Как заливать воду в систему отопления
Эта статья является частью (№2) нового цикла статей под условным названием «Отопление от А до Я».
Рассмотрим сегодня весьма непростой вопрос. Как залить воду в систему отопления и при этом сделать это правильно? Правильно — означает с меньшим количеством проблем и за более короткое время.
Заливать воду в систему можно сверху и снизу. Первый способ кажется простым и всегда приходит в голову первым, но на самом деле этот метод не самый лучший. Заливать воду снизу куда правильнее и доставляет меньше хлопот. Но это возможно только в том случае, если ваша система позволяет это сделать. А теперь подробнее.
Открытые и закрытые системы отопления
Системы отопления, по своей конструкции делятся на два больших класса. Так называемые открытые и закрытые. Только открытую систему можно заливать сверху, поскольку она открыта (имеет открытый расширительный бачок). Но обе системы можно заливать снизу. Про тонкости открытых и закрытых систем отопления читайте специальную статью на этом же сайте.
Как удалить воздух в старой системе отопления.
Залить открытую систему можно как сверху, так и снизу. Залить закрытую систему можно только снизу.
На самом деле
закрытую систему тоже можно залить и сверху, и с середины и вообще из любого места. Но это абсурдные варианты, поэтому и рассматривать их не будем.
Как залить воду в систему отопления через расширительный бачок, то есть сверху
Таким образом, если у вас открытая система, то мы берем ведро или шланг, поднимаемся с ним на чердак или туда, где находится расширительный бачок, снимаем с него крышку, вставляем в горлышко бачка большую лейку или суем конец шланга прямо в бачок. После этого мы заливаем воду.
На нашем бачке должно быть устройство, обычно это простая прозрачная трубка, которая показывает уровень воды в бачке. Мы же должны знать, когда остановиться! Кроме того, на бачке, в самой верхней его части, должен быть выход для лишней воды. Грубо говоря, это патрубок, к которому подсоединен шланг, идущий в канализацию.
Вода, теоретически, должна сливаться по трубам вниз и заполнять систему. Но это только теоретически. Дело в том, что вода, уходя вниз, образует пузыри. Вода сжимает воздух внизу системы. Воздуху нужно выйти. Выходить воздух, опять же, должен вверх. По тем же трубам, по которым заливается вода.
И в этом большая проблема. Пока вода движется по трубам вниз, воздух не может двигаться по тем же трубам вверх. Это значит, что заливать постоянно мы не можем в принципе. Мы можем налить воды, а потом ждать. Сначала ждать, когда пойдут пузыри. Потом ждать, когда они перестанут идти. И только после этого мы можем залить в бачок новую порцию воды.
Таким образом, мы заливаем, как нам кажется, полную систему. По крайней мере в бачке стоит вода и никуда не уходит. Но поверьте, включать нагрев еще очень рано! Нам надо сходить к каждому радиатору и спустить с каждого воздух. Каждый радиатор — это своеобразная ловушка воздуха. Ему уйти из радиатора просто некуда!
При этом нам надо следить чтобы вода не совсем уходила из бачка. Ведь если она оттуда уйдет, то образуются пустые трубы, а это значит, что при заливке в них воды образуются новые воздушные полости, пузыри, которые должны будут обязательно выйти.
Итак, мы спускаемся к радиаторам. Есть у нас на радиаторах средства для спуска воздуха? Если есть, то хорошо, если нет, то все очень усложняется и вопрос заливки отопления приобретает статус не большой, а очень большой проблемы. Нам надо что-то раскрутить для спуска воды и, вполне возможно, этого будет недостаточно для выпуска воздуха из радиаторов. Но не будем о грустном!
Будем считать, что у нас есть на каждом радиаторе так называемые краны Маевского, или клапаны для спуска воздуха. Мы их по очереди откручиваем и спускаем воздух до тех пор, пока не польется вода. Как уже указывалось, не забываем подливать воду в расширительный бачок.
После того, как из всех радиаторов воздух спущен, можно уже попробовать запустить котел. Если при этом котел нагревается, а трубы не нагреваются, то нам остается только ждать. Сколько? Может быть день. А может быть неделю.
И за эту неделю могут быть случаи, когда мы, типа, просыпаемся ночью, и слышим как пузырь внутри нашего отопления вдруг начинает движение вверх с характерным булькающим звуком. Вот они — прелести открытой системы отопления!
Уклон труб
Для того, чтобы воздух из системы отопления мог выйти сам, все трубы должны иметь уклон. Уклон в сторону расширительного бачка. Пузыри должны подниматься вверх. По пологим трубам они тоже будут постепенно подниматься. Нужно только чтобы у труб был уклон в нужную сторону и не было впадин и петель.
Вполне можно проложить трубы так, что в них будет собираться воздух, который никогда из них не выйдет, а значит и циркуляции в системе не будет никогда. Притом, чаще всего во всей системе, или во всей ветке.
Но уклон труб важен не только для открытой системы отопления! К сожалению, другие статьи про отопление написаны таким образом, что начинает казаться, что в закрытой системе уклон труб неважен и ненужен. Это не так! Уклон труб в системе отопления нужен всегда. А куда должен быть уклон в закрытой системе?
Там же нет открытого расширительного бачка в самой верхней точке!
Уклон труб в закрытой системе отопления должен быть точно такой же, как и в открытой. В идеале трубы должны круто подняться от котла к самой верхней точке, а потом плавно спускаться к последнему, самому дальнему радиатору. В самой высокой точке должен быть установлен клапан для спуска воздуха. При спуске воды из системы отопления ни в одном ее месте не должна застаиваться вода.
Она должна выливаться полностью, причем самотеком. И это тоже благодаря уклонам труб.
Как заливать воду снизу?
Обратимся к самой нижней точке нашей системы отопления. В этой точке должен быть кран для слива воды из системы. Если этот кран будет не в самой нижней точке, мы не сможем спустить воду полностью и что-то обязательно останется. Так что скорее всего эта точка будет даже ниже котла.
Вот примерно там же, рядом, в непосредственной близости от этого крана, должен быть патрубок для заливки отопления. На конце этого патрубка находится обратный клапан. Он пускает воду внутрь системы, но не выпускает наружу. Нам осталось присоединить к этому клапану выход водопровода с краном. Открывая кран, вода из водопровода устремляется в систему.
Давление, развиваемое водопроводом должно быть больше или равно максимально допустимому давлению в нашей системе отопления. Для двухэтажного дома с котлом в подвале, одной — полутора атмосферы бывает достаточно.
Впускной узел системы отопления (вер.1)
Это первая версия узла. Много временных деталей. Для соединения с водопроводом используется гибкая подводка в виде садового шланга. Настало время, когда я подумал, что этот узел может быть причиной сильного затопления.
Узел впускного клапана
Это последняя версия узла. Здесь все сделано прочно и по уму. Стальных деталей нет вообще, гибкая подводка заменена на стационарную.
Принцип заливки отопления снизу в том, что у нас не образуется воздушной подушки под слоем воды. У нас весь воздух скапливается в самой верхней точке системы, и мы его подпираем водой. Ну и в радиаторах, конечно, ибо как я уже говорил, каждый радиатор представляет собой ловушку воздуха.
Стратегия № 1 (быстрая)
Мы можем сразу открыть кран Маевского в самой верхней точке. Можем открутить (открыть) все клапаны! Только под каждым открученным клапаном нужно поставить широкое корытце, в которое будет вода сливаться, когда система заполнится. Отверстие в клапане очень маленькое. Миллиметр всего, поэтому много воды не натечет.
Особенно если быстро бегать по дому с отверткой.
Короче, клапаны открутили, водопроводный кран тихонько (но не слишком уж тихонько) открыли и система начала наполняться. Дальше у нас есть целый спектр вариантов. Мы можем открыть воду несильно, подойти к тому радиатору, который должен наполниться первым, и ждать у него, пока из клапана потечет вода. Потекла? Закручиваем и перебегаем к следующему клапану.
Так постепенно обегаем все клапаны и закручиваем их. После этого система считается залитой и ее можно включать. Если дом не слишком большой, то можно залить всю систему за полчаса. Да здравствуют современные схемы систем отопления! Но исполнять эту стратегию лучше, все же с помощником, который разбирается в вопросе и ничего не испортит (жена не подойдет).
Дело в том, что вполне может оказаться, что вода поступает в систему слишком быстро и вы либо не успеваете закрутить все клапана, либо давление слишком сильно вырастет. Тогда вам захочется перекрыть поступление воды. Для этого должен быть кто-то, кто быстро и без дополнительных вопросов это сделает и спасет все мероприятие.
Стратегия №2 (долгая)
У нас нет такого количества широких емкостей, чтобы поставить их под каждым клапаном. Тогда мы не откручиваем клапаны. Заливаем воду до тех пор, пока давление по нашему манометру не поднимется до максимума (обычно это 1.5 атмосферы). После этого мы идем к первому клапану с кружкой и отверткой и спускаем весь воздух. Давление опустится.
Мы идем вниз и опять поддаем давление до максимума. И так повторяем, пока из нашего клапана не польется вода. После этого идем к следующему клапану и все повторяем. С такой стратегией можно залить воду за 2 часа. Но не пролить при этом ни капли!
И работать, кстати, одному.
Хорошей идеей будет поставить к водопроводному крану жену и сказать, чтобы поддерживала давление. То есть, чтобы стрелка была «вот здесь». Моя жена с этим делом отлично справляется. Ей даже нравится, кажется.
Стратегия №3 (промежуточная)
Лично в моей системе отопления присутствует накопительный котел. В нем довольно много воды. Литров 60. И панельные радиаторы. В них помещается очень мало воды. И трубы у меня тонкие. То есть, основная вода у меня в котле. На выходе котла у меня стоит циркуляционный насос. На насосе находится клапан для спуска воздуха. Я откручиваю этот клапан и заливаю весь котел.
Как только из мотора (из его клапана) потекла вода, я начинаю действовать по стратегии №2. И заливаю свою систему где-то за час-полтора.
А можно ли для заливки системы снизу использовать кран для спуска воды?
Да. Можно. Но это не так удобно. Лучше иметь отдельный впускной узел с обратным клапаном. Дело в том, что впуск воды в систему не является одноразовой и мертвой функцией. Приходится довольно часто поддавать воду.
По крайней мере в течение месяца-двух после свежей заливки. Это из-за выхода воздуха, которая содержится в самой воде.
Правда, что при заполнении системы отопления снизу мы сразу можем ее включать?
Да! Истинная правда. Но нужно учесть, что воздух все равно будет скапливаться в ловушках (радиаторах) довольно долго. Мы же залили живую воду! Она содержит газы. По мере выхода этих газов нужно проходить по радиаторам и стравливать с них воздух. Вы сразу увидите, что воздух скапливается не во всех радиаторах, а только в некоторых.
Это нормально.
Как залить в систему не воду, а другое вещество?
Желание залить антифриз сразу порождает множество проблем. Мы не можем заливать из водопровода, а заливка сверху страшно нудная. Кроме того, мы обязательно разольем довольно много ценного и дорогого антифриза. А в закрытую систему вообще нельзя залить ничего сверху. Так или иначе придется в самом конце поддать жидкости для создания избыточного давления.
Могу предложить только два варианта. Заливать снизу либо ручным насосом, либо из ведра каким-нибудь электрическим. Но не всякий электрический может работать с жидкостями кроме воды. Этот вопрос надо специально изучать. Ручные насосы в продаже есть. Они называются опрессовочные. Стоят больше 8 тысяч рублей и явно являются профессиональными инструментами.
Я, честно, даже боюсь представить, что мне когда-нибудь нужно будет заливать в систему антифриз. Могу только осторожно потеоретизировать на эту тему.
Ну, во-первых, я бы задумался об антифризе еще на этапе проектирования системы. Я бы обратил основное внимание на емкость системы. Использовал бы тонкие трубы, панельные радиаторы и какие-нибудь проточные, не накопительные котлы, если такие есть. Для заливки я бы купил насос. Совершенно точно есть насосы для перекачивания технических жидкостей.
Они на много дороже обычных и сделаны обычно из нержавейки. Насос должен быть рассчитан на подходящее давление (от 2-3 атмосфер) и иметь по возможности не слишком значительную производительность. Ну литров 10-15 в минуту. Заливал бы я из большого ведра. То есть насос должен быть маленьким. Профессиональных насосов маленьких не бывает!
Непрофессиональные «заточены» только на воду.
По поводу ручных насосов мысли у меня есть. Напишу, но не в рамках этой статьи. Ручной насос остается актуальным, ибо нам в процессе жизни, приходится подкачивать жидкость в систему.
Можно присоединить к обратному клапану длинный шланг, потом взять конец этого шланга и отправиться с ним к себе же на чердак. Там вставить в конец шланга лейку и заливать систему оттуда. Получается как бы сверху (с чердака), но в то же время и снизу. Вопрос — сколько антифриза останется в шланге и как его выливать так, чтобы не пролить? Идея кажется теоретически рабочей, но я предвижу много проблем с практической точки зрения.
Вывод
Вывод очень простой. Для того, чтобы не было проблем, надо правильно выбирать схему отопления (закрытую двухтрубную) проектировать в системе удобные места для заливки и спуска теплоносителя, при ее создании следить за уклонами труб. И не будет у вас никаких проблем! Будете жить и радоваться!
А если вы живете в доме не постоянно, а только приезжаете пару раз за зиму, то вместо использования антифриза я бы очень сильно подумал бы об электрическом отоплении. Будет в разы дешевле, кстати.
Надеюсь, процесс заливки вашей системы отопления не принесет вам отрицательных эмоций.
Дмитрий Белкин
Источник: belkin-labs.ru
Как прокачать систему отопления в частном доме
Система отопления закрытого типа в частном доме своими руками
Открытая отопительная система на сегодняшний день пользуется устойчивым спросом, но при этом она обладает рядом недостатков, которые крайне негативно влияют на эффективность такой конструкции (прочитайте: «Закрытая и открытая система отопления на примерах схем «). Самым главным недостатком является контакт с атмосферой: находящийся в системе воздух способствует быстрому износу трубопровода и ухудшает производительность системы. Именно для избегания этого процесса была разработана схема системы отопления закрытого типа, которая не подвержена влиянию атмосферы.
Принцип работы отопления закрытого типа
Как выглядит схема отопления закрытого типа? Основная конструктивная особенность, которая и обуславливает название такой системы – ее герметичность.
Система отопления закрытого типа, схема которой включает элементы, часть из которых используется и в других типах отопления, выглядит так:
- отопительный котел;
- воздушный клапан;
- термостат;
- отопительные приборы;
- расширительный бачок;
- балансировочный клапан;
- шаровой вентиль;
- насос и фильтр;
- манометр;
- предохранительный клапан.
Вот как выглядит отопление закрытого типа, схема и принцип работы которого довольно прост: циркулирующая в системе жидкость нагревается в котле и поступает в трубопровод. При расширении излишки жидкости попадают в бак, а при падении температуры возвращаются обратно, что позволяет поддерживать внутреннее давление в системе на заданном уровне.
Как заполнить систему отопления в частном доме. закрытую от внешнего давления? Как правило, в такой системе используется принудительная циркуляция. Из-за этого проявляется один из недостатков отопления закрытого типа – энергозависимость. Электроэнергия необходима для функционирования насоса, который обеспечивает постоянное движение воды по трубопроводу.
Но если постоянных перебоев с электричеством нет, закрытые системы отопления частного дома будут работать правильно (прочитайте: «Как сделать отопление в частном доме — советы специалистов «). К тому же, такую систему можно дополнить, например, «теплыми полами», которые позволят увеличить теплоотдачу и сохранение тепла, что, в свою очередь, повысит экономичность такой конструкции.
Циркуляционный насос устанавливается на обратке прямо перед отопительным котлом. Здесь же можно разместить и расширительный бачок. При таком расположении важных для системы элементов можно забыть о необходимости создания постоянного уклона трубопровода и не обращать особого внимания на диаметр труб.
Это упростит и удешевит монтаж, но и у такого облегчения тоже есть свои «подводные камни»: создание постоянного уклона позволит системе работать даже в том случае, если электричество пропадет, что предотвратит необходимость перезапуска системы. Для полного понимания устройства закрытой системы отопления можно посмотреть на фото, где изображена схема данной конструкции (прочитайте также: «Замкнутая система отопления — схема на примерах «).
Система отопления закрытого типа защищена от попадания воздуха, но ликвидировать этот процесс невозможно. Например, при доливании жидкости в систему какое-то количество воздуха все же сможет просочиться в трубопровод. Попавший в трубы воздух будет скапливаться в верхней части системы и образовывать воздушные пробки, которые ухудшат работу системы и увеличат риск возникновения неполадок.
Чтобы спустить попавший в систему воздух, можно использовать кран Маевского или поплавковые отводчики, которые работают автоматически. Если воздух растворился в воде, то удалить его можно при помощи сепараторов, которые устанавливаются прямо в трубопроводе.
Для экономии тепла отопительная система закрытого типа использует термостат, который автоматически включает и отключает насос при изменении температуры воздуха в помещении.
Выбор котла для закрытой системы отопления
Закрытая система отопления в частном доме способна работать с любым видом топлива: можно использовать и газовые устройства, и электричество, и твердое топливо. На выбор подходящего котла должны в первую очередь повлиять результаты расчетов необходимой тепловой мощности. Выполнение расчетов можно поручить специалисту, а можно заняться этим самостоятельно – но в таком случае полученный результат будет приблизительным.
Существуют разные виды отопительных котлов: одноконтурные, двухконтурные или с бойлером. В загородных домах зачастую устанавливаются двухконтурные котлы, поскольку их эффективность на маленьких площадях вполне достаточна. Котел, оборудованный бойлером, немного удобнее: в нем постоянно есть горячая вода, и его не нужно постоянно наполнять.
Выбор расширительного бака для закрытого отопления
Теплоносителем в отопительных системах частных домов обычно является обычная вода. При нагреве вода имеет свойство расширяться, тем самым увеличивая давление в системе. Если давление в герметичной системе превысит критическую точку, то может произойти прорыв трубопровода. Как сделать закрытую систему отопления, которая не будет повреждать трубы?
Для решения этой проблемы были созданы расширительные бачки, которые позволяют устранить излишки жидкости, тем самым предотвращая повышение давления.
Расширительный бак состоит из двух частей: металлического корпуса и эластичной диафрагмы, которая находится внутри и разделяет корпус на две половинки. «Задняя» часть бака заполняется воздухом или газом, а в нижнюю часть попадает расширившаяся жидкость. Когда температура повышается, вода продолжает увеличиваться в объеме, воздействуя на мембрану, которая начинает сжиматься.
На тот случай, если давление в системе все же окажется критически высоким, существуют предохранительные клапаны (прочитайте также: «Предохранительный клапан на отопление — какие бывают, как правильно использовать «). При остывании жидкости диафрагма начинает разжиматься, осуществляя заполнение системы отопления закрытого типа водой за счет вытеснения ее из бака.
Расширительный бачок обычно устанавливается недалеко от котла.
Мембраны в баках могут быть двух типов:
- Фиксированная. Такая мембрана закрепляется по периметру расширителя и обеспечивает стабильную работу, но в случае ее повреждения необходимо будет менять весь бак.
- Сменная. Мембраны данного типа обычно производятся в виде объемных резиновых изделий, которые заполняются водой. Сменные мембраны устанавливаются на фланце бака, а в случае их разрыва замену можно произвести самостоятельно.
Система отопления является важным элементом дома, и ее расчет необходимо выполнять в соответствии со всеми правилами. Вопрос, что лучше: закрытая система отопления своими руками или же построенная профессионалами – остается открытым, но он не является самым важным.
Очень важно выбрать правильные элементы системы, которые обеспечат максимальную эффективность и экономичность, будут надежными и качественными. Закрытая система отопления, схема которой изображена на фото, может стать отличным выбором, обеспечивающим выполнение всех требований.
Если все было выполнено верно, то закрытая отопительная система будет обогревать здание на протяжении многих лет, создавая уютную и комфортную обстановку.
Воздух в системе отопления: причины появления, как развоздушить систему?
Воздух в системе отопления затрудняет циркуляцию теплоносителя, в результате чего теплоотдача радиаторов и других отопительных приборов падает. Воздушная пробка является одной из наиболее распространенных причин снижения эффективности приборов отопления.
Современные радиаторы оснащаются краном Маевского, при помощи которого можно развоздушить отопительный прибор.
Почему в системе отопления появляется воздух?
Причин может быть множество, вот только основные их них:
- Теплоноситель имеет в своем составе растворенный воздух, который выделяется при нагревании. В большей степени это относиться к системам, где в качестве теплоносителя используется обычная водопроводная вода, содержащая большое количество растворенного кислорода. При нагревании теплоносителя, кислород отделяется, образуя множество мелких пузырьков, которые и создают воздушную пробку;
- Заполнение отопительного контура теплоносителем осуществлялось слишком быстро, в результате чего не удалось стравить весь воздух. Отопительная система должна заполняться медленно (в среднем 1 этаж – 1 час), особенно если это протяженная система с большим количеством составных элементов;
- Не были соблюдены необходимые уклоны труб;
- Воздушные пробки всегда образуются после проведения ремонтных работ. Ремонт или замена радиаторов, замена фитингов и т.д. — все это приводит в завоздушиванию системы отопления;
- Низкое давление в системе может привести к увеличению количества сжатого воздуха, который также будет создавать воздушные пробки;
- Выведен из строя или неисправен воздухоотводчик;
- Течь в системе отопления также может быть причиной образования пробок;
- Кислородопроницаемость труб отопления. В большей степени это относиться к полимерным трубам (кроме имеющих антидиффузионное покрытие), стенки которых пропускают в систему кислород.
- Иногда воздух скапливается в углах трубопровода. Это свидетельствует об ошибке при монтаже: отдельные участки труб были установлены не по уровню. В такой ситуации лучше всего врезать на проблемном участке тройник для установки воздухоотводчика;
- Некоторые некачественные алюминиевые батареи вступают в реакцию с водой, как результат воздушные пробки будут образовываться постоянно. Порекомендовать в такой ситуации можно одно: использовать только качественные отопительные приборы, а не выбирать что подешевле. Дешевый прибор рекомендуется заменить на новый, более качественный.
Примечание! В многоэтажных домах чаще всего воздушные пробки образуются в квартирах на последних этажах, ведь воздух всегда «стремится» в верхние участки отопительной системы.
Как удалить воздушную пробку из системы отопления?
Причины образования воздуха в системе отопления понятны, но как его удалить? Ведь если оставить все как есть, это может привести к коррозии отдельных элементов системы, а также к преждевременному выходу из строя циркуляционного насоса отопления .
Во-первых следует найти место, где находиться воздушная пробка. Для этого понадобится маленький молоток или любой другой металлический предмет, при помощи которого следует простучать трубопровод. По звучанию металла находим расположение воздушной пробки. Там, где находиться воздух, звучание будет, как у пустотелой металлической емкости, т.е. более звонкое. Чаще всего завоздушивание происходит в верхних участках системы отопления.
После обнаружения воздушной пробки, следует открыть воздухоотводчик и держать его открытым до тех пор, пока не побежит вода. Перед тем, как развоздушить систему отопления рекомендуется поставить под воздухоотводчик емкость для слива теплоносителя.
Как правило, после удаления воздуха из системы, радиаторы начинают греть в нормальном режиме. Если же этого не произошло, рекомендуется промыть систему отопления.
Автоматический воздухоотводчик (слева) и Кран Маевского (справа).
Удаление воздушных пробок производится при помощи:
- Крана Маевского — ручной воздухоотводчик, у которого стравливание воздуха осуществляется путем регулирования обычной отверткой или рукой (в зависимости от модели крана). Вентиль следует отворачивать медленно, если появилось шипение, это означает, что воздух начал выходить. После того, как польется теплоноситель можно закрывать вентиль;
- Автоматических воздухоотводчиков – стравливают воздух автоматически.
Примечание! При стравливании воздуха через воздухоотводчик, давление в работающей системе может падать, т.к. после ухода воздуха освобождается занимаемое им пространство. В этом случае необходимо долить в систему теплоноситель, до тех пор, пока давление не нормализуется.
Как предотвратить образование воздуха в системе отопления?
Еще на стадии проектирования отопительной системы необходимо установить все элементы таким образом, чтобы обеспечить свободное, беспрепятственное «хождение» воздуха, который образуется при нагреве теплоносителя.
Все замкнутые системы обязательно оснащаются воздухоотводчиками.
Сепаратор воздуха и шлама Honeywell HF49.
В закрытых системах отопления могут применяться сепараторы воздуха. которые позволяют полностью очистить теплоноситель, как от растворенного воздуха, так и от воздуха в виде мелких и крупных пузырьков. Конструкция сепаратора позволяет задерживать и удалить частицы воздуха.
Воздух в системе отопления
Запуск системы отопления практически всегда сопровождается воздушными пробками. Эти микроскопические пузырьки сопровождают теплоноситель при запуске и ремонте отопительной системы, но со временем возможно накопление этих воздушных масс, которые набираются через неплотные соединения. Методы борьбы с ними рассказаны ниже.
Как воздух попадает в теплоноситель и чем это грозит?
Принцип работы отопительной системы основан на кругообороте горячей воды по замкнутому контуру, которая передает часть своего тепла через радиаторы в помещение. Если в теплоносителе имеются воздушные пробки, то это приводит к препятствиям на его пути, и нарушается общая циркуляция отопительной системы. Это может вылиться в следующие неполадки:
- Шумность перетекания теплоносителя . Это приводит к вибрации, которая вызывает ослабевание соединений труб и может сказаться на состоянии сварных швов.
- Уменьшение срока службы металлических труб . Воздух изнутри вызывает коррозию.
- Затруднение перетекания теплоносителя . Циркуляция осуществляется вяло и со временем она вообще может прекратиться.
Воздух может попасть в систему совместно с теплоносителем или в ряде таких случаев, как:
- Неправильно выполненный уклон труб.
- Пробои в системе отопления.
- Ошибки при подаче в трубу теплоносителя.
- Недостаточная герметизация соединений.
- Снижение давления. Это наблюдается при длительной эксплуатации системы отопления.
- Недавно проводимые ремонтные работы.
- Долгие простои отопления. После весенне-летнего периода трубы нужно заполнять теплоносителем постепенно, иначе невозможно будет удалить скопившийся воздушные пробки, и они останутся в трубопроводе.
Часто воздушные пробки образуются в частных домах, в которых отопление работает без принудительной циркуляции. Когда давление падает, свободное пространство заполняет воздух.
Универсальный метод стравливания воздуха
Эффективный и проверенный способ – установка многоступенчатой системы от воздушных пробок. Она подразумевает монтаж нескольких воздухоотделителей, которые располагают в определенных местах, и при открытии каждого из них происходит устранение воздуха на отдельном участке системы:
- На радиаторах устанавливаются местные воздухоотделители (краны Маевского).
- На стояках воздухоотводящие устройства располагаются в самых крайних точках.
- На котле предусмотрен автоматический воздухоотделитель.
При подозрении на завоздушенность системы вначале нужно определить место образования пробки. Это можно узнать по теплоте радиаторов или звуку, издаваемому трубами. Затем открыть рядом с этим местом кран Маевского и стравить воздух, предварительно подготовив небольшую емкость, которая пригодится, когда пойдет вода.
Если и после этого радиатор будет едва теплым, тогда нужно промыть его, поскольку это значит, что в нем скопилось много осадков и частиц ржавчины.
Если дело касается частного дома, то в отопительную систему стоит ввести циркуляционный насос, который ставится сразу же за котлом. Он помогает теплоносителю эффективно циркулировать по контуру и создает нужное давление.
Метод удаления воздуха без сливания воды (видео)
На приведенном ролике схематически показано и рассказано, как можно устранить воздух из системы, если он появился там из-за неправильного монтажа.
По предлагаемому варианту развития событий самый удаленный от котла радиатор не греет. Между ним и предыдущей батареей скопился воздух. Чтобы устранить его, нужно подготовить немного фумленты и саморез с пресс шайбой.
Устранение воздуха осуществляется пошагово:
- Подготовить саморез. Завернуть конец фумленты и подмотать ее под шляпку самореза;
- Вкрутить в предполагаемом месте скопления воздуха на трубе саморез с помощью шуруповерта;
- Затянуть саморез вплотную к стенке трубы. Затем немного раскрутить, чтобы вышел воздух. Как только из отверстия пойдет вода, нужно тут же закрутить саморез до упора.
После таких действий радиатор начнет греться.
Даже новая система отопления, установленная по всем правилам, со временем может перестать полноценно работать из-за скопившегося воздуха. Периодически нужно предупреждать эту проблему и стравливать воздух, в особенности это актуально перед подачей теплоносителя в осенний период. Метод устранения воздушной пробки выбирается в зависимости от причины, повлекшей ее образование.
Как вам статья?
Источник: teplosten24.ru
Как убрать воздушную пробку из системы отопления: инструкция, как легко и быстро удалить воздух
В зимний период исправность отопительной системы становится залогом комфортной температуры в помещении. Однако эффективность отопления может быть снижена или нарушена воздушными пробками. Поэтому стоит рассмотреть, как выявить проблему, в чём её опасность. И какими методами спустить воздух в системе отопления частного дома.
Риски при завоздушивании системы
Образование воздушной пробки относят к серьёзной неисправности, поскольку:
- помещение не прогревается должным образом;
- повышаются расходы на отопление;
- усиливается шум при работе системы;
- из-за образования соединений, кальция, магния и гидрокарбоната усиливается коррозия металла, что приводит к преждевременному выходу труб из строя.
Поэтому своевременное удаление воздуха из отопления служит гарантией долгой службы труд и других элементов системы.
Причины образования воздушной пробки в отоплении
Подобная неисправность становится следствием:
- Неправильного монтажа. Если разводка труб не выполнена с постоянным уклоном, то криволинейные участки системы станут местами, где воздушные пробки будут образовываться регулярно.
- Нарушения герметичности. В этому случае воздух будет поступать через различные соединения или трещины в трубах.
- Нарушений в монтаже воздухоотводчиков. Или забивания элементов устройства твёрдыми частицами.
- Игнорирования правил подготовки системы к отопительному сезону.
- Ремонтных работ или профилактики.
- Пополнения объёма, поскольку в жидкости содержится определенный процент газовых пузырьков.
Следовательно, образование пробки может стать следствием естественных причин или ошибок в монтаже. Знание причины позволит выбрать оптимальный метод устранения неисправности.
Признаки завоздушивания системы
Воздух в отопительной системе проявляет себя:
- Через холодные трубы, если котел включен и работает на полную мощность. Это происходит, если циркуляция теплоносителя нарушена.
- Через неравномерный прогрев в радиаторах. Разница легко определяется через прикосновение руками к разным секциям.
- Через повышение шума при работе системы из-за движения микропузырьков.
- Через периодическую вибрацию, вызванную химическими реакциями в трубах из-за присутствия воздуха.
При обнаружении этих тревожных звоночков нужно позаботиться о сбросе воздуха из системы отопления.
Методы устранения неисправности
Способы, как выгнать воздух из системы отопления, делятся на 2 типа: самотечный или принудительный. В первом случае используются физические свойства воздуха. Второй вариант необходим в сложных герметичных системах, где вывести пробку естественным путем затруднительно.
Наиболее просто процедура выполняется в системах открытого типа, которые оборудованы расширительными бачками. Здесь достаточно позаботиться о правильном угле наклона труб, чтобы случайно попавший воздух легко выходил, не создавая пробок. Если проблема возникает в такой системе, необходимо проверить правильность монтажа, и устранить выявленные недочеты.
Кроме того, сложные конструкции требуется оборудовать воздухоотводниками. Прибор включает в себя бочкообразную камеру. Если объём газов в ней начинает превышать норму, автоматически активируется клапан для сброса воздуха из системы. Такие системы необходимы для установки:
- в самых высоких узлах системы;
- рядом с теплоообменниками;
- в верхних частях сложных полотенцесушителей;
- в зоне коллекторной гребенки и гидрострелки;
- рядом с приборами безопасности.
Спускники воздуха системы отопления делятся на механические и автоматические. В первом случае клапан необходимо активировать вручную. Второй тип устройств срабатывает самостоятельно.
К принудительному способу устранения воздушных пробок относят нагрев. Поскольку при повышении температуры рабочая среда расширяется, она выдавливает воздух. При этом нагрев производится в пределах 70-100 градусов.
Эффективным также считается установка сепараторов, представляющих бочонок с механизмом, извлекающим микропузырьки. Наиболее распространенным вариантом становится установка мелкоячеистой сетки, хотя возможно применение аналогов. Отделенный от жидкости воздух направляется к спускному клапану, а после выводится наружу.
Некоторые дополняются отопительную систему шламоделителем. Этот прибор позволяет задержать твердые частицы, а после вывести их из системы путем открытия нижнего крана. Это приспособление снижает потребность в промывке труб.
Рекомендации по спуску воздуха
Если отопительная система включает в себя автоматические приборы, устранение избытков воздуха в ней производится без вмешательства человека при условии грамотного монтажа. Однако в целях экономии некоторые оборудуют отопление механическими приспособлениями.
В этом случае предварительно готовятся емкости под теплоноситель. После этого на выпускных клапанах откручиваются головки. Затем необходимо наблюдать, как жидкость покидает систему.
Шипение выявит наличие воздушных пузырьков. Когда шум прекращается, а струя становится ровной, клапаны можно закрывать. Затем остаётся вернуть теплоноситель в контур.
Особенности заполнения отопительной системы
Задачи по борьбе с воздушными пробками можно частично решить, правильно заполняя контур теплоносителем. Для этого необходимо:
- начинать процесс с нижних участков, предварительно оборудуя трубопровод шаровым вентилем;
- осуществлять подачу воды с умеренной скоростью;
- сохранять показатель давления 1.5 бара, контролируя его манометром;
- между наполнением системы и началом процедуры по спуску воздуха прогреть жидкость до температуры 60 градусов;
- после спуска воздуха завершить наполнение системы, вернув слитый теплоноситель;
- при обнаружении неравномерного прогрева процедуру по удалению воздушных пробок повторяют.
Следовательно, процедура по устранению воздуха из отопительной системы не требует профессиональных навыков или специального оборудования. При этом грамотный монтаж системы и использование приборов по стравливанию воздуха значительно облегчит задачу.
Источник: gidstroitelstva.ru
Как выгонять воздух из систем отопления: способы удаления воздуха, 17 фото с примерами и этапами работ
Воздушные пробки способствуют нарушению нормальной работы системы. Ее теплоэффективность заметно снижается. Предотвратить появление неприятных последствий можно, удалив воздух. Эта мера считается экстренной. Как выгнать воздух из системы отопления?
Важно тщательно придерживаться инструкции.
По каким причинам появляется воздух
Выделяют следующие причины завоздушивания системы:
Причина | Описание |
Неправильная технология | С приходом холодов (отопительный сезон), или сразу после монтажных работ трубы заполняются с определенной скоростью. Задача – вытеснение и отведение воздушных масс. |
Выделение воздуха | Он растворяется в теплоносителе. Это происходит тогда, когда температура повышается до максимальных показателей. |
Профилактические и ремонтные работы | Проводится разгерметизация. |
Некорректное проведение монтажных работ | Если величина или направление уклона некорректны, свободное перемещение воздуха по магистралям существенно затрудняется. |
Еще одним провокатором появления проблемы является сниженное давление.
Как определить проблемное место
Главный признак неполадки – ощущение того, что трубопровод сильно «булькает». Также появляются звуки перетекания воды.
Обратите внимание! Пробку вычислить просто. Для этого надо постучать по трубе и батарее.
То место, которое простукивается лучше всего (удар получается более звонким и громким), и является «укрытием» пробки.
Методы борьбы
Циркуляция теплоносителя может быть как принудительной, так и «природной». Стравливать воздух также можно разными способами. Если циркуляция «природная», то пробка удаляется посредством расширительного бака. Найти этот бак можно на высшей системной точке. Как правильно стравить воздух из системы, если разводка располагается в нижней части?
Процесс устранения аналогичен методу выпуска воздуха при циркуляционном насосе. Обязательно используется воздухосборник. Он предполагает сброс накопившегося воздуха. Очень важен грамотный монтаж. Он предполагает удаление излишка воздуха по специальному стояку. При этом используется специальное приспособление – кран-автоспускник . Он помогает спускать воздух быстро и качественно. Прокладка трубопровода (обратного) должна осуществляться с уклоном. Нужное направление – слив воды. Этот способ считается наиболее быстрым и простым.
Как избавиться от воздушной пробки в системе отопления? Нужно как следует прокачать ее . Выгонять воздух надо так:
- «Вооружиться» ключом ( отверткой ).
- Подготовить большую глубокую тару для вытекания воды.
- Открыть термостат.
- Открыть клапан.
- Подставить тару.
- Удерживая клапан в открытом положении, дождаться вытекания воды.
- Закрыть кран.
Где монтируются отводчики воздуха
Как развоздушить батарею в квартире? Необходимо иметь представление о том, где происходит монтаж приборов.
Одной из главных точек является отметка, на которой располагается трубопровод. Другие «критические» точки – поворот, колено.
Основные типы
Если система в частном доме или квартире начинает завоздушиваться, используются различные отводчики. Они представлены в виде клапанов или кранов. В старых домах они устанавливаются на старинных радиаторах, выполненных из чугуна.
Главный минус – пропускная способность очень низкая. При удалении пробки одновременно происходит сброс большого количества теплоносителя.
Большую популярность имеют отводчики, обладающие игольчатым клапаном.
Особенности ручных отводчиков
Другое название – кран Маевского. Убирает воздух из радиаторов. Диаметр – небольшой. Это помогает избежать потерь теплоносителя, а также дальнейшего завоздушивания системы.
Главное преимущество – небольшие габариты. Кран не представляет никаких неудобств, очень удобен при эксплуатации. Широко используется при централизованном теплоснабжении. Правда, здесь появляется одна проблема. В такой системе радиаторы завоздушиваются очень часто и быстро.
Поэтому кран используется чаще обычного.
- неустойчивость к гидроударам ;
- невысокое качество теплоносителя;
- необходимость в периодической чистке;
- перебои в работе отопления.
С целью купирования риска неприятных последствий, необходимо наличие предохранительного клапана. Иначе устройство будет часто выходить из строя.
Засорение отверстий кранов происходит практически каждые 20 — 40 дней. Чистятся они долго и трудно. На фоне периодических загрязнений в агрегате постоянно повышается давление.
Особенности автоматических отводчиков
Как развоздушить систему? Работа агрегата основывается на поступлении вытесненного газа в камеру. Там находится механизм (поплавковый). Он постоянно перемещается.
Если воздух отсутствует, то его местонахождение – верхняя точка (крайняя). Для соединения поплавка и золотника используется коромысло.
Монтаж устройства – вертикальный. Штуцер направлен книзу. Монтаж происходит на наиболее высокой точке системы. Это обусловлено легкостью газа в отношении воды .
Для монтажа агрегата надо:
- «Вооружиться рожковым ключом».
- Вкрутить агрегат. Обязательно используются средства герметизации.
- Закрыть воздушный клапан колпачком. Это помогает избежать серьезных повреждений.
Важно! Прибор должен быть установлен сразу после запорного клапана. Это делает возможным быстрый демонтаж, непредполагающий слива жидкости.
Применение крана Маевского
Выпускать воздух можно при помощи специальных съемных ручек. Они надеты на внутреннюю часть клапана, которая выполняется из металла. Если такая ручка отсутствует, она должна быть заменена насечкой для отвертки .
Как правильно удалить воздух из системы обогрева?
- Подставить под кран тару ( объем – 500 — 1000 мл).
- Открутить кран. Дождаться выхода воздуха. Потом появится характерное шипение, свидетельствующее о вытекании воздуха, смешанном с водой.
- Дождаться выхода чистой воды .
- Закрыть кран.
Если нет рукоятки, то нужно будет использовать отвертку или ключ. Можно воспользоваться газовым или разводным ключом. Если кран закручен очень туго, действовать нужно осторожно. Иначе можно его сорвать, последствия чего могут быть катастрофическими.
- Обернуть поверхность радиатора. Используется тряпка или ветошь. Подставить тару для вытекания жидкости.
- Открутить кран, дождаться появления шипения.
- Дождаться вытекания воды.
- Слить воду (до 2000 мл).
- Закрутить кран.
- Выждать 10 — 12 минут.
- Открутить кран, убедиться в том, что воздух вышел полностью.
- Если этого не произошло, нужно повторить процедуру.
Если кран отсутствует, а вместо него стоит заглушка советского образца, действовать нужно так:
- Обмотать нужный участок плотной тканью. Можно использовать тряпки. Это позволит исключить риск появления большого напора.
- «Вооружиться» преобразователем (можно заменить растворителем).
- Аккуратно повернуть заглушку. Доставать полностью не нужно, иначе в квартире будет «наводнение».
- Дождаться выхода воздушных масс. Поток можно почувствовать, подставив к месту заглушки руку.
- Подождать, пока вытечет вода (3000 — 5000 мл).
- «Вооружиться» фум-лентой , обмотать заглушку. Нужное направление – против резьбы. Это обеспечивает необходимую герметичность.
- Как можно плотнее закрутить заглушку.
Если дома находится индивидуальное отопление, избавляться от проблемы можно при помощи расширительного бачка. Они могут быть открытыми и закрытыми.
В первом случае речь может идти о снижении уровня теплоносителя или воды. Их следует добавить в систему. Желательно при этом использовать нижний вентиль. Радиатор может быть абсолютно любым. Если это невозможно, необходимо будет воспользоваться бачком.
После удаления воздушной пробки необходимо произвести запуск системы. Она должна хорошо поработать. Если пробка осталась, ее спуск осуществляется при помощи радиатора.
Если тип бачка – закрытый, то сначала надо проверить его работоспособность.
Какие проблемы имеются у алюминиевых радиаторов
Даже если агрегат очень качественный, материал, из которого он изготовлен, может «конфликтовать» с теплоносителем. В результате выделяется водород.
Процесс может быть как очень быстрым, так и достаточно медленным . Все зависит от уровня рН . Еще один фактор – температура нагрева.
Ее наличие может привести к дополнительным проблемам.
Защитить агрегат можно, покрыв металл изнутри защитной пленкой (толщина слоя зависит от степени поражения). К сожалению, защитный слой не вечен, и металл снова покрывается коррозией.
Еще одна серьезная опасность – быстрота процесса выделения водорода. Скорость может быть очень высокой. Газ при этом не поднимается кверху. Образуются зоны очень высокого давления. Нормальное функционирование системы прекращается.
Результатом является поломка радиаторов и труб. Восстановлению они обычно не подлежат.
Как убрать воздух или алюминиевого агрегата
Для начала нужно определить, что проблема действительно существует. О ее наличии говорит отсутствие нагревания ½ радиатора. Воздух находится в более холодной половине.
- Перекрыть запорный кран (верхний). Нижний нужно оставить открытым.
- Подставить к носику любую тару.
- Открыть кран.
- Дождаться вытекания воды. Она должна быть чистой. Воздушных примесей в ней быть не должно.
- Набрать 1000 — 3000 мл воды.
Возможно, после этого выйдет оставшийся воздух, если он там есть. Нужно подождать 10 — 15 минут, после чего кран можно закручивать.
Затем необходимо открыть кран на батарее.
Как быть, если воздух остался
Иногда после спуска воздуха в батарее отсутствует нужный нагрев. Устранить неполадку можно, продув либо промыв батареи.
При автономной системе необходима проверка ее полноценного заполнения. Если теплоносителем является вода, то расширение наступает достаточно быстро. Когда показатели температуры снижаются, возникает дефицит воды.
Если возникает необходимость спуска воды через бачок, необходимо провести отключение жилища от отопления. Предварительно открываются задвижки.
Когда температура повышается, пробка выходит. Если этого не происходит, необходимо закипятить воду. После этого воздух непременно выйдет.
Заключение
Если проблема все равно не решается, нужно будет использовать водяной насос. Чем мощнее он будет, тем лучше. После отсоса воздуха нужно будет влить в нижнюю обратную трубу воду.
Более подробную информацию можно узнать из видео в этой статье:
Источник: laminatepol.ru