При растопке котла давление можно повышать до рабочего только после достижения определенной температуры воды, когда теплоноситель начинает циркулировать и прогревает все элементы системы. Обычно этот процесс начинается после того, как котел нагреется до температуры, при которой испарение происходит достаточно быстро и безопасно.
Кроме того, важно следить за равномерным прогревом котла и отсутствием перепадов давления, чтобы избежать возможных аварийных ситуаций. Установленные производителем оборудования требования и нормы безопасности должны строго соблюдаться на всех этапах растопки и повышения давления.
Растопка котельного агрегата
Растопка котла должна производиться в течение времени, установленного руководством организации — владельца котельной и указанного в производственной инструкции по безопасному обслуживанию котельных агрегатов, при слабом огне, уменьшенной тяге, закрытом паровом вентиле и открытом (подклиненном) предохранительном клапане или воздушнике для выпуска воздуха.
При растопке котла, работающего на твердом топливе: 1. обязательно проверить наличие воды в котле по водоуказательным стеклам, а там, где имеются водопробные краны, — и по водопробным кранам. Вода в котле должна быть не ниже низшего уровня.
Далее провентилировать топку и газоходы в течение 10 — 15 мин при естественной тяге и 3 — 5 мин — при искусственной; 2. выполнив все мероприятия по подготовке котла к растопке при горизонтальной колосниковой решетке, приспособленной для сжигания каменных углей, забросить слой крупного угля (размер кусков 60 — 90 мм) и при малом открытии поддувала разжечь уголь горящим углем, взятым из топки работающего котла, или сухими дровами. По мере разгорания угля усилить тягу путем увеличения открытия шибера и поддувал, а в топку забрасывать уже не крупный, а рядовой уголь.
После того как уголь хорошо разгорится, закрыть дверцы поддувал и включить дутье; 3. если топка приспособлена для сжигания антрацита, то при растопке котла сначала следует покрыть колосниковую решетку небольшим слоем шлака, на котором затем производить растопку антрацита также сухими дровами или горящим углем. В течение первых 0,5 — 1 ч следует применять паровое дутье под колосники до образования достаточной толщины шлаковой подушки.
Как только образуется шлаковая подушка, можно перейти на воздушное дутье; 4. если котел имеет шахтную топку, то перед растопкой дверцу шахты следует закрыть, также следует закрыть дверцы верхних и средних поддувал. Для розжига шахтной топки огонь следует развести сухим топливом на горизонтальной колосниковой решетке, поджигая топливо через щель между наклонными и горизонтальными колосниками.
По мере разгорания понемногу загружать сверху сухое топливо и открыть сначала средние, а затем верхние поддувальные дверцы. После хорошего разогрева топки шахту следует загружать тем топливом, которым топят; 5. растопку котла всегда следует производить при слабом огне с уменьшенной тягой, при этом главный парозапорный вентиль должен быть закрыт, а рабочий предохранительный клапан или воздушник, служащий для удаления воздуха из барабана или корпуса котла, — открыт; 6. пока давление пара в котле не превысило 0,1 МПа (1 кгс/кв.см), следует проверить исправность действия предохранительных клапанов, манометра и водоуказательных приборов. Проверить, не пропускают ли обратные клапаны, а также продувочные и спускные вентили. Подняв давление пара до 0,3 МПа (3 кгс/кв.см), еще раз проверить исправность арматуры котла, плотность люков (лючков) и лазов. Убедившись, что арматура исправна, а люки (лючки) и лазы не парят и плотно подтянуты, можно постепенно повышать давление пара в котле до рабочего путем увеличения интенсивности горения в топке; 7. применение при растопке котла, работающего на твердом топливе, легковоспламеняющихся жидкостей (бензина, керосина) не допускается.
При использовании газообразного топлива порядок розжига горелок выбирается в зависимости от их конструктивных особенностей. Приступая к приему газа в газопровод, проверяют, закрыты ли задвижки газопровода к котлу и задвижки (вентили, краны) газовых горелок, после чего открывают свечу в конце газопровода.
Затем открывают задвижку на газопроводе и пускают газ, наблюдая по манометру за его давлением. После того как из свечи пойдет газ, закрывают ее вентиль (кран), в течение 10 — 15 мин вентилируют топку и газоходы котла, регулируют тягу так, чтобы разрежение вверху топки было равно 20 — 30 Па (2 — 3 мм водяного столба): 1. розжиг смесительных горелок (с принудительной подачей воздуха) должен производиться следующим образом: проверяют закрытие кранов перед горелками, закрывают воздушную заслонку, открывают кран у переносного запальника и зажигают выходящий из него газ.
Затем запальник вводят в топку и его пламя подносят к выходному отверстию горелки; медленно открывают газовый кран перед горелкой и после зажигания газа, выходящего из горелки, запальник вынимают из топки и вешают на место. Если газ не загорелся или, будучи зажжен, погас, необходимо закрыть кран перед горелкой, прекратив подачу газа, провентилировать топку и газоходы в течение 10 — 15 мин, открыв воздушную заслонку.
Только после этого можно снова приступить к розжигу горелки. Если же зажигание горелки прошло успешно, несколько приоткрывают воздушную заслонку на воздухопроводе и регулируют пламя так, чтобы оно не было коптящим и чтобы излишний воздух не отрывал факел от горелки.
Затем понемногу открывают газовый кран перед горелкой и постепенно воздушной заслонкой прибавляют воздух, добиваясь нормального горения газа: пламя должно быть устойчивым, некоптящим (прозрачным) и не отрывающимся от горелки. При отрыве пламени следует уменьшить подачу воздуха, при длинном коптящем пламени надо убавить подачу газа.
Во избежание отрыва пламени из-за чрезмерного избытка воздуха увеличивать нагрузку следует прибавлением вначале подачи газа, а затем подачи воздуха, а снижать нагрузку надо уменьшением вначале подачи воздуха, а затем подачи газа. При наличии у котла нескольких горелок зажигание их производится последовательно, в таком же порядке.
Если при растопке погаснут все горелки, следует немедленно прекратить подачу газа к ним, убрать из топки запальник и провентилировать топку и газоходы в течение 10 — 15 мин. Только после этого можно повторно зажигать горелки; 2. порядок розжига инжекционных горелок среднего давления с пластинчатым стабилизатором горения несколько отличается от порядка розжига смесительных горелок и заключается в следующем: после проверки закрытия кранов перед горелками открывают регуляторы первичного воздуха, проверяют давление газа перед кранами горелок, открывают газовый кран перед переносным запальником, который зажженным вводят в топку, подводя пламя к выходному отверстию горелки.
Затем открывают кран перед горелкой (примерно наполовину) до появления ясно слышимого шума от истечения газа, который и должен загореться. В процессе регулирования инжекционной горелки надо следить, чтобы пламя не проскакивало в горелку, особенно при снижении ее нагрузки. В этом случае горелку выключают и после остывания ее снова включают в работу.
При появлении сильных пульсаций в топке уменьшают подачу газа. Аналогичным образом зажигают остальные горелки, после чего закрывают кран переносного запальника, вынимают его из топки и вешают на место; 3. зажигая газовые горелки, не следует стоять напротив отверстий-гляделок (растопочных люков), чтобы не пострадать от случайно выброшенного из топки пламени. Обслуживающий персонал должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты; 4. запрещается: разжигать в топке погасшие горелки без предварительной вентиляции топки и газоходов котла; зажигать газовый факел от соседней горелки или от раскаленной кладки топки. Розжиг топок котлов, оборудованных автоматикой регулирования процесса горения и автоматикой безопасности или комплексной автоматикой, должен производиться в соответствии с требованиями производственных инструкций по их пуску, настройке и эксплуатации.
При использовании нефтяного топлива (мазута) перед зажиганием форсунок необходимо: 1. проверить наличие мазута в расходном баке и достаточность подогрева его до установленной температуры (75 — 80 град. С); 2. спустить из бака отстоявшуюся воду; 3. удалить из топки случайно попавший туда мазут; 4. проверить чистоту паровых форсунок и фильтров; в случае необходимости прочистить их; проверить правильность сборки форсунок (центровка, паровая щель).
Часто в эксплуатации не обращают должного внимания на ширину паровой щели. Нередко форсунки работают с шириной паровой щели 3 — 5 мм, что приводит к увеличению удельного расхода пара на распыливание (до 0,8 — 1,0 кг вместо 0,35 — 0,45 кг на мазут массой 1 кг при правильной сборке форсунки).
При правильной сборке паровой форсунки ширина паровой щели должна быть не более 0,5 — 1 мм и в процессе работы должна оставаться неизменной; шпиндель паровой форсунки должен быть установлен в строго центральном положении. При перекосе шпинделя пар бьет вбок и распыливание мазута получается очень грубым, что ведет к неэкономичному расходу топлива.
Регулировать расход пара следует только паровым вентилем, установленным на пароподводящем трубопроводе. Избыточное давление распыливающего пара перед форсункой (давление по манометру) должно составлять 0,2 — 0,35 МПа (2 — 3,5 кгс/кв.см). Более высокое давление вызывает излишний расход пара на распыливание, уменьшение производительности форсунки в результате забивания паром вытекающей струи мазута и ухудшение горения вплоть до отрыва пламени и его погасания. Работать надо с большими нагрузками включенных форсунок путем уменьшения по возможности их числа; 5. проверить правильность сборки механических мазутных форсунок; прочистить форсунки и фильтры; 6. провентилировать топку и газоходы котла, для чего открыть на 10 — 15 мин дымовую заслонку (шибер) за котлом, воздушный регистр и жалюзи или воздушные клапаны поддувала у фронта топки.
При паровом распылении мазута следует продуть и прогреть форсунки, для чего открыть паровой вентиль, установленный на пароподводящей линии, и спустить весь конденсат, скопившийся в ней. Для зажигания форсунки в топку вводят горящий растопочный факел, предварительно немного открыв паровой вентиль форсунки, причем зажженный факел должен быть подведен под струю пара.
Постепенно и осторожно открывают регулирующий мазутный вентиль и подают мазут в топку. После воспламенения мазута следует, изменяя подачу мазута, пара и воздуха, отрегулировать горение, не допуская темной окраски выходящего из трубы дыма. При наличии нескольких форсунок зажигают их последовательно (одну за другой).
При механическом распылении мазута необходимо после внесения в топку горящего растопочного факела или включения автоматики розжига приоткрыть воздушный шибер и, медленно открывая вентиль, подать мазут в топку. После того как мазут загорится, отрегулировать горение. Растопочный факел следует удалять из топки лишь тогда, когда горение станет устойчивым.
Если мазут не загорелся, следует немедленно прекратить подачу его в форсунку, убрать из топки растопочный факел и провентилировать топку, газоходы и воздухопроводы в течение 10 — 15 мин, установить причину незагорания топлива и устранить ее. Только после этого можно снова приступить к зажиганию форсунки.
Если при растопке погаснут все работающие форсунки, следует немедленно прекратить подачу в них топлива, убрать из топки ручные растопочные факелы и провентилировать топку, дымоходы и воздухопроводы в течение 10 — 15 мин при работающем дымососе и вентиляторе. Только после этого можно снова зажигать форсунки. Если погаснет только часть работающих форсунок, следует немедленно прекратить подачу мазута в эти форсунки и затем снова зажечь их при помощи ручного горящего растопочного факела. Разжигая форсунки, не следует стоять напротив отверстия гляделок (растопочных люков), чтобы не пострадать от случайного выброса пламени.
Запрещается: разжигать погасшую форсунку без предварительной вентиляции топки, газоходов и воздуховодов в течение 10 — 15 мин; зажигать факел форсунки от соседней раскаленной кладки (без растопочного горящего факела); эксплуатация жаротрубных котлов при выключенной форсунке одной из жаровых труб.
Может случиться, что при пуске топки мазут не воспламенится или, воспламенившись, погаснет. Причинами этого могут быть: засорение мазутной линии или мазутного канала в форсунке; попадание в мазут воды; недостаточная степень подогрева мазута; забивание мазута слишком сильной струей пара (при зажигании паровой форсунки).
При растопке котла следует обеспечить равномерный прогрев его частей и заблаговременно включить устройство для подогрева воды в нижнем барабане котла. Поверхности нагрева, расположенные в топке котла, должны прогреваться равномерно. Экраны, имеющие пониженную температуру, следует продувать через нижние точки. Для равномерного нагрева футеровки и обмуровки котла и предупреждения их преждевременного разрушения рекомендуется работать на малой нагрузке топки в течение 30 — 40 мин.
При растопке необходимо осуществлять контроль за перемещением элементов котла при тепловом расширении по установленным индикаторам (реперам).
При наличии у пароперегревателя котла устройства (заслонки) для предохранения его элементов от перегрева при растопке котла необходимо включить это устройство.
При наличии у водяного экономайзера обводного газохода горячие газы из котла следует направить через этот газоход, закрыв заслонки (шиберы) до и после экономайзера. Переводить горячие газы на газоход экономайзера следует после того, как установится регулярное питание котла.
При отсутствии обводного газохода для предупреждения нагрева воды в экономайзере сверх допустимой температуры производится прокачивание через экономайзер воды, направляемой по сгонной линии в питательный бак или дренаж.
Во все время растопки котла необходимо контролировать температуру воды в экономайзере, не допуская ее превышения сверх допустимой. Снизить температуру воды в экономайзере можно увеличением подачи питательной воды в котел путем открытия продувки и спуска воды из экономайзера в питательный бак по сгонной линии.
Если котел имеет экономайзер кипящего типа и рециркуляционную линию, соединяющую водяное пространство барабана с нижними коллекторами экономайзера, то перед растопкой котла необходимо открыть вентили на этой линии.
Водяной экономайзер и воздухоподогреватель обычно включают в поток отходящих горячих газов после того, как начнется отбор пара из котла, открывая вначале заслонки (шиберы) экономайзера и воздухоподогревателя и лишь после этого закрывая заслонки в обходных газоходах. Обратный порядок может вызвать выброс пламени из топки.
Перед включением в работу воздухоподогреватель прогревают, постепенно пуская через него горячие газы. Пуск воздуха начинают при достижении температуры газов после воздухоподогревателя согласно инструкции (не менее 120 град. С) и следят за температурой уходящих газов. При низкой температуре воздуха может появиться потение. Во избежание этого перепускают часть горячего воздуха в линию всасывания дутьевого вентилятора.
В начале парообразования в котле, что будет видно по выходу пара из открытого предохранительного клапана или воздушного вентиля (крана), необходимо привести в нормальное рабочее состояние предохранительный клапан, закрыть воздушный вентиль (кран) и включить продувку пароперегревателя; затем следует увеличить тягу, усилить горение в топке, проверить исправность действия арматуры, продуть водоуказательные приборы и следить за уровнем воды в котле; проверить исправность действия манометра и следить за показаниями его стрелки. Если стрелка манометра не сдвинется с нуля, следует уменьшить горение в топке и выяснить причину, почему она не движется (нужно продуть сифонную трубку) и манометр, если и после этого стрелка будет оставаться на нуле, — заменить манометр. Произвести проверку исправности действия всех питательных насосов с паровым приводом.
Продувка водоуказательных приборов и проверка исправности действия манометра должны быть произведены при давлении в котле 0,5 — 1,0 кгс/кв.см, а также перед включением котла в паровую магистраль.
Подтягивание болтов, шпилек, лазов, люков, лючков во время растопки котла должно производиться с большой осторожностью ключом без применения удлиняющих рычагов в присутствии лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов. Для котлов с рабочим давлением до 0,6 МПа (6 кгс/кв.см) подтягивание шпилек, болтов и гаек разъемных соединений (лазов, люков, лючков, фланцев) допускается при давлении не более 50% рабочего давления котла, от 0,6 до 6 МПа (6 — 60 кгс/кв.см) — при давлении не более 0,3 МПа (3 кгс/кв.см), свыше 6 МПа (60 кгс/кв.см) — при давлении не более 0,5 МПа (5 кгс/кв.см).
Растопку котла ведут до момента достижения в котле разрешенного рабочего давления, то есть достижения стрелкой манометра красной черты. Затем растапливаемый котел подготавливают для включения в общую паровую магистраль. Время начала и окончания растопки котла записывается в сменный журнал.
Если статья оказалась полезной, в качестве благодарности воспользуйтесь одной из кнопок ниже — это немного повысит рейнинг статьи. Ведь в интернете так трудно найти что-то стоящее. Спасибо!
Статью можно найти в категориях: Инструкции по безопасному ведению работ для персонала котельных . Предыдущие статьи из этой рубрики:
Источник3: lektsia.com
Подъем давления в котле и вывод котла на рабочий режим
Подъем давления пара в котле производится в течение времени, указанного в производственной инструкции. Например, для котлов типа ДКВр: через 1,5 часа — 1 кгс/см 2 ; через 2 часа — 4-5 кгс/см 2 ; через 3 часа — 13 кгс/см 2 , а для котлов типа ДЕ: через 20 мин — 1 кгс/см 2 ; через 35 мин — 4-5 кгс/см 2 ; через 45 мин — 13 кгс/см 2 .
1. Когда из открытого воздушника верхнего барабана котла пойдет пар, его следует закрыть.
2. При давлении пара 0,5-1кгс/см 2 произвести продувку водоуказательных приборов и котлового манометра и проверить на плотность продувочную арматуру (после второго запорного вентиля труба должна быть холодной).
3. Продуть котел со всех нижних точек.
4. При давлении пара до 3 кгс/см 2 разрешается подтягивание болтов нормальным ключом без применения удлинительных рычагов.
5. При достижении рабочего давления пара подключить котел к паропроводу. Для этого: убедиться, что дренажные линии паропровода открыты; плавно открыть главный парозапорный орган котла (ГПЗ) на 1/8 оборота. Подключение котла к паропроводу должны осуществлять два оператора: один открывает задвижку (вентиль), а другой наблюдает за уровнем по водоука- зательным стеклам.
По мере увеличения степени открытия ГПЗ воду в котле начинает «подтягивать» вверх и слишком поспешное открытие этой задвижки может привести к забросу воды в паропровод и появлению гидроударов. Обычно ГПЗ открывается в несколько этапов. По мере прогрева паропровода увеличивают степень открытия ГПЗ вплоть до полного ее открытия, а затем закрывают дренажи на паропроводе.
Примечание. При включении котла в находящийся в работе паропровод давление пара в котле должно быть равно или несколько ниже — не более 0,5 кгс/см 2 давления в паропроводе.
6. Убедиться, что открыты вентили на линии отвода конденсата от главного парового коллектора (ГПК) котельной и подать пар на ГПК (см. рис. 4.28, а). После прогрева ГПК закрыть вентили на линии отвода конденсата от ГПК.
7. Подать пар потребителям с ГПК — на деаэратор, мазутное хозяйство и др.
8. Включить в работу регулятор питания котла водой: поставить на щите автоматики тумблер Р25 регулятора питания в положение «Авт.». Закрыть байпас питательной линии.
9. Увеличить нагрузку на котле в соответствии с расходом пара. При увеличении нагрузки сначала следует увеличить давление газа до ближайшего режима по режимной карте, а затем увеличить давление воздуха и разрежение в соответствии с этим режимом. При уменьшениинагрузки сначала уменьшают давление воздуха до ближайшего режима по режимной карте, регулируя одновременно разрежение, а затем уменьшают давление газа в соответствии с режимной картой. Не следует перескакивать через несколько режимов при регулировании мощности горелок, так как это может привести к отрыву или проскоку пламени горелок. Регулировать мощность горелок следует плавно (ступенчато), т. е. последовательно проходя все промежуточные режимы горения.
10. После того как все потребители пара выйдут на рабочий режим (в деаэраторе установится необходимая температура (102-104 °С)) и расход пара достигнет установившегося значения, можно перевести в автоматический режим работы регуляторы газа, воздуха и разрежения.
Перевод управления подачей газа на горелки с ручного на автоматическое (на ПРЗ).
Увеличить на горелках степень открытия рабочих задвижек так, чтобы давление газа возросло до следующего режима согласно режим
ной карте. С помощью регулятора Р25 (по давлению пара) прикрыть ПРЗ и снизить давление газа на горелках до первоначальной величины. Чередуя эти операции добиться полного открытия рабочих задвижек. Определить степень открытия рабочих задвижек можно по показаниям манометров по давлению газа на общем газовом коллекторе котла (до рабочих задвижек) и манометров непосредственно у горелок (после рабочих задвижек). Если эти давления различаются (до задвижек давление газа больше, а у горелок меньше), следовательно, рабочие задвижки открыты не полностью.
Перевод управления подачей воздуха на горелки с ручного на автоматическое (на направляющий аппарат вентилятора). Уменьшить с помощью тумблера Р25 (по давлению воздуха) давление воздуха на горелках (прикрывая направляющий аппарат вентилятора) до следующего режима согласно режимной карте. Отрегулировать разрежение. Приоткрывая шибера вторичного воздуха у горелок, восстановить прежнее давление воздуха на горелках. Чередуя эти операции, добиться полного открытия воздушных шиберов у горелок.
После этого следует тумблеры регуляторов Р25 (газ, воздух, разрежение) перевести в положение «Авт.». Таким образом, в работу включена автоматика горения.
11. На щите автоматики котла установить ключ управления котлом в положение «Защита» и ввести в зацепление молоток клапана ПКН с МИС с коромыслом. Сделать записи в журнале о пуске котла и вспомогательного оборудования.
Источник4: lektsia.com
Источник5: bazanpa.ru
4.3. ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ И СЕТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4.3. Паровые и водогрейные котельные установки
4.3.1. При эксплуатации котлов должны быть обеспечены:
надежность и безопасность работы всего основного и вспомогательного оборудования;
возможность достижения номинальной паропроизводительности котлов, параметров и качества пара и воды;
экономичный режим работы, установленный на основе испытаний и заводских инструкций;
регулировочный диапазон нагрузок, определенный для каждого типа котла и вида сжигаемого топлива;
изменение паропроизводительности котлов в пределах регулировочного диапазона под воздействием устройств автоматики;
минимально допустимые нагрузки;
допустимые выбросы вредных веществ в атмосферу.
4.3.2. Вновь вводимые в эксплуатацию котлы давлением 100 кгс/см2 (9,8 МПа) и выше должны после монтажа подвергаться химической очистке совместно с основными трубопроводами и другими элементами водопарового тракта. Котлы давлением ниже 100 кгс/см2 (9,8 МПа) и водогрейные котлы перед вводом в эксплуатацию должны подвергаться щелочению.
Здесь и ниже приведено номинальное значение давления пара на выходе из котла в соответствии с действующими государственными стандартами.
Непосредственно после химической очистки и щелочения должны быть приняты меры к защите очищенных поверхностей от стояночной коррозии.
4.3.3. Перед пуском котла после среднего или капитального ремонта должны быть проверены исправность и готовность к включению основного и вспомогательного оборудования, КИП, средств дистанционного и автоматического управления, устройств технологической защиты, блокировок, средств информации и оперативной связи. Выявленные при этом неисправности должны быть устранены до пуска.
Перед пуском котла после нахождения его в резерве более 3 сут. должны быть проверены: работоспособность оборудования, КИП, средств дистанционного и автоматического управления, устройств технологической защиты, блокировок, средств информации и связи; прохождение команд технологических защит на все исполнительные устройства; исправность и готовность к включению тех устройств и оборудования, на которых за время простоя производились ремонтные работы. Выявленные при этом неисправности должны быть устранены до пуска.
При неисправности защитных блокировок и устройств защиты, действующих на останов котла, пуск его не допускается.
4.3.4. Пуск котла должен быть организован под руководством начальника смены или старшего машиниста, а после капитального или среднего ремонта — под руководством начальника цеха или его заместителя.
4.3.5. Перед растопкой барабанный котел должен быть заполнен деаэрированной питательной водой.
Прямоточный котел должен быть заполнен питательной водой, качество которой должно соответствовать инструкции по эксплуатации в зависимости от схемы обработки питательной воды.
4.3.6. Заполнение неостывшего барабанного котла разрешается при температуре металла верха опорожненного барабана не выше 160 град. С.
Если температура металла верха барабана превышает 140 град. С, заполнение его водой для гидроопрессовки не допускается.
4.3.7. Заполнение водой прямоточного котла, удаление из него воздуха, а также операции при промывке от загрязнений должны производиться на участке до встроенных в тракт котла задвижек при сепараторном режиме растопки или по всему тракту при прямоточном режиме растопки.
Растопочный расход воды должен быть равен 30% номинального. Другое значение растопочного расхода может быть определено лишь инструкцией завода-изготовителя или инструкцией по эксплуатации, скорректированной на основе результатов испытаний.
4.3.8. Расход сетевой воды перед растопкой водогрейного котла должен быть установлен и поддерживаться в дальнейшей работе не ниже минимально допустимого, определяемого заводом-изготовителем для каждого типа котла.
4.3.9. При растопке прямоточных котлов блочных установок давление перед встроенными в тракт котла задвижками должно поддерживаться на уровне 120 — 130 кгс/см2 (12 — 13 МПа) для котлов с рабочим давлением 140 кгс/см2 (13,8 МПа) и 240 — 250 кгс/см2 (24 — 25 МПа) для котлов на сверхкритическое давление.
Изменение этих значений или растопка на скользящем давлении допускается по согласованию с заводом-изготовителем на основе специальных испытаний.
4.3.10. Перед растопкой и после останова котла топка и газоходы, включая рециркуляционные, должны быть провентилированы дымососами, дутьевыми вентиляторами и дымососами рециркуляции при открытых шиберах газовоздушного тракта не менее 10 мин. с расходом воздуха не менее 25% номинального.
Вентиляция котлов, работающих под наддувом, водогрейных котлов при отсутствии дымососов должна осуществляться дутьевыми вентиляторами и дымососами рециркуляции.
Перед растопкой котлов из неостывшего состояния при сохранившемся избыточном давлении в пароводяном тракте вентиляция должна начинаться не ранее чем за 15 мин. до розжига горелок.
4.3.11. Перед растопкой котла на газе должна быть произведена контрольная опрессовка газопроводов котла воздухом и проверена герметичность закрытия запорной арматуры перед горелками газом в соответствии с действующими инструкциями.
4.3.12. При растопке котлов должны быть включены дымосос и дутьевой вентилятор, а котлов, работа которых рассчитана без дымососов, — дутьевой вентилятор.
4.3.13. С момента начала растопки котла должен быть организован контроль за уровнем воды в барабане.
Продувка верхних водоуказательных приборов должна выполняться:
для котлов давлением 40 кгс/см2 (3,9 МПа) и ниже — при избыточном давлении в котле около 1 кгс/см2 (0,1 МПа) и перед включением в главный паропровод;
для котлов давлением более 40 кгс/см2 (3,9 МПа) — при избыточном давлении в котле 3 кгс/см2 (0,3 МПа) и при давлении 15 — 30 кгс/см2 (1,5 — 3 МПа).
Сниженные указатели уровня воды должны быть сверены с водоуказательными приборами в процессе растопки (с учетом поправок).
4.3.14. Растопка котла из различных тепловых состояний должна выполняться в соответствии с графиками пуска, составленными на основе инструкции завода-изготовителя и результатов испытаний пусковых режимов.
4.3.15. В процессе растопки котла из холодного состояния после капитального и среднего ремонта, но не реже 1 раза в год должно проверяться по реперам тепловое перемещение экранов, барабанов и коллекторов.
4.3.16. Если до пуска котла на нем производились работы, связанные с разборкой фланцевых соединений и лючков, то при избыточном давлении 3 — 5 кгс/см2 (0,3 — 0,5 МПа) должны быть подтянуты болтовые соединения.
Подтяжка болтовых соединений при большем давлении не допускается.
4.3.17. При растопках и остановах котлов давлением выше 100 кгс/см2 (9,8 МПа) должен быть организован контроль за температурным режимом барабана. Скорость прогрева и охлаждения нижней образующей барабана и перепад температур между верхней и нижней образующими барабана не должны превышать допустимых значений:
Скорость прогрева при растопке котла, град. С/10 мин. . 30 Скорость охлаждения при останове котла, град. С/10 мин. . 20 Перепад температур при растопке котла, град. С . 60 Перепад температур при останове котла, град. С . 80
4.3.18. Включение котла в общий паропровод должно производиться после дренирования и прогрева соединительного паропровода. Давление пара за котлом при включении должно быть равно давлению в общем паропроводе.
4.3.19. Переход на сжигание твердого топлива (начало подачи в топку пыли) на котлах, работающих на топливах с выходом летучих менее 15%, разрешается при тепловой нагрузке топки на растопочном топливе не ниже 30% номинальной. При работе на топливах с выходом летучих более 15% разрешается подача пыли при меньшей тепловой нагрузке, которая должна быть установлена местной инструкцией исходя из обеспечения устойчивого воспламенения пыли.
При пуске котла после кратковременного простоя (до 30 мин.) разрешается переход на сжигание твердого топлива с выходом летучих менее 15% при тепловой нагрузке топки не ниже 15% номинальной.
4.3.20. Режим работы котла должен строго соответствовать режимной карте, составленной на основе испытания оборудования и инструкции по эксплуатации. В случае реконструкции котла и изменения марки и качества топлива режимная карта должна быть скорректирована.
4.3.21. При работе котла должны соблюдаться тепловые режимы, обеспечивающие поддержание допустимых температур пара в каждой ступени и каждом потоке первичного и промежуточного пароперегревателей.
4.3.22. При работе котла верхний предельный уровень воды в барабане должен быть не выше, а нижний предельный уровень не ниже уровней, устанавливаемых на основе данных завода-изготовителя и испытаний оборудования.
4.3.23. Поверхности нагрева котельных установок с газовой стороны должны содержаться в эксплуатационно чистом состоянии путем поддержания оптимальных режимов и применения механизированных систем комплексной очистки (паровые, воздушные или водяные аппараты, устройства импульсной очистки, виброочистки, дробеочистки и др.). Предназначенные для этого устройства, а также средства дистанционного и автоматического управления ими должны быть в постоянной готовности к действию.
Периодичность очистки поверхностей нагрева должна быть регламентирована графиком или местной инструкцией.
4.3.24. При эксплуатации котлов, как правило, должны быть включены все работающие тягодутьевые машины. Длительная работа при отключении части тягодутьевых машин допускается при условии обеспечения равномерного газовоздушного и теплового режима по сторонам котла. При этом должна быть обеспечена равномерность распределения воздуха между горелками и исключен переток воздуха (газа) через остановленный вентилятор (дымосос).
4.3.26. Мазутные форсунки перед установкой на место должны быть испытаны на водяном стенде в целях проверки их производительности, качества распыливания и угла раскрытия факела. Разница в номинальной производительности отдельных форсунок в комплекте, устанавливаемом на мазутный котел, должна быть не более 1,5%. Каждый котел должен быть обеспечен запасным комплектом форсунок.
Применение нетарированных форсунок не допускается.
4.3.27. Работа мазутных форсунок, в том числе растопочных, без организованного подвода к ним воздуха не допускается.
При эксплуатации форсунок и паромазутопроводов котельной должны быть выполнены условия, исключающие попадание мазута в паропровод.
4.3.28. При эксплуатации котлов температура воздуха, град. С, поступающего в воздухоподогреватель, должна быть не ниже следующих значений:
Источник6: bazanpa.ru