Поверка счетчика воды – процедура, которая определяет соответствие прибора учета метрологическим требованиям и точности. Ранее она проводилась раз в 4 года для счетчиков ГВС и раз в 6 лет для счетных устройств ХВС. Теперь для приборов учета холодной воды 2015 года выпуска и более новых поверка выполняется с периодичностью раз в 6 лет. Точная частота оценки точности указана в инструкции ЛГФИ.407223.003 МИ, на которую опираются производители учетных устройств. Если с этим все понятно, то вопрос о том, кто проводит поверку счетчиков воды, многих вводит в ступор.
Кто должен платить за поверку счетчиков воды в квартире
Оценка точности прибора учета – пожалуй, единственная процедура, которую никак не получится сделать своими руками, в отличие от установки и замены счетного устройства. Только мастера специализированных компаний имеют право проводить поверку средств измерений. По закону организацией поверочных мероприятий должна заниматься управляющая компания, но на деле достучаться до УК получается не у каждого собственника и далеко не сразу. Благо, существует альтернатива – специальные фирмы, специалисты которых работают быстро и профессионально.
Надо понимать, что поверка бывает первичной и периодической. Первая оценка точности прибора выполняется производителем еще до того, как устройство поступит в продажу. На данном этапе отсеивается возможный брак, благодаря чему можно не сомневаться в покупке прибора с высокой точностью. После покупки в коробке со счетчиком вы найдете сертификат о первичной поверке. Все последующие процедуры делаются на регулярной основе работниками УК или специальных фирм.
Если по результатам поверки были обнаружены серьезные отклонения в точности измерений, прибор учета признается непригодным к дальнейшему использованию. В этом случае придется покупать и устанавливать новое счетное устройство и нести дополнительные расходы. Конечно, они полностью ложатся на плечи собственника квартиры. Также многих интересует, что будет, если не сделать оценку точности измерений вовремя. Штрафа не последует, но изменится порядок начисления платы за воду. Оплата будет выстраиваться следующим образом:
- первые 3 месяца после окончания срока действия предыдущей поверки начисления происходят на основе средних данных по потреблению за предыдущие 6 месяцев;
- начиная с 4-го месяца сумма оплаты ГВС и ХВС рассчитывается исходя из норматива, причем к нему добавляется повышающий коэффициент в размере 1,5.
Таким образом, даже при отсутствии штрафа за просрочку поверки собственник квартиры будет нести дополнительные расходы из-за повышенного норматива. В конечном итоге затраты сильно превзойдут и стоимость услуги, и даже цену нового прибора учета, поэтому стоит отнестись к вопросу серьезно и своевременно обратиться в фирму, которая производит поверку счетчиков.
Итак, с тем, кто может делать поверку, мы разобрались, но кто должен оплачивать мероприятие? Если вспомнить, что все расходы на эксплуатацию внутриквартирных приборов учета несет на себе собственник жилого помещения, становится ясно, что за поверку платит сам владелец квартиры. Он же обязан ответственно следить за соблюдением периодичности проведения процедуры и в нужное время самостоятельно заказывать услугу в специализированной компании либо через УК.
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ У АККРЕДИТОВАННЫХ КОМПАНИЙ
Кто должен оплачивать поверку счетчиков воды в муниципальной квартире
Арендаторов муниципального жилья волнует вопрос о том, кем и за чей счет производится поверка счетчиков воды в квартирах, стоящих на балансе муниципалитета. Уже можно догадаться, что все расходы за это мероприятие несет собственник жилья, то есть местные власти. Если обратного не указано в договоре о найме квартиры, арендатор не обязан делать поверку за собственный счет.
Кто должен проводить поверку общедомовых приборов учета
Стоит отметить, что оценка точности измерений общедомового прибора учета выполняется после его демонтажа. На время проверки плата за использование водных ресурсов будет начисляться в соответствии со средним потреблением воды на дом за последние полгода. Как только счетчик вернут на место, порядок начисления станет прежним – по показаниям общедомового прибора.
Чтобы поверка счетчиков воды в жилом доме была сделана быстро, профессионально и недорого, обратитесь за услугой в РосСчет. Согласуем удобную для вас дату и время визита мастера, отправим опытного специалиста для обслуживания прибора учета, и после быстро внесем данные в Аршин.
Кто платит за отсутствие ИПУ в квартирах муниципального жилфонда
Наниматели социального жилья обязаны платить за потребляемые коммунальные ресурсы, а собственник – оснастить помещения ИПУ. Рассказываем о позиции ВС РФ по вопросу, кто должен платить за КУ, если из-за отсутствия счётчика при расчёте платы за услуги исполнитель услуг применяет повышающий коэффициент.
При отсутствии ИПУ в расчётах применяется норматив и повышающий коэффициент
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 80 ПП РФ № 354, плата за коммунальные услуги рассчитывается на основании показаний установленных индивидуальных приборов учёта, а при отсутствии счётчиков – исходя из нормативов потребления, которые утверждает субъект РФ.
Установить ИПУ должен собственник помещения (п. 81 ПП РФ № 354). В случае, если в квартире есть техническая возможность это сделать, но владелец квартиры такую обязанность не исполнил, то исполнитель коммунальной услуги при расчётах применяет к нормативу повышающий коэффициент 1,5 (абз. 3 п. 42 ПП РФ № 354).
Если жилое помещение в многоквартирном доме, принадлежащее муниципальному жилфонду, сдано по договору социального найма, то муниципалитет обязан выполнять возложенные на него ЖК РФ как на собственника обязанности, в том числе оснащать квартиры ИПУ (ч. 3 ст. 65 ЖК РФ). Наниматель соцжилья со своей стороны обязан вовремя и в полном объёме оплачивать коммунальные и жилищные услуги (п.
5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ).
Получается, что, если собственник муниципального жилья не исполняет обязанность по установке ИПУ, то наниматель такой квартиры получает квитанции с завышенными суммами платы за коммунальный ресурс и обязан её оплатить.
Муниципалитет отказался платить за последствия неустановки ИПУ в квартирах
С такой ситуацией столкнулась одна из управляющих организаций Санкт-Петербурга. УО, рассудив, что муниципалитет несёт ответственность за неустановку приборов учёта, выставила в адрес казённого жилищного агентства, которое отвечает за муниципальный жилфонд, счёт на 615 тысяч рублей.
Эта сумма являлась разницей между стоимостью объёма электроэнергии, рассчитанного исходя из норматива с применением повышающего коэффициента, и стоимостью ресурса, которая была рассчитана только исходя из норматива, и выставлен к оплате нанимателям социальных квартир.
Жилищное агентство, равно как и муниципалитет, оплатить счета отказалось, сославшись на то, что с момента подписания договора соцнайма плату за коммунальные услуги обязаны вносить наниматели жилых помещений.
Обеспечить установку ИПУ в социальном жилом фонде должен его собственник
Управляющая организация подала в суд иск с требованием взыскать с казённого учреждения, которое представляет интересы администрации города как собственника многоквартирных домов, сумму задолженности (дело № А56-18735/2018).
Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации. Поскольку муниципалитет является собственником помещений в многоквартирном доме, то именно он должен был обеспечить установку в жилых помещениях ИПУ. Ответчики не смогли предоставить документы, подтверждающие, что это технически невозможно.
Управляющая организация имела право вести расчёты с применением повышающего коэффициента, и именно муниципалитет должен оплатить разницу в начислениях с применением повышающего коэффициента и без него.
Суд решил, что казённое учреждение, отвечающее за социальный жилфонд и представляющее администрацию Санкт-Петербурга, обязано оплатить задолженность.
За ЖКУ с момента заключения договора социального найма платят наниматели
Жилищное агентство не согласилось с решением суда и подало апелляцию. В жалобе учреждение указывало на то, что не является собственником помещений или потребителем коммунальных услуг. Выставление в его адрес счетов за КУ неправомерно.
Также агентство утверждало, что нельзя выставить такие счета в адрес публичного собственника – города Санкт-Петербурга, так как у него нет обязанности оплачивать коммунальные услуги в помещениях, сданных по договорам социального найма. При этом администрация ежегодно выделяет средства на установку в муниципальных квартирах ИПУ.
Апелляционный суд, рассматривая доводы сторон, указал на то, что обязанность платить за ЖКУ возникает у нанимателя соцжилья в момент заключения договора соцнайма (п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
Также суд отметил, что при применении в расчётах платы повышающего коэффициента УО была обязана указывать это в платёжных документах и направлять такие счета в адрес жилищного агентства (пп. «г(1)» п. 69 ПП РФ № 354). Управляющая организация не смогла доказать суду, что выполняла эту обязанность.
К тому же, как отметил суд, РСО не предъявляла управляющей организации требования к оплате поставленного ресурса с применением повышающего коэффициента из-за отсутствия в жилых помещениях ИПУ. Ответчик же предоставил суду доказательства того, что агентство запрашивало бюджетные средства на установку в МКД приборов учёта, то есть предпринимало меры по выполнению требований закона.
Апелляционный суд посчитал, что жилищное агентство нарушило требования законодательства об установке ИПУ, поэтому решение первой инстанции было отменено.
Публичный собственник не обязан оплачивать ЖКУ после заключения договора соцнайма
Спор перешёл в суд кассационной инстанции, но и тут управляющая организация не смогла доказать, что именно муниципалитет или его представитель, а не наниматели помещений, обязан оплатить предъявленную сумму задолженности.
Суд поддержал выводы, сделанные апелляционной инстанцией, а также подчеркнул, что законодательство не предусматривает начисление повышающего коэффициента отдельно от начисления платы за коммунальную услугу (п.п. 42, 69 ПП РФ № 354).
Вся сумма к оплате начисляется в адрес потребителя коммунальной услуги. После заселения социального жилья платить за КУ обязан наниматель помещения, а не орган государственной власти или муниципалитет, которые являются собственниками помещений (ч. 3 ст. 153, ч. 4 ст. 155 ЖК РФ).
Взыскание повышающего коэффициента с публичного собственника в такой ситуации невозможно, ведь он не пользуется жилым помещением и коммунальными услугами.
При отсутствии ИПУ наниматель оплачивает норматив, а собственник соцжилья – повышающий коэффициент
Точку в споре управляющей организации и муниципалитета об оплате повышающего коэффициента поставил Верховный суд РФ, куда УО подала жалобу.
- Собственники помещений должны были установить в них ИПУ до 1 января 2011 года (ч. 4 ст. 13 № 261-ФЗ, п. 81 ПП РФ № 354). Такая обязанность возложена на всех владельцев помещений в МКД независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилфонду и использует ли собственник это помещение для проживания или сдает это помещения внаём.
- Повышающий коэффициент применяется при расчётах платы за коммунальный ресурс для помещений, в которых не установлены ИПУ. Исключение – наличие акта обследования об отсутствии технической возможности поставить счётчик (п. 42 ПП РФ № 354).
Жилищное агентство, против которого подала иск УО, является представителем собственника спорных помещений. Учреждение не представило суду доказательств, что в жилых помещениях нет объективной возможности установить ИПУ.
ВС РФ согласился с выводами суда первой инстанции о том, что нельзя возложить последствия за неустановку счётчиков на нанимателей жилых помещений: они не обязаны оснащать квартиры приборами учёта и не уполномочены самостоятельно принимать об этом решения. Следовательно, управляющая организация не может в силу закона возложить на них обязанность по оплате повышающего коэффициента.
ВС РФ отменил решения, принятые судами апелляционной и кассационной инстанций, и определил, чтобы жилищное агентство выплатило в адрес управляющей организации сумму задолженности согласно решению суда первой инстанции.
Запомнить
- помещение не оснащено индивидуальным прибором учёта коммунальных ресурсов;
- отсутствует акт, подтверждающий, что установить ИПУ технически невозможно.
Если помещение входит в государственный или муниципальный жилищный фонд, то обязанность оснастить помещения счётчиками лежит на собственнике – органе государственной или муниципальной власти.
Следовательно, как отметил ВС РФ, именно публичный собственник должен оплатить разницу между стоимостью ресурса, рассчитанной с применением повышающего коэффициента, и суммой, начисленной нанимателям помещений исходя из норматива потребления. Жители муниципальной квартиры не должны нести материальной ответственности за невыполнение собственником жилфонда его обязанностей.