Одна из частых проблем, возникающих в процессе эксплуатации систем отопления — появление протечек в радиаторах. Батареи могут подтекать в местах соединения с трубой или секций между собой. Местом протечки может стать пробоина или трещина, образовавшаяся в теле радиатора. Устранением течи необходимо заняться сразу же после ее появления, поскольку она может быстро увеличиться и привести к затоплению квартиры.
Почему протекают батареи отопления
Причины протечек радиаторов и отопительных трубопроводов:
- коррозия металла, вызванная его постоянным контактом с водой;
- неправильный выбор радиатора — несоответствие его характеристик давлению в системе;
- непрофессиональный монтаж батарей;
- износ уплотнителей на стыках радиатора с трубой и между секциями батарей;
- неправильный выбор труб (например, в системе отопления или горячего водоснабжения используются трубы, предназначенные для холодного водоснабжения) и расходных материалов.
Как найти место протечки
Если дефект, являющийся причиной протечки, имеет небольшие размеры, то для определения места его расположения пол под батареей вытирают насухо и укладывают на него бумагу, бумажные полотенца или салфетки. Если мокрые пятна появляются под телом радиатора, течи находятся либо на стыке секций, либо в металле корпуса.
Стыковочные швы между секциями вытирают насухо и делают обмотку-маркер из туалетной бумаги. Место расположения дефекта определяют по мокрому пятну, появившемуся на бумаге. Если маркер на швах остается сухим, протечку на теле батареи ищут с помощью небольшого бумажного фрагмента.
При появлении капель воды на краю батареи патрубки необходимо насухо вытереть и обмотать их туалетной бумагой. Место возникновения протечки также определяют по мокрому следу на бумажном материале.
Как перекрыть воду
Самостоятельно устранить течь можно только в случае, если она небольшая. Но следует помнить, что практически все варианты ремонта являются временными мерами и проблему неисправной батареи кардинально не решают. В большинстве случаев потребуется замена поврежденного радиатора на новый.
Перед проведением ремонта подачу воды в отопительную систему необходимо прекратить. Обычно вентиль в многоэтажном доме находится в подвале. После перекрытия подающей трубы из системы спускают весь теплоноситель. В новых домах обычно можно обойтись без перекрытия стояка, поскольку на каждом радиаторе часто установлены по два вентиля и байпас.
Для ремонта одной батареи достаточно перекрыть вентили только на ней. Остальные отопительные приборы при этом работают в штатном режиме.
Как устранить протечки в разных местах отопительной системы
Способ устранения течи выбирается в зависимости от места повреждения и материала используемых труб.
На соединении радиатора и трубы
Если труба стальная, в качестве временной меры можно обмотать стык резиной, затянуть проволокой и зажать плоскогубцами. Для пластиковых и металлопластиковых труб бандажом служит гибкий пластик или стеклоткань. Сам бандаж фиксируется хомутом.
Для герметизации потекших резьбовых соединений может использоваться способ, для которого понадобятся бинт, поваренная соль и цемент. Этапы ремонта:
- бинт нарезают полосками длиной около 30 см;
- одну полоску смачивают в воде и погружают в соль, обматывают ею место протечки;
- цемент разводят водой до состояния негустой сметаны;
- следующую бинтовую полоску пропитывают цементным раствором и оборачивают ею место течи поверх «просоленного» бинта;
- эту процедуру повторяют до тех пор, пока не получится прочная повязка.
Если перекрыть подачу теплоносителя к поврежденной батарее невозможно, перед первым бинтом, смоченным в цементном растворе, наматывают бинт, пропитанный алебастром, который твердеет быстрее, чем цемент.
На шаровом кране
Иногда проблему можно решить подтяжкой гайки или заменой прокладки. Если шаровый кран подтекает в открытом или закрытом положении, рекомендуется его заменить.
Между секциями радиатора
Для устранения течи, возникшей в месте соединения секций, можно воспользоваться эпоксидным клеем. Для ликвидации дефекта бинт пропитывают двухкомпонентным эпоксидным клеем и обматывают им место протечки. Клей высыхает 1–3 суток.
Непосредственно на батарее
Если на радиаторе появился свищ, справиться с ним поможет холодная сварка. С этим материалом необходимо работать в резиновых перчатках. Место повреждения очищают и обрабатывают наждачной бумагой. Холодную сварку разминают и замазывают ею течь. На затвердевание ей нужен примерно час.
Вместо этого материала могут использоваться герметики на полимерной или порошковой основе, для систем с водой или антифризом, металлических и пластиковых труб. Например, на рынке представлен жидкий герметик, специально предназначенный для ликвидации небольших протечек, которые расположены в труднодоступных местах. Он заливается в отопительную систему вместе с теплоносителем. В области течи герметик при контакте с воздухом полимеризуется и сам «заклеивает» дефект.
Куда обращаться при протечке батареи
Самостоятельный ремонт радиатора, особенно в многоквартирном доме — мероприятие очень ответственное, поскольку в результате его неграмотного проведения может пострадать имущество не только хозяев квартиры, но и соседей, проживающих снизу. Лучшим вариантом является обращение в специализированную компанию. Сантехники смогут оперативно определить масштабы проблемы и возможности ее решения.
Ремонт алюминиевых радиаторов отопления
Постоянный нагрев не проходит для батарей бесследно – высокие температуры разрушают металл и полимеры, ухудшается нагрев, появляются шум при работе и следы коррозии. Могут потечь межсекционные стыки.
Это значит, что необходим ремонт алюминиевых радиаторов отопления. Можно вызвать слесаря из ЖЭКа или частного мастера, а можно попробовать сделать все своими руками.
Что потребуется для ремонта
- Емкость для сбора вытекающей жидкости.
- Радиаторный и разводной гаечные ключи.
- Наждачка, лимонная кислота и или мыльный раствор.
- Высокотемпературная холодная сварка.
- Припой (при работе с паяльником).
- Эпоксидная смола и металлический порошок (им закрывают дефекты без холодной сварки).
- Термостойкая краска для закрашивания следов от пайки или сварки.
Как обнаружить дефектный участок
Вначале оцените визуально состояние батареи. Если она старая, изношенная, с большим количеством проржавевших пятен, которые уже подтекали, проще купить и установить новую. Если ярко выраженных признаков износа нет, целесообразно ее отремонтировать и восстановить. Можно поменять только дефектные элементы.
Внимательно все осмотрите, обращая внимание на стыки, соединения и зону входа отопительной трубы. Труднодоступные зоны осматриваются с помощью фонарика и зеркала.
Иногда причина плохого или неравномерного нагрева – воздушная пробка. Для ее удаления откройте кран и слейте небольшое количество жидкости. Завоздушенность исчезнет. Если этого не произошло, надо поискать повреждения.
Если дефект не обнаружен, демонтируйте корпус и положите его в наполненную ванну. В местах разгерметизации появятся воздушные пузырьки. После осмотра станет понятно, какая поломка произошла.
Как заменить прокладки в случае течи
Соединения батареи с трубами стыки и между секциями уплотняются кольцеобразными уплотнителями, герметизирующими систему. Чаще всего они делаются из паронита или другого теплостойкого полимера. Однако со временем этот материал изнашивается, деформируются и через изношенное кольцо начинает просачиваться теплоноситель. Иногда повреждаются ниппели, соединяющие части агрегата.
Наружную прокладку заменить просто. Перекройте подающий кран, слейте воду, открутите пробку радиаторным ключом, снимите дефектный элемент и замените его новым.
Сложнее поменять уплотнительные элементы и ниппели на межсекционных стыках. В этом случае придется демонтировать и разбирать секции с протекающими стыками. Для этого пригодится радиаторный ключ.
При разборке помните две тонкости:
- Резьба может быть как правой, так и левой, с одинаковой вероятностью. На продукции многих производителей стоит маркировка – правая– D, а левая – S.
- Каждая секция снабжена двумя головками. Если крутить и отодвигать только одну из них, произойдут перекос и деформация металла. Поэтому крепления ослабляйте параллельно сверху и снизу, а отсоединенные элементы сдвигайте строго параллельно.
Добравшись до повреждения, поменяйте порванное уплотняющее кольцо или разрушенный ниппель, а затем все установите на место.
Как устранить протечки в корпусе
При осмотре на металле нередко обнаруживаются трещины, дыры, которые нужно заделывать. В таких случаях батарею придется снимать и чинить.
Заделайте дефект одним из двух способов:
- Холодный – зону вокруг дефекта зачистите наждачной бумагой. Для снятия толстого слоя ржавчины и грязи используйте мыльную воду или лимонную кислоту. Затем залепите дырку холодной сваркой, устойчивой к высоким температурам. По внешнему виду она напоминает пластилин, а после высыхания формирует прочную заплатку. Можно использовать эпоксидную смолу, в которую добавлен алюминиевый или бронзовый порошок, она хорошо заклеивает дырки на металле.
- Горячий – дефект можно запаять паяльником. Заплатка из флюса, железа и канифоли, покрытая припоем, восстановит герметичность. Примите к сведению, что алюминий, не имея опыта, паять затруднительно. Самый эффективный горячий метод – аргоновая сварка, обеспечивающая надежную герметизацию дефектов. В этом случае придется обращаться к специалистам.
Рекомендуется заменить уплотнители, потерявшие прочность и форму. Это позволит лишний раз не заниматься демонтажом и разборкой.
Что делать, если протекает батарея отопления
Протечка радиаторов — нередкая проблема, причиной которой становится коррозия в местах установки фитингов и сварных стыков батарей. Что делать, если протекает батарея отопления, зависит от степени повреждения.
Протечка радиаторов — нередкая проблема, причиной которой становится коррозия в местах установки фитингов и сварных стыков батарей. Что делать, если протекает батарея отопления, зависит от степени повреждения. Но стоит учитывать, что даже в случае небольшой протечки, которую можно устранить самостоятельно, это может быть лишь временным решением. В теплый сезон стоит заменить саму батарею либо фитинг с поврежденной резьбой.
Что делать при большой протечке в системе отопления
Самая большая проблема, с которой могут столкнуться жители многоквартирных домов, когда интенсивно протекает чугунная батарея. В результате этого горячий теплоноситель вырывается наружу, наполняя помещение паром, а подойти к батарее невозможно из-за опасности получения термического ожога.
Единственное решение в таком случае — накинуть на место протечки плотное одеяло или плед и срочно закрыть вентиль общедомовой системы. Арматура чаще всего находится в подвале, закрыв кран необходимо установить табличку о ведущемся ремонте и сообщить об этом в общедомовом чате. Иначе может случиться так, что один из соседей включить систему во время ремонтных работ. Если владельцы предусмотрели систему запорной арматуры на входе в квартиру или на каждом радиаторе, это значительно облегчит жизнь — можно спокойно перекрыть воду, купить запчасти для радиатора отопления, спокойно отремонтировать батарею и включить поток теплоносителя.
Чем заделать потекшую батарею отопления
Однако аварийные ситуации с затоплением квартиры случаются редко, гораздо чаще хозяева сталкиваются с подтеканием жидкости, на которое указывает лужица, собравшаяся под батареей.
В таком случае исправить ситуацию помогут подручные средства, большая часть которых есть в любом доме:
- медицинский бинт;
- кухонная соль;
- вода;
- цемент.
Алгоритм «лечения» проблемного места следующий:
- Определить место повреждения.
- Перекрыть поток жидкости.
- Вытереть насухо участок для ремонта.
- Опустить полосы бинта в воду, после чего погрузить в соль.
- Развести цемент с водой до состояния сметаны.
- Плотно обмотать участок повреждения материалом с солью.
- Чистый бинт опустить в цементную смесь и намотать поверх «соленого» материала.
Если нет возможности перекрыть поступление теплоносителя в батарею, после солевой повязки рекомендуют использовать слой бинта, пропитанного алебастром, а сверху использовать материал с цементом.
Описанный способ подходит для герметизации резьбовых соединений и сварных стыков труб. Если дефект возник на корпусе радиатора, необходима холодная сварка или полная замена пластины. Однако нельзя забывать, что это лишь временная мера, так как повреждение пластины говорит о том, что металл истончился и свищи на «теле» радиатора теперь будут образовываться постоянно.