Как заделать течь в батарее: эффективные способы и советы

Одна из частых проблем, возникающих в процессе эксплуатации систем отопления — появление протечек в радиаторах. Батареи могут подтекать в местах соединения с трубой или секций между собой. Местом протечки может стать пробоина или трещина, образовавшаяся в теле радиатора. Устранением течи необходимо заняться сразу же после ее появления, поскольку она может быстро увеличиться и привести к затоплению квартиры.

Почему протекают батареи отопления

Причины протечек радиаторов и отопительных трубопроводов:

  • коррозия металла, вызванная его постоянным контактом с водой;
  • неправильный выбор радиатора — несоответствие его характеристик давлению в системе;
  • непрофессиональный монтаж батарей;
  • износ уплотнителей на стыках радиатора с трубой и между секциями батарей;
  • неправильный выбор труб (например, в системе отопления или горячего водоснабжения используются трубы, предназначенные для холодного водоснабжения) и расходных материалов.

Как найти место протечки

Если дефект, являющийся причиной протечки, имеет небольшие размеры, то для определения места его расположения пол под батареей вытирают насухо и укладывают на него бумагу, бумажные полотенца или салфетки. Если мокрые пятна появляются под телом радиатора, течи находятся либо на стыке секций, либо в металле корпуса.

Стыковочные швы между секциями вытирают насухо и делают обмотку-маркер из туалетной бумаги. Место расположения дефекта определяют по мокрому пятну, появившемуся на бумаге. Если маркер на швах остается сухим, протечку на теле батареи ищут с помощью небольшого бумажного фрагмента.

При появлении капель воды на краю батареи патрубки необходимо насухо вытереть и обмотать их туалетной бумагой. Место возникновения протечки также определяют по мокрому следу на бумажном материале.

Как перекрыть воду

Самостоятельно устранить течь можно только в случае, если она небольшая. Но следует помнить, что практически все варианты ремонта являются временными мерами и проблему неисправной батареи кардинально не решают. В большинстве случаев потребуется замена поврежденного радиатора на новый.

Перед проведением ремонта подачу воды в отопительную систему необходимо прекратить. Обычно вентиль в многоэтажном доме находится в подвале. После перекрытия подающей трубы из системы спускают весь теплоноситель. В новых домах обычно можно обойтись без перекрытия стояка, поскольку на каждом радиаторе часто установлены по два вентиля и байпас.

Для ремонта одной батареи достаточно перекрыть вентили только на ней. Остальные отопительные приборы при этом работают в штатном режиме.

Как устранить протечки в разных местах отопительной системы

Способ устранения течи выбирается в зависимости от места повреждения и материала используемых труб.

На соединении радиатора и трубы

Если труба стальная, в качестве временной меры можно обмотать стык резиной, затянуть проволокой и зажать плоскогубцами. Для пластиковых и металлопластиковых труб бандажом служит гибкий пластик или стеклоткань. Сам бандаж фиксируется хомутом.

Для герметизации потекших резьбовых соединений может использоваться способ, для которого понадобятся бинт, поваренная соль и цемент. Этапы ремонта:

  • бинт нарезают полосками длиной около 30 см;
  • одну полоску смачивают в воде и погружают в соль, обматывают ею место протечки;
  • цемент разводят водой до состояния негустой сметаны;
  • следующую бинтовую полоску пропитывают цементным раствором и оборачивают ею место течи поверх «просоленного» бинта;
  • эту процедуру повторяют до тех пор, пока не получится прочная повязка.
Читайте:  Как правильно промыть фильтр для воды

Если перекрыть подачу теплоносителя к поврежденной батарее невозможно, перед первым бинтом, смоченным в цементном растворе, наматывают бинт, пропитанный алебастром, который твердеет быстрее, чем цемент.

На шаровом кране

Иногда проблему можно решить подтяжкой гайки или заменой прокладки. Если шаровый кран подтекает в открытом или закрытом положении, рекомендуется его заменить.

Между секциями радиатора

Для устранения течи, возникшей в месте соединения секций, можно воспользоваться эпоксидным клеем. Для ликвидации дефекта бинт пропитывают двухкомпонентным эпоксидным клеем и обматывают им место протечки. Клей высыхает 1–3 суток.

Непосредственно на батарее

Если на радиаторе появился свищ, справиться с ним поможет холодная сварка. С этим материалом необходимо работать в резиновых перчатках. Место повреждения очищают и обрабатывают наждачной бумагой. Холодную сварку разминают и замазывают ею течь. На затвердевание ей нужен примерно час.

Вместо этого материала могут использоваться герметики на полимерной или порошковой основе, для систем с водой или антифризом, металлических и пластиковых труб. Например, на рынке представлен жидкий герметик, специально предназначенный для ликвидации небольших протечек, которые расположены в труднодоступных местах. Он заливается в отопительную систему вместе с теплоносителем. В области течи герметик при контакте с воздухом полимеризуется и сам «заклеивает» дефект.

Куда обращаться при протечке батареи

Самостоятельный ремонт радиатора, особенно в многоквартирном доме — мероприятие очень ответственное, поскольку в результате его неграмотного проведения может пострадать имущество не только хозяев квартиры, но и соседей, проживающих снизу. Лучшим вариантом является обращение в специализированную компанию. Сантехники смогут оперативно определить масштабы проблемы и возможности ее решения.

Ремонт алюминиевых радиаторов отопления

Постоянный нагрев не проходит для батарей бесследно – высокие температуры разрушают металл и полимеры, ухудшается нагрев, появляются шум при работе и следы коррозии. Могут потечь межсекционные стыки.

Это значит, что необходим ремонт алюминиевых радиаторов отопления. Можно вызвать слесаря из ЖЭКа или частного мастера, а можно попробовать сделать все своими руками.

Что потребуется для ремонта

  • Емкость для сбора вытекающей жидкости.
  • Радиаторный и разводной гаечные ключи.
  • Наждачка, лимонная кислота и или мыльный раствор.
  • Высокотемпературная холодная сварка.
  • Припой (при работе с паяльником).
  • Эпоксидная смола и металлический порошок (им закрывают дефекты без холодной сварки).
  • Термостойкая краска для закрашивания следов от пайки или сварки.

Как обнаружить дефектный участок

Вначале оцените визуально состояние батареи. Если она старая, изношенная, с большим количеством проржавевших пятен, которые уже подтекали, проще купить и установить новую. Если ярко выраженных признаков износа нет, целесообразно ее отремонтировать и восстановить. Можно поменять только дефектные элементы.

Читайте:  Как выбрать унитаз, устойчивый к морозам

Внимательно все осмотрите, обращая внимание на стыки, соединения и зону входа отопительной трубы. Труднодоступные зоны осматриваются с помощью фонарика и зеркала.

Иногда причина плохого или неравномерного нагрева – воздушная пробка. Для ее удаления откройте кран и слейте небольшое количество жидкости. Завоздушенность исчезнет. Если этого не произошло, надо поискать повреждения.

Если дефект не обнаружен, демонтируйте корпус и положите его в наполненную ванну. В местах разгерметизации появятся воздушные пузырьки. После осмотра станет понятно, какая поломка произошла.

Как заменить прокладки в случае течи

Соединения батареи с трубами стыки и между секциями уплотняются кольцеобразными уплотнителями, герметизирующими систему. Чаще всего они делаются из паронита или другого теплостойкого полимера. Однако со временем этот материал изнашивается, деформируются и через изношенное кольцо начинает просачиваться теплоноситель. Иногда повреждаются ниппели, соединяющие части агрегата.

Наружную прокладку заменить просто. Перекройте подающий кран, слейте воду, открутите пробку радиаторным ключом, снимите дефектный элемент и замените его новым.

Сложнее поменять уплотнительные элементы и ниппели на межсекционных стыках. В этом случае придется демонтировать и разбирать секции с протекающими стыками. Для этого пригодится радиаторный ключ.

При разборке помните две тонкости:

  • Резьба может быть как правой, так и левой, с одинаковой вероятностью. На продукции многих производителей стоит маркировка – правая– D, а левая – S.
  • Каждая секция снабжена двумя головками. Если крутить и отодвигать только одну из них, произойдут перекос и деформация металла. Поэтому крепления ослабляйте параллельно сверху и снизу, а отсоединенные элементы сдвигайте строго параллельно.

Добравшись до повреждения, поменяйте порванное уплотняющее кольцо или разрушенный ниппель, а затем все установите на место.

Как устранить протечки в корпусе

При осмотре на металле нередко обнаруживаются трещины, дыры, которые нужно заделывать. В таких случаях батарею придется снимать и чинить.

Заделайте дефект одним из двух способов:

  • Холодный – зону вокруг дефекта зачистите наждачной бумагой. Для снятия толстого слоя ржавчины и грязи используйте мыльную воду или лимонную кислоту. Затем залепите дырку холодной сваркой, устойчивой к высоким температурам. По внешнему виду она напоминает пластилин, а после высыхания формирует прочную заплатку. Можно использовать эпоксидную смолу, в которую добавлен алюминиевый или бронзовый порошок, она хорошо заклеивает дырки на металле.
  • Горячий – дефект можно запаять паяльником. Заплатка из флюса, железа и канифоли, покрытая припоем, восстановит герметичность. Примите к сведению, что алюминий, не имея опыта, паять затруднительно. Самый эффективный горячий метод – аргоновая сварка, обеспечивающая надежную герметизацию дефектов. В этом случае придется обращаться к специалистам.

Рекомендуется заменить уплотнители, потерявшие прочность и форму. Это позволит лишний раз не заниматься демонтажом и разборкой.

Читайте:  Как работает фекальный насос для откачки канализации

Что делать, если протекает батарея отопления

Протечка радиаторов — нередкая проблема, причиной которой становится коррозия в местах установки фитингов и сварных стыков батарей. Что делать, если протекает батарея отопления, зависит от степени повреждения.

Протечка радиаторов — нередкая проблема, причиной которой становится коррозия в местах установки фитингов и сварных стыков батарей. Что делать, если протекает батарея отопления, зависит от степени повреждения. Но стоит учитывать, что даже в случае небольшой протечки, которую можно устранить самостоятельно, это может быть лишь временным решением. В теплый сезон стоит заменить саму батарею либо фитинг с поврежденной резьбой.

Что делать при большой протечке в системе отопления

Самая большая проблема, с которой могут столкнуться жители многоквартирных домов, когда интенсивно протекает чугунная батарея. В результате этого горячий теплоноситель вырывается наружу, наполняя помещение паром, а подойти к батарее невозможно из-за опасности получения термического ожога.

Единственное решение в таком случае — накинуть на место протечки плотное одеяло или плед и срочно закрыть вентиль общедомовой системы. Арматура чаще всего находится в подвале, закрыв кран необходимо установить табличку о ведущемся ремонте и сообщить об этом в общедомовом чате. Иначе может случиться так, что один из соседей включить систему во время ремонтных работ. Если владельцы предусмотрели систему запорной арматуры на входе в квартиру или на каждом радиаторе, это значительно облегчит жизнь — можно спокойно перекрыть воду, купить запчасти для радиатора отопления, спокойно отремонтировать батарею и включить поток теплоносителя.

Чем заделать потекшую батарею отопления

Однако аварийные ситуации с затоплением квартиры случаются редко, гораздо чаще хозяева сталкиваются с подтеканием жидкости, на которое указывает лужица, собравшаяся под батареей.

В таком случае исправить ситуацию помогут подручные средства, большая часть которых есть в любом доме:

  • медицинский бинт;
  • кухонная соль;
  • вода;
  • цемент.

Алгоритм «лечения» проблемного места следующий:

  1. Определить место повреждения.
  2. Перекрыть поток жидкости.
  3. Вытереть насухо участок для ремонта.
  4. Опустить полосы бинта в воду, после чего погрузить в соль.
  5. Развести цемент с водой до состояния сметаны.
  6. Плотно обмотать участок повреждения материалом с солью.
  7. Чистый бинт опустить в цементную смесь и намотать поверх «соленого» материала.

Если нет возможности перекрыть поступление теплоносителя в батарею, после солевой повязки рекомендуют использовать слой бинта, пропитанного алебастром, а сверху использовать материал с цементом.

Описанный способ подходит для герметизации резьбовых соединений и сварных стыков труб. Если дефект возник на корпусе радиатора, необходима холодная сварка или полная замена пластины. Однако нельзя забывать, что это лишь временная мера, так как повреждение пластины говорит о том, что металл истончился и свищи на «теле» радиатора теперь будут образовываться постоянно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...