Где накапливается серая вода, сбрасываемая из раковин туалетов и кухонь в полете

Серая вода, которая сливается в раковины туалетов и кухонь во время полета, напрямую попадает в систему управления отходами самолета. В отличие от черной воды, представляющей собой фекальные отходы, серая вода содержит остатки мыла, пищи и других бытовых загрязнителей.

По завершении рейса эта вода собирается и утилизируется наземным обслуживанием, которое отвечает за очистку и подготовку самолета к следующему вылету. Таким образом, серая вода не выбрасывается в атмосферу, а проходит обработку в соответствии с экологическими нормами.

Канализация. А правда, что в самолете как в поезде — все на улицу?

Достаточно часто в обыденной жизни я слышу такой вопрос от людей, далеких от авиации. "А правда, что в самолете как в поезде — все на улицу?" А действительно, если в поезде мы видим как в отверстие унитаза проносятся шпалы, то в самолете ничего не видно. Значит ли это то, что продукты жизнедеятельности не вылетают наружу? Для начала давайте определимся, что у нас есть на самолете для того, чтобы все было чисто и гигиенично. В самолете как правило есть система водоснабжения и система удаления отбросов.

Система водоснабжения заправляется питьевой водой из автомобиля перед вылетом

Вода имеет паспорт соответствия и контрольный талон. Я не знаю как она проходит контроль в автобазе, но уверяю — проходит, и довольно тщательный. Эту воду можно пить прямо из шланга (хотя я не любитель). Перед вылетом ее заправляют в самолетный бак (200 литров на A-320). Как правило заправка идет полностью, пока не польется с краев (стоит дренажная трубка и вода начинает переливаться на перрон).

Дальше эта вода подается в кипятильники (потом пассажирам в чай), умывальники и прочие раковины. В А-320 чуть-чуть воды берется для того, чтобы смыть унитаз после каждого нажатия на кнопку. В Ту-154 этого нет, для унитаза вода своя.

Так вот скажу вам по секрету, что вода из раковин (и слив из кипятильников) вылетает прямо за борт, наружу. Помыли руки с мылом, а вода через пару секунд оказывается в свободном полете на высоте 10 км. Происходит это через специальный сливной патрубок внизу фюзеляжа самолета.

Заправленная в водяной бак вода распределяется по потребителям (раковины и прочие кипятильники) под давлением. Давление создается в баке воздушными компрессорами. Все достаточно просто. На старых Ту-154Б и некоторых Ту-154М стоят 3 водяных бака (передний вестибюль, буфет-кухня в середине салона и задние туалеты). И вода оттуда поступает самотеком!

Просто баки расположены над потолком. Система доставляет много неприятностей в обслуживании. Хотя бы если учесть, что каждый бак надо заправлять отдельно, бегая вокруг самолета со шлангом.

Теперь про унитазы и туалеты. Как вы понимаете, поступать с отбросами туалета так же, как с водой из раковин — нехорошо. Поэтому все продуты попадают в специальный бак (170 литров для А-320). Картинка для Ту-154М: В баке это все дело хранится и накапливается весь полет. В работе туалета на А-320 и Ту-154М есть некоторые различия.

В А-320 удаление отбросов из унитаза происходит с помощью вакуума. Вообщем, дерьмо, попросту засасывает в бак. Не знаю насколько реально присосаться к унитазу, но лучше не экспериментировать, т.к. теоретически это возможно.

На Ту-154 в баке с отходами стоит фильтр, который задерживает крупные частицы (буээээ), а отфильтрованное отправляется насосом снова наверх, чтобы смывать унитаз. Вообщем, после длительного полета концентрация нехороших вещей в воде будет только увеличиваться.

Для того, чтобы эта жижа сильно не воняла, в бак добавляют химию (бросают маленькие мешочки прям в горшок, которые потом растворяются и обеззараживают воду). Принцип действия и запах этой химии такой же, как в обычном биотуалете. Гоняется говно по кругу беспощадно. В Boeing-737 Classic система точно такая же.

Жидкость в такой туалет необходимо заправить заранее, что и делается перед каждым вылетом.

Иногда пассажиры и проводники что-нить роняют прямо в горшок. Вот тогда у техников начинаются проблемы. Если это крышка чайника, то это превращается в реальную проблему, которая может вывести из строя самолет на длительный срок. Это не сантехника, которую можно быстренько перебрать. До труб в самолете еще надо добраться, а это очень непросто.

Но когда роняют что-то случайно, это можно понять.

Но вот людей, которые засовывают тампоны и памперсы. Это все дело набухает и убивает систему. Приходится придумывать способы это все дело доставать. Представляете какая ненависть возникает к этим пассажирам у людей, которые по долгу службы должны поддерживать самолет в исправном состоянии? Слов нет. Товарищи пассажиры, пожалуйста, пользуйтесь мусорками.

Читайте:  Пошаговое руководство по созданию столешницы для накладной раковины в ванной комнате

Они не зря придуманы.

Итак самолет прилетает в аэропорт назначения. Сразу же по встрече подъезжает машина обслуживания туалетов с большим гофрированным шлангом. Панели обслуживания на земле. Ту-154М Boeing-737 Бак опустошается через это отверстие в машину.Иногда шланг может сорваться и все прольется прямо на перрон. Иногда на людей.

В этой работе самое главное — молниеносная реакция. Чтоб успеть убежать, пока все это дело не долетело до головы и лица.

Иногда туалеты промываются, чтобы удалить то, что прилипло к стенкам бака или не вышло по каким-то причинам сразу.

Ладно, с самолетом разобрались. Но куда же это девается еще дальше? В автомобиле свой бак. Машина едет в специально отведенное место. Не каждый техник там бывал и знает где это находится и как выглядит. Зрелище просто ужасно. Запах вообще невозможный.

Это чем-то напоминает бассейн 10х5 метров и глубиной 1,5 метра.

Заслонка в машине открывается и содержимое выливается в бассейн. Если опять же что-то застревает, приходится выковыривать металлическими прутьями и палками. Особо опытные любители могут это делать руками (и такие люди бывают, ко всему привыкаешь). Особо приятно вспоминать пассажиров этого рейса. Иногда возникает желание скинуть их в бассейн, чтоб мозги включали, когда что-то бросают в унитаз самолета.

В бассейне есть какой-то сток, но у меня не хватило духу исследовать КУДА же это девается дальше.

Надеюсь, мне удалось осветить эту деликатную тему.

Как это работает: куда деваются отходы с круизных лайнеров?

Небольшое вступление. Давным-давно. а точнее в 1973 году, человечество основательно задумалось над проблемой загрязнения водных просторов с многочисленных судов и умные люди мира сего придумали MARPOL (Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов). Это международный свод правил, направленный на предотвращение безвозвратного загрязнения моря судами. В нём есть несколько приложений, регулирующие загрязнение нефтью, вредными веществами, мусором, сточными водами и прочим, и прочим.

Ну а теперь можно и том, как всё завертелось с тех пор.

Нас, в реалиях чумного кораблика, интересует предотвращение загрязнения мусором и сточными водами. Всё-таки круизный лайнер с населением 4-6 тысяч человек генерирует непомерное количество отходов ежедневно. Сколько именно? Можно посчитать.

Сначала, что касается воды. Несмотря на установленные на всех возможных кранах аэраторы для уменьшения расхода воды, в среднем, на одного человека расходуется 150-190 литров всей возможной воды в сутки, включая душ, канализацию и камбуз. Умножаем на 5000 человек, получаем 850 кубометров грязной воды ежеждневно. Для простоты представления, это кубик со стороной 9 с половиной метров.

Кроме этого каждый человек на корабле кушает и мусорит. Стеклянные бутылки, алюминиевые банки, картонные упаковки и всё такое. Всего такого за один недельный круиз набирается порядка 35 тонн.

С количеством разобрались. Теперь о том, что с этим всем делать. Для начала, вода. Все сточные воды делятся на серые и черные. Серые — это вода из душа, прачечной, бассейнов и тому подобного. Черные воды — это вода смыва из унитаза и кухонь.

На круизниках это две разные системы канализации и сбора стоков.

МАРПОЛ регулирует только слив черных вод. Соответственно, серые воды можно сливать где угодно и ничего за это не будет. Насколько я слышал, на некоторых круизниках установлены системы фильтрации/обеззараживания серых вод для возврата их обратно в душевые и раковины. Звучит разумно, но как на практике — не в курсе.

С черными водами всё строже. Тут три варианта:

— Первый. Если на пассажирском судне установлена специальная система обработки черных вод. Это хитронавороченная система, по сути гигантский септик, где сначала всё перерабатывается бактериями, затем обеззараживается ультрафиолетом, затем проверяется на кишечную палочку, затем измельчается, фильтруется и прессуется.

Оставшуюся после такой процедуры воду можно сливать где угодно, и как уверяют производители и тесты — она чище морской воды. Оставшиеся твердые отходы (отличное удобрение), хранят до прибытия в порт. Из 400 тонн черных вод остается 1 тонна твердых отходов.

— Второй. На судне установлена система измельчения и обеззараживания черных вод. Тут всё просто. Берем какашки, измельчаем, обрабатываем УФ, и после этого можем сбрасывать по системе "три-четыре". Дальше трех миль от берега на скорости больше четырёх узлов.

— Третий. На судне нет системы измельчения, а есть просто бак для хранения черных вод (говна и палок). Самая отстойная, но наиболее частая ситуация. Её решаем по системе "12-4". То есть дальше 12 миль от берега на скорости 4 узла и больше.

Читайте:  Как правильно выполнить монтаж и демонтаж раковины в ванной

В принципе, если соблюдать эти условия, то всё в порядке и за природу можно не переживать. Киты и прочие рыбы в этих океанах не только гадят, но и дохнут, и из всего этого биологического материала (про навоз в курсе, да?) формируются донные отложения и пища для растений и микроорганизмов, которые потом ест всякая мелочь, которую ест рыба покрупнее, которую ест. ну и так далее. Круг замкнулся, все счастливы.

Теперь про мусор. С ним всё достаточно просто:

— Нефть, пластик и синтетику нельзя сбрасывать в воду ни при каких обстоятельствах. Сразу ата-та.

— Доски, ткань и прочее всё что плавает и не тонет — 25 миль от берега

— Пищевой мусор, бумага, металл, стекло — 12 миль от берега

— Всё то же самое, но шинкованное до 2.5 см — 3 мили от берега

Всё это на скорости не меньше 4 узлов.

В целом элементарно и логично. Пищевой мусор сожрут рыбы, бумага растворится, металл проржавеет и распадется на элементы, стекло — суть песок. Некоторая проблема возникает с деревом, так как, если для танкера плавающая шпала проблем не представляет, то для яхты это весьма вероятная пробоина. Но таковы правила.

А в современных реалиях не редкость встретить даже плавающий полузатопленный контейнер с контейнеровоза. Вот это я понимаю техногенный айсберг.

Но мусор мусором, а деньги важнее. Поэтому круизники весь этот мусор не сбрасывают, а сортируют, прессуют, хранят и сдают в ближайшем порту на приём вторсырья, получая за это немалые деньги, при таких-то объемах. Поэтому за мусор тоже переживать не стоит.

Такой вот получился экскурс в глубины мусора и сточных вод. Надеюсь было полезно и интересно.

Ссылки на приложения МАРПОЛ (на русском):

И позвольте немного немного отклониться от темы:

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Как устроен современный самолётный туалет (вакуумного типа) lx_photos
wrote in kak_eto_sdelano

По многочисленным просьбам телезрителей насчёт авиадвигателей, сегодня мы разбираем долгожданную и самую интересную самолётную тему — вакуумный туалет Airbus-320!

Как все мы помним, туалет циркуляционного типа был недавно рассмотрен на примере Боинга-737 Классики.Но всё течёт, всё утекает в дырочку, и классические туалеты уступили место современным.Вглядимся же в эти молодые красивые лица.

Привычно-торопливо заходя в туалет, вы видите обычную картину — он приветственно распахивает навстречу вам свою чашу.По туалетной части мы замечаем само очко и кнопку смыва справа выше него.

Разберём подопытного.Сняв кожух, мы можем наблюдать:Собственно очко — это металлический сосуд, покрытый неким пластиком, к которому фекалии не должны липнуть. Для облегчения смыва, видимо.Вдоль верхней кромки закреплён смывной коллектор.Из этого коллектора после нажатия кнопки смыва впрыскивается порядка 200 мл воды для улучшения скольжения ваших радостей на пути в бак.

Сзади очка находится также масса интересных вещей.Справа по фотке:— сверху — трубка подачи воды в смывной коллектор,- ниже — смывной клапан, запирающий выход из очка в трубу к баку.Водяной клапан в водяной магистрали открывается на полторы секунды по команде от смывного контроллера и пропускает порцию воды из водяной системы самолёта на смыв.

Туалет называется вакуумным не просто так, а по принципу действия — содержимое очка из него отсасывается.

Смывной клапан открывается на четыре секунды, за которые по действием разрежения в трубе содержимое очка должно отсосаться в приёмный бак.По сути, это — металлический диск, перпендикулярный трубе, с эксцентрическим отверстием по размеру трубы.Когда смыв не работает, отверстие трубы перекрыто этим диском.При нажатии кнопки смыва диск поворачивается вокруг оси, параллельной трубе, до тех пор, пока отверстие в диске не совпадёт с отверстиями в трубе к очку и в туалетный бак.И под действием разрежения в баке всё отсасывается в него.Потом диск снова прокручивается, перекрывая отверстие, и цикл завершается.

Из описания конструкции клапана понятно, что если он останется открытым из-за блокировки каким-то посторонним предметом, то из туалета будет всё время сосать с шумом.На такой случай в трубе от очка в бак, непосредственно возле очка, имеется задвижка. Ей можно вручную перекрыть трубу. После этого туалет работать не будет, и очищать линию смыва будет по прилёту техник.Поэтому ещё раз напоминаю, что никаких предметов кидать в очко не надо 🙂 — для них есть мусорка возле раковины.

Читайте:  Лучшие краны для раковины: как выбрать идеальный вариант для вашего дома

Клапаном управляет контроллер, находящийся с противоположной стороны очка.Голубой стрелочкой внизу показана кнопка принудительного открытия клапана смыва.Иногда она помогает устранить засор.

Как можно заметить, магистрали — водяная и смывная — соединяются быстроразъёмными хомутами:Это очень удобно — для разборки надо лишь расстегнуть руками четыре защёлки, и хомут снимается.Под ним находится гладкостенная втулка, сдвинув которую по трубе, мы получаем возможность рассоединить трубы.А втулка уплотняется обычными резиновыми кольцами на трубе.Таким образом, разборка туалетных линий в принципе нетрудоёмка. Если к ним есть нормальный доступ 🙂

Теперь рассмотрим главный накопившийся в ваших баках вопрос :)Откуда берётся вакуум? 🙂

Всё не так просто.А очень просто 🙂

На высоте более 4,9 км (16 тыс. футов) вакуум (это по-английски; а по-русски — разрежение) берётся из окружающего воздуха :)Вот через это отверстие сзади справа фюзеляжа:Отверстие, что видно на фотке в левом верхнем углу, постоянно сообщено с туалетным баком через водоотделитель.Посредине наблюдаем обогреваемый сливной насадок для слива в окружающую среду грязной воды из раковин туалетов и кухни, а также из дренажа порогов дверей.А справа внизу — панель обслуживания туалетного бака. Там есть штуцер большого диаметра для слива содержимого бака, и небольшой штуцер для промывки и заправки бака водой или химжидкостью.

Итак, в туалетном баке мы имеем разрежение на высоте.И этим разрежением содержимое туалета под действием давления внутри салона высасывается в бак.Но как же работает туалет на земле и при полёте ниже 4,9 км?А для выяснения этого нам надо залезть в самую заднюю часть заднего багажника.

Там, за оружейным ящиком, прячется задняя стенка.

Снимаем панель и видим:В центре фото — приёмный туалетный бак ёмкостью 170 литров. Именно сюда собираются фекалии из туалетов. На головы мирных жителей они не выливается в полёте 🙂 , а всё сливается в ассенизационную машину по прилёту в аэропорт.На переднем плане:посредине — компрессор наддува водяного бака,слева — клапан слива туалетного бака.Корпус клапана пластмассовый.Слева виден рычаг для поворота внутренного шарового клапана.Рычаг этот обычен, поворачивается он с наружной панели обслуживания туалетного бака.Тянешь там ручку, и она через тягу поворачивает рычаг.И тут таится очередной сюрприз от Airbus :)Показанная на фотке красной стрелкой тяга имеет резьбовые регулировочные наконечники из хрупкого металла.И если клапан поворачивается плохо, а снаружи хорошенько дёрнуть ручку, то тяга ломается.И тогда каждый прилёт техник лезет в багажник, снимает заднюю панель, и вручную открывает сливной клапан бака :)до тех пор, пока тягу не поменяют.

Однако мы отвлеклись.Увлекающе манит нас темнота за туалетным баком.Пройдёмте же ж.(кстати, справа по фотке наблюдаем водяной бак)

И вот, проползя по неудобным стрингерам и шпангоутам, попадаем мы в самую заднюю зону герметичной части фюзеляжа.и слева на рисунке наблюдаем главную интригу сегодняшнего рассказа -Vacuum Generator ! 🙂Именно он своей пятнадцатисекундной работой в течение каждого цикла смыва и создаёт на земле разрежение для отсоса содержимого очка в бак.

И напоследок можно добавить ещё немного деталей.Высоту отключения Vacuum Generator воспринимает специально обученный датчик давления.Работой туалетной системы заведует контроллер, отслеживающий состояние всех частей системы и выдающий неисправности в самолётный компьютер.Степень заполнения бака показывается на FAP.

Такая — вакуумная — система много удобнее, чем циркуляционная:- возит с собой не жидкость, а лишь выделения человеков,- не требует заливки жидкостью, а только отсоса содержимого. Хотя в документах и предусмотрена небольшая — порядка пяти литров — зарядка туалетного бака, но в жизни на это порой забивают, и тем не менее система работает отлично.Правда, наличие одного бака на весь самолёт приводит к необходимости очистки длинных смывных линий.Но эти трубы чистятся изящно — примерно раз в неделю в каждый туалет засыпается литров пять-семь мелкого льда и заливается сверху литром хим. реактива или разбавленного уксуса. Потом всё смывается. Пролетая по трубе, лёд откалывает сталактиты и сталагмиты, а химия полирует результат. Эта работа — идеал для техника: несложно и жутко интересно :)Заодно таким образом очищается и приёмный бак.Потом это всё сливается в ассенизационную машину.

Вот, собственно, и все интересности об вакуумном туалете Airbus-320 :)Вакуумные туалеты остальных самолётов устроены принципиально похоже.

Ах да, про присасывание попом к унитазу — это сказка :)Так что летайте нашими туалетами и не бойтесь 🙂

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...