Использование плодов какао и пестрых раковин в качестве заменителей денег представляет собой интересный пример товарно-денежных отношений в древних цивилизациях. Плоды какао, обладая ценностью не только как источник пищи, но и как основа для напитков, использовались как средство обмена, а раковины служили универсальным платежным средством благодаря своей редкости и эстетической привлекательности.
Такие альтернативные формы денег обеспечивали гибкость в торговле и способствовали экономическому взаимодействию между различными племенами и культурами. Это подчеркивает, что деньги в своем современном понимании не являются единственным инструментом для ведения торговли, поскольку любые высокоценные и востребованные товары могут выполнять функцию средства обмена в обществе.
12 вещей, которые использовали вместо денег
Деньги не всегда были знаками на магнитных полосках, металлическими кружочками и мятыми бумажками.
Если бы история повернулась чуть-чуть иначе, очень может быть, что платежные средства сегодня выглядели бы так.
Мешки риса
Япония, позаимствовав у Китая все — от придворного церемониала до иероглифов, — почему-то оставила без внимания китайские монеты с дырками, которые носили в связках. Поэтому вплоть до поздних самурайских времен японцы расплачивались друг с другом в основном рисом, и зарплата выдавалась им же. Может быть, удивительная хрупкость и миниатюрность жителей страны Ямато этим фактом и объясняется: сварить на ужин тарелку денег рука не каждый день поднимется.
Морские свинки
В Южной Америке их ели и едят до сих пор, но зато их никто не дарит детям на день рождения, так что сам решай, какая цивилизация более жестока по отношению к этим грызунам. Раньше свинки использовались В качестве основной денежной единицы: за двух свинок древние инки отдавали, к примеру, небольшой жбан кактусового самогона. Если бы эта мелкая разменная монета инков до сих пор была в ходу, пятничные посещения баров выглядели бы куда эффектнее, согласись.
Скальпы
Представляешь, подходишь ты к банкомату, а он и распечатывает тебе: «Доступных средств: два длинноволосых скальпа краснокожих воинов, три стриженых скальпа европейских скво, два детских…» Может, и к лучшему, что чероки, кроу и ирокезы проиграли свою войну бледнолицым? Во всяком случае, они больше не носят на своих поясах мешочки с этой ценной валютой.
Связки табака
Виргиния в XVII веке была крупнейшим экспортером табака в Европу. Так как местную монету виргинцам чеканить не позволяли, а британских фунтов там было очень мало, то все расчеты делались в связках табака, причем в связках виртуальных, так как желающих таскать на своем горбу охапки листьев было немного.
Львиные когти и зубы акулы
Понятно, что деньгами должно быть то, что непросто достать. Жители Черного континента хорошо знали, что достать особенно трудно. Нет, это не золото и не драгоценные камни. Золото все-таки не пытается откусить тебе голову, когда ты его добываешь.
Какао-бобы
Денежное дерево, которым был соблазнен один доверчивый носатый тип, существовало на самом деле. И у майя, и у ацтеков в качестве основного платежного средства имели хождение какао-бобы. Жаль, что этот обычай ушел в прошлое… Впрочем, с нашим климатом мы, наверное, не можем сожалеть об этом так уж искренне. Но идея не лишена здравого зерна: лежишь себе дома, любуешься прихотливым узором трещин на потолке, а за окном, тихо шелестя листьями, растут и созревают деньги.
Огромные железные прутья в два метра длиной
Когда спартанский предводитель Ликург, помешанный на аскетизме, придумывал, чем бы еще поддержать чистоту нравов своих соотечественников, ему в голову пришла гениальная идея. Весь разврат идет от денег? Ну тогда сделаем так, чтобы этих денег никому и даром не хотелось! И Ликург ввел в обращение особенные спартанские деньги — тяжеленные железные толстые пруты двухметровой длины.
Своего он добился. Желающих продавать что-то за эти деньги не нашлось, воровство истребилось, и спартанцы вернулись к натуральному обмену.
Лошади
До пришествия белых краснобородых людей с Востока индейцы лошадей не знали. А узнав, увлеклись ими со всем жаром души. Пожалуй, даже чересчур. Полчища мустангов на индейских территориях плодились с невероятной быстротой, большинство лошадей были злобны и необъезженны, но тем не менее всякий полудикий табун имел своего хозяина.
Любой уважающий себя отец семейства располагал несколькими сотнями голов, и лошадь была основным платежным средством того времени. За хорошее ружье отдавали десяток мустангов, за одеяло, выкрашенное красивой синей краской, могли заплатить двумя-тремя, а выкуп за красивую невесту составлял от двадцати до ста голов.
Морские раковины
Аборигены Австралии, Африки, Южной Америки и Океании собирали в море редкие раковины каури и использовали их в качестве денег. В XVII–XVII веках даже европейцы, организовывавшие там колонии, иногда рассчитывались друг с другом связками каури.
Дохлые животные
Пушные шкурки были основной валютой Руси вплоть до XII–XIV веков. И даже когда в обиход были введены монеты, названия остались прежними: ногата — шкурка соболя с четырьмя лапками, куна — шкурка куницы, беля — белка.
Древесная кора
На кусках коры древние монголы делали отметки, обозначавшие количество скота, которое они должны выдать подателю сего. Эта чековая система прижилась настолько, что автор подписи вместе со своими овцами мог давно почить в бозе, но корявая денежка все рано принималась в качестве платежного средства.
Глыбы известкового шпата
От трех с половиной до пяти тонн, между прочим, была денежка. Хождение, то есть, пардон, стояние, сия платежная единица имела еще сравнительно недавно на острове Яп в Микронезии. Местным жителям, правда, хватило сообразительности, чтобы не таскать ее с собой в карманах, на фэях (так они назывались) просто ставились отметки очередных владельцев.
Что еще интересно: фэи были только мужскими деньгами, ими могли расплачиваться друг с другом исключительно мужчины. А женские деньги представляли собой браслеты из редких морских раковин. Неудивительно, что и тогда женщины разбазаривали финсредства более легко и непринужденно, чем их мужья.
«Какао часто использовали вместо денег»
Обозреватель “Ъ FM” Петр Воронков рассказывает об истории напитка.
Развернуть на весь экран
Яблонская, Коммерсантъ / купить фото
Отправляемся в экваториальные леса, где душно и влажно, но именно в таких условиях лучше всего растет какао — этим словом называют и дерево, и бобы, и порошок, который из них производят. «Коричневое золото» попало к европейцам в 1519 году благодаря испанскому конкистадору Эрнану Кортесу, разорившему не империю даже, а цивилизацию ацтеков. В сокровищнице последнего вождя индейцев Монтесумы II испанцами было найдено 25 тыс. центнеров какао. Как выяснилось, это была дань вождю от простолюдинов.
В те времена какао часто использовали вместо денег. К примеру, за одного раба давали 100 какао-бобов. А в качестве напитка его употребляла только высшая знать. Он представлял собой смесь горячей воды с добавлением какао, маиса, ванили и острого перца. И что самое необычное для нас: его щедро приправляли солью.
В искусстве индейцев майя наблюдалась тесная связь между плодами какао и сердцем человека, между жидким шоколадом и кровью, возможно, связанная с красноватым оттенком напитка. На сосудах сохранились изображения богов, которые надрезают себе шею и направляют струи крови в плоды дерева какао.
В Европе напиток поначалу был запрещен. Церковь объявила его пойлом еретиков: священники считали, что он может испортить кровь и повлиять на цвет кожи новорожденных младенцев. Но однажды какао попало к папе римскому, и тот отменил запрет, поскольку посчитал напиток отвратительным и решил, что пить его для удовольствия и так никто не будет.
И только потом европейцы догадались добавлять в какао сахар. А еще позже выяснилась исключительная польза какао при депрессиях, бронхиальной астме, сердечно-сосудистых заболеваниях. Неслучайно его так ценили индейцы. А вождь Монтесума в день выпивал до 50 маленьких чашек.
- Петр Воронков подписаться отписаться
- «Коммерсантъ FM». Путешествия с Петром Воронковым подписаться отписаться
Интегрированный урок истории и географии "Народы и государства Доколумбовой Америки"
Интегрированный урок на основе деятельностного подхода позволяет ученикам в активной форме освоить знания о географическом положении, природно-климатических условиях с одной стороны, и с особенностями хозяйственной и общественной жизни народов доколумбовой Америки с другой стороны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа «разработка урока доколумбова америка»
- Географическое положение и особенности природно-климатических условий Центральной и Южной Америки
- основные занятия народов доколумбовой Америки;
- группы населения и особенности управления государствами
- главные достижения культуры американских народов.
- извлекать информацию из объяснения учителя, устных сообщений одноклассников;
- находить общее и различное в общественных порядках майя, ацтеков, инков;
- работать с исторической картой: находить нужные объекты, наносить их на контурную карту;
- оценивать масштабность происходивших событий и явлений в доколумбовой Америке и их значимость для эпохи Средневековья.
- Оргмомент
- Формулирование темы урока
- Постановка цели урока
- Определение этапов деятельности по достижению цели
- Основная деятельность — оформление дневника путешественника и контурной карты 5.1. знакомство с географическим положением и природно-климатическими условиями региона
- Подведение итогов, выставление оценок.
- Рефлексия.
- Домашнее задание
- карта «доколумбова Америка»;
- контурная карта «доколумбова Америка»
- медиапроектор (презентация);
- дидактический материал: Дневник путешественника, карточки с заданиями для закрепления
- .
Название племени | Занимаемая территория | Занятия | Как было устроено управление государством. | Достижения культуры |
1. Майя | ||||
2. Ацтеки | ||||
3. Инки |
- Ин шочитль, ин куикатль – цветок и песня = поэзия;
- Ин атль, ин тепетль= вода и холм = город;
- Топко, петлакалко= в мешке и в ящике = тайна
- Умение людей выплавлять железо /нет/.
- Изготовление орудий труда из камня и бронзы. /да/.
- Отсутствие тягловых животных /да/.
- Наличие знати /да/.
- Развитие астрономических и математических знаний /да/.
- Вера во множество богов /да/.
- Умение изготавливать повозки и колесницы /нет/.
- Широкое использование тягловых животных /нет/.
- Сооружение многочисленных храмов и дворцов /да/.
- Использование вместо денег плодов какао и пёстрых раковин /майя/.
- Создание единого государства со столицей в городе Куско /инки/.
- Сооружение сети дорог, которые связывали окраины государства со столицей /инки/.
- Существование ряда независимых городов — государств, отсутствие единого государства. /майя/.
- Почитание в качестве главных божеств бога войны Уицилопочтли и бога земли Тлалока /ацтеки/
- Правитель государства командовал войском, был верховным судьёй и главным жрецом. Должность эта была выборной, но право избирать правителя имели лишь несколько самых знатных семей. /ацтеки/
- Успехи в развитии астрономии, математики, умение предсказывать затмения, составление самого точного в мире календаря, введение в математику понятия «ноль» /майя/
- Во главе государства стоял наследственный правитель, считавшийся прямым потомком бога Солнца. Он обладал неограниченной властью над подданными своей империи и являлся владельцем всей земли в государстве /инки/
- Люди верили, что раз в 52 года миру угрожает опасность, и если не задобрить богов постройкой огромных пирамид и человеческими жертвоприношениями, то Вселенную постигнет катастрофа /ацтеки/
- Для передачи сообщений использовали узелки, завязанные на шнурках разного цвета /инки/
- Народы Америки рано стали заниматься земледелием и освоили ряд неизвестных в других частях света полезных растений.
- У них складывались классовые общества и возникали государства.
- Они создали свою оригинальную культуру – письменность, календарь, добились успехов в астрономии и математике, в архитектуре и изобразительном искусстве.
Просмотр содержимого презентации «неароды и государства доколумбовой Америки»
ДОКОЛУМБОВА АМЕРИКАТема урока:«Народы и государства доколумбовой Америки»
Работаем по плану:
- Географическое положение.
- Государство и общественные отношения.
- Занятия населения.
- Достижения культуры.
Задание на урок:
Оформить дневник путешественника, сделать выводы:
внесли ли народы и государства доколумбовой Америки свой вклад во всемирную историю человечества?
Географическое положение.
Природа и климат.
Природа и климат.
Природа и климат
Путевой дневник по миру народов доколумбовой Америки
Как было устроено управление государством.
Племена майя:
- Народ майя населял полуостров Юкатан и прилегающую к нему область в Центральной Америке, покрытые густыми джунглями.
На какие группы делилось население майя:
Рабы (военнопленные, преступники, должники)
Открытия и достижения майя
- В Средние века майя уже знали письменность. Иероглифы наносили кисточками на бумагу, рукописи украшали рисунками. Жрецы записывали молитвы, мифы и исторические события. Надписи высекали также на стенах храмов и высоких каменных столбах.
Письменность майя
Календарь майя
Жрецы указывали сроки начала земледельческих работ на основе календаря, который был одним из самых точных календарей народов Древности и Средневековья.
Архитектура майя
Пирамида Чичен-Ице
Полуостров Юкатан, часть Центральной Америки
Как было устроено управление государством.
Земледелие, ремесло, обработка камня
Нет единого государства. Каждый город имел собственного правителя – «великого человека». Ремесленники и земледельцы – «низкие люди», рабы – еще ниже.
Календарь, письменность, астрономические обсерватории
В Мексике, на плоскогорье высотой 2000 м над уровнем моря, у подножий горных вершин расположена живописная долина с мягким климатом и плодородной почвой. В XIII веке сюда с севера пришли ацтеки и основали на островах посреди большого озера город Теночтитлан
Главный храм Теночтитлана
У горожан земли не хватало. Поэтому они устраивали посевы на узких полуостровах и даже на сплетенных из ветвей плотах, где укладывали поднятые со дна озера водоросли и плодородный ил. Такие «плавучие поля» давали несколько урожаев в год и могли прокормить жителей столицы
Группы населения у ацтеков:
Занятия населения.
Как было устроено управление государством.
Территория Мексики в долине озера Тескоко
Земледелие, ремесло, военное дело.
Государство во главе с императором. Столица – Теночтитлан. Военная знать занимала высокие должности.
Большие успехи в ремесле. Обработка золота.
Государство инков:
В суровых горах Андах на западе Южной Америки раскинулась на тысячи километров страна инков Перу. Центром ее был город Куско с прилегающей долиной.
Управление у инков:
Верховный Инка –
неограниченный
— издавал законы
-руководил войском
-решал вопросы войны и мира
-главный контролер
— правители провинций
«сыны Солнца» –
кровные родственники
высшие должности
знать покоренных
— контролировали всю страну
вплоть до каждого
крестьянского двора
Совершенно бесправны
Занятия инков:
Государство инков было подчинено интересам войны и по образу жизни напоминало казарму. Мужчины были поделены на отряды — десятки, сотни и т. д. — во главе с начальниками. Дисциплина в войске была крайне суровой
Архитектура инков.
Архитекторы воздвигали храмы, дворцы, крепости. Главная крепость инков в Куско располагалась на скалистом холме и соединялась с городом туннелями.
Крепость инков
Как было устроено управление государством.
Запад Южной Америки. Центральные Анды.
Земледелие, ремесло, военное дело.
Государство Перу со столицей Куско. Правитель – Верховный Инка, Сын солнца. Высокие должности занимали его кровные родственники, а чиновниками становились знатные люди завоеванных народов. Свободные общинники были бесправны.
Узелковое письмо – кипу, почта, дороги, особые школы.
Задание на урок:
Проанализируйте записи в дневнике путешественника:
внесли ли народы и государства доколумбовой Америки свой вклад во всемирную историю человечества?
- Ин шочитль, ин куикатль – цветок и песня
- Ин атль, ин тепетль= вода и холм
- Топко, петлакалко= в мешке и в ящике
- Умение людей выплавлять железо /нет/. Изготовление орудий труда из камня и бронзы. /да/. Отсутствие тягловых животных /да/. Наличие знати /да/. Развитие астрономических и математических знаний /да/. Вера во множество богов /да/. Умение изготавливать повозки и колесницы /нет/. Широкое использование тягловых животных /нет/. Сооружение многочисленных храмов и дворцов /да/.
- Умение людей выплавлять железо /нет/.
- Изготовление орудий труда из камня и бронзы. /да/.
- Отсутствие тягловых животных /да/.
- Наличие знати /да/.
- Развитие астрономических и математических знаний /да/.
- Вера во множество богов /да/.
- Умение изготавливать повозки и колесницы /нет/.
- Широкое использование тягловых животных /нет/.
- Сооружение многочисленных храмов и дворцов /да/.
Домашнее задание:
- Параграф 33, записи, вопросы, закончить работу в путевом листе.
История Средних веков 6 класс
- http://zabugortour.ru/assets/galleries/14/kanada.jpg
- http://malahov-plus.com/uploads/posts/2010-04/1271740013_1234526217_qargidali.jpg
- http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/60/865060/f_15873537.jpg