставленного имущественного комплекса собственные средства. Инвестирование при этом должно быть проектным. Использовать взятые в банке кредиты и другие заемные ресурсы не следует. Проектное финансирование позволяет возвратить вложенные средства из прибыли – она начнет поступать после завершения проекта;
- внедрять инновации, используя передовой мировой опыт и наработки;
- эффективно вести управление переданным имуществом.
Существует несколько основных форм ГЧП, реализуемых в сфере ЖКХ.
- Концессионное соглашение.
- Контракт жизненного цикла.
- Сервисный контракт.
- Заключение договора на доверительное управление имуществом.
- Долгосрочное инвестиционное соглашение.
Рассмотрим наиболее часто реализуемые на практике варианты государственно-частного партнерства.
Что такое концессионное соглашение?
Договор концессии позволяет инвестору на основе заключенного контракта использовать в хозяйственных целях имущество, остающееся в государственной или муниципальной собственности. Соглашение предполагает, что частник:
- регулярно выплачивает государству определенную сумму – концессионную плату;
- инвестирует собственные средства в улучшение имеющегося имущества или создание новых объектов. Последние в дальнейшем будут переданы в государственную или муниципальную собственность;
- получает средства, которые выплачивают пользователи созданного им имущества.
Путем заключения договора концессии государство старается снять с себя расходы, связанные с эксплуатацией объектов жилищно-коммунального хозяйства – передача их в доверительное управление хорошо подходит для достижения этой цели. Основные расходы, связанные с полученным имуществом, несет концессионер. В то же время часть их может возлагаться на собственника. Этот момент оговаривается отдельно и прописывается в соглашении. Размер бюджетных вложений обычно известен заранее, например, еще при подготовке конкурса.
Полный перечень объектов, которые могут передаваться в управление по концессионному соглашению, указан в федеральном законе №115-ФЗ. Сюда входят самые разные сооружения:
- транспортная инфраструктура;
- коммунальные сети;
- трубопроводы;
- гидротехнические сооружения;
- спортивные, медицинские, туристические и прочие объекты.
Размеры и форма оплаты со стороны концессионера могут быть различными. В законодательстве указаны следующие варианты расчета:
- внесение в бюджет конкретной суммы единовременно или с определенной периодичностью;
- передача собственнику доли получаемых доходов или части выпускающейся продукции;
- передача государству по завершении договора концессии прав собственности на недвижимое и прочее имущество, созданное концессионером.
Упоминавшийся уже №115-ФЗ был принят в 2005 году. К настоящему времени концессионная модель ГЧП в ЖКХ все еще не получила повсеместного внедрения, поэтому государство продолжает продвигать эту схему сотрудничества. В числе основных причин медленного перехода к концессиям называется отсутствие квалифицированных специалистов, которые занимались бы данной работой на практике.
Однако примеры успешно работающих концессионных соглашений в сфере ЖКХ продолжают накапливаться, приведем несколько последних из таких договоренностей.
- В начале марта 2018 года было решено передать в концессию электротранспорт (трамваи) Саратова.
- До конца 2018 года запланирована передача сетей «Ижводоканала» (Ижевск) концессионеру.
- В Ростове в настоящий момент реализуется наиболее крупный в стране концессионный проект по благоустройству городской территории – он касается создания ростовской набережной.
- В Нижнем Тагиле готовится новая концессия по переработке мусора.
- В марте 2018 года иркутские власти планируют заключение концессионного соглашения на ремонт Дома быта, находящегося в аварийном состоянии.
Контракт жизненного цикла
Контракт жизненного цикла (КЖЦ) – заключающийся на длительный срок договор, при реализации которого возводятся различные инфраструктурные объекты. Такие соглашения подписываются только в отношении проектов, имеющих большое значение для государства или муниципалитета. Контракт обычно заключается на 25-30 лет. Этот срок равен нормативной продолжительности эксплуатации объекта, указывающейся в технических требованиях к нему.
Собственником построенного объекта становится государство, муниципалитет или организация, исполняющая его полномочия. В контракте жизненного цикла также прописывается, как именно властные органы занимаются контролем строительного процесса и последующей эксплуатации имущества.
Основные правила заключения и реализации КЖЦ записаны в правительственном постановлении №1087 от 28 ноября 2013 года. Подрядчик по такому контракту получает бюджетные средства на строительство. При этом он будет нести расходы на дальнейшую эксплуатацию, что делает его заинтересованным в повышении качества объекта.
Сервисный контракт
С помощью сервисных контрактов государство привлекает представителей частного бизнеса к проведению определенных работ и оказанию услуг. Выполнение договоров данного типа регулируется:
- ГК РФ;
- бюджетным законодательством;
- законами о госзакупках.
Частники при подписании сервисных контрактов обычно принимают на себя обязательства, в рамках которых они:
Такие договоры часто заключаются на продолжительные сроки и могут подразумевать инвестирование в модернизацию обслуживаемого имущества.
Преимущество государственной стороны при заключении сервисного контракта заключается в получении услуг по фиксированной и невысокой стоимости. Занимающейся обслуживанием частной компании такой договор выгоден из-за приобретения на длительный срок постоянного заказчика, который не уйдет к конкурентам.
Источник3: www.gkhrazvitie.ru
Что такое концессии в ЖКХ?
Концессия — форма государственно-частного партнерства, которая предусматривает передачу государственного имущества на определенный срок частному инвестору, который должен осуществить строительство (реконструкцию) переданного имущества и имеет право получать доход от его использования. Концессия на сегодняшний день является наиболее проработанной формой ГЧП для привлечения инвестиций в коммунальную сферу с позиции баланса интересов частного и государственного партнеров.
Основными плюсами концессии являются:
обеспечение для частного инвестора разносторонних гарантий, повышающих возвратность вложенных средств и снижающих инвестиционные риски: гарантия использования метода регулирования, долгосрочных параметров регулирования, фиксация правил регулирования тарифов на момент заключения концессии, гарантия объема выручки, при изменении нормативных правовых актов;
прозрачность конкурсных процедур и четкие правила формирования условий концессии в процессе конкурса: условия концессии определяются конкурсной документацией и наилучшим конкурсным предложением, победитель определяется на основании ценового критерия — дисконтированной валовой выручки (суммы тарифных и бюджетных средств, требуемых концессионеру для осуществления инвестиционных и эксплуатационных обязательств);
сохранение имущества в государственной собственности.
Существенными условиями концессии в коммунальной сфере являются:
долгосрочные параметры и метод регулирования тарифов;
задание и основные мероприятия, определяющие обязательства по созданию (реконструкции) объекта соглашения;
предельный размер средств на создание (реконструкцию) объекта соглашения;
плановые значения показателей деятельности концессионера (в том числе показателей качества, надежности и энергоэффективности);
порядок возмещения расходов концессионера, не возмещенных к моменту окончания концессионного соглашения.
В 2014 году по данным Минстроя России было заключено порядка 115 концессионных соглашений в коммунальной сфере.
В 2015 году по данным единной информационной системы государственно-частного партнерства в России (pppi.u) в процессе подачи заявок на участие в концессионном конкурса находятся 100 концессионных проектов, в процессе подведения итогов конкурса — 149 проектов.
Типовая конкурсная документация
Порядок проведения конкурса и определения победителя:
Концедент обязан согласовать с РЭК метод регулирования и значения долгосрочных параметров, не являющиеся критериями конкурса (размер инвестированного капитала до перехода на метод доходности инвестированного капитала и срок возврата инвестированного капитала).
РЭК также определяет предельные значения критериев конкурса, предельный рост НВВ и предоставляет иные величины и значения, необходимые для расчета прогнозной НВВ.
Концедент оформляет решение о заключении конкурса в котором определяется задание участникам в соответствии со схемами теплоснабжениями, водоснабжения и водоотведения, основные условия концессионного соглашения и критерии конкурса. На основании решения и согласительных процедур с РЭК готовится конкурсная документация, в которой указываются: минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера, значения долгосрочных параметры, не являющиеся критериями конкурса, состояние объекта до передачи в концессию, прогнозные величины, которые используются для расчета прогнозной НВВ и не выступают в последующем условиями концессии, метод регулирования тарифов, предельные значения критериев конкурса, предельный рост необходимой валовой выручки от осуществления регулируемых видов деятельности.
Критериями конкурса являются: предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, объем субсидий концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (если конкурсной документацией предусмотрены такие расходы концедента); объем субсидий концедента на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения; плановые значения показателей деятельности концессионера, долгосрочные параметры регулирования тарифов .
Для оценки конкурсных предложений рассчитывается дисконтированная валовая выручка (сумма тарифных и бюджетных средств, требуемых концессионеру для осуществления инвестиционных и эксплуатационных обязательств). Дисконтированная валовая выручка рассчитывается по единому формату в вычислительной программе, размещенной на сайте torgi.ru.
Вычислительные модели
Контакты
По вопросам реализации инвестиционных проектов на основе концессионных соглашений обращаться:
119435, город Москва, улица Малая Пироговская, дом 13, строение 1, БЦ «П13»
Источник4: www.gkhrazvitie.ru