В указанных нормах Правил №354 закрепляется, что проверка приборов учёта проводится путём посещения помещений и домовладений, в которых установлены эти приборы учета. В ходе проверки устанавливается состояние приборов учета, факт их наличия или отсутствия, достоверность переданных потребителем сведений об их показаниях, одновременно производится снятие показаний. Периодичность проверок приборов учёта для жилых помещений установлена не чаще 1 раза в 3 месяца, а в случае, если прибор учёта установлен в нежилых помещениях или за пределами жилых помещений, в местах, доступ к которым возможен без присутствия потребителя, проверки могут проводиться 1 раз в месяц.
При проверке состояния прибора учёта в соответствии с абз.2 п.81.11 Правил №354 обращают внимание на его целостность, отсутствие механических повреждений, не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора, наличие и сохранность контрольных пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта.
Если прибор учёта расположен в месте общего пользования, то никакой специальной процедуры проверки счетчиков законодательством не предусмотрено — организация, предоставляющая коммунальную услугу проверяет прибор учёта и правильность переданных показаний удобным ей образом.
Проверка прибора учёта, установленного в жилом помещении, должна проводиться с учётом установленных в законодательстве процедур. Общее правило таково, что при согласии и готовности потребителя проверка может быть проведена в любое время, согласованное сторонами в устной форме.
В отношении потребителей, с которыми не удаётся в упрощённой форме прийти к согласию о проведении проверки, применяется следующий порядок, закреплённый в п.85 Правил №354:
— за две недели до даты проверки направляется письменное извещение с указанием предполагаемой даты и времени проверки, с предупреждением, что если потребитель не допустит к прибору учёта, в дальнейшем начисления платы может производиться не по счетчику, а по нормативу;
— потребитель обязан либо допустить проверяющих к себе в помещение для проверки в указанное в извещении время, либо — если предложенное время его не устраивает, сообщить в организацию жилищно-коммунального хозяйства другие, более удобные время и дату. Причем сообщить потребитель должен не позднее, чем за два дня до предложенной ему в извещении даты проверки. В этом случае предложенное потребителем время визита не может быть ранее 2 дней со дня, когда поступило предложение от потребителя, и позднее 3 дней со дня, указанного в извещении организации о проведении проверки;
— если от потребителя не поступило предложений о другом времени проведения проверки представители организации жилищно-коммунального хозяйства проверяют прибор учёта в дату и время, указанные в извещении (если потребитель не против). В случае поступления от потребителя предложения о проведении проверки в другое время, проверка проводится в указанные им дату и время.
После проверки составляется акт проверки приборов учета и правильности снятия их показаний, который подписывается проверяющими и потребителем либо его представителем и включает следующие сведения (п.85.1 Правил №354): 1) дата, место, время составление акта; 2) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения; 3) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта; 4) подписи представителя РСО и потребителя; 5) отметка об отказе потребителя от подписания акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии); 6) возражения (позиция) потребителя в связи с выявленным нарушением; 7) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.
Один экземпляр указанного акта передается потребителю.
Если потребитель не пустил проверяющих к себе в помещение, составляется акт об отказе в допуске к прибору учета.
Последствия составления акта об отказе в допуске к прибору учёта для потребителя установлены в п.85 3 Правил №354. Заключаются эти последствия в том, что по истечении 3 расчетных периодов с даты составления акта об отказе в допуске к прибору учёта, начиная с 1-го числа месяца, в котором такой акт составлен, расчет платы за воду может быть произведён исходя из норматива её потребления. При таком подсчёте норматив потребления холодной воды умножается на повышающий коэффициент 1,5 и на количество постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц.
Нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению установлены в Приложении №4.1 к приказу региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 г. №2/2012-нп и варьируются в зависимости от наличия централизованного горячего водоснабжения, канализации и водонагревателей. Для помещений, в которых отсутствуют централизованное горячее водоснабжение и канализация норматив потребления холодной воды установлен 5,63 куб. м в месяц на одного человека.
Таким образом, МУП «Водоканал» при отказе со стороны потребителя в допуске к прибору учёта воды , вправе начислять плату за холодную воду из расчёта 8,445 куб.м в месяц на каждого проживающего в жилом помещении человека, в том числе на временных жильцов . В результате такого начисления платёж за холодное водоснабжение может быть весьма существенным.
Однако, потребителю предоставляется возможность избежать данных последствий, если он, после составления акта о б отказе в допуске к прибору учёта воды , письменно пригласит проверяющих для проведения проверки и она будет проведена в течение 10 дней после поступления приглашения ( п/п «д» п.85 Правил № 354).
С учётом положений законодательства о предоставлении коммунальных услуг, МУП «Водоканал» рекомендует всем потребителям своевременно допускать представителей предприятия к приборам учёта воды и не доводить ситуацию до наступления неблагоприятных последствий в виде начисления повышенной платы за потреблённую воду.
- Вы здесь:
- Главная
- Проверка приборов учета и последствия отказа в её проведении со стороны потребителей
Без поверок
С 24 июня вступают в силу новые правила учёта ЖКУ. Самое важное из них – отмена обязательной поверки приборов учёта. По решению Верховного суда управляющие компании и ТСЖ не имеют права требовать от жильцов документы, подтверждающие поверку счётчиков.
Дело ведёт:
Кушеверский Никита Сергеевич Адвокат, партнёр адвокатского бюро «Человек и Закон»
Для борьбы с установкой поддельных счетчиков за поставщиками коммунальных услуг сохраняется право на выборочную проверку приборов. В случае обнаружения нарушений прибор будет признан недействительным, и собственнику придётся оплатить потреблённые ресурсы без учёта показаний.
Комментирует адвокат по гражданским делам Никита Кушеверский:
— Любой счётчик нужно периодически поверять. Эта процедура позволяет удостовериться, что прибор считает правильно и его показаниям можно верить. Водосчётчики обычно поверяют раз в 3–5 лет, современные электросчётчики — раз в 15–20 лет. Если счётчиков вовсе нет, плату считают по нормативу. В каждом регионе он свой, но, скорее всего, платить придётся больше.
Если счётчик есть, но его вовремя не поверили, управляющая организация первые три месяца посчитает плату по показаниям за прошлые полгода. А потом возьмёт норматив, да ещё и с повышающим коэффициентом 1,5. Поэтому лучше следить за датами поверки — это обязанность владельца жилья. Поверку проводят аккредитованные фирмы или ИП.
Мастер приходит в квартиру, подсоединяет эталонный счётчик и, например, проливает некоторое количество воды. А потом смотрит, совпали ли показания. Если да, то всё нормально — выдаётся свидетельство о поверке. Его-то и нужно отнести в УК или ТСЖ.
Кроме того, специалист, который делал поверку, обязан внести данные о ней в федеральную государственную информационную систему Росстандарта — ФГИС «Аршин». В свидетельствах есть ссылка на постоянные данные о результатах поверок и номер записи текущей.
Раньше управляющие организации отказывались делать перерасчёты, если собственник провёл поверку позже нужного срока или просто не сообщил о ней. Но в феврале 2023 года Минстрой разъяснил, что если прибор прошёл поверку, то это лишь подтверждает, что и ранее он был исправен.
Поэтому с даты окончания поверки и до новой поверки надо делать перерасчёт и считать по показаниям, а не по нормативу (п. 3 письма Минстроя от 22.02.2023 № 5220-ОГ/00). Изменил действующий порядок житель Москвы. В мае 2022 года он обратился в Верховный суд и потребовал отменить норму о том, что жители обязаны носить документы о поверке в управляющие организации (решение ВС от 11.05.2022 № АКПИ22-161).
По мнению мужчины, этот порядок противоречил концепции единства средств измерений, ведь с сентября 2020 года во ФГИС Росстандарта есть данные по всем счётчикам (ч. 4 ст. 13 закона «Об обеспечении единства измерений»). Москвич пытался пойти кратчайшим путём: когда поверил один из своих счётчиков, то не стал носить бумаги, а предложил УК посмотреть данные в «Аршине».
В итоге через три месяца получил платёжки с расчётом по нормативу с повышающим коэффициентом. В первый раз Верховный суд отказал жителю, так как решил, что данные «Аршина» не освобождают потребителя от обязанности приносить бумаги. Но апелляционная коллегия Верховного суда признала, что это излишество, и отменила соответствующую норму.
Её исключили задним числом — с 1 сентября 2022 года. То есть если кому-то насчитали плату по нормативу только потому, что он не принёс свидетельство о поверке с этой даты, управляющая компания обязана сделать перерасчёт по показаниям счётчика. Таким образом, решение Верховного суда дало толчок к внесению изменений в действующее законодательство, чтобы в дальнейшем снизить количество судебных разбирательств и чтобы было единообразие в применении норм права.
Услуги: Адвокат по гражданским делам