Как выпустить воздух из батареи: каждому радиатору, системе — способ свой
Не все оборудование в доме или квартире всегда работает гладко, поэтому время от времени владельцам жилья приходится сталкиваться с неприятными сюрпризами. Например, в начале отопительного сезона нередко возникают проблемы с работой радиаторов. После запуска теплоносителя в батареях появляются воздушные пробки, не дающие приборам хорошо прогреться, или вовсе оставляющие их холодными. Подобные ситуации встречаются везде: как в частных, так и многоквартирных домах. Чтобы успешно справиться с таким завоздушиванием, хозяевам необходимо понять причины неприятного явления, узнать, как выпустить воздух из батареи самостоятельно, каким образом можно предотвратить его попадание в систему.
Почему происходит завоздушивание?
Герметичность отопительной системы не уберегает ее от проникновения воздуха. Такие «заторы» очень часто сопровождают начало отопительного сезона, или мешают радиаторам работать в полную силу в первые дни после запуска системы. Причин, провоцирующих эту неприятную ситуацию, есть несколько. Воздух попадает в батареи тем или иным способом. Его появления можно ожидать в нескольких случаях:
Прочистили батареи отопления Стали греть намного лучше
- Система частного дома спроектирована либо реализована не совсем корректно. Например, не предусмотрены уклоны труб, не соблюдена горизонтальность радиаторов, неправильно сделаны петли, которые к тому же не имеют автоматических клапанов. Такие участки становятся постоянными «камнями преткновения», поскольку выгнать из них воздух во время запуска воды довольно проблематично.
- Жидкость, неподготовленная должным образом (из неглубокой скважины, колодца), вступает в реакцию с металлическими, алюминиевыми сплавами. Благодаря этому взаимодействию выделяется кислород. Небольшое количество воздуха может поступать через пластиковые стенки батарей: не спасает от проникновения даже кислородный барьер.
- Попадание воздуха вместе с водой. Большинство хозяев частных домов при заправке радиаторов действует практично и логично. Они пополняют запас воды в батареях из водопровода. Жидкость из него уже содержит достаточное количество кислорода.
- Ремонт, сопровождающийся разборкой элементов трубопровода и спуском воды, приводит к тому же результату. Если в мембране расширительного бака появляются микротрещины, то воздух мгновенно пользуется открывшейся лазейкой.
- Микроскопические протечки. Они часто остаются незамеченными, так как вытекающая жидкость быстро испаряется. В это крохотное отверстие тут же начинает поступать воздух, который замещает потерянный объем воды.
В загородных домах с закрытой или открытой системой воздух попадает в межсезонье. В многоквартирных домах с централизованным теплоснабжением он приникает либо вместе с теплоносителем, либо в момент запуска в начале сезона. На самом деле, точную причину выяснить сложно, но этого и не требуется. Зная, как выпустить воздух из батареи, задачу легко решить в большинстве случаев.
Как удалить воздух с батарей в централизованном отоплении. 5-этажка. Кран Маевского.
Симптомы завоздушивания, его опасность
Чтобы понять, что в батарее появилась воздушная пробка, специалистом быть не обязательно. О его скоплении может свидетельствовать:
- «веселое» бульканье, журчание, шипение, начавшееся после запуска теплоносителя в начале отопительного сезона;
- неравномерный прогрев — холодные участки радиатора: нагреться им мешает воздух, являющийся хорошим теплоизолятором;
- ощутимые вибрации в трубопроводе из-за контакта концентрированного воздуха и металлических поверхностей.
Большая пробка дает другие симптомы: в этом случае радиаторы остаются холодными даже в то время, когда у соседей все в порядке. Обнаружить неполадку легко. Надо взять какой-либо металлический предмет и постучать им по радиатору. Если звук будет не глухим, а звонким, то можно уверенно сказать, что произошло завоздушивание.
Металл батарей и труб при длительном контакте с воздушной массой будет истончаться из-за коррозионных процессов, во время которых он начнет распадаться, образуя углекислый газ и соли. Другое возможное последствие — образование известкового налета. В результате просвет труб уменьшится, а значит, система уже будет функционировать менее эффективно.
Циркуляционный насос, работающий в автономной системе, при попадании в нее воздуха может в любой момент выйти из строя. Если вместо водной среды подшипник попадет в воздушную, то это вызовет его перегрев, худший вариант — его поломка.
Неравномерный нагрев или любые повреждения вредят отопительной системе, они способны спровоцировать аварийные ситуации. По этим причинам владельцам рекомендуют избавляться от воздуха в кратчайшие сроки.
Как выпустить воздух из батареи?
Есть несколько способов, чтобы избавиться от проблемы. Ответ на вопрос о том, как выпустить воздух из батареи, зависит от вида системы и присутствия либо отсутствия дополнительных устройств на радиаторах. Методы для квартир с централизованным отоплением могут отличаться от тех, что используют для автономных систем частного дома.
Чтобы подготовиться к операции, надо найти разводной ключ. Если радиаторы новые, можно обойтись обычной отверткой. Обязательно понадобится емкость для сбора воды, также нужно запастись большим количеством тряпок (ветоши), чтобы избежать возможного потопа. Пакля может понадобиться в случае серьезных работ. После всех приготовлений можно начинать «священнодействовать».
Метод зависит от конкретной ситуации: от вида отопительной системы, от типа и оснащения радиатора.
Помощь крана Маевского
В квартирах многоэтажных домов довольно часто устанавливают краны Маевского. Это клапан игольчатого типа. Он обычно располагается сверху, на последней секции батареи. Если у него есть пластиковая рукоятка, то дополнительный инструмент — плоская отвертка — вовсе не понадобится. Небольшой прибор дает возможность обойтись без перекрывания стояка.
Работа тоже не вызовет затруднений, так как выпустить воздух из батареи в этом случае довольно просто.
- Первым делом под кран Маевского устанавливают емкость для сбора воды. На сам прибор укладывают тряпки, чтобы гарантировать отсутствие «брызг во все стороны».
- Кран открывают очень медленно, осторожно. Когда появляется свист или шипение, это знак, что «процесс пошел», что воздушная пробка начала постепенно выходить.
- После того, как воздух успешно стравился, появится вода, сразу ее перекрывать не надо, но и открывать кран больше не нужно. Рекомендуют слить как минимум 2 литра воды. Говорят, что эта операция предотвратит повторное завоздушивание, но ее делают не все.
После того как воздуха в системе не остается, кран Маевского закрывают. Когда узел имеет съемную ручку, а в квартире проживают маленькие естествоиспытатели, ее убирают «с глаз долой». Выкручивать стержень полностью запрещено, так как вкрутить его обратно под напором струи будет очень затруднительно. Чаще такая операция невозможна.
Если процесс происходил в квартире, то после этого теплоноситель снова заполняет батарею. В частном доме воду придется заливать самостоятельно в том случае, когда предусмотрено ручное включение насоса.
Автоматический воздухоотводчик
Если в отопительной системе загородного дома предусмотрены эти приборы, то хозяевам искать ответ на вопрос, как выпустить воздух из батареи, не придется. Такие устройства называют поплавками, они работают автоматически, поэтому вмешательства в свою работу не требуют.
Приборы устанавливают на батарею вертикально либо горизонтально, однако считают, что корректный монтаж — только первый. В противном случае можно столкнуться с невозможностью слить воду. Устройство самостоятельно реагирует на появление воздуха в водной среде. При скоплении воздушной массы воздухоотводчик ее быстро стравливает. Если количество воды уменьшается, то мини-прибор опускает клапан, который выпустил пробку.
Такое автоматическое устройство способно предупредить любую аварийную ситуацию, однако есть у него небольшой недостаток. Воздухоотводчик требует установки фильтра. Причина — чувствительность прибора к плохому качеству теплоносителя. Если вредных примесей в воде много, то нужны не только фильтры, но и периодическая замена уплотнительного кольца. Когда условия идеальны, воздухоотводчик будет работать долго и безо всяких проблем.
Если батареи чугунные «монстры»
Далеко не все успели (захотели) поменять чугунную «старую гвардию» на современные отопительные приборы. Такой консерватизм — причина более сложных манипуляций, которые предстоят хозяевам, так как вместо кранов Маевского там находятся массивные заглушки. Открутить их довольно проблематично. Процессу мешает краска (нередко несколько ее слоев) и пакля, старательно намотанная в «стародавние» времена.
Способа есть два: один правильный, другой для «камикадзе». Однако и тот и другой метод хозяевам не рекомендуют использовать без перекрытия стояка, если на трубах нет вентилей. Если заглушку случайно сорвет, то из-за высокого давления в системе все нижерасположенные квартиры будут затоплены.
Корректный вариант
Чтобы провести удачную операцию, разводной ключ необходим в обязательном порядке, таз и тряпки тоже. Понадобится приобрести паклю, ФУМ-ленту либо герметик. Обязательно нужно перекрыть подачу теплоносителя. Последовательно выполняют такие этапы:
- Сначала снимают паклю, но предварительно подставляют под радиатор емкость. Если до пакли сразу не добраться, то удаляют (растворяют) краску.
- Осторожно, медленно откручивают заглушку. Любых резких движений, больших усилий избегают, потому что всегда остается риск сорвать резьбу.
- Если элемент не поддается, то используют растворитель либо WD-40, преобразователь ржавчины. Средство заливают в проблемный стык.
- Затем делают паузу: ждут 5-10 минут. Потом повторяют действия, тоже аккуратно. Операцию прекращают, когда появляется посторонний звук.
- После откручивания заглушки воздушные массы начинают постепенно стравливаться, процесс этот всегда сопровождается шипением.
- По окончании этого этапа сливают примерно 3-5 литров воды. Эти действия позволят минимизировать шанс вновь столкнуться с пробкой.
Затем заглушку снова крепко закручивают, предварительно намотав новую порцию пакли. Ее можно заменить более современной продукцией — ФУМ-лентой. Однако считают, что лучший вариант — комбинация этих материалов. Но ссыхающаяся лента имеет конкурента: нередко паклю предпочитают не обматывать фумом, а обмазывать герметиком. Например, уплотнительной пастой UNIPAK.
После этих манипуляций открывают кран подачи теплоносителя. Поскольку этот метод очень сложен, при отсутствии навыков лучше вызвать специалиста, так как протечка хозяевам может обойтись очень дорого. Любой мастер-сантехник, наоборот, хорошо осведомлен о том, как выпустить воздух из батареи.
Небезопасный экспресс-метод
Если радиатор стоит с «допотопных» времен, то вполне возможно, с откручиванием заглушки собственными силами хозяин справиться не сможет. В этом случае некоторые советуют оригинальный метод — просверливание в ней отверстия.
Для этого понадобится дрель, шуруповерт и сверло по металлу (максимальный диаметр — 4 мм). Еще необходимо найти саморез, его диаметр должен быть больше отверстия на 1,5-2 мм. Под него потребуется резиновое кольцо-прокладка. Для надежности «горячей точки» советуют использовать герметик.
Сама работа проста, но должна проводиться быстро.
- Сначала просверливают отверстие, затем осторожно и медленно вытаскивают сверло.
- После того так воздух выйдет и начнет течь вода, быстро вкручивают саморез с надетой на него прокладкой.
Говорят, что предварительное промазывание этой конструкции герметиком гарантирует практически стопроцентную надежность системы. Если у хозяина появилось желание проверить эту «сентенцию», то он человек, не боящийся возможных последствий.
Стравливание через расширительный бак
Этот способ — единственная возможность победить проблему в частном доме, где не был предусмотрен монтаж кранов Маевского. Расширительные баки есть в любом частном доме, поэтому вариант можно назвать универсальным, загородным спасением.
Отопительные системы бывают открытыми и закрытыми. Первые более простые в эксплуатации. В этом случае завоздушивание — симптом, часто свидетельствующий о снижение в баке уровня воды. «Лечение» тут простое: это наполнение емкости водой.
Если бак закрытого типа, то единственным решением остается стравливание воздуха через радиаторы. Перед этой операцией советуют сначала заполнить систему таким образом, чтобы через контрольную трубу, которая выходит из расширительного бака, вылилось как минимум 10 литров. После всех работ оборудование снова запускают. Если результата достичь не удалось, то воздух выгоняют через батареи.
В старых системах в проблеме нередко виновата чересчур интенсивная работа котла. Чаще этим «грешат» твердотопливные модели, в которых не предусмотрен встроенный термостат. Чрезмерное нагревание воды приводит к ее выкипанию, выплескиванию через контрольную трубу. Если есть трещины, нарушающие герметичность, в систему начинает поступать воздух, заполняющий пустоту.
Избавиться от него можно любым из вышеперечисленных способов. Однако перед операцией необходимо проверить наличие щелей, а если они обнаружились, то вовремя устранить лазейку для проникновения воздуха.
Многоступенчатая защита
Поскольку в частных домах такая проблема встречается гораздо чаще, комплексный подход к ней лучший способ избавиться от образования воздушных масс. В этом случае рекомендуют использовать специальное устройство — сепаратор воздуха.
Принцип его работы — разделение газа и жидкости. Сепаратор удаляет из системы микроскопические пузырьки, и даже кислород, растворенный в воде. В роли улавливателей выступают PALL-кольца. Они не только избавляют теплоноситель от воздуха, но и задерживают мусор — мелкие частички, которые циркулируют в теплоносителе любой системы.
Так как большее количество воздуха образуется при нагреве воды, сепараторы устанавливают сразу на выходе из котла. Чтобы защита была комплексной, систему очистки теплоносителя делают многоступенчатой. Помимо сепаратора, встроенного после котла, в схему могут войти:
- краны Маевского на радиаторах;
- воздуховоды, расположенные на коллекторах;
- автоматический воздуховод, установленный у котла.
Этот вариант будет самым эффективным способом борьбы с потенциальными воздушными пробками, но, как и любой комплекс, он потребует значительных вложений.
Как предотвратить «воздушные проблемы»?
Чтобы потом не интересоваться, как выпустить воздух из батареи, лучше вовсе не позволять ему туда проникнуть. При открытой системе отопления теплоноситель запускают самостоятельно. Перед началом операции в контуре открывают все вентили. Напор воды не делают слишком большим. После наполнения всех батарей перекрывают сливной вентиль.
Система закрытого типа подразумевает немного другой алгоритм. В этом случае все вентили, наоборот, перекрывают, исключение — входной. Второй шаг — включение насоса, который обеспечит стабильность давления в трубопроводе. После всех приготовлений в систему запускают теплоноситель, а воздух стравливают с помощью кранов Маевского.
Как выпустить воздух из батареи, знать нужно в любом случае. Как правило, в многоэтажных домах эту проблему решают не жильцы, а представители обслуживающих компаний. В частных домах в большинстве случаев с неприятностью можно легко справиться самостоятельно, без профессиональной помощи.
Подобные профилактические операции со всеми радиаторами советуют проводить даже при отсутствии таких проблем. Рекомендованная периодичность — раз в год. Достаточный повод для стравливания воздуха — ремонт или замена элементов отопительной системы.
Самый простой способ — установка крана Маевского, однако его минус — необходимость регулярного ручного спуска воздуха. Поэтому оптимальным вариантом станет монтаж автоматического воздухоотвода. Да, придется потратить гораздо большую (практически в 10 раз) сумму, однако выбор способа зависит от системы отопления, от конкретных условий, в которых она работает.
Если вдруг с развоздушиванием возникли проблемы, то лучше не пытаться справиться с задачей самостоятельно. Легче вызвать специалиста, потому что он имеет право отключить стояк в любое время года: как летом, так и в «разгар» отопительного сезона.
Популярный видеоролик на эту тему можно посмотреть у нас:
Источник: dom-i-remont.info
Почему возникают воздушные пробки в системе отопления и как спустить воздух
Похолодало, включили отопление в частном доме, но теплее от батарей не стало? Требуется установить причину, определить, где возникла воздушная пробка, и выбрать способ, как развоздушить систему отопления без негативных последствий.
Как понять, что батарея завоздушена?
Прежде чем решать, как выгнать воздух из системы отопления, надо удостовериться, что эта проблема вообще есть.
При каждом запуске домашнего котла проводят профилактические работы, проверяют готовность оборудования.
На что обратить внимание:
- Отопление включено, но батарея остается холодной.
- Желательно проверить радиаторы сверху и снизу, поскольку один участок может быть теплым, а другой холодным. Это один из важнейших признаков для определения где именно и как спустить воздух с батареи отопления.
- Нехарактерные звуки – шипение, свист, треск, перетекание жидкости, бульканье.
- Если слегка постучать небольшим гаечным ключом по батарее, то в пустых местах звук будет более тонким и высоким, чем при наличии воды.
- Нарушена циркуляция жидкости.
- Увеличился расход топлива.
Если имеются все или несколько из перечисленных признаков, следует подобрать подходящий для данного случая метод, как выпустить воздух из батареи отопления. Затор мог сформироваться в области перегиба трубы, поэтому этим участкам также желательно уделить внимание.
Когда нужно спускать воздух в батареях?
Метод, как спустить воздух с системы отопления, подбирают, заметив характерные знаки:
- При наливании воды слышны клокотание, переливы, постукивания, журчание. В частном доме спуск воздуха из радиатора отопления тогда необходим, иначе произойдет поломка котла. Не стоит забывать, редкие стонущие и скрипящие отзвуки в трубах говорят о перепадах давления и ударах воды в арматуре, а не о воздушном заторе.
- В помещении прохладно, радиатор не прогревает воздух до заданного значения.
- Заметна разница температур в разных участках батареи. Развоздушивание системы отопления потребуется даже когда в доме достаточно тепло. Воздух повреждает трубопровод, провоцирует коррозийные процессы.
- Проводился ремонт циркулярного насоса или других участков оборудования.
В отличие от отопления в квартире, частный дом позволяет решить проблему самому. Не придется обращаться к соседям, живущим на последнем этаже.
Как спускать воздух с батарей отопления?
Когда установлено, что завоздушенность есть, нужно продумать, как убрать воздушную пробку. Сначала определить, естественное или принудительное движение воздушных масс функционирует в здании. При открытой системе отопления долить жидкость в бак, только потом искать другие способы решения, поскольку часто этого достаточно.
На расширительном бачке котла есть кран для спуска. При воздушной пробке первым делом требуется повернуть его. Обычно проблема решается после первого спуска воды.
Иногда дополнительно советуют увеличить температуру обогрева, чтобы теплоноситель закипел. Но и этого не всегда достаточно. Тогда следующий этап – поиск воздушной пробки в конкретной батарее. Для этого нужно потрогать верх и низ каждого радиатора.
Если температура явно различается, то работать придется с найденной холодной конструкцией.
Через кран
Когда на каждой батарее установлен ручной краник, для спуска воздуха из системы отопления требуется воспользоваться им.Недостаток устройства один – он решает проблему только локально, на других участках затор может остаться.
Как открыть кран Маевского и спустить воздух из радиатора отопления:
- Установить зону, где образовался воздушный затор.
- Найти кран.
- Поднести под него емкость для жидкости, держа прямо под отверстием.
- Положить сверху небольшое полотенце, чтобы брызги не разлетались в разные стороны, а стекали по ткани. Также защита может понадобиться стене, поскольку дырочка для слива бывает направлена в ее сторону.
- В зависимости от модификации приспособления пластиковой рукояткой, спецключом или тонкой отверткой приоткрыть кран.
- Воздух будет выходить с шумом. Спускать придется даже при появлении брызг.
- Когда жидкость начнет вытекать спокойной струйкой, без сопровождающего бульканья, шипения и прочих странных звуков, кран надежно закрыть.
Обнаружив воздух в системе отопления, прикрутите обогревательный котел. Это позволит уменьшить объем воды, эффективно стравить воздушную пробку, снизить риск ожога от вылетающих из открытого клапана брызг.
Без крана
Иногда ручные спускники не монтируют вовсе. В таких конструкциях зачастую применяются автоматические воздухоотводчики. Они работают без человека, состоят из поплавка с клапаном.
Как стравить воздух из системы отопления, если на обогревателе кран Маевского не установлен:
- Автоматические воздухоотводчики чувствительны к загрязнениям. Возможно, засорился клапан сброса воздуха, необходимо его прочистить.
- Установка защитного фильтра позволит избежать трудностей в функционировании спускника в дальнейшем.
На старых радиаторах вообще ничего не вмонтировано. Чтобы спустить воздух с батареи отопления в доме, разводным ключом открыть заглушку. При этом нужно перекрыть доступ горячей воды, поскольку заглушка может вывернуться полностью.
Застарелую краску и застывшую паклю предварительно смазать керосином. Через 30 мин. открыть приспособление станет гораздо легче. Тряпка и емкость для воды нужны обязательно. Дальнейшие действия аналогичны крану Маевского.
Когда работа будет закончена, важно закрыть заглушку с уплотнителем, чтобы избежать подтекания жидкости в будущем.
Сколько нужно спускать воздух в батареях?
При удалении пробки воздушный поток выходит довольно шумно. Далее вылетают брызги, а под конец начинает вытекать струйка воды.
Обычно на процедуру уходит 5-7 минут. Но засекать и выдерживать определенное время не стоит, ведь пробки бывают разные. Иногда рекомендуют спустить таким образом 2 ведра воды. Строго придерживаться этого совета также необязательно. Главный критерий, что процедура проведена в достаточном объеме – это ровная струйка жидкости без признаков наличия воздуха в системе: посторонних шумов и пузырьков газа.
Нелишним будет проверить через 5 мин., прогрелся ли ранее холодный участок. Если нет, сброс воздуха придется повторить.
Как избежать появления воздушных пробок?
Чтобы не искать постоянно способ, как удалить воздух из системы отопления, рекомендуется проводить простую профилактику:
- Выбирать качественные радиаторы. Например, алюминиевые элементы часто становятся причиной необходимости спустить воздух из батареи. Это происходит из-за свойств дешевого материала.
- Правильно составленный и рассчитанный проект – залог отсутствия непредвиденных казусов в будущем.
- Перегибы трубопровода – основные места с завоздушиванием системы отопления. Чтобы упростить задачу в дальнейшем, особенно при наличии уклона труб по сравнению с проектом, здесь рекомендуется спускник воздуха системы отопления устанавливать сразу.
- Для своевременного сброса воздуха из системы отопления желательно вмонтировать автоматические воздухоотводчики.
- Перед включением оборудования спустить воздух с батареи для профилактики. Тогда пробка не образуется.
- Наличие жидкости в достаточном количестве. Особенно требуется за этим следить в устройствах открытого типа, где воду нужно заливать самому.
- Чистку клапанов и фильтров, проверку работы кранов проводят регулярно. Если на расширительном баке появились щели, их устраняют.
- Периодический осмотр оборудования специалистом – мера профилактики. Иногда достаточно вовремя подтянуть болты, заменить гайки, прочистить трубы, чтобы продлить срок работоспособности котла.
Проживающим в частном доме людям желательно знать, как пользоваться краном Маевского, как продуть батарею отопления, какие причины могут нарушить работу оборудования. При возникновении признаков завоздушенности необходимо стравить воздух из батареи, что позволит создать в помещении комфортные условия, а также убережет котел от поломки и продлит его срок эксплуатации.
Источник: 1-teplodom.ru
Как спустить воздух в радиаторе отопления
Воздух внутрь радиатора попасть может разными способами. Самый очевидный – во время монтажа или ремонта отопительной системы. Но не только. Причиной могут стать неточности, допущенные при сборке системы и даже сама вода. Все возможные причины собрали для вас виде списка:
- В самотечной системе отопления трубы установлены под неправильным углом
- Радиатор расположен не строго по горизонтали
- Вода в систему залита некорректно или слишком поспешно
- Вода, поступившая в систему, содержит примесь воздуха
- Произошла разгерметизация системы отопления вследствие поломки или износа
- Отсутствует или сломалась автоматическая система стравливания
- Внутри радиатора скопилось много ржавчины
Причин может быть одна или несколько, полностью исключить попадание воздуха в систему почти не реально. Но, при возможности, еще при установке стоит позаботиться о минимизации рисков.
Стоит обратить внимание на тот факт, что воздух может попасть в отопительную систему даже летом. Если кто-то в доме решит поменять трубу или поставить новые радиаторы, например.
Качественный алюминиевый или биметаллический радиатор можно найти в нашем магазине по ссылке Радиаторы бренда STOUT
Как понять, что батарея завоздушена
Это не сложно. Когда в радиатор попадает воздух, оттуда обычно доносятся посторонние звуки – шипение, бульканье или хрюканье. Сама батарея начинает прогреваться неравномерно, что легко определяется при прикосновении.
Кроме того, если в систему закрытого отопления встроен манометр, при попадании туда воздуха, показания на приборе падают ниже нормы. И это тоже сигнал, что следует принимать срочные меры, то есть – спустить воздух.
Чем опасен воздух, скопившийся в системе отопления
Раздражающие звуки – не самая большая неприятность из тех, что вызывает воздух в системе отопления. Заметно падает эффективность обогрева. Завоздушенная часть радиатора, в зависимости от величины пробки, вообще может перестать нагреваться, а прилежащая нагревается намного меньше обычного. В результате в квартире или в доме зимой будет холодно, часть отопительной системы вообще может выйти из строя, в крайнем случае, вся система или ее часть вообще может замерзнуть.
Еще одна опасность воздушной пробки состоит в том, что кислород провоцирует эрозию нагревательного прибора. Это особенно важно учитывать, если у вас биметаллические или алюминиевые радиаторы. Именно они в большей степени подвержены коррозии, которую вызывает кислород. Скопление ржавчины может заблокировать трубу, по которой поступает вода в радиатор.
Если насос долгое время вместо воды будет перекачивать воздух, это может привести к тому, что он, или подшипник вала выйдет из строя.
В результате срок службы системы значительно снижается. В крайнем же случае, может понадобиться внеплановый ремонт.
Как убрать лишний воздух из батареи
В зависимости от системы, это можно сделать двумя способами. Если при монтаже это предусмотрено – воздух спускается автоматическим воздухотводчиком. Это устройство устанавливается при монтаже отопления в самых высоких точках подъема труб или за котлом. Его преимущество именно в полной автономности.
Можно также установить за котлом сепаратор воздуха. Этот прибор улавливает не только воздушные пузырьки, но и грязь. Но стоит, конечно, дороже.
Чтобы спустить воздух в ручном режиме, чаще всего используется кран Маевского или, как его еще называют, игольчатый клапан. Это недорогое и очень надежное устройство. Его устанавливают на верхней части каждого радиатора и, желательно, на каждом сложном участке трубопровода, где есть изгиб или большой перепад высоты. Это небольшого размера конус с герметичным винтом.
Для стравливания воздуха в нем предусмотрено маленькое отверстие, через которое не может вылиться много воды, что исключает возможность затопления. Чтобы установить такой кран, не нужно быть слесарем. Только внимательно подбирать устройство соответствующего диаметра. Устанавливается кран Маевского после того, как из системы спущена вода. Игольчатые клапаны бывают разных конструкций и изготавливаются чаще всего из латуни.
Порядок работы:
- Специально предусмотренным ключом или обычной отверткой провернуть винт на кране Маевского на пару оборотов против часовой стрелки. Не нужно откручивать его полностью, давление в системе может помешать потом вкрутить его обратно. На скорость процесса это не повлияет, поскольку количество выходящего воздуха и воды регулируется диаметром выходного отверстия на боку крана. Воздух выходит из радиатора с характерным шипением.
- Спустить воздух, пока из отверстия не начнет тонкой равномерной струйкой сочиться вода без примеси воздуха. Под кран заранее нужно подставить емкость для ее сбора или подложить тряпку.
- Закрутить винт в обратном направлении.
Некоторые нюансы
- Обратите внимание, причиной плохой работы батареи может стать пробка в водопроводной трубе. Из-за скопления ржавчины или грязи. Вы поймете, что проблема не в воздухе, если при попытке спуска из крана начнет бить сильная струя, но воздуха не будет.
- Вероятность возникновения воздушной пробки тем выше, чем ближе к верхнему этажу находится ваша квартира в многоэтажном доме.
- Выходное отверстие для слива воды на кране Маевского можно расположить под разным углом, это видно на приведенном ниже видео. Стоит следить, чтобы оно не было развернуто в стену, для избегания намокания обоев. Лучше всего развернуть его вниз.
Удаление воздушной пробки из батареи отопления:
Как часто надо спускать воздух
На протяжении отопительного сезона воздух спускается каждый раз, когда появляются посторонние звуки или падает температура радиатора.
Делать это в качестве профилактики рекомендуется также в конце сезона и летом.
Как избежать появления воздушных пробок
Лучшим методом профилактики образования воздушных пробок считается монтаж многоуровневой системы защиты в помещении с автономным отоплением. Это схема, состоящая из нескольких видов устройств, встроенных в контур отопления: на батареях – краны Маевского; возле котла котлом и на коллекторах – воздухоотвод; за котлом – сепаратор.
Весь ассортимент запорной арматуры имеется в нашем интернет магазине, ознакомиться с ним можно по ссылке Каталог регулирующей арматуры
Также следует убедиться, что:
- Радиаторы на кронштейнах установлены строго горизонтально
- Трубопровод смонтирован с учетом необходимого уклона.
- Каждая батарея и дополнительно каждый сложный узел системы должны быть снабжены кранами Маевского.
- Необходимо следить, чтобы давление в системе не падало ниже установленной нормы.
Советы от специалистов Stout
В заключение приведем несколько полезных советов для безопасного удаления воздушной пробки и минимизации риска ее возникновения:
- С началом отопительного сезона заливать воду в систему нужно всегда только снизу. Делать это нужно не торопясь под небольшим давлением и в полностью остывший контур.
- После заполнения системы воду нужно прогреть градусов до 60, после чего стравить воздух из каждой батареи.
- После этого, если есть необходимость еще раз долить немного воды.
- Пробку на радиаторе в квартире выкручивать нельзя ни в коем случае. В отопительной системе многоквартирного дома достаточно большое давление и удаление пробки спровоцирует потоп.
- В среднем слить необходимо около 30 литров воды, чтобы гарантировано избавиться от проблемы.
В том случае, если развоздушить батарею некому, нет времени, возможности или желания, вы можете воспользоваться услугами одного из наших специалистов по ссылке Найти специалиста
Источник: www.stout.ru
Как спустить воздух из батареи
В процессе эксплуатации отопительных систем нередко возникают ситуации, когда нормальный режим работы батарей нарушается по причине образования в них воздушных пробок. К нежелательным последствиям такого нарушения следует отнести появление посторонних шумов в радиаторах, а также резкое ухудшение качества обогрева. В статье мы расскажем как спустить воздух из батареи отопления в квартире без посторонней помощи.
Перед началом работ желательно разобраться с причинами образования пробок, которые объясняются, чаще всего, недоработками конструкции радиаторов или неправильной их эксплуатацией. Лишь после их устранения можно будет переходить к непосредственному удалению воздуха из системы.
Способы удаления воздушных пробок
Удаление через расширительный бак
Выбор способа стравливания воздуха из отопительной системы определяется тем, с каким видом циркуляции теплоносителя в батареях вы имеете дело (естественная или принудительная). При естественной циркуляции теплоносителя воздух, скапливающийся в верхней разводке труб, легко удаляется через расширительный бак, устанавливаемый в самой высшей точке системы.
В системах с принудительной циркуляцией в верхней точке разводки монтируется небольшой воздухосборник, предназначенный специально для удаления пробок. Выпустить воздух из такой системы удаётся лишь в случае, когда подающая труба проложена с небольшим подъёмом в сторону перемещения теплоносителя; при этом поднимающиеся вместе с ним воздушные пробки удаляются через специальные вентили, установленные в самой верхней точке.
Уклон обратки
При любом способе циркуляции обратная ветка трубопровода (так называемая «обратка») должна прокладываться с небольшим уклоном в сторону стока, что позволяет при необходимости быстро слить носитель из системы.
Виды стравливающих механизмов
Клапан батареи
Известные механизмы, используемые для отвода воздуха из отопительных систем, принято делить на ручные и автоматические. Ручные приборы (или краны Маевского) отличаются небольшими размерами и устанавливаются, как правило, на торцевом срезе радиатора. Управление краном при стравливании воздуха осуществляется с помощью специального ключа, простой отверткой, а иногда и вручную.
Можно использовать плоскую отвертку
Стравливание воздуха с помощью крана Маевского должно производиться после полного остывания теплоносителя в системе (т. е. когда батареи холодные). Из-за своих небольших размеров приборы Маевского не отличаются высокой производительностью и используются обычно лишь для устранения локальных неисправностей.
Способы
Автоматические отводчики воздуха применяются в системах отопления закрытого типа и работают без непосредственного участия человека. Отличаясь высокой производительностью, они довольно чувствительны к содержанию примесей в теплоносителе и монтируются совместно с фильтрами, устанавливаемыми как на подающей, так и на обратной ветке отопительной системы.
Для повышения эффективности систем автоматического стравливания, они делаются многоступенчатыми, что обеспечивает возможность раздельного сброса воздуха в каждой группе приборов. В том случае, если трубы смонтированы с небольшим уклоном в направлении перемещения воды – спуск воздуха в них сопровождается повышенным расходом теплоносителя, что приводит, как правило, к постепенному увеличению давления в системе.
С алюминиевых батарей
Спуск воздуха
Сейчас многие люди стали в домах и квартирах устанавливать алюминиевые батареи, поэтому тоже может возникнуть вполне резонный вопрос, о том, как спустить с низ воздух. Здесь тоже сложностей не возникнет, так как в большинстве случаев в батарее установлен уже знакомый нам кран Маевского, поэтому процесс стравливания воздуха происходит точно так же, как и с чугунных батарей.
Отметим также, что снижение давления в трубах является признаком нарушения герметичности системы, а появление заметной разницы температур свидетельствует о наличии воздушных пробок в радиаторах.
Видео
Пример работ по удалению воздушной пробки:
Источник: kakpravilnosdelat.ru