Нет, в большинстве случаев выливать остатки реактивов в раковину нельзя. Многие химические вещества могут быть опасными для здоровья или окружающей среды, поэтому их следует утилизировать согласно установленным нормам и рекомендациям. Лучше воспользоваться специальными контейнерами для сбора отходов и обратиться к специалистам для их правильной утилизации.
Тем не менее, бывают исключения, когда некоторые реактивы разрешено сливать в канализацию, но это должно происходить только после тщательной проверки их безопасности. Важно всегда помнить о правилах обращения с химическими веществами и следовать инструкциям, предоставленным лабораторией или организацией.
Правила работы в лаборатории
Техника безопасности при работе в химической лаборатории. При работе в лаборатории необходимо строго соблюдать правила и инструкции техники безопасности.
1. В химической лаборатории можно работать только в халате. Халат должен быть застегнут на все пуговицы. Длинные волосы необходимо подбирать (убрать в пучок или иным способом).
2. На рабочем столе могут находиться только те вещи, которые необходимы для выполнения работы. На рабочем месте необходимо поддерживать чистоту и порядок.
3. Перед выполнением работы необходимо познакомиться с описанием работы, последовательностью действий, которые необходимо выполнять во время работы. При работе с приборами и установками необходимо изучить их устройство и правила работы с ними.
4. Категорически запрещено работать в лаборатории одному, так как при несчастном случае никто не сможет оказать помощь пострадавшему, вызвать помощь, ликвидировать последствия аварии и т.д.
5. В лаборатории категорически запрещается курить, принимать пищу и воду. В лаборатории запрещено хранить продукты питания.
6. Помещение обязательно должно быть оборудовано противопожарным оборудованием (средства пожаротушения: огнетушители в рабочем состоянии и др.). Все работники лаборатории должны знать, где находятся средства пожаротушения, а также аптечка.
7. Неизрасходованные реактивы нельзя высыпать и выливать обратно в те сосуды, откуда они были взяты.
8. При работе в лаборатории необходимо соблюдать чистоту и аккуратность. Вещества не должны попадать на кожу лица и рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
9. Необходимо использовать только целую и чистую лабораторную посуду. После завершения работы необходимо помыть лабораторную посуду.
10. После окончания работы необходимо выключить газ, воду, электроэнергию.
11. При нагревании растворов и веществ в пробирке необходимо использовать держатель. Во время нагревания жидких и твердых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять отверстия сосудов на себя и соседей. Может произойти внезапный выброс вещества.
12. Вещества в лаборатории категорически запрещается пробовать на вкус.
13. Чтобы определить запах вещества, необходимо осторожно направить на себя пары вещества или газы легким движением руки — от сосуда с веществом к лицу. Нельзя наклоняться к сосуду и нельзя вдыхать пары полной грудью.
14. Твердые химические реактивы можно брать только шпателем, пинцетом или ложечкой (ни в коем случае не руками!).
15. Жидкости категорически запрещается набирать в пипетки ртом. Для набора жидкости в пипетку используется специальная груша. Жидкие химические вещества следует переливать, обязательно пользуясь воронкой.
16. При появлении любых вопросов необходимо обращаться к преподавателю.
Лабораторная посуда и оборудование
Оборудование | Название оборудования | Назначение |
![]() |
Делительная воронка | Для разделения несмешивающихся жидкостей |
![]() |
Бюретка | Для отбора точных объёмов жидкостей |
![]() |
Пипетка Мора | Для отбора точных объёмов жидкостей |
![]() |
Мерный цилиндр | Для отбора точных объёмов жидкостей |
![]() |
Воронка химическая | Для фильтрования растворов |
![]() |
Колба двугорлая | Для проведения химических синтезов |
![]() |
Колба трехгорлая | Для проведения химических синтезов |
![]() |
Колба Бунзена | Для проведения перекристаллизации |
![]() |
Бюкс | Для хранения веществ |
![]() |
Пробирка | Для проведения химических опытов |
![]() |
Химический стакан | Для приготовления и отбора порции растворов |
![]() |
Мерная колба | Для приготовления растворов с заданной концентрацией |
![]() |
Колба коническая | Для проведения химических опытов |
![]() |
Колба круглодонная | Для проведения химических опытов |
![]() |
Штатив | Для проведения химических опытов |
![]() |
Шпатель химический | Отбор твердых веществ |
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии
К ядовитым веществам относятся:
1. Вещества, раздражающие слизистые оболочки и действующие на кожные покровы: щелочи, кислота, газообразный аммиак, оксиды азота, оксиды серы (VI) и (IV).
2. Вещества, которые воздействуют на нервную систему, например, аммиак, сероводород, бензол и др.
3. Вещества, поражающие кровь и органы: оксид углерода (II), соединения свинца и др.
К горючим веществам относятся бензин, ацетон, метиловый и этиловый спирты, толуол и др.
К едким веществам относятся концентрированные кислоты и щелочи, концентрированные растворы некоторых солей и др.
При работе с горючими, едкими и токсичными веществами необходимо соблюдать следующие правила безопасности:
1. Категорически запрещается сливать в раковину легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, концентрированные растворы кислот и щелочей. Их необходимо собирать в специальные герметические сосуды.
2. Работу с кислотами, твердыми щелочами, едкими и токсичными веществами проводить только в защитных очках и перчатках. При растворении твердых щелочей в воде необходимо добавлять щелочь небольшими порциями в воду, избегая перегревания раствора. Разбавление кислот или щелочей необходимо производить в жаростойкой посуде.
3. Кислота в воду или вода в кислоту? При разбавлении концентрированных кислот и щелочей необходимо небольшими порциями приливать кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду, а не наоборот. Растворение кислот и щелочей в воде сопровождается выделением большого количества теплоты. Небольшая порция воды может нагреться при добавлении в кислоту, смесь закипит и может попасть на лицо или руки. Поэтому необходимо добавлять небольшое количество кислоты в большое количество воды.
4. При разливе легковоспламеняющейся или горючей жидкости необходимо отключить все электроприборы и погасить газовые горелки. Место разлива засыпают песком, который затем удаляют с помощью лопатки. Запрещено использовать металлические совки, т.к. они могут дать искру и вызвать пожар.
5. Кислоту, пролитую на пол, нейтрализуют содой, а щелочь нейтрализуют борной кислотой. Для удаления нейтрализованных жидкостей также используют песок. Нейтрализацию и уборку концентрированных кислот необходимо проводить в противогазе.
6. При ожоге кислотой необходимо немедленно промыть пораженное место большим количеством воды. После чего промыть место поражения двухпроцентным раствором соды.
7. При ожоге щелочью необходимо длительное промывание пораженного места под струей воды, затем однопроцентным раствором борной кислоты или уксусной кислоты.
8. При ожоге глаз кислотой или щелочью необходимо немедленно промыть глаза водой длительное время.
9. Работы с токсичными, легковоспламеняющимися или горючими веществами необходимо проводить строго под включенной вытяжкой.
10. Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости запрещено нагревать на открытом пламени.
11. Запрещено сливать горючие, едкие и токсичные вещества в канализацию. Для их утилизации и слива используют специальные емкости.
12. Работа с плавиковой кислотой требует особой осторожности и проводится обязательно в вытяжном шкафу. Хранить плавиковую кислоту необходимо в полиэтиленовой таре (угадайте, почему).
13. Щелочные и щелочноземельные металлы необходимо хранить в сосуде, не пропускающем ультрафиолет, под слоем керосина или другого инертного по отношению к этим металлам вещества. При работе с этими металлами необходимо соблюдать осторожность, избегать контакта этих металлов с водой. Запрещается трогать щелочные или щелочноземельные металлы руками. Небольшие остатки таких металлов запрещается выкидывать в канализацию или мусорное ведро. Их необходимо «погасить» этанолом или другим веществом (но не водой!).
При работе со средствами бытовой химии также необходимо соблюдать определенные правила:
1. В обязательном порядке пользуйтесь перчатками при работе с агрессивными средствами бытовой химии. Если вы работаете с хлорсодержащими препаратами, рекомендуется надеть специальные защитные очки из пластика.
2. Не забывайте тщательно удалять остатки чистящих или моющих средств после каждой уборки. Многие порошки состоят из мелких частиц, которые оставаться на поверхностях и вещах. При испарении такие химикаты выделяют ряд вредных веществ.
3. Хранить средства бытовой химии следует в герметично закрытых ёмкостях вдали от источников тепла и прямого солнечного света.
4. Все средства бытовой химии следует применять только по прямому назначению, строго соблюдая инструкции и рекомендации по их использованию.
Правила ТБ при проведении практической работы
Разработка содержит правила ТБ при проведении практической работы.
Асанова Лемара Усмановна08.01.2016
Асанова Лемара Усмановна
Содержимое разработки
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
- Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете.
- Пребывание учащихся в помещении кабинета разрешается только в присутствии учителя химии; пребывание учащихся в лаборантской запрещается.
- Портфели, сумки и другие вещи следует убирать в ящики стола. Во время работы на столе должны находиться только: необходимое оборудование, тетрадь и письменные принадлежности.
- Прежде чем приступить к выполнению ПР, следует подготовиться к ней, уяснить цели и задачи, прочитав инструкцию по ее выполнению и внимательно выслушав объяснение учителя.
- Уборку рабочих мест по окончании работы следует проводить в соответствии с инструкцией к работе и указаниями учителя.
- После окончания работы сдать рабочее место дежурному по классу. По окончании ПР учащиеся должны тщательно вымыть руки с мылом.
- При получении травмы, а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю.
- При необходимости ученик должен уметь пользоваться содержимым аптечки и согласно инструкции уметь оказать первую помощь при порезах и ожогах.
- При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов) не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.
- Есть, пить в химическом кабинете, пробовать вещества на вкус;
- Брать вещества руками;
- Оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы;
- Выливать или высыпать отработанные реактивы в раковину;
- Выливать или высыпать остатки реактивов в склянки и банки, из которых они были взяты;
- Набирать ртом при помощи пипетки ядовитые и едкие жидкости;
- Набирать одной и той же ложечкой или пипеткой различные вещества;
- Менять пробки и пипетки от различных банок или склянок;
- Оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами;
- Работать с легковоспламеняющимися веществами вблизи огня;
- Переходить на другие рабочие места без разрешения учителя;
- Перебрасывать друг другу какие-либо предметы;
- Бесцельно смешивать растворы или испытывать вещества по собственному усмотрению, проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной работой;
- Зажигать спиртовку без надобности;
- Оставлять пробирки и другую химическую посуду грязной.
Помните. Все химические опыты в домашних условиях запрещены .
Химические опыты проводят только в присутствии учителя химии!
-80%
Общие правила работы в химической лаборатории
Лабораторные работы проводят в специально оборудованной химической лаборатории. При работе в лаборатории необходимо знать и строго соблюдать установленные правила. Работать разрешается только после ознакомления с правилами по технике безопасности и правилами работы в химической лаборатории.
1. Рабочее место содержите в чистоте и порядке, не загромождайте его посторонними предметами.
2. Не допускайте попадания химических реактивов на кожу и одежду. Нельзя брать вещества руками и пробовать на вкус
3. Не уносите на свои рабочие места реактивы общего пользования. Если нет указаний по дозировке реактивов для данного опыта, то берите их в минимальном количестве.
4. Запрещается пользоваться реактивами без этикеток или с сомнительными этикетками.
5. Во всех опытах используйте дистиллированную воду. Сухие реактивы берите только чистым шпателем. Не путайте пробки от склянок с различными реактивами. Излишки реактивов не высыпайте и не выливайте в склянки, из которых они взяты.
6. Особую осторожность соблюдайте при работе ядовитыми и вредными веществами, с концентрированными кислотами и щелочами. Работать с ними следует в вытяжном шкафу.
7. При нагревании жидкости в пробирке необходимо держать ее так, чтобы в случае разбрызгивания жидкость не попала на самого экспериментатора и рядом работающих студентов, т.е. отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и товарищей. Лучше всего направить его на стенку вытяжного шкафа. Не забывайте пользоваться при этом держателем.
8. После опытов остатки реактивов сливайте в раковину после разбавления водой. Металлы собирайте в отведенную для этого склянку. Остатки агрессивных и дорогостоящих реактивов собирайте в специальные склянки.9. Не трогайте, не включайте и не выключайте без разрешения рубильники и электрические приборы.
10. В лаборатории соблюдайте тишину, не занимайтесь посторонними делами, не проводите опыты, не относящиеся к данной лабораторной работе и не описанные в методическом указании.
Студентам следует заранее готовиться к лабораторному занятию. Выполнению лабораторной работы предшествует собеседование с преподавателем. Подготовку рекомендуется начинать с изучения теоретического материала, относящегося к данной работе. Необходимо твердо усвоить основные теоретические положения, законы и их математические выражения.
Перед выполнением работы следует ознакомиться с методикой проведения эксперимента, изучить принцип действия приборов и установок, понять цель работы. При выполнении лабораторной работы внимательно следите за ходом опыта.. После окончания работы необходимо вымыть посуду, привести в порядок рабочее место.
После выполнения лабораторной работы студент должен оформить отчет и сдать его преподавателю.
Отчет должен содержать следующие сведения:
1. Название работы и дату ее выполнения.
2. Цель работы.
3. Номер и название опыта.
4. Краткое описание хода работы с указанием условий проведения опыта.
5. Рисунки и схемы используемых приборов.
6. Наблюдения и уравнения реакций.
7. Расчеты, таблицы, графики.
В большинстве лабораторных работ необходимо проводить расчеты. Следует иметь в виду, что излишняя точность в расчетах, значительно превышающая экспериментальную погрешность, не повышает точность результата. Для числовых значений рассчитываемых величин достаточно 3-4 значащие цифры (число знаков, стоящих после предшествующих им нулей).
Число значащих цифр не следует путать с числом знаков после запятой. Так в числах: 101, 3; 21, 73; 0, 4385; 0, 004500 имеется четыре значащих цифры. В расчетах принято указывать значащие цифры и в том случае, когда это нули, стоящие в конце числа. Поэтому правильной будет запись с точностью до четвертой значащей цифры — 0, 2500, а не 0, 25.
При обработке результатов следует определять абсолютную и относительную ошибку измерения данной величины.
Абсолютная ошибка показывает, на сколько данная измеряемая величина больше или меньше истинной величины
Отношение абсолютной ошибки к истинной величине, умноженное на 100 %, дает относительную ошибку определения (в процентах) или погрешность:
Первая помощь при несчастных случаях
В лаборатории бывают случаи, требующие неотложной медицинской помощи, — порезы рук стеклом, ожоги горячими предметами, кислотами, щелочами. В особо серьезных случаях необходимо обратиться к врачу.
Для оказания первой помощи в лаборатории имеется аптечка.
1. При ранении стеклом удалите осколки из раны, смажьте
края раны раствором йода и перевяжите бинтом.
2. При ожоге рук или лица реактивом смойте реактив большим количеством воды, затем либо разбавленной уксусной кислотой (в случае ожога щелочью), либо раствором соли (в случае ожога кислотой), а затем опять водой.
3. При ожоге горячей жидкостью или горячим предметом обожженное место обработайте свежеприготовленным раствором перманганата калия, смажьте обожженное место мазью от ожога или вазелином. Можно присыпать ожог содой и забинтовать.
4. При химических ожогах глаз обильно промойте их водой, используя глазную ванночку, а затем обратитесь к врачу.
Лабораторная работа 1
ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. СПОСОБЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЕЩЕСТВ
Цель работы: получение и изучение химических свойств оксидов, гидроксидов, кислот и оснований, генетической связи между классами неорганических соединений; изучение принципов разделения веществ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ
Классификация неорганических веществ прошла долгий путь развития.
Химические элементы делятся в первую очередь на элементы с металлическими и неметаллическими свойствами. Многие элементы в соответствии с периодическим законом проявляют одновременно свойства металла и неметалла. Такие элементы называют амфотерными.
Форму существования химических элементов в свободном виде классифицируют как простые (одноэлементные) вещества.
Классификация сложных (двух — или многоэлементных) веществ может быть основана на различных признаках веществ и может использовать различные принципы.
Например, классификация веществ по химической природе опирается на наличие в соединении самого распространенного в природе элемента – кислорода. Наиболее известной и удобной классификацией сложных веществ является разделение их по химическим свойствам. По этому признаку вещества делятся на оксиды, основания, кислоты, соли (схема 1).
1. Оксиды — первый тип сложных веществ. Общая формула оксидов ЭхОy. Среди оксидов различают солеобразующие и несолеобразующие. Примером несолеобразующих оксидов служат SiO, N2O, NO. Солеобразующие оксиды делятся на основные, кислотные, амфотерные.
Основные оксиды образованы типичными металлами и неметаллическими элементами в низкой степени окисления. Если оксид образован элементом с постоянной степенью окисления его называют оксидом: Na2O- оксид натрия. Если оксид образован элементом с переменной степенью окисления его называют оксидом и в скобках указывают степень окисления элемента:
Cu2O-оксид меди (I), CuO-оксид меди (II).
Характерным свойством основных оксидов является их взаимодействие с кислотами с образованием соли и воды:
Некоторые основные оксиды (щелочных и щелочно-земельных металлов) легко взаимодействуют с водой:
Для основных оксидов характерна и реакция с кислотными оксидами: CaO+CO2=CaCO3
Кислотные оксиды образованы неметаллическими элементами и металлами в высокой степени окисления (более 4). Например: SO3, Mn2O7, CrO3, P2O5. Кислотные оксиды взаимодействуют со щелочами, образуя соль и воду:
Большинство кислотных оксидов взаимодействуют с водой с образованием кислот:
Кислотные оксиды образуют соли в реакции с основными оксидами:
К амфотерным оксидам относятся Al2O3, ZnO, BeO, PbO, SnO, PbO2, SnO2, Cr2O3, MnO2, TiO2 и некоторые другие вещества. Они взаимодействуют и с кислотами и со щелочами, образуя соль и воду:
2.Основания — это гидраты (продукты присоединения воды) основных оксидов. Их делят на растворимые и нерастворимые в воде. Если гидроксид образован металлом с постоянной степенью окисления, то его называют гидроксид металла: КОН-гидроксид калия.
Если металл проявляет постоянную степень окисления, то при названии его гидроксида указывают степень окисления металла:
Fe(OH)3 – гидроксид железа (III)
Fe(OH)2 – гидроксид железа (II)
Растворимые в воде гидроксиды (щелочи) получают при взаимодействии оксидов с водой:
Щелочи могут быть получены при действии металлов на воду:
Нерастворимые основания получают только косвенным путем – взаимодействие солей соответствующих металлов с растворами щелочей: NiSO4+2NaOH=Ni(OH)2↓ +Na2SO4
Характерным свойством гидроксидов является взаимодействие с кислотами с образованием соли и воды:
Щелочи взаимодействуют также с кислотными оксидами и солями:
Нерастворимые основания подвергаются термическому разложению:
Среди нерастворимых гидроксидов встречаются амфотерные, взаимодействующие не только с кислотами, но и со щелочами:
3.Кислоты — являются гидратами кислотных оксидов, большинство из них и получается взаимодействием оксидов с водой:
Характерным для кислот является взаимодействие с гидроксидами, сопровождающиеся образованием соли и воды:
Кроме того кислоты взаимодействуют с металлами, основными и амфотерными оксидами и солями:
Кислоты классифицируют по составу: кислородосодержащие и бескислородные и по основности: одноосновные, двухосновные и многоосновные. Под основностью кислоты понимают число атомов водорода, способные заместиться атомами металла. Чаще основность кислоты совпадает с количеством атомов водорода, входящих в состав кислоты. Однако в некоторых кислотах не все атомы водорода способны заместиться на металл. Например: H3PO4 – фосфористая кислота имеет два атома водорода, способные заместиться на металл, поэтому она двухосновная, уксусная кислота CH3COOH является одноосновной.
Бескислородные кислоты получают синтезом из простых веществ или вытеснением из их солей:
Кислородосодержащие кислоты можно получить взаимодействие оксидов с водой или вытеснением из солей:
4.Наиболее сложными среди неорганических соединений являются соли. Они очень разнообразны по составу. Их делят на средние, кислые, основные, двойные, комплексные, смешанные.
Молекулы средних солей содержат только катионы металла и анионы кислотного остатка: NaCl, Al2(SO4)3, K2CO3.
В молекулах кислых солей содержатся атомы водорода: Ca(H2PO4)2, Al(HCO3)3, а в молекулах основных солей гидроксогруппы: CuOHCl, Zn(OH)NO3.
Двойные соли содержат катионы разных металлов: K2CuCl4.
Комплексные соли содержат комплексные катионы или анионы:
Название средних солей (табл.1)складывается из названия кислотного остатка и металла с указанием его степени окисления: Al2(SO4)3 – сульфат алюминия (III), FeCl3 – хлорид железа (III), Fe(NO3)2 – нитрат железа (II).
В название кислой соли добавляется приставка “гидро”: NaHCO3 – гидрокарбонат натрия, FeH2PO4 – дигидрофосфат железа (III).
В названии основных солей присутствует приставка “гидроксо”: AlOHSO4- сульфат гидроксоалюминия, CuOHCl – хлорид гидроксомеди.
Двойные соли называют так же, как и средние: KFe(SO4)2 – сульфат калия- железа.
В соответствии с многообразием солей способов их получения множество, но наиболее общими являются следующие:
1. Взаимодействие металла с неметаллом:
2. Взаимодействие металла с кислотой:
3. Взаимодействие металла с раствором соли:
4. Взаимодействие основного оксида с кислотой:
1. Взаимодействие кислотного оксида со щелочью:
2. Взаимодействие кислоты с основанием:
3. Взаимодействие кислоты с солью:
4. Взаимодействие щелочи с солью:
5. Взаимодействие между солями:
6. Взаимодействие основных и кислотных оксидов:
Соль взаимодействует с кислотами, щелочами, друг с другом в растворенном и расплавленном состоянии, многие подвергаются термическому разложению: