Как устранить воздушную пробку в трубах: практические советы

В процессе наполнения отопительной системы частного дома жидким теплоносителем в контур по разным причинам нередко проникает воздух. Появляясь в различных местах системы, воздушные пробки затрудняют циркуляцию воды и снижают эффективность работы оборудования. В результате – охлаждаются отдельные радиаторы или целые участки отопительного контура. Такая проблема решается путем стравливания воздуха из системы отопления.

Как выгнать воздух в закрытой системе отопления с насосом

В отопительном контуре закрытого типа с мембранным расширительным баком используется принудительная циркуляция теплоносителя. Для удаления из него воздуха могут использоваться:

  • шаровой кран, установленный в верхней точке системы. Это самый простой способ развоздушивания контура. Чтобы избавиться от воздушных пробок, в этом случае достаточно приоткрыть кран, и под давлением теплоносителя воздух будет вытеснен наружу. Недостаток способа в том, что его нужно выполнять вручную, и при несвоевременном закрывании вентиля можно потерять часть теплоносителя;
  • кран Маевского, без которого не обойтись при монтаже отопительных контуров сложной конфигурации. Он позволяет стравливать воздух, от которого не удается избавиться с помощью шарового крана;
  • автоматические воздухоотводчики. Каждое из таких устройств оснащено поплавковой камерой, из которой скопления воздуха удаляются в атмосферу без участия человека. Важно своевременно очищать воздухоотводчики от солевых отложений.

Как избавиться от воздушных пробок в открытой отопительной системе с насосом

Системы отопления открытого типа используются все реже и встречаются преимущественно в домах старой постройки. Сделать их более эффективными удается за счет установки циркуляционных насосов, обеспечивающих принудительное движение теплоносителя.

Однако в некоторых случаях насос, используемый в открытой системе, может препятствовать выходу воздуха, скопившегося в разных частях контура. Поток жидкости при этом «запирает» воздушную пробку, не давая ей подняться наверх. Чтобы стравить воздух, бывает достаточно на короткое время выключить насос.

Ничем больше не удерживаемая, воздушная пробка переместится в расширительный бак. Важно помнить, что насос можно выключать только после остановки котла. Если это к тому же твердотопливный отопитель, нужно дождаться его остывания. Удалить воздух из радиаторов открытой системы остановкой насоса удается не всегда. В этих случаях на помощь приходит трубопроводная арматура.

Можно ли выгнать воздух из системы с насосом без кранов

Если в контуре отсутствуют точки сброса, значит, он собран с нарушениями технологии. Устранять воздушные пробки в нем сложнее, и самый простой способ стравливания в этом случае – это ослабление резьбовых соединений в местах скопления воздуха. Закончив работу, крепеж нужно восстановить, используя новые уплотнительные материалы. Еще один метод удаления воздушных пробок в системе без кранов заключается в просверливании в трубопроводе отверстий диаметром 3–4 мм. Чтобы избавиться от воздуха таким образом, необходимо:

  • определить место нахождения пробки в контуре (по шуму);
  • подобрать хомут под диаметр трубопровода;
  • просверлить отверстие в трубе и дождаться выхода воздуха;
  • после появления воды установить хомут.
Устранение воздуха из системы с циркуляционным насосом в котле

Современные котлы, используемые в системах отопления, комплектуются циркуляционными насосами для принудительного движения жидкости. Для развоздушивания контуров с этими агрегатами используются стандартные методы. Определенные отличия существуют для насосных установок с мокрым ротором.

Так, выполняя первый запуск отопительной системы, наполненной теплоносителем, нужно удалить газ из корпуса насоса. Это делается, для того чтобы не вышли из строя подшипники скольжения и не заклинил ротор. Воздух можно стравить, открутив отверткой на несколько оборотов винт, расположенный с торца насоса.

После появления жидкости винт закручивают и повторяют процедуру при работающем насосе. Если отопление не включалось в течение длительного времени, нужно провернуть ротор вручную. Для этого выкручивают упомянутый винт полностью и поворачивают ротор отверткой. В ходе этой процедуры происходит удаление воздушных излишков из контура.

Как убрать воздух из системы с насосом СГВ

Устранение воздушных пробок из системы с двухконтурным котлом имеет свои особенности. Отопительный контур развоздушивают стандартными методами, а линию горячего водоснабжения – с помощью специальных сбросных кранов или воздухоотводчиков. Удалить воздух необходимо также из насоса СВГ, смесительного трехходового клапана, промежуточного теплообменника. В некоторых случаях единственным решением проблемы бывает разборка резьбовых и фланцевых соединений, для восстановления которых нужны новые уплотнители и герметизирующие материалы.

Читайте:  Зачем необходим коллектор для системы теплого пола

Полезные советы по заполнению системы теплоносителем

Возникновение воздушных пробок нередко вызвано ошибками, допущенными при заполнении отопительной системы теплоносителем. Избежать проблем, связанных с присутствием воздуха в контуре, поможет соблюдение несложных правил:

  • начинать заполнение трубопровода необходимо с самой нижней точки;
  • к переливному патрубку расширительного бачка нужно прикрепить шланг и вывести его на улицу или в канализацию;
  • если это закрытый контур, важно убедиться в исправности воздухоотводчика в верхней части подающей линии;
  • заливать жидкость следует со скоростью, в 3 раза меньшей номинальной (открыв подпиточный вентиль на 1/3);
  • систему можно считать наполненной, если в расширительном бачке появилась жидкость;
  • важно стравить газ из всех точек ручного сброса. После этого обычно требуется долив теплоносителя ;
  • после ввода котла в работу нужно понаблюдать за давлением и нагревом. Следует также периодически осматривать радиаторы и трубы.
  • Советы от специалистов

Что такое воздушные пробки в водопроводе и как от них поможет избавиться воздухоотводчик?


Возникновение воздушной пробки в трубопроводе может стать серьезной проблемой и причиной гидроударов, износу арматуры и труб, выходу из строя всей трубопроводной системы. Чтобы сохранить трубопровод, следует знать о методах борьбы с воздушными пробками и способы предотвращения их появления. Рассказываем об этом в статье магазина «Промышленная Автоматизация».

Почему появляются воздушные пробки?

Воздушные пробки и пузыри появляются в трубопроводе в связи с проникновением воздуха извне или в связи с физическими свойствами воды. Причин может быть несколько:

  • В рабочей жидкости уже имеется газ – в норме на 1000 литров воды приходится не меньше 30 граммов воздуха. При условии перегрева труб или медленного потока жидкости, пузырьки скапливаются быстрее, образуя воздушные пробки. Таким образом в зоне риска образования пузырей и пробок горячий водопровод.
  • Резкое уменьшение уровня воды, воздух попал в трубопровод через невозвратный клапан.
  • Изношенные уплотнители на стыках или фитингах.
  • При монтаже системы была допущена погрешность и воздух попал в систему уже при первом запуске.

Где скапливаются пробки и пузыри?

Место, где скапливаются воздушные пузырьки, разнится в зависимости от направления трубы. В трубах вертикальной направленности пузыри появляются и сгущаются по направлению вверх и распределяются равномерно по всей плоскости трубопровода. В горизонтальных системах пузырьки скапливаются в наивысших точках труб, что влияет на весь периметр трубы и уплотнения.

Рассосаться пробки могут при большой скорости потока – от 1/4 метра в секунду. При меньшей скорости пробки остаются неподвижны. Также большая вероятность возникновения пробки на изогнутых участках труб.

Чем опасны пузырьки и пробки?

Опасность возникновения воздушных пробок заключается в долгосрочном неблагоприятном воздействии на трубопровод. Среди основных проблем, вызванных пробками:

  • Поломки, трещины и разрывы труб. Особенно часто разрывы возникают на поворотах потока, где наиболее вероятно появление пробки;
  • Неравномерной потока. Вы наверняка наблюдали такой эффект в старых домах – вода то вылетает из крана, то застревает внутри магистрали;
  • Гидравлические удары.

Способы избавления от воздушных пробок

Существует несколько методов борьбы с воздушными пробками. Среди них механические клапаны и воздухоотводы. Установка оборудования улучшает состояние трубопровода и качество подачи воды, но до установки может возникнуть острая необходимость в эффективной работе сети. Что делать в том случае, если стравливающие детали пока не установлены?

Прежде всего отключите насос, который используется в скважине для перекачки воды в помещение. Затем откройте сливы и сбросьте жидкость. Таким образом вместе с жидкостью из системы исчезнут и пузырьки, сеть обновится, и вы сможете продолжить использовать трубы без опаски за их состояние. Такой способ не поможет вам в долгосрочной перспективе, поэтому подходит он только для крайних случаев.

Борьба с пробками с помощью механических клапанов

Простой, но эффективный способ избавления от воздушных пробок – установка механического клапана, который быстро избавить сеть от пробок и пузырей. Работает клапан следующим образом:

  • Цилиндр с крышкой и резьбовой герметичной заглушкой монтируется к трубопроводу с помощью резьбы;
  • В полом цилиндре находится шарикообразный поплавок, который подвешен внутри устройства, и поднимается вместе с водой при увеличении уровня жидкости. Шарик попадает в заглушечное отверстие и перекрывает его;
  • После уменьшения уровня жидкости, шарик опускается, освобождая заглушечное отверстие и стравливает пробку.
Читайте:  Почему в смывной бачок не набирается вода и как это исправить

Механические клапаны подходят для работы в поворотных и изогнутых участках магистрали, именно там, где наиболее вероятно возникновение воздушной пробки.

Борьба с пробками с помощью автоматических воздухоотводов

Автоматические воздухоотводчики могут быть трех видов:

  • Клапаны поплавковые;
  • Устройства пускового действия;
  • Комбинированные приборы.

Подбирая воздухоотводчик, обратите внимание на параметры сети, с которой предстоит работать устройству. Особенно важен объем пробок, которые теоретически могут возникнуть в магистрали, номинальное давление и загрязненность жидкости. Чтобы подобрать подходящий прибор обязательно проконсультируйтесь со специалистом, указав предполагаемые и желаемые технические данные. Инженеры не рекомендуют приобретать приборы максимальной мощности для бытовых нужд – если предполагается минимальная эксплуатация, устройство быстрее выйдет из строя.

Купить воздухоотводчики по доступной цене можно в интернет-магазине «Промышленная Автоматизация». Специалисты отдела продаж помогут подобрать оборудование, проконсультируют по возникшим вопросам и проконтролируют поставку оборудования.

Воздушные пробки в системах отопления

Ухудшение работы систем отопления может быть обусловлено несколькими факторами. Одним из них является завоздушивание — появление пустот внутри труб и радиаторов.

Воздушная пробка в системе – это скопление воздуха в водяной установке отопления. Это негативное явление, которое возникает при правильном проектировании. Во всех элементах контура обогрева циркулирует теплоноситель – вода или теплоноситель. Там, где скапливается воздух, циркуляция прекращается, а вместе с этим отсутствует теплообмен, возникают гидроудары, начинается коррозия и возрастает риск поломок.

Поэтому очень важным аспектом правильной и бесперебойной работы механизмов в целом является обслуживание систем теплоснабжения и охлаждения. В комплексе данного обслуживания, специалистами компании «SVA» осуществляется: мониторинг работы оборудования, сопровождаемый контролем качества и определением состояния применённого теплоносителя, диагностика сетей, устранение потенциальных аварийных ситуаций.

Откуда берется воздух в системе

Полностью предотвратить возникновение пробок практически невозможно. Периодическое стравливание скопившегося воздуха из системы отопления можно считать неотъемлемой процедурой при эксплуатации отопительных приборов. Для минимизации негативного воздействия пробок следует иметь представление о причинах, ведущих к их появлению. Наиболее характерны следующие:

  • неверный расчет и монтаж;
  • нарушение норм замены теплоносителя в контуре;
  • нехватка герметичности;
  • отсутствие устройств отведения воздуха или некорректное их использование;
  • результат действия ремонта при промывке инженерных систем;
  • добавление холодной воды к теплоносителю.

Главной причиной появления воздушных пробок является теплоноситель. Именно вода приносит в контур воздух, который всегда содержится в ней. Процент содержания зависит от температуры. В холодной воде воздуха больше, при нагревании он начинает выходить. При этом чем выше температура, тем интенсивнее происходит процесс.

Скопление воздуха может быть:

  • в батареях;
  • в трубах;
  • в расширительном баке;
  • в теплоаккумуляторе;
  • в бойлере косвенного нагрева.

Последствия могут отличаться, но в любом случае это негативно сказывается на работе всей системы. В закрытых контурах теплоноситель не контактирует с воздухом. Пробка может появиться после ремонта или при окислении металла (когда железо ржавеет).

Чем опасны воздушные пробки

Образование воздушной пробки в системе отопления – это беда для системы отопления. При завоздушивании системы трубы и радиаторы останутся холодными. Если пробку не устранить, то может произойти размораживание отопления.

Если воздух скопился в трубах, он препятствует нормальному продвижению теплоносителя. В результате работа отопительной системы может сопровождаться довольно сильным и неприятным шумом.

Иногда часть системы начинает вибрировать. Наличие воздуха в контуре вызывает активизацию различных химических процессов, например, может вызывать распад кальциевых и магниевых гидрокарбонатных соединений.

Иногда требуется полный слив теплоносителя из системы при любом вмешательстве в контур отопления связанный с заменой элементов, при устранении протечек, для консервации системы.

Как с ними бороться

Итак, чтобы избежать завоздушивания отопительной системы, необходимо правильно ее спроектировать и установить, своевременно очищать и заполнять теплоносителем без ненужной спешки.

И даже при этом одна или несколько воздушных пробок могут все же появиться в системе. Что делать в таком случае? Порядок действий во многом зависит от особенностей конструкции отопительной системы.

Читайте:  Показания ИПУ: что это и как их правильно снять

Устранить воздушную пробку в системах теплоснабжения объектов промышленной инфраструктуры можно следующими способами:

Соблюдение правил монтажа

В схемах с естественной циркуляцией теплоносителя при верхней разводке удаление воздуха осуществляется через открытый расширительный бак. При монтаже такой системы подающую магистраль устанавливают таким образом, чтобы она поднималась вертикально к баку.

Емкость, обеспечивающую простор для расширения теплоносителя при нагреве, ставят в самой верхней точке системы, чем и обеспечивают естественное продвижение жидкости по отопительному контуру.

Обратную магистраль также следует устанавливать с уклоном, способствующему естественному перемещению потока теплоносителя.

Если система смонтирована правильно, попавший внутрь контура воздух будет постепенно вытесняться горячей водой вверх и покидать трубопровод через свободно сообщающуюся с атмосферой поверхность расширительного бака.

Установка отводчиков воздуха

Схема удаления воздуха из контуров с принудительной циркуляцией отличается от предыдущего типа. В верхней точке такой системы устанавливают открытый расширительный бачок, а закрытый располагают перед входом в котел обратки.

В такой системе подающая магистраль не должна иметь уклон, т.к. перемещение теплоносителя активизируется насосом и устройства для сброса воздушных пробок используются иные.

Для удаления воздуха из системы предусмотрены специальные автоматические воздухоотводчики, размещенные в самых верхних точках системы и на поворотах трубопровода.

Для удаления пробок из радиаторов применяют краны Маевского. Таким же образом удаляют воздух из отопительного контура с естественной циркуляцией, но при нижней разводке труб.

При правильном монтаже процедура выведения ненужного воздуха из системы очень простая, она сводится к открыванию соответствующих кранов и их закрыванию после того, как выйдут образовавшиеся в системе отопления воздушные пробки. Автоматические воздухоотводчики вообще не нужно открывать. Они срабатывают при изменении давления.

Отопительные схемы закрытого типа дополняют автоматическими воздухоотводчиками в обязательном порядке.

Их устанавливают по всему контуру в определенных точках, что позволяет удалять воздушную пробку из контура локально, не дожидаясь, пока воздух переместится в верхнюю точку системы. Такая схема получила название многоступенчатая система обезвоздушивания.

Автоматические воздухоотводчики бывают горизонтального и вертикального типа. Их устанавливают в таких местах, где вероятность образования воздушной пробки наиболее велика. Это могут быть участки, где отопительная труба делает поворот, петлю и т.п.

Завоздушенность отопительной системы более характерна для верхних этажей здания, поэтому здесь установке устройств для отведения воздуха следует уделить особое внимание.

При использовании автоматических воздухоотводчиков важно следить за уровнем давления в системе. Кроме того, такие устройства обладают повышенной чувствительностью к загрязнениям.

Чтобы продлить срок службы автоматических воздухоотводчиков, следует установить хорошие фильтры, а также регулярно выполнять промывку отопительного контура.

Сильное нагревание теплоносителя

Иногда для естественного удаления избыточного воздуха из отопительного контура достаточно сильно нагреть теплоноситель. Высокая температура стимулирует процесс выделения воздуха и его продвижения по системе. Допускается нагрев воды в отопительной системе до 100°С.

Если образование воздушных пробок наблюдается в системе снова и снова, следует исследовать все стыки на герметичность.

Рядом с местом образования воздушной пробки почти наверняка обнаружится небольшая щель, из которой незаметно вытекает вода и в которую просачиваются пузырьки воздуха. Заделка такой щели или трещины позволит решить проблему.

Наиболее уязвимыми для появления воздушных пробок считаются алюминиевые радиаторы. Взаимодействие горячего теплоносителя с материалом устройства вызывает развитие коррозионных процессов, которые сопровождаются выделением газообразных веществ.

Если завоздушенность такого радиатора наблюдается снова и снова, имеет смысл заменить его более современным прибором с внутренним антикоррозионным покрытием.

В случае внештатных ситуаций специалисты компании «SVA» осуществляет аварийный ремонт системы теплоснабжения. Аварийный капитальный ремонт системы теплоснабжения требуется только при явном наличии неисправностей – протечке радиаторов, труб или выходе из строя котла. Сложнее определить неисправность по косвенным признакам. Существует несколько факторов, указывающих на необходимость ремонта отопления в частном доме:

  • постоянное снижение давления в системе (причиной может быть небольшая утечка теплоносителя)
  • снижение КПД (неравномерное тепловое распределение)

Когда же теплоноситель после определенного количества циклов работы уже не пригоден для работы и не поддается регенерации, осуществляется процедура утилизации теплоносителя. Компания SVA имеет лицензию «На осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...