Как действовать при гидроударе: советы и рекомендации

Порой ненастная погода может порядком испортить настроение автолюбителям, будь то внезапный ливень или тающий снег. После сильного дождя проезжая часть становится полосой препятствий и опасностей: выбоины и ямы на дороге скрываются под лужами. В таких случаях возникает риск повредить не только кузов или подвеску, но и заполнить водой внутренние полости двигателя внутреннего сгорания. И это не страхи только для водителей-новичков. Немногие даже из опытных водителей воспринимают всерьез, как и далеко не все знакомы с правилами, что делать при гидроударе и как действовать после.

Что такое гидроудар двигателя авто

Гидроудар— это случайное попадание воды в камеры внутреннего сгорания двигателя (зачастую она поступает через пути воздуховода) с последующим мощным ударом поршней об образовавшуюся пробку из жидкости. Так случается один из главных страхов автолюбителей: из-за подобного повреждения выходит из строя автомобильный двигатель.

Техническим языком, к гидроудару ДВС приводит следующее условие: количество жидкости в цилиндре оказывается больше общего объема камеры сгорания при положении поршня в верхней мертвой точке (далее ВМТ). Все мы помним из основ уроков физики о важном свойстве воды, что она несжимаемая. Как развивается процесс нарушения при гидроударе двигателя машины?

Когда наступает момент такта сжатия и закрыты оба клапана, поршень движется вверх, чтобы сжать топливовоздушную смесь. Затем, при приближении поршня к верхней мёртвой точке, он буквально упирается в водный блок. В результате давление во внутренней полости цилиндра многократно вырастает.

На следующем этапе возникшая сила давления, направленная на поршень, передается через поршневой палец на шатун, тем самым вызывает в последнем напряжение сжатия. Мгновенно возрастает инерция вращающегося коленчатого вала. При работающей передаче коленвал по-прежнему прокручивается благодаря инерции автомобильного движения. В это же время шатун принимает удар на себя. По одну сторону заблокированный водой поршень, по другую — коленвал, вращение которого обеспечивается другими цилиндрами и всем весом автомобиля.

К чему же приведет такое развитие ситуации? К сильному повреждению шатуна: его стержень согнется в плоскости вращения коленвала. Из-за деформации он потеряет устойчивость под действием нагрузки сжатия, расстояние между центрами отверстий нижней и верхней головок уменьшится.

Что затем произойдет с двигателем автомобиля после гидроудара? Он остановится под тормозящим влиянием жидкости. Вне зависимости от частоты вращения слаженная работа всего механизма будет нарушена. Важно отметить, что случись гидроудар во время перемещения автомобиля на быстрых скоростях, то последствия для двигателя могут стать по-настоящему губительными.

Причины возникновения гидроудара

Известны два частых случая, по которым может произойти гидравлический удар:

  1. Те ситуации, когда автомобиль преодолевает такую водную преграду, уровень воды которой выше места расположения воздухозаборника под капотом.
  2. По второму сценарию событий автомобиль стремительно проезжает через глубокую лужу или впадину на дороге.

В обоих случаях уровня вполне воды хватает для проникновения в полость воздушного фильтра и она переходит в камеры сгорания.

Важно помнить, что порой гидроудар может возникнуть и в результате различных неисправностей деталей механизма. К ним можно отнести трещины ГБЦ или БЦ, а также деформации прокладок ГБЦ, при которых происходит утечка жидкости из охлаждающей системы двигателя. Например, автомобиль находился в состоянии длительного простоя. За этот период влага успела накопиться в секции над поршнем. В момент внезапного запуска мотора при наличии дефектов может наступить гидравлический удар.

Если вы долго не пользовались машиной, проведите первичный осмотр, чтобы уберечь двигатель от вынужденного ремонта. Уделите внимание уровню ОЖ и проанализируйте цвет выхлопных газов. Если не выявлено других утечек, а в расширительный бочок все равно приходится доливать жидкость, или двигатель дымит густым белым дымом, то, скорее всего, есть проблемы с прокладкой, деформации или трещины.

Важно! Гидроудар может возникнуть и из-за того, что моторное масло попало в цилиндр при неисправности турбины.

Как определить, что произошел гидроудар

Прежде чем решать, что делать после гидроудара двигателя, стоит научиться верно его определять. Одним из первых признаков гидроудара двигателя послужит особый звук, который возникает в момент прохождения водных препятствий или уже после них. Часто случается, что авто в это мгновение просто глохнет.

Известны ситуации, когда автомобиль при гидроударе не только не глохнет, но довольно хорошо перемещается на длительные дистанции (даже до 10 тыс. км). Однако обнадеживаться, что все обошлось, в этом случае не стоит, поскольку в этот период идет стремительный износ силового агрегата, что в итоге приведет к печальным последствиям.

На что же обратить внимание, чтобы понять, случился гидроудар и что делать? Следует проверить автомобиль на следующие признаки:

  • Присутствуют повреждения воздушного фильтра (его форма изменена) и видны следы от воды.
  • В полости цилиндра двигателя слой нагара возрастает ступенчато, в то время как поршень опускается ниже уровня стандартного положения.
  • На верхнем уровне цилиндра стерт нагар, его кромка неровная, в нижней части заметны блестящие следы.
  • Наличие следов износа на вкладышах, они похожи на блестящие полосы.
  • Присутствие большого количества нагара на противоположном участке огненного пояса.

Каждый из этих визуальных факторов подтверждает гидроудар двигателя. Чтобы их определить, не потребуется специальное оборудование.

При обнаружении таких признаков запрещено заводить мотор и следует перевезти автомобиль на эвакуаторе прямиком в сервисный центр.

Важно! После случившегося гидравлического удара не следует откладывать визит в сервисный автоцентр. Само присутствие воды в двигателе негативно сказывается на металле, может начать развиваться коррозия. Запомните, если более двух недель после гидроудара мотор останется без осмотра специалистов, восстановить его после этого будет практически невозможно.

Читайте:  Эффективные способы скрыть трубы водоснабжения в частном доме

Последствия гидроудара двигателя

К сожалению, последствия гидроудара не ограничиваются гнутым шатуном. Эта же сила действует на поршневой палец и приводит к искривлению. Это легко уточнить, просто приложив к деформированному пальцу лекальную линейку или ровный палец.

Также гидроудар не проходит бесследно и для поршней. Чаще всего повреждается нагруженная сторона юбки. Как это происходит? Сила давления на поршень вблизи ВМТ оказывается очень велика, что приводит к скачку силы трения в зоне соединения поршня и пальца. Затем при перекладке в ВМТ поршень уже не может повернуться на пальце.

Он начинает движение вместе с шатуном, в то время как юбка поршня упирается в цилиндрическую стенку, искривляется и даже может треснуть.

В дальнейшем ситуация ухудшится: после того как коленвал прокрутится дальше, далее поршень опустится до уровня нижней мертвой точки (НМТ). У современных моторов при положении поршня в НМТ расстояние между ним и противовесами коленвала редко превосходит несколько миллиметров. Искривление шатуна, по обыкновению, больше. Становится ясно, что произойдет в данной ситуации: шатун поведет поршень вниз и поставит его на противовесы. Не выдержав подобного давления, бобышки поршня незамедлительно треснут.

Допустим, что двигатель продолжает работу. В этот момент неизбежно возникнет стук, который сигнализирует об имеющихся неполадках. Суть в том, что поршень и шатун получают последовательные нагрузки, которые резко возрастают при единовременном искривлении шатуна и упоре поршня в противовесы в момент нахождения в НМТ. Опыт показывает, что в скором времени шатун или поршень просто сломаются окончательно. Как итог поврежденный шатун пробивает блок цилиндров.

Под влияние гидравлического удара попадают и другие сегменты двигателя. Бывает, что в верхней части цилиндра, где особо сильное давление, могут образоваться трещины. Зачастую это характерно для алюминиевых типов цилиндров с «сухими» или «мокрыми» гильзами, которые в разы уступают чугунным моноблокам в прочности и долговечности. Даже если трещин не возникло, остается риск деформации цилиндра в верхней части, что приведет к вынужденному ремонту.

В целом давление в цилиндре способно деформировать и головку блока: в области привалочной плоскости вблизи поврежденного цилиндра обычно образуется деформация порядка 0,03–0,05 мм. Примечательно, что при этом коленчатый вал при огромных запредельные нагрузках, как ни удивительно, страдает незначительно — искривления не превышают 0,02 мм.

В момент гидроудара колоссальные нагрузки возникают в приводе распределительного вала. В ту секунду, когда двигатель практически мгновенно останавливается, распределительный вал, по-прежнему вращаясь, внезапно натягивает цепь или ремень. Под ударные нагрузки попадут и другие элементы привода, например натяжитель. Вполне закономерно следующее, что делают после гидроудара, это заменяют поврежденные детали на исправные.

Подводя итоги, можно констатировать, что основные проблемы в механизме двигателя возникают даже не в момент гидроудара, а при последующей эксплуатации машины при наличии заведомо дефектных деталей. Правильна последовательность действий водителя определяет, насколько значительными будут повреждения.

Что делать при гидроударе двигателя

В жизни вы не спутаете гидроудар с обычной неисправностью. При переезде лужи об остановке автомобиля вас известит характерный звук (хлопок). Многие водители по неопытности сразу пробуют завести мотор. Это большая ошибка! Ни при каких обстоятельствах после хлопка не следует поспешно возобновлять работу двигателя.

Прежде чем решить, что же делать, определим варианты происходящего:

  1. Вы внезапно получили гидроудар двигателя, его заклинило.
  2. Случился гидравлический удар, двигатель заклинило, одновременно с этим искривлённый шатун пробивает блок цилиндров.
  3. Вы полагаете, что в мотор уже попала вода, его не заклинило, просто заглох.

В первом и втором случае необходимо руководствоваться правилом «не навредить», срочно вызвать эвакуационную службу, которая доставит машину на место сервисного обслуживания.

Самый благоприятный только последний случай. Значит, двигатель заглох, так и не успев получить гидравлический удар внутри механизма. Возможно, вода попала в цилиндры, но уже в то время, когда мотор не работал. В этом случае есть шансы справиться своими силами.

Что можно делать после гидроудара самостоятельно? Первое, что нужно предпринять, выкатить машину на сухое место, не забудьте при этом установить знак аварийной остановки. Затем потребуется просушить свечи, для чего их выкручивают из двигателя.

Примечание! Владельцы автомобилей с дизельными моторами должны помнить, что для них последствия гидроудара более серьезные, чем у бензиновых агрегатов. В таким моторах отсутствуют свечи зажигания, а значит, и нет способа быстро продуть цилиндры. Поэтому выход здесь один – не гадать, что делать при гидроударе дизельного двигателя, а оперативно доставить авто в мастерскую.

Далее разберите корпус воздушного фильтра и удостоверьтесь, он сухой или влажный. Если обнаружится, что фильтр промок, то это говорит о том, что вода могла проникнуть и в двигатель, то есть вероятность гидроудара оказывается очень высокой.

Если вы опытный автолюбитель и хорошо знаете, что делать при гидроударе ДВС, то можно провернуть коленчатый вал. Знайте, что нельзя приводить в действие мотор, пока через свечные отверстия будет вытекать вода. Подождите, пусть все стечет, потом попробуйте завести автомобиль и дайте поработать мотору в холостую.

Но все-таки лучше обезопасить себя от возможного вреда двигателю, не стоит торопиться и делать ошибки. Вызывайте эвакуатор и отправляйтесь на ближайшую станцию техобслуживания, где опытные специалисты знают, что делать при гидроударе машины, смогут просушить двигатель и цилиндры, заменить фильтры и спасти мотор вашего автомобиля.

Читайте:  Способы проверки реле давления насосной станции на работоспособность

Стоит отметить, что выше описан наилучший вариант развития событий для водителя, когда требуется только просушить двигатель и заменить фильтр. Однако зачастую гидроудар приводит к важным проблемам – повреждению блока цилиндров, искривлённым шатунам и серьезному ремонту.

В тот момент, когда передняя часть машины пробыла более 10 секунд под водой, можно сказать с 100 % уверенностью, что вода все-таки окажется в двигателе. Важно вовремя принять защитные меры и снизить негативные последствия для двигателя машины от гидроудара.

Совет: самостоятельно удалить воду, попавшую в дизельный мотор, вам вряд ли по силам. Для этого понадобится специальное оборудование.

Как избежать гидроудара двигателя

При правильном перемещении автомобиля по воде гидравлический удар двигателя случается довольно редко. Для того чтобы его избежать, нужно изучить, что не запрещено делать при гидроударе, и следовать этим простейшим советам.

  • При переезде глубоких луж старайтесь ориентироваться на бампер, обычно его высота ниже уровня воздухозаборника. Оцените заранее возможную глубину: если превышает лимит, то такое препятствие лучше объехать, иначе вам с большой долей вероятности придется ремонтировать двигатель после гидроудара.
  • Если пути объезда отсутствуют, то продолжайте движение максимально аккуратно, лучше на первой передаче, с той главной целью, чтобы не создавать перед машиной волны.
  • И важный нюанс, почему двигаться надо на минимальной скорости. Гидроудар будет только в случае, если вода попадет в работающий механизм ДВС. Тогда при пересечении препятствия максимально медленно двигатель успеет заглохнуть при попадании жидкости в область воздушного фильтра или воздухозаборника.

Примечательно, что, по наблюдениям бывалых джиперов и участников гонок по бездорожью, именно таким образом обычно и происходит, при условии, что движение сквозь водные преграды выполняется правильно и неспешно.

Гидроудар сам по себе явление редкое, зачастую случается из-за чрезмерного лихачества водителя или же пренебрежения им правил проезда через водные препятствия. Однако если такая неприятность все-таки случилась, то последствия могут быть печальными, вплоть до замены всего мотора. Соблюдение описанных выше рекомендаций при передвижении по воде и знание, что делать после гидроудара двигателя, позволят свести такие риски к минимуму.

Гидроудар двигателя: причины, признаки, последствия

О чем речь? Гидроудар двигателя случается при попадании воды в камеры сгорания. Такое может произойти при наезде на очень глубокую лужу или пересечении брода. Последствия всегда печальны – мотор требует капитального ремонта.

Как избежать? Чтобы не пришлось выкладывать в сервисе солидную сумму или покупать контрактный мотор, важно соблюдать простые правила: где есть вода, там лучше не ездить, а если очень нужно, необходимо предварительно проверить глубину препятствия и снизить скорость.

Что такое гидроудар двигателя простыми словами

Гидравлический удар, или гидроудар двигателя, – это резкое повышение давления в замкнутой системе, наполненной жидкостью. Оно может сопровождаться разрушением компонентов системы и разгерметизацией.

Рассмотрим причины гидроудара двигателя. Гидравлический удар в двигателе автомобиля возникает в цилиндрах и камерах сгорания. Если внезапно в мотор поступает большое количество воды, машина глохнет и останавливается. Детали двигателя испытывают большие нагрузки, что может приводить к их поломкам. В народе о гидроударе говорят так: «двигатель хлебнул воды».

Вода мешает автомобилю не только при спокойной езде, но и при быстром прохождении луж или затопленных дорог после ливней. Как вода попадает в двигатель при гидроударе? Это происходит через низкий воздухозаборник. Поршни останавливаются и не могут нормально функционировать.

Вследствие неудачных попыток сжатия воды в цилиндрах мотор остановится, при этом произойдет деформация деталей с последующим выходом из строя. При гидроударе автомобиль будет сильно трясти. Особенно опаснымпредставляется гидроудар дизельного двигателя, поскольку уровень сжатия и давление в таких моторах значительно выше, чем в бензиновых.

К быстрому разрушению двигателя чаще всего приводят высокое давление и нагрузки.

Признаки гидроудара двигателя

Определить признаки гидроудара очень важно, если вы хотите предотвратить серьезные повреждения автомобиля. На что надо обратить внимание:

Нехарактерные звуки, исходящие из моторного отсека при работающем двигателе. Это один из наиболее очевидных признаков гидравлического удара. Среди них:

  • стуки, напоминающие металлические;
  • шуршание или свист с высокой частотой, не соответствующий нормальной работе двигателя;
  • звуки, которые раньше не были слышны во время езды на автомобиле.

Снижение производительности мотора. В результате гидроудара мощность вашего авто может существенно упасть. Реакция педали газа может замедлиться, и автомобиль не будет разгоняться как обычно.

Выбросы дыма. Появление дыма из выхлопной системы также может свидетельствовать о проблемах с двигателем, возникших после гидроудара. Цвет дыма может указывать на конкретные неполадки.

  • синий дым сигнализирует о сгорании масла;
  • черный дым – о смешении масла с топливом или других неисправностях.

Двигатель глохнет. Еще один признак, позволяющий понять, что был гидроудар двигателя: мотор резко прекращает свою работу и не заводится. Попытки запустить двигатель могут лишь усложнить ситуацию и серьезно его повредить.

Отсутствие моторного масла или жидкости для охлаждения. Последствия гидроудара могут привести к утечкам жидкостей, следовательно, резкое снижение их уровня может служить индикатором наличия неисправности.

Зная, что такое гидроудар двигателя автомобиля, вы не пропустите указанные сигналы. Если они имеют место, необходимо срочно обратиться к специалистам. Раннее выявление гидроудара и оперативное вмешательство специалистов могут предотвратить серьезные повреждения двигателя и сократить расходы на ремонт.

Обнаружив признаки гидроудара двигателя и пренебрегая вышеописанными указаниями, вы рискуете столкнуться с серьезными последствиями для вашего авто.

Последствия гидроудара двигателя

Как происходит гидроудар двигателя автомобиля? Если на большой скорости проехать по луже и попасть в нее колесом, то двигатель все равно продолжит работать, но поршень внезапно остановится. В таком случае шатун попадет в жесткую мясорубку и будет сильно сдавлен с двух сторон. Давление будет нарастать, пока коленвал продолжает движение.

Читайте:  Как поступить, если бак водонагревателя начал течь

Если обороты двигателя высокие, мотор сразу не заглохнет, но шатун может сломаться под нагрузкой. Последствиями этого могут быть пробитый насквозь осколками шатуна цилиндр и его выбивание наружу — это называют «кулаком дружбы».

В случае неполной активации двигателя его инерция снижается, и до разрушения шатуна дело может не дойти, но двигатель заглохнет. Это более оптимистичный сценарий. После того, как двигатель заглохнет, есть вероятность, что его можно снова запустить.

Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок

Мы разработали мобильное приложение! После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок — 300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ

  • Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
  • Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
  • Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях

Установите приложение за 2 простых действия:

Иногда поршень может немного сместиться, и стартер не сможет его повернуть, однако при толчке поршень сойдет с мертвой точки, и двигатель снова заработает. Даже снятие свечей не понадобится – к тому моменту вода уже, вероятнее всего, вытечет из камеры сгорания в масляный поддон.

Двигатель в таком состоянии сможет продолжать функционировать, и машина будет способна проехать примерно десять тысяч километров. Однако в долгосрочной перспективе мотор все равно выйдет из строя, если его использовать дальше.

Что происходит за это время и что ломается при гидроударе двигателя? Осевые нагрузки на шатун, ось которого искривилась вследствие гидроудара, возрастают. Это приводит к быстрому износу деталей. Произошедшая деформация прогрессирует по мере возрастания нагрузок, что соответствует примерно десяти тысячам километров эксплуатации.

Так что если ваш двигатель столкнулся с гидроударом, то его ресурс ограничен, и после 10 000 километров он полностью выйдет из строя.

Повреждения также затрагивают механизм газораспределения, так как двигатель заклинивает, в то время как распределительный вал все еще продолжает вращаться. Поэтому при восстановлении все компоненты ГРМ – ролики, натяжитель, ремень или цепь – должны быть полностью заменены, в противном случае возможно заклинивание и обрыв ГРМ-ремня / цепи, что потребует вмешательства в головку – замены и закручивания клапанов, и, следовательно, разборки двигателя.

Что делать после гидроудара двигателя

Гидроудар – это серьезное испытание для вашего транспортного средства, и правильное реагирование в этой ситуации может значительно смягчить последствия. Как действовать при подозрении на гидроудар:

  1. Срочно прекратите движение автомобиля и аккуратно остановитесь на безопасном участке дороги. Заглушите двигатель. Не забывайте, что дальнейшее движение может ухудшить ситуацию.
  2. Проверьте двигатель. Изучите моторный отсек и обратите внимание на следующее:
  • Процессы утечки топлива или масла. Вытекание жидкостей может указывать на возможное возникновение гидроудара.
  • Дефекты в работе выхлопной системы. Внимательно осмотрите состояние глушителя и отводящей трубы.
  • Повреждения внешних элементов двигателя или его узлов.
  1. Не пытайтесь вновь завести мотор. Если внутренние компоненты двигателя повреждены, попытка запуска может принести дополнительный ущерб и усугубить положение.
  1. Обратитесь за помощью к специалистам. Срочно свяжитесь с опытными автомеханиками для диагностики и оценки нанесенного ущерба. Гидравлический удар приводит к разнообразным повреждениям, поэтому осмотр профессионалами необходим для дальнейшего ремонта.

Нецелесообразно самостоятельно чинить поломку – можно сделать только хуже и потратить на ремонт гораздо больше.

Как не получить гидроудар двигателя

Чтобы избежать возможного гидроудара двигателя, рекомендуется принять меры предосторожности. Обычно случаи погружения автомобиля в воду до уровня капота достаточно редки, поскольку большинство водителей не совершает экстремальных путешествий на своем автомобиле, предназначенном для городского движения.

Что важно помнить:

  1. Избегайте проезда по затопленным дорогам. Если есть возможность выбрать альтернативный маршрут, который не проходит через ямы, заполненные водой, лучше воспользоваться этим вариантом. В случае необходимости проезда через затопленные участки рекомендуется выбирать наиболее плоскую дорогу и двигаться с минимальной скоростью.
  1. Контролируйте скорость передвижения вашего автомобиля. При преодолении водных преград снизьте обороты. Чтобы предотвратить поступление воды в двигатель через систему выпуска, рекомендуется плавно увеличивать подачу газа при движении по болотистым местам.
  2. Избегайте езды в быстрых течениях. Этот совет будет полезен для автолюбителей, часто путешествующих по гористой местности, где дождь и затопленные дороги могут привести к попаданию воды в выхлопную систему автомобиля при движении вверх и вниз.
  3. Не включайте зажигание, если ваш автомобиль оказался в воде. Если машина погрузилась в воду выше планки порогов, не запускайте двигатель. Это может повредить его и привести к короткому замыканию электрических цепей.
  1. Не забывайте о проведении периодических проверок. Автотранспорт, столкнувшийся с гидроударом, должен пройти техосмотр. Лучше всего сделать его в автосервисе.
  1. Объезжайте лужи максимально осторожно. Если вам встретились участки с водой, где глубина кажется значительной, и иной дороги нет, старайтесь преодолеть их с минимальными потерями:
  • наблюдайте за маневрами транспортного средства, двигающегося впереди вас;
  • сделайте остановку и постарайтесь определить глубину лужи в нескольких точках;
  • проходите по затопленным участкам на минимальной скорости, аккуратно и внимательно;
  • стремитесь к тому, чтобы правые или левые колеса двигались по краю — так автомобиль не полностью погрузится в воду, что уменьшит вероятность повреждения двигателя.

Теперь вы знаете, как избежать гидроудара двигателя и других неприятностей, вызванных переменчивой погодой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...