Как правильно спустить воздух из батарей: пошаговая инструкция

Воздух внутрь радиатора попасть может разными способами. Самый очевидный – во время монтажа или ремонта отопительной системы. Но не только. Причиной могут стать неточности, допущенные при сборке системы и даже сама вода. Все возможные причины собрали для вас виде списка:

  • В самотечной системе отопления трубы установлены под неправильным углом
  • Радиатор расположен не строго по горизонтали
  • Вода в систему залита некорректно или слишком поспешно
  • Вода, поступившая в систему, содержит примесь воздуха
  • Произошла разгерметизация системы отопления вследствие поломки или износа
  • Отсутствует или сломалась автоматическая система стравливания
  • Внутри радиатора скопилось много ржавчины

Причин может быть одна или несколько, полностью исключить попадание воздуха в систему почти не реально. Но, при возможности, еще при установке стоит позаботиться о минимизации рисков.

Стоит обратить внимание на тот факт, что воздух может попасть в отопительную систему даже летом. Если кто-то в доме решит поменять трубу или поставить новые радиаторы, например.

Качественный алюминиевый или биметаллический радиатор можно найти в нашем магазине по ссылке Радиаторы бренда STOUT

Как понять, что батарея завоздушена

Это не сложно. Когда в радиатор попадает воздух, оттуда обычно доносятся посторонние звуки – шипение, бульканье или хрюканье. Сама батарея начинает прогреваться неравномерно, что легко определяется при прикосновении.

Кроме того, если в систему закрытого отопления встроен манометр, при попадании туда воздуха, показания на приборе падают ниже нормы. И это тоже сигнал, что следует принимать срочные меры, то есть – спустить воздух.

Чем опасен воздух, скопившийся в системе отопления

Раздражающие звуки – не самая большая неприятность из тех, что вызывает воздух в системе отопления. Заметно падает эффективность обогрева. Завоздушенная часть радиатора, в зависимости от величины пробки, вообще может перестать нагреваться, а прилежащая нагревается намного меньше обычного. В результате в квартире или в доме зимой будет холодно, часть отопительной системы вообще может выйти из строя, в крайнем случае, вся система или ее часть вообще может замерзнуть.

Еще одна опасность воздушной пробки состоит в том, что кислород провоцирует эрозию нагревательного прибора. Это особенно важно учитывать, если у вас биметаллические или алюминиевые радиаторы. Именно они в большей степени подвержены коррозии, которую вызывает кислород. Скопление ржавчины может заблокировать трубу, по которой поступает вода в радиатор.

Если насос долгое время вместо воды будет перекачивать воздух, это может привести к тому, что он, или подшипник вала выйдет из строя.

В результате срок службы системы значительно снижается. В крайнем же случае, может понадобиться внеплановый ремонт.

Как убрать лишний воздух из батареи

В зависимости от системы, это можно сделать двумя способами. Если при монтаже это предусмотрено – воздух спускается автоматическим воздухотводчиком. Это устройство устанавливается при монтаже отопления в самых высоких точках подъема труб или за котлом. Его преимущество именно в полной автономности.

Можно также установить за котлом сепаратор воздуха. Этот прибор улавливает не только воздушные пузырьки, но и грязь. Но стоит, конечно, дороже.

Чтобы спустить воздух в ручном режиме, чаще всего используется кран Маевского или, как его еще называют, игольчатый клапан. Это недорогое и очень надежное устройство. Его устанавливают на верхней части каждого радиатора и, желательно, на каждом сложном участке трубопровода, где есть изгиб или большой перепад высоты. Это небольшого размера конус с герметичным винтом.

Читайте:  Правила установки газового котла: как правильно повесить

Для стравливания воздуха в нем предусмотрено маленькое отверстие, через которое не может вылиться много воды, что исключает возможность затопления. Чтобы установить такой кран, не нужно быть слесарем. Только внимательно подбирать устройство соответствующего диаметра. Устанавливается кран Маевского после того, как из системы спущена вода. Игольчатые клапаны бывают разных конструкций и изготавливаются чаще всего из латуни.

Порядок работы:

  • Специально предусмотренным ключом или обычной отверткой провернуть винт на кране Маевского на пару оборотов против часовой стрелки. Не нужно откручивать его полностью, давление в системе может помешать потом вкрутить его обратно. На скорость процесса это не повлияет, поскольку количество выходящего воздуха и воды регулируется диаметром выходного отверстия на боку крана. Воздух выходит из радиатора с характерным шипением.
  • Спустить воздух, пока из отверстия не начнет тонкой равномерной струйкой сочиться вода без примеси воздуха. Под кран заранее нужно подставить емкость для ее сбора или подложить тряпку.
  • Закрутить винт в обратном направлении.

Некоторые нюансы

  • Обратите внимание, причиной плохой работы батареи может стать пробка в водопроводной трубе. Из-за скопления ржавчины или грязи. Вы поймете, что проблема не в воздухе, если при попытке спуска из крана начнет бить сильная струя, но воздуха не будет.
  • Вероятность возникновения воздушной пробки тем выше, чем ближе к верхнему этажу находится ваша квартира в многоэтажном доме.
  • Выходное отверстие для слива воды на кране Маевского можно расположить под разным углом, это видно на приведенном ниже видео. Стоит следить, чтобы оно не было развернуто в стену, для избегания намокания обоев. Лучше всего развернуть его вниз.

Удаление воздушной пробки из батареи отопления:

Как часто надо спускать воздух

На протяжении отопительного сезона воздух спускается каждый раз, когда появляются посторонние звуки или падает температура радиатора.

Делать это в качестве профилактики рекомендуется В конце сезона и летом.

Как избежать появления воздушных пробок

Лучшим методом профилактики образования воздушных пробок считается монтаж многоуровневой системы защиты в помещении с автономным отоплением. Это схема, состоящая из нескольких видов устройств, встроенных в контур отопления: на батареях – краны Маевского; возле котла котлом и на коллекторах – воздухоотвод; за котлом – сепаратор.

Весь ассортимент запорной арматуры имеется в нашем интернет магазине, ознакомиться с ним можно по ссылке Каталог регулирующей арматуры

Также следует убедиться, что:

  • Радиаторы на кронштейнах установлены строго горизонтально
  • Трубопровод смонтирован с учетом необходимого уклона.
  • Каждая батарея и дополнительно каждый сложный узел системы должны быть снабжены кранами Маевского.
  • Необходимо следить, чтобы давление в системе не падало ниже установленной нормы.

Советы от специалистов STOUT

В заключение приведем несколько полезных советов для безопасного удаления воздушной пробки и минимизации риска ее возникновения:

  • С началом отопительного сезона заливать воду в систему нужно всегда только снизу. Делать это нужно не торопясь под небольшим давлением и в полностью остывший контур.
  • После заполнения системы воду нужно прогреть градусов до 60, после чего стравить воздух из каждой батареи.
  • После этого, если есть необходимость еще раз долить немного воды.
  • Пробку на радиаторе в квартире выкручивать нельзя ни в коем случае. В отопительной системе многоквартирного дома достаточно большое давление и удаление пробки спровоцирует потоп.
  • В среднем слить необходимо около 30 литров воды, чтобы гарантировано избавиться от проблемы.
Читайте:  Почему в системе отопления есть горячая вода, а холодная отсутствует

В том случае, если развоздушить батарею некому, нет времени, возможности или желания, вы можете воспользоваться услугами одного из наших специалистов по ссылке Найти специалиста

Как безопасно спустить воздух из различных радиаторов отопления

Попадание воздуха в отопительную систему приводит к снижению эффективности ее работы. «Симптомом» завоздушивания является неравномерный нагрев радиаторов, а также появления посторонних шумов в батареях и трубах.

Попадание воздуха в отопительную систему приводит к снижению эффективности ее работы. «Симптомом» завоздушивания является неравномерный нагрев радиаторов, а также появления посторонних шумов в батареях и трубах. Если не избавиться от воздушной пробки, ток жидкости будет нарушен и теплоотдача снизится. Как спустить воздух из батарей, определяет тип отопительной системы и вид радиатора.

Как стравить воздух из батарей

Причинами завоздушивания обогревательного контура называют:

  • Недостаточное наполнение системы.
  • Проникновение воздуха в контур отопления во время ремонта.
  • Выделение воздушных пузырьков, возникающее при нагреве воды.
  • Нарушение герметичности контура.

С помощью клапана Маевского

Чтобы спустить воздух из радиатора, на батарее монтируется клапан-воздухоотвод — кран Маевского. Правильнее всего приобрести устройство в комплексе с обогревательными приборами, обратившись интернет-магазин стальных панельных радиаторов . Развоздушиватель — это вид запорной арматуры, которая состоит из латунного корпуса и штуцера, зафиксированного с помощью резьбы.

Развоздушивание отопительного контура начинают от обратки и выполняют последовательно. Чтобы открыть клапан, достаточно отвернуть штуцер с помощью пассатижей или квадратного ключа. Перед этим необходимо приготовить емкость для сбора теплоносителя, который будет вытекать вместе с воздухом, и тряпку, чтобы не допустить попадания брызг на стены и мебель.

Время стравливания воздушной смеси из одной батареи — несколько минут до того момента, пока не прекратится характерное шипение, а струя воды не станет ровной. Обычно для развоздушивания нужно стравить от 10 до 200 мл жидкости, после чего штуцер возвращают в исходное положение и переходят к следующему радиатору.

Из старых радиаторов

Стравливание воздушной смеси из старых чугунных радиаторов, на которых не предусмотрен клапан-воздухоотводчик, выполняется через специальный вентиль, установленный в верхней части батареи. Проблема в том, что в многоэтажных домах старой постройки арматура расположена только в квартирах на крайних этажах, и чтобы избавиться от воздушной пробки, необходимо получить доступ в помещения на первом или последнем этаже (в зависимости от конструкции системы отопления).

Помимо этого, старые радиаторы часто оказываются забитыми ржавчиной и окалиной, а сам кран намертво приваренным. Поэтому стоит запастись пассатижами, керосином или растворителем и горой тяпок для обматывания выходного отверстия, так как вместе с воздухом из батареи вырвутся брызги теплоносителя, смешанного с грязью.

С помощью автоматических клапанов

В современных отопительных системах устанавливают автоматические воздухоотводчики, внешне напоминающие небольшой металлический бочонок. Конструктивно приспособление состоит из двух элементов — корпуса и поплавкового устройства. Если система не завоздушена, вода поднимает поплавок и плотно прижимает его к корпусу. Появившийся воздух поднимается к воздухоотводчику, уровень жидкости снижается, поплавок опускается, и газ выходит наружу.

Однако у автоматических воздухоотводчиков есть недостаток — со временем грязь и ржавчина забивают поплавковую камеру, поэтому клапан не может закрыться полностью. Это становится причиной постоянного подтекания теплоносителя. Поэтому при монтаже контура стоит предусмотреть грязевые фильтры и использовать для наполнения только очищенную воду.

Читайте:  Какой теплообменник выбрать для газового котла: стальной или чугунный

Как спустить воздух из радиатора отопления

Отопление запущено, а одна или несколько батарей остаются холодными. Или другой вариант — одна часть радиатора горячая, а вторая — чуть теплая. Причиной некорректной работы отопительных приборов является появление в них воздушных пробок (завоздушивание). Если эту проблему вовремя не устранить, в трубах и радиаторах могут появиться течи. В худшем случае система отопления полностью выйдет из строя.

Причины возникновения воздушных пробок

Появление воздушных пробок может быть вызвано одной или несколькими причинами:

  • при заполнении системы (особенно быстром и некорректном) в нее проникает немного воздуха;
  • радиатор расположен не горизонтально, а с небольшим уклоном;
  • в самотечной системе трубы смонтированы под неправильным углом;
  • теплоноситель содержит растворенный воздух, который при нагреве собирается в пузырьки;
  • отсутствует или неисправна автоматическая система стравливания воздуха;
  • внутри стальной батареи образовалось большое количество ржавчины;
  • при аварийной разгерметизации системы.

Воздушные пробки препятствуют нормальной циркуляции теплоносителя, что приводит к неравномерному прогреву батарей в и появлению посторонних шумов, спровоцированных движением воздушных пузырьков.

Как правильно спустить воздух из батареи

Для удаления воздушных пробок из радиаторов на них устанавливают краны Маевского или автоматические воздухоотводчики.

Как стравить воздух с использованием крана Маевского

Это приспособление подходит как для автономной, так и для централизованной системы отопления, в которой часто присутствует теплоноситель низкого качества.

Устройство выполнено в виде гайки, навинчиваемой на верхнюю футорку батареи. Снаружи располагается головка винта со шлицем под плоскую отвертку. В продаже имеются и другие конструктивные варианты: с шестигранной головкой под ключ или с колпачком, который можно открутить вручную.

Стравливать воздух из системы после ее заполнения рекомендуется следующим образом:

  • теплоноситель прогреть до максимально возможной температуры;
  • выключить циркуляционный насос;
  • подождать примерно полчаса, за это время воздух соберется в радиаторах;
  • по очереди из каждого радиатора спустить воздух через кран Маевского.
  • под край батареи ставят ведро или таз,
  • регулировочный винт откручивают до появления характерного шипения,
  • после выхода воздуха начинает течь пульсирующая струя воды.

Как удаляются воздушные пробки с помощью автоматического воздухоотводчика

  • теплоноситель перемещается по трубопроводу и попадает в корпус с размещенным в нем поплавком;
  • поплавок давит на пружину штока, воздух выходит из системы;
  • после того как воздушная пробка выходит наружу, ее место занимает теплоноситель и воздушный выход закрывается.

В каких случаях понадобится помощь сантехника

Если на батареях нет ни крана Маевского, ни автоматического воздухоотводчика, без помощи специалиста не обойтись, особенно в многоквартирном доме с централизованным теплоснабжением. Можно аккуратно открутить заглушку и выпустить воздушную пробку через нее. Но самостоятельно применять этот способ опасно, поскольку велика вероятность аварии, которая нанесет существенный ущерб имуществу, в том числе соседскому. В многоэтажном доме отопительная система, как и другие инженерные коммуникации, относится к общедомовому имуществу. Обслуживать ее и, в том числе стравливать воздух, должны работники управляющей или жилищной организации.

Рекомендации по эксплуатации отопительной системы

  • Правильный подбор радиаторов. Для городских квартир подходят биметаллические модели, для частных домов — биметаллические и алюминиевые.
  • Строго горизонтальное расположение батарей на кронштейнах, монтаж труб с нормативным уклоном.
  • Медленное заполнение трубопровода теплоносителем перед началом отопительного сезона.
  • Контроль над температурным режимом работы котла, предотвращение перегрева теплоносителя.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...