Давно были у меня подозрения о неправильной работе водопроводной системы в моем доме. Да все руки никак не доходили заняться этим вплотную. Ну вроде работает же все, чего тогда туда лезть то? Вот тут, пожалуй и вылезает первый вопрос. А какие такие внешние признаки должны заставить домовладельца обратить особо пристальное внимание на свое водоснабжение?Очень просто -принимаете душ и "на собственной шкуре" вдруг почувствовали резкие перепады от холодной к горячей и наоборот,
- бывает холодная вода идет из крана с нормальным напором , а бывает как то не особо бодро , а "с ленивцей" как то она течет,
- чаще , чем обычно вы слышите, что включается насос насосной станции ( например, простой способ, если у вас установлен гидроаккумулятор на 50 литров и после двух подряд сливов воды унитазом уже включается насос — значит у вас проблемы-надо разбираться и чинить).
Вот те первые признаки, по которым домовладельцу пора вновь засучить рукава и начинать выяснять, что именно не так в его водоснабжении . Что ж, первый шаг ну совсем прост и доступен даже прекрасной нашей половине. Открываем во всем доме один единственный кран — кран холодной( без примеси горячей!) воды.
Смотрим как из крана течет вода до тех пор, пока не запустится ( услышите это ) насос водоснабжения . Услышили, что насос запустился, кран закрыли, подождали ( опять услышили), пока насос выключится. Все, теперь ваш гидроаккумулятор полон.
Берем 5-ти литровую посудину ( например пустую бутыль из под воды "Шишкин лес ") и , при всех закрытых кранах в доме , пользуясь только одним краном холодной воды ( совсем без примеси горячей!) наполняем эту посудину . Цель — выяснить сколько именно литров холодной ( без примеси горячей!) воды надо слить , чтобы заставить насос включиться . ( Дальше я приводу все объемы для 50 литрового гидроаккумулятора — тк у меня именно такой). Оп, набрали одну посудину — 5 литров, слили, а во второй заход и половины посудины не набрали, а насос уже включился.
Таким образом слив всего лишь 7-ми литров холодной воды из полного гидроаккумулятора заставил насос включиться. Это очень маленький объем, в нормально работающей такой системе слить пришлось бы не 7, а все 15 литров до запуска мотора. Значит разбираемся дальше.
Вооружившись шинным манометром , тем самым, которым проверяете давление воздуха в шинах своего автомобиля ( купите себе еще один такой , исключительно для котельной) подходим к гидроаккумулятору своей насосной станции водоснабжения. Находим на гидроаккумуляторе резьбу ниппеля ( часто закрыта круглой пластиковой крышкой, которую надо просто крутить, пока не открутится).
Измеряем,(как в автомобильной шине ) давление воздуха в гидроаккумуляторе. Тут возможны варианты . Если пытаетесь измерить давление воздуха а из ниппеля гидроаккумулятора брызгает вода — это проблема "дырявая груша" гидроаккумулятора. Придется повозиться. Придется или покупать новую грушу или ( что куда менее надежно) пытаться ремонтировать старую.
Если никакой воды не льется но и давления воздуха монометр не показывает ( показывает 0 , или показывает меньше 1,4 бар) . Если показывет меньше 1,4 бара . Отключаем электропитание насоса, открываем где то ( где удобно) кран холодной воды, ждем, пока вода прекратит литься из открытого крана ( манометр давления воды на насосной станции покажет 0). Подключаем к ниппелю гидроаккумулятора обычный автомобильный насос ( купите себе еще один автомобильный насос , исключительно для котельной) и качаем.
Приготовьтесь к тому, что качать придется долго и упорно — объем воздушной полости гидроаккумулятора большой. Качаем и следим за тем сколько накачали по манометру, который встроен в ваш насос. Накачали до 1,4 бара . Стоп. Тут нельзя слишком перекачать! Сняли насос с ниппеля.
Проверим себя, ткнув шинным манометром в ниппель гидроаккумулятора — должен показать близкую к 1,4 бар величину. Теперь включаем электропитание насоса и ждем пока он накачает водой полный гидроаккумулятор и автоматически выключится. Дальше так. Опять тыкаем шинным манометром, теперь уже в полностью заполненный водой гидроаккумулятор:
- если шинный манометр покажет вам "много" — заметно выше 1,4 бара, ну, например, 2,7 бара то запишите этот результат и считайте, что вы, возможно, отделались легким испугом. Дальше, прсто регулярно, один раз в день, дня три последите шинным манометром за давлением воздуха в гидроаккумуляторе и, если оно сталось все таким же большим как то, которое вы записали. Можно расслабиться , проводить контроль давления на полном шидроаккумуляторе раз в месяц и, как снизилось, докачивать до той самой величины, что была записана (однако раз в год, опять слить всю воду и сделать давление воздуха 1,4 бар в пустом гидроаккумуляторе) .
- а вот ежели шинный манометр опять показал вам 0 ( ну или сильно меньше 1,4 бар) значит нам не повезло. Значит воздушная полость гидроаккумулятора пропускает воздух- "не герметичность корпуса". Гидроаккумулятор просто не работает так как должно. Тут придется повозиться и об этом дальше.
Гидроаккумулятор и реле давления
После кессона и скважины стоит обратить внимание на ГА и РД — гидроаккумулятор и реле давления. Это важные элементы водоснабжения дома. За их здоровьем тоже надо следить. Будучи неисправными они могут натворить дел! Гидроаккумулятор должен стоять сразу после насоса, до всех кранов, фильтров и т.п.
На что смотреть в первую очередь?
Первым делом надо следить за воздухом в гидроаккумуляторе и за диапазоном регулировки реле давления.
Говоря кратко, реле давления должно отключать насос при достижении давления ~4 атм, а включать его на 1,0-1,5 атм ниже, т.е. в районе 2,5-3 атм.
Давление воздуха в пустом ГА должно быть порядка 0,9 от нижнего порога срабатывания. Если насос включается на 2 атм, то пустой(!) ГА нужно накачать до 1,8 атм.
Зачем нужен воздух в ГА
Воздух служит аккумулятором давления в системе водопровода. Это нужно для того, чтобы насос подачи воды не включался каждый раз, как сольётся вода в унитазе. Проще пояснить назначение ГА на примере, когда ГА неисправен и из него ушёл воздух. В таком случае, если открыть кран в доме, давление воды резко упадёт и реле давления включит насос.
Он быстро поднимет давление и реле давления отключится. Давление резко упадёт… и т.д. В результате насос будет включаться и выключаться буквально через несколько секунд или через десяток секунд. В любом случае это очень вредно для мотора насоса, т.к. любой электродвигатель испытывает большие нагрузки в момент включения.
Лучше, если насос проработает непрерывно сутки напролёт, чем будет в течение часа включаться каждую минуту. В таком режиме электродвигатель насоса долго не протянет и перегорит. Замена насоса — дорогое удовольствие. Поэтому следите за воздухом в ГА.
Как проверить воздух в гидроаккумуляторе?
Простой способ — открыть кран в доме и посмотреть, как ведёт себя манометр на ГА. Если стрелка еле-еле переползает с одного деления на другое, и ждать, пока сработает реле давления приходится ощутимо долго, то всё нормально — воздух есть. Если же стрелка довольно быстро мечется по циферблату, то ГА надо подкачать.
При этом если чувствуется, что гидроаккумулятор полон воды и воздуха там почти нет, то следует проверить состояние резиновой груши. Надо полностью стравить воздух из ГА и убедиться, что из ниппеля для воздуха не пойдёт вода. Если вода пошла, то грушу или сам гидроаккумулятор пора менять. Временно можно накачать туда воздух, но это поможет буквально на пару дней. Потом воздух растворится в воде и уйдёт из ГА и насос опять начнет частить.
Правильный способ — отключить насос, сбросить давление воды в системе и замерить давление воздуха в ГА. На пустом ГА давление воздуха должно быть 0,9 от нижнего порога срабатывания. Например, если РД включает насос при давлении 2атм, то в пустом ГА давление воздуха должно быть 1,8атм.
Важно не перекачать гидроаккумулятор
Если давление в пустом ГА будет больше, чем давление включения реле давления, то будет наблюдаться следующая картина. Вы открываете кран, вода течёт ровно и спокойно довольно долго, потом вдруг напор резко падает, вода «кончается», а через несколько секунд опять течёт как ни в чем не бывало. В таком случае надо немного стравить воздух из ГА до тех пор, пока не закончатся такие «провалы».