Наличие раковины в школьном кабинете может значительно улучшить условия обучения и гигиену учащихся. Она позволяет быстро и удобно мыть руки после практических занятий, что особенно важно при проведении опытов или работы с материалами, требующими внимательности к чистоте.
Кроме того, раковина способствует созданию комфортной атмосферы в классе, уменьшая количество перерывов на выход учеников для ухода в санузел. Это помогает сохранить учебный процесс более целостным и эффективным, что, в свою очередь, положительно сказывается на уровне усвоения материала.
Нормативы школьных туалетов
Главная » СоцПроблемы » Школьные туалеты » Нормативы школьных туалетов
Основные требования к школьным туалетам:
- Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 в школе на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями.
- Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков.
- Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1м2 на одного обучающегося.
Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов. Входы в санузлы не допускается располагать напротив входа в учебные помещения.
В санитарных узлах должны быть устанавлены:
- педальные ведра;
- держатели для туалетной бумаги;
- электрополотенце или приспособление для бумажного полотенца рядом с умывальными раковинами.
Унитазы оборудуют сидениями, изготовленными из материалов, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами.
Комнаты личной гигиены
Для обучающихся II и III ступеней образования во вновь строящихся и реконструируемых зданиях образовательных учреждений предусматривают комнаты личной гигиены из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3,0 м2. Их оборудуют биде или поддоном с гибким шлангом, унитазом и умывальной раковиной с подводкой холодной и горячей воды.
Для ранее построенных зданий общеобразовательных учреждений рекомендуется оборудовать кабины личной гигиены в туалетных комнатах.
Умывальные раковины
В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения должны быть установлены умывальные раковины.
Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать, с учетом росто- возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1 — 4 классов и на высоте 0,7 — 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5 — 11 классов.
Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца, мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.
Полы
Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение. Полы туалетных и умывальных комнат рекомендуется выстилать керамической плиткой.Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.
При спортивных залах
Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных учреждений при спортивных залах должны быть предусмотрены: раздельные для мальчиков и девочек раздевальные площадью не менее 14,0 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые площадью не менее 12 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек туалеты площадью не менее 8,0 м2 каждый. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук.
Санитарные помещения интерната
В состав общеобразовательного учреждения как структурное подразделение может входить интернат при общеобразовательном учреждении. В составе помещений интерната при общеобразовательном учреждении должны быть предусмотрены: умывальные помещения (1 раковина на 10 человек), туалеты (1 унитаз на 10 девочек, 1 унитаз и 1 писсуар на 20 мальчиков, в каждом туалете 1 раковина для мытья рук), душевые (1 душевая сетка на 20 человек), комната гигиены.
В туалетах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца и мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.
КОММЕНТАРИЙ ТУАЛЕТ.РУ:
Как видно, отечественные нормативы явно несовершенны и не дают гарантии санитарной безопасности школьников, в первую очередь младших классов.
Нехватка даже по нормам санитарных приборов создаёт гигиенические проблемы и развивает у детей комплексы. А допустимая площадь санитарных узлов на одного учащегося не менее 0,1м2 — больше похожа на шутку.
В CанПиНе предусмотрена установку раковин с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся. О размерах же унитазов нет информации, в результате ребёнок 7-8 лет вынужден пользоваться взрослым унитазом. На унитазах нет сидений, даже в туалетах для девочек. То, что ребёнок может сесть на корточки и на потеху сверстникам свалиться в унитаз — никого не заботит.
Судя по письмам родителей школьников, требования по постоянному наличию мыла, туалетной бумаги и полотенец в большинстве школ не выполняется.
И в заключении. В нормативе есть такая фраза: «В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением.»
Получается, что если туалет построен много лет назад по проекту, допускающему туалет для детей в виде надворной уборной с выгребом и без отопления — он соответствуют нормативу.
Неудивительно, что даже на Севере (например в Карелии) с традиционно сильными морозами такие туалеты при школах до сих пор функционируют.
Санузлы в школе по нормам СанПиН
К обустройству санузлов в школах предъявляется следующий перечень требований:
1. Каждый этаж школьного здания должен быть оснащен туалетами для девочек и мальчиков с раздельными закрывающимися кабинками (в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10).
2. Туалеты должны быть укомплектованы необходимым количеством единиц сантехники, которое рассчитывается в соотношении: для девочек — одним унитазом на двадцать человек, одним умывальником на тридцать человек; для мальчиков — одним писсуаром, одним унитазом и одной раковиной для тридцати человек;
3. Минимальная площадь санузла на одного учащегося должна составлять 0,1 м².
Все предназначенные для устройства санузлов приборы должны быть в рабочем состоянии, не иметь внешних и внутренних повреждений. Размещение дверных проемов школьных туалетов напротив входов в кабинеты для занятий недопустимо.
Помимо основных санитарно-гигиенических устройств, каждый санузел обязательно должен дополнительно оснащаться:
- педальными ведрами;
- фиксаторами для рулонов туалетной бумаги;
- электросушилками для рук или настенными держателями для бумажных полотенец, установленными возле рукомойников.
На унитазах устанавливаются сиденья из подлежащих мойке и дезинфекции средствами бытовой химии материалов.
Комнаты личной гигиены
Проекты строительства или реконструкции зданий учебных заведений должны предусматривать комнаты личной гигиены, предназначенные для учащихся II-III образовательных ступеней. Такие помещения должны иметь минимальную площадь 3,0 м² и должны быть разделены на индивидуальные кабинки, каждая из которых рассчитана на 70 условных пользователей. В перечень монтируемого оборудования входят поддон с гибким шлангом или биде, унитаз и умывальник с горячим и холодным водоснабжением. В действующих зданиях учебных заведениях комнаты личной гигиены размещаются в помещениях туалетов.
Раковины для умывания
Классы, в которых занимаются ученики младшего школьного возраста, лаборатории и специализированные помещения (мастерские, кабинеты домоводства, медпункты) обязательно должны оснащаться раковинами для умывания. При этом монтаж этих сантехнических приборов требуется проводить, учитывая возраст и рост учащихся. В зависимости от того, в каких классах обучаются дети, расстояние от бортов рукомойника до уровня пола должно равняться 0,5 м (1-4 классы) и 0,7-0,8 м (5-11 классы).
Умывальные раковины необходимо доукомплектовать:
- педальными ведрами;
- фиксаторами для рулонов туалетной бумаги;
- электросушилками для рук или настенными держателями для бумажных полотенец, установленными возле рукомойников;
- мылом.
При этом необходимо постоянно контролировать наличие мыла, полотенец и туалетной бумаги.
Особенности устройства напольных покрытий
В качестве напольных покрытий в помещениях для учебных и лабораторных занятий, а В рекреационных залах должны использоваться дерево (паркет или доски), линолеум или плитка. При этом, если предполагается покрыть полы плиткой, следует выбрать материал с нескользкой поверхностью, чтобы снизить уровень детского травматизма. Для санузлов и комнат личной гигиены самым лучшим напольным покрытием станет керамическая плитка. Следует обращать внимание на качество всех материалов, от которого зависит прочность, долговечность и безопасность полов.
Обустройство санузлов при спортзалах
Проекты строительства или реконструкции зданий учебных заведений со спортивными залами должны предусматривать наличие: раздевалок с минимальной площадью 14 м², душевых с минимальной площадью 12 м², туалетов с минимальной площадью 8 м² (отдельно для мальчиков и девочек). В туалетах обязательно монтируются рукомойники.
Школьные нормы СанПиН 2024: разбираемся в деталях
О чем речь? Школьные нормы СанПиН 2024 года вводятся Роспотребнадзором, который вносит изменения в документ, а также следит за выполнением его предписаний. В случае выявления нарушений ответственные должностные лица учебного заведения заплатят штраф, но предусмотрено и уголовное наказание.
На что обратить внимание? Несмотря на название, СанПиН (санитарно-эпидемиологические правила и нормы) регулируют не только вопросы санитарии и гигиены, но и ряд других моментов образовательной деятельности: вес учебников, продолжительность и количество занятий, допустимую температуру на уроках, маркировку мебели и многое другое.
Оглавление:
- Учебные нормы СанПиН 2024 в школе
- Школьные нормы СанПиН 2024: гигиена и санитария
- Школьные нормы СанПиН 2024 относительно учебников
- Школьные нормы СанПиН 2024 относительно маркировки мебели
- Часто задаваемые вопросы о школьных нормах СанПиН 2024
Готовые документы, шаблоны занятий, рабочие листы для воспитателя Смотреть подробнее
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее
Учебные нормы СанПиН 2024 в школе
Согласно нормам действующего законодательства, обязательная часть образовательной программы составляет:
- % – для начального общего образования;
- % – для основного общего образования;
- % – для среднего общего образования.
Суммарный объем обязательных частей обучающих программ разных уровней образования и частей, которые формируются педагогами и детьми, не должен превышать пределов, предусмотренных общим показателем недельной образовательной нагрузки.
Внеурочная деятельность, которая включает в себя проведение полезных практических занятий, исследовательское направление, экскурсии, походы, спортивные соревнования, научные конференции, творческие конкурсы самодеятельности, а также посещение театров, кинотеатров и музеев, должна быть организована педагогами во внеучебное время после обязательного перерыва для детей.
Для учеников, возможности которых ограничены состоянием здоровья, внеурочная деятельность должна планироваться с учетом времени, необходимого для обеспечения их индивидуальных потребностей. Общий объем такой деятельности не должен превышать 10 часов в неделю, причем половину этого времени составляют коррекционные занятия, которые подбираются ребенку индивидуально с учетом его физиологических потребностей и особенностей состояния здоровья.
Для детей со слабым здоровьем режим учебы чаще всего организуется в рамках пятидневной недели, а субботы отведены для внеурочных занятий или отдыха.
Сессии и каникулы в учебном году предусмотрены с целью профилактики переутомления детей и составляют не менее 7 календарных дней несколько раз в течение года.
При составлении расписания уроков берутся в расчет гигиенические нормативы, которые помогают педагогам правильно распределить как ежедневную, так и недельную нагрузку, с учетом сложности предмета и уровня умственной работоспособности ребенка в течение дня. От этих нормативов необходимо отталкиваться и при планировании внеурочной деятельности, она не должна быть сверх нагрузки.
Распределение учебной нагрузки
В зависимости от возраста обучающегося, образовательная недельная нагрузка должна быть распределена максимально равномерно и составлять:
- для обучающихся 1-х классов – не более 4 уроков в день, один раз в неделю допускается 5 уроков вместе с физкультурой;
- для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков в день, один раз в неделю допускается 6 уроков вместе с физкультурой;
- для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков;
- для обучающихся 7-11 классов – не более 7 уроков.
Факультативы и иные занятия дополнительного образования должны быть запланированы в те дни учебы, когда наименьшее количество основных уроков. Причем между последним уроком и факультативом должно пройти минимум 20 минут, чтобы ребенок смог отдохнуть в перерыве и переключить свое внимание. Это особенно важно как для самых маленьких учеников (начальной школы), так и для подростков, которые только вышли с каникул и пытаются втянуться в учебный процесс.
Актуальные данные на
Всего за 5 дней подготовим за вас полный пакет документов для аттестации
проконсультируем по всем вопросам
Кому необходимо пройти аттестацию в новом учебному году
Как изменился порядок аттестации в 2024 году
46 часто задаваемых вопросов об аттестации
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных
При организации обучения первоклассников должны соблюдаться следующие нормативы:
- Занятия проводятся в рамках пятидневной учебной недели и в первой половине дня. Доказано, что максимальный уровень внимания ребенка приходится на дополуденное время.
- В течение первого полугодия следует придерживаться правил: сентябрь-октябрь – 3 урока в день продолжительностью 35 минут; ноябрь-декабрь — 4 урока в день, тоже по 35 минут; январь-май – 4 урока в день продолжительностью 40 минут. Постепенное увеличение нагрузки поможет ребенку пройти адаптацию намного мягче и без последствий в виде усталости и снижения иммунитета.
- Каждый учебный день предусматривает большой перерыв, длительностью 40 минут. В это время ребенок может пообедать и восстановить силы.
- Если обучение организовано в четвертном режиме, по окончании каждой четверти или триместра ребенку предоставляются каникулы — 1 неделя. Такой подход, помимо разгрузки, выполняет роль поощрения.
Если имеется возможность организовать при школе «продленку», то время, которое ребенок проводит в такой группе, должно быть грамотно распланировано и включать в себя полдник и прогулки, а для первоклассников нужно также предусмотреть дневной сон.
Один день в неделю для учеников должен быть облегченным, поскольку это является профилактической мерой переутомления в конце учебной недели.
Стандартный урок в общеобразовательной школе не должен длиться более 45 минут, а для компенсирующего класса – 40 минут. Исключение из этого правила составляют также уроки первоклассников.
Перемены после каждого урока занимают 10 минут. Должны быть предусмотрены либо одна большая, длительностью 40 минут, либо две перемены по 20 минут каждая.
Перерыв между уроком и внеурочной деятельностью чаще всего составляет не менее получаса, однако для детей с ограниченными возможностями, обучающимися по специальной индивидуальной программе, должны быть предусмотрены иные условия.
Если ребенок имеет проблемы со зрением, то с первого по четвертый класс учебный процесс выстраивается таким образом, чтобы непрерывная зрительная нагрузка не превышала 10 минут, а для детей старшего возраста — 15 минут.
Если ребенок проходит обучение по рельефной системе Брайля, то в его занятиях должна быть предусмотрена систематическая смена деятельности: тактильное восприятие и непрерывная зрительная работа с интервалами по 5 минут.
При организации обучения в 10-11 классах согласно выбранному профилю не следует допускать увеличения образовательной нагрузки.
В один день допускается проводить только один экзамен, а следующий может быть назначен не менее чем через 2 календарных дня. Исключение составляет ЕГЭ (единый государственный экзамен) по некоторым предметам, которые ученик выбрал самостоятельно, экзамены могут проводиться через день.
Если экзаменационное испытание длится более 4 часов, то дети должны быть обеспечены питанием и водой. Питьевой режим сохраняется вне зависимости от длительности экзамена.
Школьные нормы СанПиН 2024: гигиена и санитария
Согласно п. 3.11.11 СанПиН 2.4.3648-20 температура в учебном учреждении должна быть от 18 до 24 градусов по Цельсию. Эти нормы распространяются не только на учебные классы, но также на столовую и спортивный зал.
Контроль температуры проводится с помощью термометра. Необходимо также систематически проветривать помещения для обеспечения естественной циркуляции воздуха. Время проветривания напрямую зависит от температуры на улице, например, если за окном от 6 до 10 °С, то во время коротких перемен следует проветривать до 10 минут, а во время длинных период проветривания может быть увеличен до 35 минут.
Все остальные помещения школы, в которых проводят время дети, за исключением учебных классов, также проветривают по окончании каждого урока после того, как дети покинули помещение, в течение 10 минут. Это правило в большей мере касается спортивных и актовых залов.
В соответствии с п. 2.18 СП 2.4.3648-20 все помещения школы должны убираться на ежедневной основе с помощью специальных безопасных средств. Требования предусматривают проведение влажной уборки кабинетов после окончания уроков и факультативных занятий, а также между двумя сменами, когда первая уже ушла домой, а вторая еще не пришла.
В спортивном зале влажная уборка проводится дважды в день, а весь спортивный инвентарь подлежит очищению с помощью мыльно-содового раствора. В классах, где есть ковровое покрытие, каждый день проводится уборка с помощью пылесоса (2.11.2. СП 2.4.3648-20).
Туалеты, столовая (в том числе и подсобные помещения, кухня), коридоры должны быть убраны влажным способом после каждой перемены (2.11.2. СП 2.4.3648-20). Унитазы и раковины очищаются специальными моющими средствами по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день. Что касается вентиляционных решеток, то их чистка и замена проводятся по необходимости (п. 2.11.8 СП 2.4.3648-20).
Уборка в классах информатики включает в себя обработку компьютеров с помощью специальных средств, в которых содержится не более 70 % спирта (пункт 3.5.14 СП 2.4.3648-20).
В соответствии с п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20 покрытия столов, стульев и мебели в столовой, а также стен и потолков школьных помещений должны предусматривать возможность проведения влажной уборки в соответствии с установленными требованиями и нормами без риска деформации покрытия.
Если в школе обнаружены следы пребывания насекомых или других вредителей, в срочном порядке необходимо принять меры по дезинсекции всех помещений. Все мероприятия по устранению насекомых и вредителей в обязательном порядке должны проводиться в отсутствие в школе персонала и детей.
Согласно п. 2.11.1 СанПиН 2.4.3648-20 на территории школы не допускается длительное хранение мусора в виде твердых бытовых отходов. Все мусорные баки должны опустошаться по мере наполнения.
Туалеты должны быть расположены на каждом этаже отдельно для мальчиков и для девочек. Они должны быть оборудованы кабинками с дверьми, раковинами с наличием мыла. В соответствии с п. 3.4.10 СП 2.4.3648-20 для девочек, обучающихся в школе с 5 по 11 класс, должна быть предусмотрена кабинка, оборудованная унитазом, раковиной, душевым поддоном со шлангом и биде.
Подпишитесь на наши новости
Нас читают более 500 000 пользователей!
Присоединяйтесь — нам правда есть, о чем рассказать: свежие новости, регулярные мероприятия, полезные статьи и чек-листы для вас!
Раздевалки в спортивных залах также должны быть оснащены раковинами, мылом и полотенцами, для того, чтобы после занятий спортом ученики могли вымыть лицо и руки. Такой подход к обучению позволит не только развивать в ребенке физическую выносливость, но и воспитывать опрятность.
Школьные нормы СанПиН 2024 относительно учебников
Школьные нормы СанПиН 2024 года в отношении печатных учебных изданий для детей устанавливают следующие ограничения.
- Вес учебников для 1-4 классов не более 300 г, для 5-6 классов не более 400 г, для 7-9 классов не более 500 г, для 10-11 классов не более 600 г. Примечательно, что учебники могут превышать установленные показатели веса, но максимум на 10 % от нормы. Такое ограничение особенно актуально для первоклассников, которым нести тяжелые рюкзаки зачастую помогают родители.
- Способ скрепления блока издания – нельзя применять такие способы, которые могут привести к ухудшению условий чтения (шитье проволокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление).
- Корешковые поля – на развороте книги они должны быть не меньше 26 мм, а на самой странице верхние и нижние поля должны быть не менее 10 мм. Исключение составляют иллюстрации.
- Полиграфические материалы, которые используются при создании печатной продукции, – они должны быть безопасны, и содержать фенолы и формальдегиды в пределах установленной нормы.
- Количество переносов на странице – не более 4.
- Выделение текста цветными красками допустимо, но в начальной школе должно использоваться не более 3 цветов, а с 5 до 11 класса не более 2 цветов.
К начальной школе устанавливаются более жесткие требования, например, к прописям они достаточно конкретизированы.
В соответствии с п. 213 СанПиН 1.2.3685-21 установлены определенные запреты на нечеткую печать текста, с применением шрифтов узкого начертания, двухколонного набора текста (исключением является печать стихотворений); применение цветных красок на цветном фоне. Не допускаются учебники с другими дефектами, такими, как непропечатанный, смазанный текст, пятна, царапины, сдвоенная печать, а также склеивание страниц и повреждение текста и иллюстраций при раскрывании книги.
Школьные нормы СанПиН — 2024 относительно маркировки мебели
Вся мебель в школе имеет цветовую маркировку — она наносится в зависимости от роста детей, которые будут пользоваться стульями, столами и партами. Педагоги должны отслеживать перемещение мебели в классах, где они проводят занятия.
Классные руководители самостоятельно определяют рассадку детей. Ученики, которые имеют проблемы со зрением или слухом, должны занимать места, ближе других расположенные к доске или столу учителя. Высоких детей обычно сажают на задние ряды, однако если высокий ребенок имеет проблемы со зрением или слухом, его нужно посадить на крайний ряд. Один раз в четверть учащихся следует пересаживать, для профилактики заболеваний глаз и спины. Для детей-инвалидов, обучающихся в школе, должна быть предусмотрена специальная мебель.
Замена стульев табуретами не допускается, так же, как и скамейками. Скамейки в школе могут использоваться только гимнастические для спортивного зала.
Часто задаваемые вопросы о школьных нормах СанПиН — 2024
Отвечаем на популярные вопросы.
Что такое СанПиН и что они регулируют в школе?
СанПиН (санитарно-эпидемиологические правила и нормы) — это стандарты, которые устанавливаются на государственном уровне для обеспечения благополучия людей в разных областях жизнедеятельности. Что касается школы, СанПиН в 2024 году устанавливает требования к внешнему виду учеников, учебным принадлежностям, к самим школьным учреждениям, работе столовых, территории вокруг учреждения.
Обязательно ли исполнять предписания СанПиН?
Они обязательны к исполнению как обычными гражданами, так и предпринимателями.
В открытом доступе до
Проверка Роспотребнадзора в новом учебном году: что нужно знать учителю
20 шагов для прохождения проверки Роспотребнадзора
Что делать учителю, если не прошел проверку
Полный спикок документов школы для проверки
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Что будет за неисполнение санитарных норм?
За несоблюдение установленных обязательных правил и требований в 2024 году предусмотрена административная ответственность в соответствии с действующей редакцией Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, например, штрафы, а также уголовная ответственность за злостное уклонение от иборьбы допущенных нарушений, например, исправительные или обязательные работы для руководства образовательного учреждения.
Поэтому руководители образовательных организаций как никто другой заинтересованы в полном соблюдении правил и норм с целью обеспечения надлежащего уровня комфорта и безопасности учащихся и персонала.
Санитарно-эпидемиологические нормы и правила обновляются каждый год с учетом изменения обстановки в стране. Роспотребнадзор является контролирующим органом, поэтому в случае выявления нарушений именно он обязывает ответственных должностных лиц принять меры по их устранению.
Примечательно, что основной свод правил и требований остается неизменным из года в год, но они постоянно дополняются, поэтому рекомендуется использовать в работе только актуальную редакцию. Ознакомиться с действующими санитарно-эпидемиологическими нормами можно на информационных ресурсах Роспотребнадзора. Они находятся в открытом доступе для всех желающих.
Материал основан на следующих источниках:
- Учительская газета
- Минпросвещения РФ
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
- Портал учителя РФ
- Всероссийский педагогический портал