Методы расчета повышающего коэффициента: пошаговое руководство

При оформлении сотрудника на новом месте работы между работодателем и работником устанавливается определенная схема оплаты труда, обязательной частью которой в львиной доле случаев является должностной оклад. Как включить информацию о должностном окладе в штатное расписание? О том, для чего нужен должностной оклад, по какому принципу он рассчитывается и можно ли его изменить, мы сегодня и поговорим.

Коэффициенты для исчисления должностных окладов

  • рабочая нагрузка;
  • профильное образование;
  • квалификация;
  • стаж работы.

Внимание! Должностной оклад – это фиксированная сумма оплаты труда, устанавливаемая в зависимости от занимаемой сотрудником должности, квалификации, профильного образования и стажа работы на данном предприятии.

Размер оплаты трудовой деятельности служащих устанавливается с опорой на схемы должностных окладов, которые разрабатываются на уровне организации или целой отрасли:

  1. Отраслевые схемы используются для определения окладов сотрудников организаций, финансируемых из бюджетных источников.
  2. Схемы окладов, утвержденные на уровне фирм, финансируемых за счет собственных средств, принимают форму штатного расписания с указанием номенклатуры должностей специалистов и соответствующими размерами окладов.

В схемах должностных окладов обеих групп может указываться диапазон размера заработной платы, именуемый «вилкой» окладов.

Установление минимальной и максимальной планки оплаты труда позволяет определять размеры окладов сотрудников в индивидуальном порядке, опираясь на их квалификацию, опыт работы, объем выполняемых работ и деловые качества.

Уровень профессионализма и специалистов, и рабочих определяется с помощью градации на категории, благодаря чему осуществляется дифференциация окладов сотрудников. Большинству организаций характерна трехступенчатая градация.

Согласно трудовому законодательству, положение об оплате труда может предусматривать установление персонального повышающего коэффициента:

  • по занимаемой должности;
  • за выслугу лет (подробнее об этом).

В случае установления повышающего коэффициента, размер предстоящих выплат определяется путем математического умножения размера оклада на коэффициент.

Персональный повышающий коэффициент может быть назначен с учетом:

  • профессиональной подготовки;
  • сложности выполняемых работ;
  • степени ответственности сотрудника.

Решение о надбавке принимается руководителем предприятия в отношении каждого работника индивидуально. Коэффициент за выслугу лет может быть установлен сотрудникам в зависимости от общего профессионального стажа на данном предприятии.

Вопрос: Является ли невыплата премии нарушением трудового законодательства, если в трудовом договоре указано, что заработная плата состоит из должностного оклада и премии? Посмотреть ответ

Как происходит надбавка к должностному окладу

Надбавка к окладу представляет собой дополнительную оплату профессиональной деятельности, рассчитанную на основании:

  • установленных тарифных ставок;
  • должностных окладов;
  • сдельных расценок.

Внимание! Сведения о надбавке сотрудника должны быть отражены в трудовом контракте в качестве условий оплаты трудовой деятельности.

Надбавки к окладу бывают двух видов:

  • обязательные;
  • необязательные.

Обязательными надбавками являются доплаты, установленные за выполнение определенных должностных обязанностей. Например, доплата за вахтовый график работы или работу в местности с особым климатом.

Если работодатель желает установить надбавку сотруднику при отсутствии условий для установления обязательной доплаты, то такая надбавка будет считаться персональной и устанавливается она в индивидуальном порядке.

Персональная надбавка может быть установлена работодателям за:

  • стаж работы сотрудника;
  • профессиональное мастерство;
  • работу с коммерческой тайной;
  • владение иностранным языком;
  • ученую степень;
  • результаты работы.

Надбавка может быть установлена в виде фиксированной суммы (например, 1000 рублей к окладу) или процентов (например, 15% от оклада).

В любом случае размер любой доплаты должен быть отражен в трудовом договоре. В некоторых случаях допустима отсылка к документу, определяющему порядок начисления персональной надбавки к окладу сотрудника.

Уникальный приказ об изменении (повышении) должностного оклада

ВАЖНО! Образец приказа о повышении должностного оклада работника от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Изменение оклада сотрудника может быть инициировано служебной запиской с указанием причин изменения оклада. Если окладная часть впоследствии будет уменьшена, то пожелания линейного руководителя учитываться не будут.

Причинами увеличения окладной части может стать:

  • систематическое перевыполнение плана;
  • повышение квалификации;
  • успешно пройденная аттестация;
  • большой опыт работы.

Кроме того, повышение должностного оклада может быть инициировано в результате изменения служебных обязанностей.

Для того чтобы поднять вопрос о повышении оклада:

  1. Руководитель работника должен предоставить вышестоящему начальству служебную записку с информацией о причинах увеличения оклада своему подчиненному.
  2. Впоследствии документ должен быть согласован с уполномоченным лицом или директором организации.
  3. После того, как увеличение оклада будет одобрено, сотрудник отдела кадров должен подготовить уникальный приказ о корректировке окладной части заработной платы сотрудника, а также о внесении корректировок в штатное расписание.
  4. Кроме того, все изменения должны быть отображены и в трудовом договоре. Для этого необходимо подготовить дополнительное соглашение, которое в дальнейшем будет подписано обеими сторонами.
  5. В случае достижения договоренности любого рода, составляется уникальный приказ об изменении должностного оклада и допсоглашение к трудовому контракту.

Вопрос: В трудовом договоре работнику установлен неполный рабочий день (4 часа). Вправе ли он требовать выплаты полной суммы должностного оклада, предусмотренного штатным расписанием, если именно эта сумма указана в его трудовом договоре? Посмотреть ответ

Так как данный приказ не имеет утвержденной на законодательном уровне формы, любое учреждение вправе составить его в произвольном формате на фирменном бланке предприятия. При этом крайне важно, чтобы приказ отражал следующие данные:

  • сведения о предприятии;
  • реквизиты приказа;
  • город или населенный пункт, где был составлен приказ;
  • дату составления документа;
  • изменения в условиях трудовой деятельности;
  • аргументацию необходимости изменения должностного оклада;
  • подписи сторон.

Таким образом, окончательный вариант приказа об изменении оклада должностному лицу будет выглядеть примерно следующим образом:

Организационно-правовая форма компании «наименование»

ПРИКАЗ № (номер приказа)

о повышении оклада (имя сотрудника в дательном падеже)

В связи с (причина повышения оклада, например: улучшение качественных показателей/ изменение штатного расписания/ расширение функционала) ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Установить (должность и ФИО сотрудника) должностной оклад в размере (новая сумма оклада цифрами и прописью) рублей с (дата изменения оклада).
  2. Главному бухгалтеру (ФИО бухгалтера) обеспечить своевременные выплаты указанного в пункте 1 настоящего приказа оклада и других сумм, рассчитываемых исходя из него, а также проконтролировать корректность оформления всех кадровых документов.
  3. Инспектору отдела кадров (ФИО сотрудника отдела кадров) внести изменения в штатное расписание (дата и номер штатного расписания), установив оклад по должности (наименование должности) в размере (сумма нового оклада).
  4. Инспектору отдела кадров (ФИО сотрудника отдела кадров) подготовить дополнительное соглашение к трудовому договору (дата и номер трудового договора сотрудника) с (ФИО сотрудника) об установлении оклада в размере (сумма нового оклада) с (дата изменения оклада).
  5. Инспектору отдела кадров (ФИО сотрудника отдела кадров) ознакомить с настоящим приказом (ФИО сотрудника)под роспись.
Читайте:  Причины, по которым водяной насос работает с перебоями

Основание: (наименование, дата и номер документа, инициировавшего повышение оклада, например: докладная записка руководителя отдела/ приказ о внесении изменений в штатное расписание)

Генеральный директор (наименование компании) (ФИО)_______________(подпись) __

С приказом ознакомлен(а) (ФИО главного бухгалтера)_________________ (подпись) __ С приказом ознакомлен(а) (ФИО сотрудника отдела кадров)___________ (подпись) __ С приказом ознакомлен(а) (ФИО сотрудника)____________________________(подпись) __

Изменения в условиях оплаты профессиональной деятельности вступят в силу сразу же после подписания документов обеими сторонами.

Главное помнить, что как бы ни менялись условия оплаты трудовой деятельности, в случае достижения какой-либо договоренности, между сторонами должен быть составлен приказ и допсоглашение к трудовому договору об изменении условий труда. Без этой документации изменение окладной части будет считаться недействительным.

Когда применение повышающих коэффициентов влияет на объём КР на СОИ

Повышающие коэффициенты условно делятся на две группы

Наш эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец посвятила новый выпуск онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» теме применения повышающих коэффициентов при расчёте платы за коммунальные ресурсы и разбору случаев, когда такие расчёты влияют на плату КР на СОИ, которую управляющая организация вносит поставщику ресурсов при прямых договорах:

  1. Применяемые в соответствии с п. 60 ПП РФ № 354 по истечении трёх расчётных периодов в случаях, перечисленных в пп. «а», «г» п. 59 ПП РФ № 354:
  • индивидуальный прибор учёта, принятый к расчётам, вышел из строя или утрачен;
  • истёк срок эксплуатации индивидуального прибора учёта.
  • собственник отказался предоставить исполнителю КУ допуск к счётчику.
  1. Применяемые при составлении акта о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ (п. 81(11) ПП РФ № 354).

Группы коэффициентов различны не только по случаям их применения, но и по влиянию на объём КР на СОИ. Существуют два варианта: в одном случае размер платы управляющей организации снижается, а в другом – нет. Разберёмся, от чего это зависит.

Повышающий коэффициент 1,5 не изменяет объём КР на СОИ

Если в жилом помещении собственника индивидуальный прибор учёта вышел из строя или утрачен, истёк срок его эксплуатации, то исполнитель КУ в течение трёх расчётных периодов производит начисление платы исходя из среднемесячного объёма потребления (п. 59 ПП РФ № 354).

После истечения указанного срока исполнитель КУ в соответствии с п. 60 ПП РФ № 354 рассчитывает плату исходя из установленного норматива и применяет повышающий коэффициент 1,5.

Елена Шерешовец заострила внимание на том факте, что при этом объём ресурса, потреблённый собственником в помещении, не меняется – он равен нормативу. Ведь при расчёте платы норматив умножается на тариф, и лишь потом полученный размер платы умножается на коэффициент 1,5. То есть увеличивается сумма, а не объём ресурса, который должен оплатить собственник.

– объём КР, определённый по ОДПУ

– объём КР, подлежащий оплате потребителями

Поскольку коэффициент 1,5 применяется к сумме оплаты, а не к нормативу, взятому за основу при расчётах, то в данном случае он никак не влияет на объём КР на СОИ.

Коэффициент 10 увеличивает объём индивидуального потребления и уменьшает объём КР на СОИ

Второй случай применения повышающего коэффициента – если составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта. Коэффициент значительно выше: не 1,5, а уже 10 (п. 81(11) ПП РФ № 354).

Несанкционированным вмешательством в работу ИПУ признаются любые действия, которые могли повлиять на его работу и исказить фиксируемые счётчиком данные: механическое повреждение корпуса счётчика или заводских пломб, антимагнитных пломб, установка магнитов, подключение к сети и трубопроводу в обход счётчика и другое.

Если при проверке ИПУ исполнитель коммунальных услуг установит факт такого вмешательства, то составляется акт и плата за коммунальный ресурс рассчитывается в соответствии с п. 62, абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354: исходя из объёма, рассчитанного на основании нормативов с применением повышающего коэффициента 10.

То есть в основу расчётов ложится не норматив, а объём потребления, который рассчитывается как норматив*10. Затем на такой повышенный объём начисляется плата за коммунальную услугу по утверждённому тарифу.

Получается, что коэффициент за несанкционированное вмешательство в работу ИПУ, в отличии от коэффициента предыдущей группы, увеличивает объём коммунальных услуг, израсходованных потребителем. Тогда объём, подлежащий оплате управляющей организацией за КР на СОИ, уменьшается.

Запомнить

ПП РФ № 354 регламентирует случаи, когда исполнитель коммунальной услуги имеет право применять повышающие коэффициенты при расчётах платы за индивидуальное потребление ресурсов. Их применение по-разному отражается на объёмах КР на СОИ, что должны учитывать управляющие организации в своей работе.

Расчет повышающих (понижающих) коэффициентов к тарифам на услуги по передаче электрической энергии

Установленные коэффициенты к тарифам не являются результатом строгого расчета затрат сетевых организаций и потребителей электроэнергии на КРМ, хотя эти затраты принимались во внимание при выработке численных значений коэффициентов. Очевидно, что при значениях коэффициентов, не окупающих затраты в КУ, плата за реактивную энергию превратилась бы в дополнительный «побор» в пользу сетевых организаций, так как потребителям выгоднее было бы платить за реактивную энергию, чем устанавливать КУ. Задача же состоит в том, чтобы КУ были установлены, режим работы электрической сети был более приемлемым, а потребитель не платил за остаточное потребление реактивной энергии.

Читайте:  Назначение ручного балансировочного клапана: зачем он нужен

Повышающий (понижающий) коэффициент к тарифу для потребителей, присоединенных к сетям 110 кВ и ниже, определяют по формуле

где П б — составляющая повышения тарифа за потребление реактивной мощности в часы больших нагрузок электрической сети сверх предельного значения tg φ, установленного в договоре;

П м — составляющая повышения тарифа за генерацию реактивной мощности в часы малых нагрузок;

С б.р — составляющая снижения тарифа за участие потребителя в регулировании реактивной мощности в часы больших нагрузок;

С м.р — составляющая снижения тарифа за участие потребителя в регулировании реактивной мощности в часы малых нагрузок.

Составляющую повышения тарифа за потребление реактивной мощности в часы больших нагрузок электрической сети сверх установленного для этих часов предельного значения tg φ определяют по формуле

где tg φ ф — среднее значение фактического коэффициента реактивной мощности в часы больших нагрузок электрической сети, определенное по показаниям приборов учета;

d б — отношение электрической энергии, потребленной в часы больших нагрузок электрической сети, к общему объему электрической энергии, потребленной за расчетный период.

При значении tg φ ф , меньшем tg φ, значение П б принимают равным нулю.

Составляющую повышения тарифа за генерацию реактивной мощности в часы малых нагрузок электрической сети определяют по формуле

где tg φ м.ф — среднее значение фактического коэффициента реактивной мощности в часы малых нагрузок электрической сети, определенное по показаниям приборов учета (при генерации реактивной мощности tg φ м.ф < 0, поэтому П м > 0).

При положительном значении tg φ м.ф значение П м принимают равным нулю.

Фактический коэффициент реактивной мощности и значение d б в формулах (7.41)-(7.42) определяют за расчетный период за вычетом периодов привлечения потребителя к регулированию реактивной мощности.

Составляющую снижения тарифа за участие потребителя в регулировании реактивной мощности в часы больших нагрузок электрической сети определяют по формуле

где tg φ б.в -верхняя граница диапазона регулирования коэффициента реактивной мощности, установленного для часов больших нагрузок электрической сети;

tg φ б.ф -среднее значение фактического коэффициента реактивной мощности в периоды привлечения потребителя к регулированию реактивной мощности в часы больших нагрузок электрической сети, определенное по показаниям приборов учета;

d б.р — отношение электрической энергии, потребленной в периоды привлечения потребителя к регулированию реактивной мощности в часы больших нагрузок, к общему объему электрической энергии, потребленной за расчетный период.

Если установленный диапазон регулирования предусматривает увеличение потребления реактивной мощности по сравнению с обычным режимом потребления, то в формуле (7.43) tg φ б.в заменяют на tg φ б.н , а коэффициент 0,2 на -0,2.

При выходе коэффициента реактивной мощности tg φ б.ф за границу установленного диапазона регулирования менее чем на допустимую погрешность регулирования δ tg φ б , в качестве tg φ б.ф в формуле (7.43) принимают соответствующую границу диапазона регулирования. При выходе коэффициента реактивной мощности tg φ б.ф за границу установленного диапазона регулирования более чем на допустимую погрешность регулирования δ tg φ б , значение С б принимают равным нулю.

Границы диапазона значений коэффициента реактивной мощности для часов больших нагрузок tg φ б (верхняя граница tg φ б.в , нижняя граница tg φ б.н ) и допустимую погрешность регулирования коэффициента реактивной мощности в часы больших нагрузок δ tg φ б устанавливают в договоре.

Составляющую снижения тарифа за участие в регулировании реактивной мощности в часы малых нагрузок электрической сети определяют по формуле

где tg φ м.ф -среднее значение фактического коэффициента реактивной мощности в периоды привлечения потребителя к регулированию реактивной мощности в часы малых нагрузок электрической сети, определенное по показаниям приборов учета;

tg φ м.н -нижняя граница диапазона регулирования коэффициента реактивной мощности, установленного для часов малых нагрузок электрической сети;

d м.р -отношение электрической энергии, потребленной в периоды привлечения потребителя к регулированию реактивной мощности в часы малых нагрузок электрической сети, к общему объему электрической энергии, потребленной за расчетный период.

Если установленный диапазон регулирования предусматривает генерацию реактивной мощности, то в формуле (7.44) tg φ м.н заменяют на tg φ м.в , а коэффициент 0,2 на -0,2.

При выходе коэффициента реактивной мощности tg φ м.ф за границу установленного диапазона регулирования менее чем на допустимую погрешность регулирования δ tg φ м , в качестве tg φ м.ф в формуле (7.44) принимают соответствующую границу диапазона регулирования. При выходе коэффициента реактивной мощности tg φ м.ф за границу установленного диапазона регулирования более чем на допустимую погрешность регулирования δ tg φ м , значение С м.р принимают равным нулю.

Границы диапазона значений коэффициента реактивной мощности для часов малых нагрузок tg φ м (верхняя граница tg φ м.в , нижняя граница tg φ м.н ) и допустимую погрешность регулирования коэффициента реактивной мощности в часы малых нагрузок δ tg φ м устанавливают в договоре.

Для потребителей, присоединенных к сетям напряжением 220 кВ и выше, а также к сетям 110 кВ (154 кВ) в случаях, когда они оказывают существенное влияние на режимы работы энергосистем, повышающий (понижающий) коэффициент к тарифу определяют по формуле

где П — составляющая повышения тарифа за потребление реактивной мощности сверх предельных значений tg φ, установленных для каждого часа суток;

С — составляющая снижения тарифа за участие потребителя в регулировании реактивной мощности.

Составляющую повышения тарифа за потребление (генерацию) реактивной мощности сверх установленных для каждого часа суток предельных значений коэффициентов реактивной мощности определяют по формуле

Читайте:  Сколько лет служит акриловая ванна

где tg φ фi — фактическое значение коэффициента реактивной мощности в i-й час суток, определенное по показаниям приборов учета;

tg φ i — значение коэффициента реактивной мощности, установленное в качестве предельного для i-го часа суток;

d i — отношение электрической энергии, потребленной в i-й час суток, к общему объему электрической энергии, потребленной за расчетный период.

Знак «+» в формуле (7.46) применяется для часов, в которых происходит потребление реактивной мощности, знак «-» — для часов, в которых происходит генерация реактивной мощности.

При значении tg φ ф.i .меньшем tg φ i , для часов, в которых происходит потребление реактивной мощности, разность ( tg φ ф.i — tg φ i ,) принимают равной нулю.

Значения d i определяют за расчетный период за вычетом периодов привлечения потребителя к регулированию реактивной мощности.

Составляющую снижения тарифа за участие потребителя в регулировании реактивной мощности определяют по формуле

где tg φ в.i — верхняя граница диапазона регулирования коэффициента реактивной мощности, установленного для i-го часа суток;

tg φ ф.i — значение фактического коэффициента реактивной мощности в i-й час суток;

d p.i — отношение электрической энергии, потребленной в /-й час суток привлечения потребителя к регулированию реактивной мощности, к общему объему электрической энергии, потребленной за расчетный период.

Если установленный диапазон регулирования предусматривает увеличение потребления реактивной мощности по сравнению с обычным режимом потребления, то tg φ в.i в формуле (7.47) заменяют на tg φ н.i , а коэффициент 0,2 на —0,2.

При выходе коэффициента реактивной мощности tg φ б.ф , за границу установленного диапазона регулирования менее чем на допустимую погрешность регулирования δtg φ, в качестве tg φ ф.i в формуле (7.47) принимают соответствующую границу диапазона регулирования.

При выходе коэффициента реактивной мощности tg φ б.ф за границу установленного диапазона регулирования более чем на допустимую погрешность регулирования δ tg φ б , значение С б.р принимают равным нулю.

Границы диапазона значений коэффициента реактивной мощности для часов больших нагрузок tg φ ф.б (верхняя граница tg φ б.в , нижняя граница tg φ б.н ) и допустимая погрешность регулирования коэффициента реактивной мощности в часы больших нагрузок δ tg φ б устанавливаются в договоре.

Пример 7.1. Определить повышающий коэффициент к тарифу на услуги по передаче электрической энергии для потребителя, присоединенного к сети 110 кВ, при следующих условиях:

потребитель не привлекается к регулированию реактивной мощности;

установленное в договоре значение коэффициента реактивной мощности в часы больших нагрузок электрической сети tg φ = 0,5;

фактическое значение коэффициента реактивной мощности в часы больших нагрузок электрической сети, определенное по показаниям приборов учета, tg φ ф = 0,65;

фактическое значение коэффициента реактивной мощности в часы малых нагрузок электрической сети, определенное по показаниям приборов учета, tg φ м.ф = — 0,3 (генерация);

доля электроэнергии, потребленной в часы больших нагрузок d б = 0,75.

Решение. По формулам (7.41) и (7.42) определяем составляющие повышения тарифа:

Повышающий коэффициент к тарифу в соответствии с формулой (7.40) составит

К=1 + 0,0225 + 0,015 = 1,0375.

Пример 7.2. Определить понижающий коэффициент к тарифу на услуги по передаче электрической энергии потребителя, привлеченного к регулированию реактивной мощности. Фактическое значение коэффициента реактивной мощности в часы больших нагрузок электрической сети до привлечения потребителя к регулированию реактивной мощности составило 0,38.

В договоре заданы следующие параметры регулирования: диапазон коэффициента реактивной мощности в часы больших нагрузок электрической сети: верхняя граница tg φ б.в = 0,35, нижняя граница tg φ б.н = 0;

диапазон коэффициента реактивной мощности в часы малых нагрузок электрической сети: нижняя граница tg φ м.н = 0; верхняя граница tg φ м.в = 0,6;

допустимые погрешности регулирования коэффициента реактивной мощности в часы больших нагрузок δ tg φ б = 0,1, в часы малых нагрузок δ tg φ м = 0,1.

Фактические значения коэффициента реактивной мощности составили:

в часы больших нагрузок электрической сети tg φ б.ф = 0,1;

в часы малых нагрузок электрической сети tg φ м.ф = 0,4. Отношение электрической энергии, потребленной в периоды привлечения потребителя к регулированию реактивной мощности в часы больших нагрузок, к общему объему электрической энергии, потребленной за расчетный период, составило d б.р = 0,45.

Отношение электрической энергии, потребленной в периоды привлечения потребителя к регулированию реактивной мощности в часы малых нагрузок электрической сети, к общему объему электрической энергии, потребленной за расчетный период, d м.р = 0,12.

Решение. Так как потребитель не превысил заданные значения более чем на допустимые погрешности регулирования, к нему применяется понижающий коэффициент к тарифу.

По формулам (7.43) и (7.44) определяем составляющие снижения тарифа:

за участие в регулировании реактивной мощности в часы больших нагрузок электрической сети

за участие в регулировании реактивной мощности в часы малых нагрузок электрической сети

Понижающий коэффициент к тарифу в соответствии с формулой (7.34) составит

К= 1 — 0,0225 — 0,0096 = 1 — 0,0321 = 0,9679.

Теоретически повышающий и понижающий коэффициенты, примененные к одному потребителю, могут в значительной степени компенсировать друг друга. Практически же привлечение потребителя к регулированию реактивной мощности имеет смысл, если он имеет достаточную мощность КУ. А при этом он, как правило, выполняет стандартные условия потребления реактивной мощности.

Поэтому на практике применение повышающего коэффициента будет осуществляться к потребителям, не имеющим достаточной мощности КУ. При установке ими КУ дополнительная оплата будет сведена к нулю; одновременно возникнет возможность привлечения потребителя к регулированию реактивной мощности, при котором применяется понижающий коэффициент к тарифу. Так как необходимость привлечения потребителя к регулированию определяется рабочим режимом сети, то решение вопроса о таком привлечении является прерогативой сетевой организации. Наличие у потребителя КУ не является причиной для автоматического решения о его привлечении к регулированию реактивной мощности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...