Для проверки работы помпы необходимо сначала провести визуальный осмотр, чтобы выявить видимые повреждения или утечки. Затем включите помпу и обратите внимание на ее звук: нормальная работа сопровождается стабильным и тихим шумом, тогда как гудение или стук могут указывать на неисправность.
Также следует проверить давление на выходе и убедиться, что помпа обеспечивает необходимую производительность. Для этого можно использовать манометр или другой измерительный инструмент. Если показатели не соответствуют норме, возможно, потребуется очистка фильтров или замена компонентов помпы.
Новости и статьи
Замена водяной помпы – достаточно трудоемкая и затратная операция. Для её проведения приходится частично сливать и менять антифриз, а в моделях с ременным приводом ГРМ дополнительно демонтировать защитные кожухи, шкивы и ролики, при сборке повторно выставлять ремень по меткам. Самое обидное при этом выяснить после замены, что всё было зря: деталь была исправна, а проблемы были вызваны совсем другим, например, заклинившим клапаном термостата. Как провести быструю диагностику состояния водяной помпы без снятия – читайте в нашей статье.
Назначение, устройство и основные неисправности водяной помпы
Водяная помпа отвечает за циркуляцию жидкости в системе охлаждения двигателя автомобиля, принудительно направляя её от радиатора в специальные полости в блоке цилиндров. В современных моделях правильнее было бы называть её насосом охлаждающей жидкости, так как вместо воды для этих целей давно используется исключительно антифриз, а не вода. Но старое название настолько прижилось, что до сих пор используется в официальных каталогах и мануалах.
Основными конструктивными элементами насоса охлаждающей жидкости являются корпус, крыльчатка, жестко соединенный с ней вал, на который напрессован приводной шкив либо фланец для его установки. Герметичность внутренней полости обеспечивается сальником, а бесшумное и плавное вращение вала подшипниками. Шкив приводится в движение ремнем ГРМ или ремнем генератора в автомобилях с цепным приводом газораспределительного механизма.
Три наиболее распространенные причины выхода из строя водяной помпы:
- повреждение лопастей крыльчатки;
- критический износ или разрушение подшипников;
- разгерметизация из-за деформации сальника.
Самый простой, а иногда и единственный способ решения любой из этих проблем – замена насоса охлаждающей жидкости в сборе. Впрочем, даже если ремонт возможен, узел всё равно необходимо демонтировать. Но для начала стоит убедиться, что проблема именно в нём.
Типичные симптомы неисправности водяной помпы:
- Повышенная температура охлаждающей жидкости, не падающая даже при включении вентилятора и при движении на большой скорости.
- Характерный металлический гул в моторном отсеке со стороны насоса антифриза при запуске двигателя, усиливающийся при повышении оборотов.
- Самопроизвольное падение уровня охлаждающей жидкости и её следы на месте стоянки автомобиля, на защите картера или пыльнике.
Однако перегрев может быть вызван засором радиатора, заклинившим в закрытом положении клапаном термостата и даже воздушными пробками в системе охлаждения. Гул могут издавать подшипники генератора или компрессора кондиционера. А охлаждающая жидкость – уходить из-за плохо зафиксированных патрубков или потекшего радиатора. В любом случае не помешает проверить состояние помпы.
Способы быстрой диагностики состояния водяной помпы
- Визуальный осмотр. В первую очередь осматриваем корпус насоса и пространство под ним на предмет подтеков антифриза. Свежие следы соответствуют цвету используемой охлаждающей жидкости, подсохшие обычно имеют серовато-белый, желтоватый или бурый оттенок. Наличие следов в области вала указывает на повреждение сальника насоса. Иногда может подтекать прокладка между его корпусом и мотором.
- Проверка люфта вала. Для проверки достаточно взяться за шкив и, прилагая усилие, покачать его из стороны в сторону в перпендикулярной валу плоскости. Люфт и легкие щелчки – признак изношенного подшипника.
- Акустический метод. На заведенном и прогретом двигателе прислушайтесь к исходящим из-под капота звукам. Изношенные подшипники помпы издают характерный вой. Однако нужно учитывать, что такой же звук может исходить и от генератора или компрессора кондиционера, поэтому его источник нужно точно локализовать.
- Проверка циркуляции антифриза. Заведите двигатель, прогрейте его до рабочей температуры, сожмите толстый патрубок, идущий от радиатора (делать это лучше в перчатках – температура антифриза около 90 ℃). Если в этот момент почувствуете ощутимое увеличение давления жидкости внутри шланга – насос ещё работоспособен. Следует иметь в виду, что это не исключает небольших утечек и износа подшипников на ранней стадии, а всего лишь косвенно говорит о целостности крыльчатки.
В категории водяных насосов ZOMMER пополнение: теперь к заказу доступны помпы для а/м ГАЗ 3310, 3302 дв. Камминз:
Источник3: interkom-l.ru
Инструкция по определению неисправностей помпы двигателя
Водяная помпа может стать причиной перегрева двигателя автомобиля и может стать причиной ее повреждения. Если поврежден приводной ремень или его крыльчатка, то чаще всего неисправен водяной насос, и требуется его осмотр и возможный ремонт.2
Если в автомобиле включить «печку» в салоне авто на всю мощность, то при движении стрелки индикатора температуры будут выше средней отметки. Если вам надо остановить автомобиль, то заранее выберите место и при необходимости перестройтесь. Затем заглушите двигатель и проверьте состояние радиатора.
Если его температура значительно выше средней, то наверняка, водяной насос вашей машины окончательно вышел из строя. Чтобы быть уверенным в своей правоте, то потрогайте приводной ремень помпы. Если его температура значительно выше обычной, то можно говорить о том, что ремень помпы неисправен.
Если вы заметили посторонний шум, и почувствовали запах смазочной и охлаждающей жидкости из-под капота автомобиля, то необходимо констатировать, то у вас сломался водяной насос. Кроме того, при поломке водяной помпы можно заметить неполную циркуляцию охлаждающей жидкости. Для быстрой диагностики мы советуем включить двигатель автомобиля на холостые обороты.
Для того, чтобы отпустить верхний шланг радиатора, то вам необходимо просто зажать его пальцем. Если водяная помпа работает, то вы почувствуете небольшой толчок охлаждающей жидкости.
Кроме того, постарайтесь определить на ощупь люфт подшипника помпы. Возьмитесь за вентилятор и слегка покачайте вал. Большой люфт говорит о наличии повреждения подшипников.
Есть более простой способ диагностики неисправности водяной помпы, используя обычную белую бумагу. Разложите под автомобилем листы и оставьте их на некоторое время, например на ночь. С утра обратите внимание на состояние бумаги — если она мокрая, то это служит доказательством протечки насоса. Если пятна на листах зеленоватого оттенка, то произошла утечка охлаждающей жидкости.
Своевременно меняйте помпу автомобиля — примерно через 100 000 километров.
И, наконец, о важном – описание замены помпы ваз:
1. Для начала откручиваем сливную пробку на блоке двигателя и готовим заранее подготовленную емкость, чтобы слить жидкость. Если же, вам потребуется замена охлаждающей жидкости, то вам потребуется сливная пробка на радиаторе охлаждения, которую следует открутить и слить жидкость.
2. Снимаем автомобильный аккумулятор (АКБ) и разъединяем колодку электро-вентилятора. Откручиваем 3 болта крепления кожуха вентилятора к радиатору и извлекаем его.
3. Ключом на 17 отпускаем (не откручивая полностью) гайку натяжки ремня генератора, ослабляем натяжку и снимаем сам ремень. После этого, так же ключом на 17 откручиваем гайку крепежа скобы к помпе и отводим скобу в сторону.
4. Придерживая, отверткой, шкив помпы отвинчиваем 3 крепежных болта. Снимаем шкив.
5. Наконец то остается открутить 4 гайки крепежа помпы к двигателю и демонтировать помпу. После этого, зачистить место посадки помпы от следов старой прокладки и грязи, установить новую прокладку и установить новую помпу на автомобиль. Пользуйтесь герметиками.
В магазинах «АВТОмаркет Интерком» можно заказать помпу для любого автомобиля ваз или иномарку.
Источник4: interkom-l.ru