Обнаруженные на покрытии после окончания укатки участки с дефектом раковина должны быть задокументированы и оценены с точки зрения их влияния на эксплуатационные характеристики. Эти дефекты могут привести к ухудшению качества поверхности и способствовать дальнейшему разрушению покрытия.
Важно провести корректировку таких участков с использованием подходящих материалов, чтобы восстановить целостность и функциональность покрытия. Следует учитывать методы ремонта, соответствующие типу и степени дефекта, для обеспечения долговечности и надежности покрытия в будущем.
Стандарт организации требования к качеству работ по строительству (реконструкции) капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них
7.9.1. Строительство асфальтобетонных покрытий следует планировать в сухую погоду:
— весной и летом при температуре воздуха не ниже +5ºС, а осенью — не ниже +10ºС (из горячих смесей на вязких битумах марок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130);
— при температуре воздуха не ниже -10ºС (из теплых смесей на битумах марок БНД 130/200, БНД 200/300 или жидких битумах марок СГ 130/200, МГ 130/200).
По согласованию с ЗАКАЗЧИКОМ, возможно строительство нижних слоев асфальтобетонных покрытий из смесей на вязких битумах при температуре воздуха до -10ºС.
7.9.2. Укладка асфальтобетонных смесей производится на подготовленное чистое основание или нижний слой покрытия.
Перед укладкой смеси (за 1-6 час.) необходимо произвести обработку нижнего слоя битумной эмульсией, жидким или вязким битумом, нагретым до рабочей температуры (+130ºС). Обработку нижнего слоя вяжущим можно не производить, если интервал между устройством верхнего и нижнего слоев составил не более 2-х суток и отсутствовало движение построечного транспорта.
Норма расхода вяжущего на подгрунтовку в л/м²:
— при обработке битумом основания – 0,5-0,8; нижнего слоя асфальтобетонного покрытия – 0,2-0,3;
— при обработке 60%-ной битумной эмульсией – 0,6-0.9 и 0,3-0,4 соответственно.
7.9.3. При укладке смесей асфальтоукладчиком толщина слоя в рыхлом теле должна быть на 10-15% больше проектной, при укладке автогрейдером или ручной укладке на 25-30%. При укладке холодной смеси из штабеля, во всех случаях толщина слоя в рыхлом теле должна быть на 60-70% выше проектной. При укладке слоев толщиной более 10см следует, как правило, применять асфальтоукладчики с активными уплотняющими органами.
В зависимости от типа и марки асфальтобетонной смеси скорость укладки от 2-3 м/мин до 4-5 м/мин.
Подробно особенности укладки асфальтобетонных смесей, для каждого конкретного проекта представляются Подрядчиком в ППР.
7.9.4. Уплотнение является одной из основных технологических операций, которая определяет качество покрытия.
Уплотнение уложенного слоя необходимо начинать в период времени, когда асфальтобетонная смесь не остыла ниже критической температуры:
Тип асфальтобетонной смеси
Рекомендуемая t ºС уплотнения — начальная
Рекомендуемая t ºС уплотнения — критическая
Определяющим фактором качества уплотнения слоя является назначение рациональных режимов работы катка (скорость движения, количество проходов по одному следу). Так, для катков статического действия определены скорости движения 1,5…5 км/час (от предварительного до заключительного этапов уплотнения):
Тип катка (этап уплотнения)
Границы этапов уплотнения
Скорость движения катка (км/час)
Легкий 5-6т (предварительный)
Средний до 8т (промежуточный)
Тяжелый > 10т (заключительный)
Ориентировочное влияние степени уплотнения асфальтобетонного покрытия на его прочность и долговечность имеет следующую зависимость:
Особенности уплотнения асфальтобетонных смесей в зависимости от типов предложенных в рабочих проектах и применяемого состава уплотняющих средств освещаются Подрядчиком в ППР.
7.9.5. При укладке асфальтобетонных смесей сопряженными полосами в процессе уплотнения первой полосы вальцы катка не должны приближаться более чем на 10см к кромке сопряжения. Уплотнение следующей полосы необходимо начинать по продольному сопряжению.
В конце рабочей смены край уплотненной полосы, в поперечном сечении, следует обрубить вертикально по шнуру, установить упорный брусок (в этом случае обрубать край не следует), при возобновлении работ удалить упорный брусок, разогреть или обмазать край битумом (битумной эмульсией).
Обнаруженные на покрытии после окончания укатки участки с дефектами (раковины, трещины, избыток вяжущего и др.) должны быть вырублены, края обмазаны битумом, заполнены асфальтобетонной смесью и уплотнены.
7.9.6. Перед устройством асфальтобетонного слоя по существующему покрытию в процессе капитального ремонта необходимо устранить дефекты старого покрытия (трещины, выбоины), обработать его поверхность в соответствии с п. 7.9.2. При наличии в старом покрытии колеи глубиной более 1см произвести устройство выравнивающего слоя. При необходимости (сетка трещин) предусматривать армирование синтетическими материалами.
7.9.7. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ:
— асфальтобетонные смеси и асфальтобетон должны удовлетворять требованиям ГОСТ 9128-97 ;
— каменные материалы для приготовления асфальтобетонных смесей должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93* и ГОСТ 3344-83** .
Возможно применение местных каменных материалов, отвечающих требованиям технической документации, согласованной в установленном порядке.
Методы и периодичность испытания каменных материалов на соответствие к применению осуществляется в соответствии с п. 7.1.8., схема № 1;
— песок природный и из отсевов дробления горных пород должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736-93.
Методы и периодичность испытания песков на соответствие к применению осуществляется в соответствии с п. 7.1.8., схема № 2;
— минеральный порошок должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 52129 -2003 .
Методы и периодичность испытания минерального порошка осуществляются в соответствии с п. 7.1.8., схема № 7;
Методы и периодичность испытания органических вяжущих приведены в п. 7.1.8:
* для битума и полимерно-битумных вяжущих – схема № 8;
* для битумных эмульсий – схема № 9;
— ХОЛОДНЫЕ асфальтобетонные смеси до укладки хранятся в штабелях высотой не более 2м. Летом на открытых площадках, в осенне-зимний период в закрытых складах или под навесом. Время хранения 4 -8 месяцев, в зависимости от класса применяемого вяжущего. Во избежание слеживания в штабеле, свежеприготовленную смесь следует перелопачивать экскаватором до ее остывания;
— битум, нагретый до рабочей температуры, следует использовать в течении 5 часов. При длительном хранении горячего битума его температуру следует понизить до 80ºС.
7.9.8. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ:
— в процессе работ по устройству асфальтобетонных покрытий следует вести журналы лабораторного контроля качества исходных материалов и готовых асфальтобетонных смесей, температуры битума, температуры смеси на месте приготовления и укладки, а также журнал укладки и уплотнения смеси по сменам. Контроль приготовления асфальтобетонных смесей осуществляется в соответствии с п. 7.1.8., схема № 10;
— контроль температуры горячей и теплой смеси – в каждом автосамосвале;
— постоянно – качество продольных и поперечных сопряжений укладываемых полос;
— контроль качества асфальтобетона по показателям вырубок (кернов) в трех местах на 7000 м² покрытия по ГОСТ 9128-84 и ГОСТ 12201-84, а также прочность сцепления слоев покрытия.
Вырубки (керны) отбираются в слоях из горячих и теплых асфальтобетонов через 1-3 суток после уплотнения, а из холодных – через 15-30 суток на расстоянии не менее 1 метра от края покрытия и не менее 0,5 м от оси дороги;
— коэффициенты уплотнения должны быть не ниже:
* 0,99 – для плотного асфальтобетона из горячих и теплых смесей типа А и Б;
* 0,98 – для плотного асфальтобетона из горячих и теплых смесей типов В, Г и Д, пористого и высокопористого асфальтобетона;
* 0,96 – для асфальтобетона из холодных смесей;
— ровность покрытия должна соответствовать данным таблицы 7.9.-А:
Типы покрытий и измеряемые
Качество укладки асфальтового покрытия
В соответствии с требованиями СП 13-102-2003 п. 6.1 подготовка к проведению обследований предусматривает ознакомление с объектом обследования, проектной и исполнительной документацией на конструкции и строительство сооружения.
Экспертами произведен внешний осмотр асфальтового покрытия причала с выборочным фиксированием на цифровую камеру (см. Приложение № 1, фото № 1-12), что соответствует требованиям СП 13-102-2003 п. 7.2 Основой предварительного обследования является осмотр здания или сооружения и отдельных конструкций с применением измерительных инструментов и приборов (бинокли, фотоаппараты, рулетки, штангенциркули, щупы и прочее).
Обмерные работы производились в соответствии с требованиями СП 13-102-2003 п.8.2.1 Целью обмерных работ является уточнение фактических геометрических параметров строительных конструкций и их элементов, определение их соответствия проекту или отклонение от него. Инструментальными измерениями уточняют пролеты конструкций, их расположение и шаг в плане, размеры поперечных сечений, высоту помещений, отметки характерных узлов, расстояния между узлами и т.д.
Экспертами произведен внешний осмотр объекта, с выборочным фиксированием на цифровую камеру «SONY DSC-TX1 SKD»; (см. Приложение № 1), что соответствует требованиям СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений»,
Обмер геометрических параметров выполнялся с помощью измерительного инструмента:
– рулетка метрическая РФ6-7.5-25 по ГОСТ 7502- 98;
– дальномер DISTO D5 лазерный зав. № 391152136 (свидетельство о поверке № 0045502, действительно до 11.03.2014 г.);
– рейка дорожная универсальная «РДУ-Кондор»
Классификатор основных видов дефектов в строительстве и промышленности строительных материалов
Критический дефект — дефект, при наличии которого здание, сооружение, его часть или конструктивный элемент функционально непригодны, дальнейшее ведение работ по условиям прочности и устойчивости небезопасно, либо может повлечь снижение указанных характеристик в процессе эксплуатации.
Критический дефект подлежит безусловному устранению до начала последующих работ или с приостановкой работ.
Значительный дефект — дефект, при наличии которого существенно ухудшаются эксплуатационные характеристики строительной продукции и ее долговечность.
Значительный дефект подлежит устранению до скрытия его последующими работами.
Дефектом является — каждое единичное отступление от проектных решений или неисполнение требований норм.
2.1. Выявленные дефекты и отклонения конструкций
Экспертами были установлены следующие дефекты выполненных работ:
2.1.1 Зафиксированы отклонения от горизонтальной плоскости, неровности поверхности, выпуклости и просадки от 20 мм до 35 мм (см. Приложение № 1 фото 1, 2, 3, 4). Данный дефект является нарушением требований ГОСТ Р 50579-93 «Автомобильные дороги и улицы» п. 3.1.3, таблица 2 :
3.1.3 Ровность покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице 2.
Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам | Состояние покрытия по ровности | |
---|---|---|
Показатель ровности по прибору ПКРC-2, см/км, не более | Число просветов под 3-метровой рейкой, %, не более | |
А | 660 | 7 |
Б | 860 | 9 |
В | 1200 | 14 |
Примечания — Число просветов подсчитывают по значениям, превышающим указанные в СНиП 3.06.03 |
2.1.2 Зафиксированы обширные участки растрескивания асфальтового покрытия в результате нарушения технологии подготовки основания (см. Приложение № 1 фото 5, 6, 7). Данный дефект является нарушением требований ГОСТ Р 50579-93 «Автомобильные дороги и улицы» п.3.1.1,3.1.2.
3.1.1 Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных Повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами, дорожного движения скоростью.
Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице 1.
Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам | Повреждения на 1000 м 2 покрытия, м 2 , не более | Сроки ликвидация повреждений, сут., не более |
---|---|---|
А | 0,3 (1,5) | 5 |
Б | 1,5 (3,5) | 7 |
В | 2,5 (7,0) | 10 |
Примечания |
1 В скобках приведены значения повреждений для весеннего периода
3.1.2 Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.
2.1.3. Наплывы асфальта по бордюрному камню (см. Приложение № 1 фото 8, 9,).
2.1.4. Зафиксированы обширные участки толщиной асфальтобетонного покрытия с 1,5 до 4,0 см (см. Приложение № 1 фото 10, 11). Данный дефект является нарушением требований СНиП 3.06.03.85 «Автомобильные дороги» п.10.16.
10.16. Покрытия и основания из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 С, осенью — не ниже 10 С; теплых смесей — при температуре не ниже минус 10 С.
Допускается производить работы с использованием горячих асфальтобетонных смесей при температуре воздуха не ниже 0 С при соблюдении следующих требований:
толщина устраиваемого слоя должна быть не менее 4 см;
необходимо применять асфальтобетонные смеси с ПАВ или активированными минеральными порошками;
устраивать следует, как правило, только нижний слой двухслойного асфальтобетонного покрытия; если зимой или весной по этому слою будут передвигаться транспортные средства, его следует устраивать из плотных асфальтобетонных смесей;
верхний слой допускается устраивать только на свежеуложенном нижнем слое до его остывания (с сохранением температуры нижнего слоя не менее 20 С).
Укладку холодных асфальтобетонных смесей следует заканчивать ориентировочно за 15 дней до начала периода осенних дождей, за исключением смесей с активированными минеральными материалами.
2.1.5. Зафиксированы участки неуплотненного асфальтобетонного покрытия вдоль стен зданий и бордюрных камней (см. Приложение № 1 фото 12, 13, 14). Данный дефект является нарушением требований СНиП 3.06.03.85 «Автомобильные дороги» п.10.24.
10.24. При использовании асфальтоукладчиков с трамбующим брусом и виброплитой (типа ДС-155) следует уплотнять:
Скорость катков в начале укатки не должна превышать, км/ч: гладко-вальцовых — 6, вибрационных — 3, на пневматических шинах — 10.
При первом проходе гладковальцовых катков ведущие вальцы должны быть впереди.
(см. Приложение № 1 фото 15, 16, 17). Данный дефект является нарушением требований СНиП 3.06.03.85 «Автомобильные дороги» п.10.31
3. Заключение
Целью экспертизы является: определение качества укладки асфальтобетонного покрытия на объекте.
3.1. В результате проведенного обследования асфальтобетонного покрытия установлены следующие основные дефекты:
3.1.1. Отклонения от горизонтальной плоскости асфальтового покрытия, неровности поверхности, выпуклости и просадки от 20 мм до 35 мм, что является нарушением ГОСТ Р 50579-93 «Автомобильные дороги и улицы» п. 3.1.3, таблица 2.
3.1.2. Обширные участки растрескивания асфальтового покрытия в результате нарушения технологии подготовки основания, что является нарушением ГОСТ Р 50579-93 «Автомобильные дороги и улицы» п.3.1.1,3.1.2.
3.1.3. Наплывы асфальта по бордюрному камню.
3.1.4. Участки толщиной асфальтобетонного покрытия с 1,5 до 4,0 см,
что является нарушением СНиП 3.06.03.85 «Автомобильные дороги» п.10.16.
3.1.5. Участки неуплотненного асфальтобетонного покрытия вдоль стен зданий и бордюрных камней, что является нарушением СНиП 3.06.03.85 «Автомобильные дороги» п. 10.24.
Данные дефекты являются результатом:
а) Несоблюдения технологии выполнения работ, требований строительных норм и правил;
б) Отсутствия контроля со стороны Подрядчика за качеством выполнения работ;
в) Перечисленные выше дефекты безусловно должны быть устранены Подрядчиком с неукоснительным соблюдением строительных норм и правил для выполнения всех видов работ.
Выводы
Выявленные дефекты являются критическими. Для устранения выявленных дефектов необходимо удалить уложенное асфальтовое покрытие и выполнить работы по укладке асфальтового покрытия заново с соблюдением требований строительной нормативной документации.
Эксперт ЗАО «СТРОЙЭКСПЕРТИЗА» ___________ М.В. Тебуев
Эксперт ЗАО «СТРОЙЭКСПЕРТИЗА» ___________ А.Р. Саргсян
Приложение 1
Фото №1 Фото №2
Фото №3 Фото №4
Фото №5 Фото №6
Фото №7 Фото №8
Фото №9 Фото №10
Фото №11 Фото №12
Фото №13 Фото №14
Фото №15 Фото №16
Фото №17
Юридическое сопровождение после получения заключения по строительной экспертизе является крайне важным и необходимым шагом!
Во-первых, оно позволяет правильно интерпретировать выводы экспертизы и определить дальнейшие действия. Квалифицированный юрист сможет выявить потенциальные риски, связанные с выявленными нарушениями или недостатками, и разработать стратегию их устранения.
Во-вторых, юридическое сопровождение обеспечивает защиту интересов заказчика или застройщика в случае возникновения споров с подрядчиками, поставщиками или контролирующими органами. Юрист будет представлять интересы клиента в судебных разбирательствах, вести переговоры и добиваться наиболее выгодных для клиента решений.
В-третьих, юридическое сопровождение позволяет грамотно оформить необходимую документацию, связанную с устранением выявленных недостатков, и обеспечить соблюдение всех правовых норм. Это особенно важно в случае, если экспертиза выявила серьезные нарушения, которые требуют значительных финансовых и временных затрат на их устранение.
Таким образом, юридическое сопровождение после получения заключения по строительной экспертизе является крайне важным и необходимым шагом для любого застройщика или заказчика строительных работ.
Оно позволяет правильно интерпретировать результаты экспертизы, разработать эффективную стратегию действий, защитить интересы клиента в случае возникновения споров, а также обеспечить соблюдение всех правовых норм при устранении выявленных недостатков. Грамотное юридическое сопровождение может стать ключевым фактором успешного завершения строительного проекта.
Асфальтобетонного покрытия перед укладкой
Перед укладкой асфальтобетонного покрытия важно уделить особое внимание подготовке основания. Главное – основание должно быть твердым и надежным.
Покрытия и основания из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С, осенью — не ниже 10 °С; теплых смесей — при температуре не ниже минус 10 °С. Перед укладкой смеси (за 1-6 ч) необходимо произвести обработку поверхности нижнего слоя битумной эмульсией, жидким или вязким битумом, нагретым до температуры.
Норму расхода материалов, л/м 2 , следует устанавливать:
– при обработке битумом основания — равной 0,5-0,8, нижнего слоя асфальтобетонного покрытия — 0,2-0,3;
– при обработке 60 %-ной битумной эмульсией основания — 0,6-0,9, нижнего споя асфальтобетонного покрытия — 0,3-0,4.
Температура асфальтобетонных смесей при укладке в конструктивные слои дорожной одежды должна соответствовать требованиям ГОСТ 9128-84. Уплотнение смесей следует начинать непосредственно после их укладки, соблюдая при этом температурный режим. При использовании асфальтоукладчиков с трамбующим брусом и пассивной выглаживающей плитой (типа ДС-126А, ДС-143) следует уплотнять:
Холодные асфальтобетонные смеси предварительно следует уплотнять катком на пневматических шинах (6-8 проходов) или гладковальцовым массой 6-8 т (4-6 проходов), а окончательное уплотнение достигается от движения транспортных средств, которое следует регулировать по всей ширине проезжей части, ограничивая скорость движении до 40 км/ч. Предварительное уплотнение холодных асфальтобетонных смесей с активированными минеральными материалами допускается также производить катками массой 10-13 т, однако при появлении трещин укатку следует прекратить.
При укладке асфальтобетонных смесей толщиной 10 — 18 см уплотнение следует выполнять сначала самоходным катком на пневматических шинах (6 — 8 проходов), затем гладковальцовым массой 11 — 10 т (4 — 6 проходов).
Рабочая скорость движения катков при уплотнении слоев повышенной толщины при первых 2 — 3 проходах не должна превышать 2 — 3 км/ч, при последующих 12 — 15 км/ч. Давление воздуха в шинах катка в начале укатки должно быть не более 0,3 МПа, в конце — 0,8 МПа. Уплотнение асфальтобетонных смесей, содержащих полимеры, следует начинать только гладковальцовыми катками массой 6 — 8 или 10 — 13 т. При укладке смеси сопряженными полосами следует применять два (и более) укладчика или производить разогрев кромок ранее уложенной полосы с помощью инфракрасных излучателей, а при их отсутствии производить разогрев кромки ранее уложенной полосы путем укладки на нее горячей смеси шириной 10 — 20 см. После разогрева кромки смесь следует сдвинуть на устраиваемую полосу до ее уплотнения.
При укладке асфальтобетонных смесей сопряженными полосами в процессе уплотнения первой полосы вальцы катка не должны приближаться более чем на 10 см к кромке сопряжения. Уплотнение следующей полосы необходимо начинать по продольному сопряжению. Сопряжение полос должно быть ровным и плотным. Поперечные сопряжения полос, устраиваемых из асфальтобетонных смесей, должны быть перпендикулярны оси дороги.
4. Окончательное профилирование поверхности покрытий и оснований после разравнивания их машинами.
Асфальтоукладчик ДС-106 состоит из полуприцепного бункера на пневматическом ходу и вибробруса, навешиваемого впереди на распределитель бетона или профилировщик. Бункер выполняет роль не только приемного, но и распределительного и дозирующего устройства с регулируемой по высоте задней стенкой. Бетоноукладчик ДС-101 выполняет операции по окончательному распределению бетонной смеси, полуавтоматической закладке арматурных стержней по оси машины и с боков покрытия для соединения бетонируемых полос, устройству продольного шва в свежеуложенном бетоне с заполнением его
изоловой лентой и предварительной отделки покрытия. Рабочими органами бетоноукладчика являются распределительный шнек, первая дозирующая заслонка, пакет глубинных вибраторов, вторая дозирующая заслонка с электромагнитными вибраторами, два качающихся формующих бруса, выглаживающая плита и боковые скользящие формы.
Рабочие органы и скользящие формы смонтированы на вспомогательной раме, которая крепится при помощи специальных пальцев к основной раме бетоноукладчика. Скорость перемещения укладчика до 3,2 м/мин. При устройстве покрытий, армированных сеткой, бетоноукладчик комплектуют вибропогружателем арматурной сетки ДС-102.
Вибропогружатель смонтирован на полуприцепной двухопорной пневмоколесной раме и крепится к бетоноукладчику при помощи специальных тяг. К раме при помощи регулируемой амортизационной подвески прикреплены две секции вибропогружателей; вибрация каждой секции осуществляется двумя механическими вибраторами. Глубина погружения сетки регулируется двумя гидроцилиндрами.
Бетоноукладчик снабжен дополнительным оборудованием: устройством для формования кромок покрытия; вибрационным нарезчиком продольного шва в свежеуложенном бетоне; устройством для укладки арматурных штырей. Бетоноотделочная машина — трубчатый финишер ДС-104 предназначена для окончательной отделки поверхности цементно-бетонного покрытия.
Основным рабочим органом машины является выглаживающая тонкостенная труба, состоящая из двух секций и расположенная диагонально по отношению к направлению движения машины. Выглаживающая труба оборудована системой водяного орошения для смачивания поверхности покрытия при его отделке. Отделка покрытия осуществляется челночными проходами за 3—4 раза.
Машина ДС-105 для нанесения на поверхность бетона пленкообразующих материалов оборудована баком с мешалкой, насосом для перекачки жидкости и распылительным устройством. Машина перемещается со скоростью до 10 м/мин, нанося тонким слоем на поверхность покрытия влагозащитную пленку или раскладывая рулонную синтетическую пленку на ширину от 3,65 до 7,92 м. Нарезчик поперечных швов ДС-112 смонтирован на самоходной пневмоколесной тележке.
В качестве рабочих органов нарезчик имеет две каретки (с двумя режущими дисками каждая), которые перемещаются одновременно вдоль рамы, нарезая поперечные швы в затвердевшем бетоне. Нарезчик швов ДС-115 представляет собой четырехколесную тележку с установленным на ней рабочим органом — трехдисковым нарезчиком для нарезки продольных швов в затвердевшем бетоне. Транспортировку всего комплекта ДС-100 и вспомогательных машин и оборудования осуществляют двумя трейлерами ДС-107 с тягачом МАЗ-537. Комплект машин ДС-100 для скоростного строительства автомобильных дорог с цементно-бетонным покрытием рассчитан на годовую выработку 50—75 км, поэтому эффективное использование машин может быть достигнуто только при условии заблаговременной подготовки земляного полотна, обеспечения транспортными средствами (большегрузными автомобилями-самосвалами типа КрАЗ-256Б) и бесперебойного снабжения инертными материалами и цементом заводов, приготавливающих цементно-бетонные смеси.