Приложение 2. ГРАДУСО-СУТКИ ОТОПИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА И РАСЧЕТНЫЕ (НОРМАТИВНЫЕ) ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА ВНУТРИ ПОМЕЩЕНИЙ
Приложение 2 к Методическим рекомендациям по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15.07.2020 г. N 425
ГРАДУСО-СУТКИ ОТОПИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА И РАСЧЕТНЫЕ (НОРМАТИВНЫЕ) ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА ВНУТРИ ПОМЕЩЕНИЙ
Величина градусо-суток отопительного периода (ГСОП) рекомендуется рассчитывать для температуры внутри помещений определенного типа объекта в зависимости от его функционального назначения по данным о продолжительности отопительного периода и средней за отопительный период температуры наружного воздуха в региональных центрах по формуле (П2.1):
ГОСТ 30494-2011 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях" и СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009".
Расчетная (нормативная) температура внутреннего воздуха в помещениях общественных зданий в зависимости от типа объекта и его функционального назначения представлена в таблице П2-1.
Если средняя фактическая температура внутреннего воздуха в помещении за отопительный период существенно ниже расчетной (нормативной) величины, то потенциал снижения потребления тепловой энергии для целей отопления и вентиляции и целевой уровень снижения потребления тепловой энергии для целей отопления и вентиляции должны рекомендуется определять только после доведения данного показателя до нормативных значений путем реализации комплекса установленных мер (например, проведением промывки, настройки, ремонта, реконструкции системы отопления, утеплением окон, дверей, подвалов, чердаков, фасадов зданий и т.д.).
— средняя температура наружного воздуха отопительного периода в календарном году t, °C.
Источником данных о фактических температурах наружного воздуха за рассматриваемый период являются метеорологические интернет-сайты с архивами погоды для населенных пунктов Российской Федерации, (например, www.rp5.ru ).
Для определения фактических значений среднемесячных температур наружного воздуха и продолжительности отопительного периода выбирается областной центр (например, для Владимирской области — г. Владимир) и скачивается ежегодный архив погоды в EXCEL-формате.
zот.пер — продолжительность отопительного периода в календарном году t, дней.
Даты начала и окончания отопительного периода рекомендуется определять:
согласно приказам органа местного самоуправления о начале и окончании отопительного сезона в данном календарном году;
при отсутствии таких приказов — по выборке температур архива погоды метеорологических интернет-сайтов с архивами погоды по следующим условиям:
начало отопительного периода: среднесуточная температура наружного воздуха в течение 5 дней держится ниже 8 °C и в дальнейшем наблюдается ее снижение;
окончание отопительного периода: среднесуточная температура в течение 5 дней держится выше 8 °C и в дальнейшем наблюдается ее повышение.
Значения ГСОП для соответствующего года представлены в таблицах П2-2 и П2-3 и оценены по выборке температур архива погоды.
Расчетные (нормативные) температуры внутреннего воздуха в помещениях общественных зданий
Расчет платы за отопление: новшества законодательства и регулирования
В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.
Общие моменты по оплате отопления
Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:
— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);
— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));
— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);
— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).
Варианты оплаты отопления: старое и новое
Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.
Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.
1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:
— на основании показаний ИПУ данного помещения;
Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.
Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:
— по показаниям ИПУ;
— если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;
— этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.
В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).
Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:
— чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;
— чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.
В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.
Слабые места регулирования платы за отопление
Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению. Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме). Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.
Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры.
При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет. В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.
На уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление. Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа). Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.
Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом. В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354). А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.
Оплата за отопление по нормативу: как и сколько?
«Отопление включили 25 сентября, а сумма пришла за месяц, за что?», — самый распространённый вопрос, который нам сегодня задают.
Порядок определения размера платы за услугу «Отопление» потребителям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Согласно этому документу, все дома делятся на два типа.
Первый – в доме установлен общедомовой прибор учета тепла (ОДПУ). В этом случае счета выставляются исходя из его показаний, по факту: сколько дом потребил тепла, такой объем и оплачивают жильцы. Таким образом, летом начислений нет, но чем холоднее будет на улице, тем больше тепла потребуется дому, соответственно, и счета будут каждый месяц разные. Жители таких домов счета за сентябрь не получили, показания будут сниматься с 25 сентября по 23 октября.
Второй тип – это дома, в которых нет ОДПУ. В таких домах расчёт ведется по нормативу. Норматив потребления коммунальной услуги «отопление» утверждается Госкомитетом РБ по тарифам. Для каждого типа домов он свой. На нашем сайте вы можете посмотреть, какие нормативы приняты для каждого типа дома: https://mup-uis.ru/consumers/normativy/.
Действующие на сегодняшний день нормативы применяются с 2012 года. До 2020 года они были распределены на 12 месяцев. То есть, жители получали счета круглый год, в том числе летом, когда отопления не было. С 2020 года, после перехода на оплату по так называемой схеме «1/8», эта же сумма распределяется на 8 месяцев, и жители платят одинаковые суммы только 8 месяцев, а не 12, как было ранее.
Резюмируем: нормативы в суммарном годовом начислении применялись ранее, но расчет велся 12 месяцев, теперь же они предъявляются только 8 месяцев. Например, ранее каждый месяц жители платили 2000 руб. в месяц, за год — 24 000 руб. Теперь они платят по 3000 руб. в месяц, но только 8 месяцев.
Расчет по нормативу проводится с начала отопительного периода. В этом году отопление подключено в сентябре, поэтому и оплата идет с сентября. Норматив начисляется за полный месяц, и не пересчитывается на фактическое количество дней сентября, со дня, когда отопление было подключено. Это регламентируется Правилами предоставления коммунальных услуг от 06.05.2011 года № 354, о которых мы уже упоминали выше.
При этом, даже если отопление будет в мае, например, его отключат 15 мая, счета будут выставляться только до апреля включительно (т.е. 8 месяцев). В мае счетов не будет.
Если бы отопительный сезон начался 1 октября, в любом случае счета выставлялись бы 8 месяцев, то есть с октября по май включительно: даже если бы отопления в мае не было, счет за май пришел.
Оплата по нормативу не зависит от фактической продолжительности отопительного периода!
Практика показывает, что оплата по нормативу действительно нивелирует некоторые риски резких погодных изменений. Однако расчёт по общедомовому прибору учёта в течение всего отопительного периода позволяет жителям оплачивать только тот объём тепловой энергии, который был потреблён домом, и, в конечном итоге, в большинстве домов, при правильном проведении энергосберегающих мероприятий, приводит к реальной и существенной экономии.
И еще один вопрос, который задают нам жители: как узнать, а правильно ли нам посчитали? Для получения суммы к оплате за тепло нужно норматив, установленный для вашего дома, умножить на площадь квартиры и полученную сумму умножить на тариф на тепловую энергию: например, норматив для вашего дома: 0,0234, площадь квартиры 42,1, тариф 2265,23: 0,0234х42,1х2265,23 =2231,56.