Функции помпы в автомобиле: зачем она нужна в двигателе

Водяной насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости (ОЖ) в двигателе для предотвращения перегрева. Если помпа неисправная, начинается утечка антифриза из прокладок или уплотнений. Это уменьшает количество антифриза, доступного для охлаждения мотора. В радиаторе, патрубках образуются воздушные пробки. Они замедляют темп движения тосола.

В результате силовой агрегат перегревается, получает серьезные повреждения. Последствия — деформация головки блока цилиндров (ГБЦ), прогар прокладки, задиры на цилиндрах и поршнях.Поэтому важно проверить наличие признаков неисправности помпы, заменить ее.

Устройство водяного насоса

Основная задача насоса — обеспечить постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости от радиатора к блоку двигателя, ГБЦ и шлангам. Результат — поддержание оптимальной рабочей температуры. Помпа обычно приводится в действие ремнем от шкива коленчатого вала. Она состоит из корпуса, приводного вала, шкива, крыльчатки. Сальник не дает тосолу вытечь наружу, а подшипник отвечает за гладкое вращение вала внутри корпуса.

Устройство водяного насоса

Принцип работы помпы основан на появлении центробежной силы при вращении лопастей крыльчатки. Насос создает «водоворот», принудительно проталкивает тосол по системе охлаждения. Жидкость под большим давлением проходит по «рубашкам» вокруг двигателя, потом направляется в радиатор для охлаждения. Затем цикл повторяется. Лишнее тепло уходит в антифриз, а ребра радиатора отдают энергию в окружающую среду.

Место установки помпы зависит от марки, модели автомобиля. Но есть общий подход. Водяной насос монтируют на передней стороне силового агрегата, рядом со шкивом коленчатого вала. Именно он приводит в движение крыльчатку. Порой агрегат находится под крышкой, скрывающей приводные ремни. В большинстве случаев помпа открыта.

Поэтому снять ее легко. Только после ремонта придется настраивать синхронизацию газораспределительного механизма (ГРМ).

Типичные неисправности помпы

Судя по нашему опыту, у автомобильного водяного насоса есть характерные проблемы. Это ослабление привода, деградация уплотнительных прокладок, неисправность подшипника и поломка крыльчатки. Каждый дефект не добавляет мотору «здоровья». Нужна своевременная диагностика, чтобы определить проблему.

Ослабление или отказ привода

Существуют три типа приводов помпы, которые соединяют ее с двигателем и позволяют обеспечить стабильную циркуляцию охлаждающей жидкости. Есть зубчатый, ременной и электромагнитный приводы.

В зубчатой передаче используют ремень с выступами, которые входят в зацепление со шкивом водяного насоса. Это обеспечивает точное, синхронизированное движение крыльчатки. В ременном приводе применяют плоский или клиновидный ремень, который «обматывается» вокруг шкива помпы. Простой, гибкий способ передачи.

Главная деталь электромагнитного привода — электродвигатель, который запускает крыльчатку независимо от мотора. Это позволяет помпе работать только при необходимости, снижает нагрузку на коленчатый вал.

Приводной ремень водяного насоса

Привод может ослабнуть из-за износа, неправильного натяжения, перекоса или механического повреждения. Признаки ослабления: визжащие или ноющие звуки, перегрев, утечка антифриза или снижение производительности помпы. Порой видны отслоившиеся нитки, трещины. Если привод проскальзывает, это сильно снижает коэффициент полезного действия (КПД) циркуляционного насоса.

Чтобы восстановить функционал нерабочей системы охлаждения, необходимо определить тип привода и причину ослабления. В зависимости от ситуации можно отрегулировать натяжение, выровнять шкивы, заменить ремень или всю помпу. Особенно много проблем возникает с электромагнитным приводом. Для его диагностики надо проверять электромотор, датчики, электронный блок управления (ЭБУ). Непростая задача для владельца машины без опыта работы с электрикой и электроникой.

Деградация прокладки

Прокладка помпы — это уплотнительный материал, способный предотвратить утечку тосола из корпуса. Обычно его изготавливают из резины или металла. Со временем прокладка изнашиваться под воздействием трения, тепла или давления. Когда уплотнитель дает течь, это приводит к перегреву двигателя, потере охлаждающей жидкости. Некоторые признаки разрушения материала прокладки:

  • видимые трещины, отверстия или разрывы;
  • подтекание антифриза из‐под автомобиля;
  • низкий уровень ОЖ в расширительном бачке или радиаторе;
  • пар или дым из моторного отсека;
  • перегрев силового агрегата.

Если прокладка помпы деградировала, ее необходимо заменить, чтобы восстановить нерабочую систему охлаждения. Это поможет предотвратить дальнейшие повреждения. Первым делом надо дождаться, пока мотор остынет. Через полчаса нужно слить весь тосол из системы, если он там еще остался. Затем советуем отсоединить привод, выкрутить крепежные болты.

На корпусе водяного насоса и месте «стыковки» останутся прикипевшие следы старой прокладки. Их лучше очистить с помощью плоской отвертки, а потом затереть проблемные места мелкой наждачной бумагой. Если прокладка из жесткого материала, то ее стоит смазать герметиком, эластичные материалы не нуждаются в дополнительной обработке. Останется закрутить болты. Главное — делать это равномерно, без пережима.

Читайте:  Способы переноса унитаза на новое место: полезные советы и рекомендации

Прокладка водяного насоса

На некоторых машинах (Renault Duster) болты необходимо смазывать герметиком, поскольку они напрямую встроены в систему охлаждения и могут протекать после фиксации.

После установки новой прокладки надо залить в контур охлаждающую жидкость до нормы, запустить мотор. Если уровень антифриза не падает, а на поверхности водяного насоса нет подтеков и следов протечки, значит замена уплотнителя прошла успешно.

Популярные марки:

Поломка подшипника

Подшипник помпы — это устройство, которое поддерживает вал в корпусе, позволяет ему плавно вращаться. Подшипник ломается и стучит из‐за естественного износа, коррозии, перегрева или загрязнения абразивными частицами. Типичные признаки неисправности:

  • громкий скрежещущий или визжащий звук, исходящий из области водяного насоса;
  • утечка охлаждающей жидкости из сальника или прокладки;
  • перегрев двигателя или колебания указателя температуры.

Если подшипник деградирует, помпа не сможет должным образом «проталкивать» тосол по контурам. Вал теряет правильную центровку, повреждается сальник, антифриз вытекает наружу.

Подшипник водяного насоса

В некоторых водяных насосах подшипник можно заменить самостоятельно. Но понадобится оправка для выпрессовки, минимальные навыки работы с инструментами.

Разрушение крыльчатки

Рабочее колесо — это вращающийся компонент в конструкции центробежного насоса, который передает энергию от маховика к антифризу. Оно состоит из основы и лопастей, которые делают «водоворот», вращаясь, чтобы переместить жидкость из корпуса в точку нагнетания. В помпе крыльчатка распределяет тосол по всей системе охлаждения машины. Существует два основных типа лопастей:

  1. Пластиковые. Состоят из композитных материалов, легкие но недостаточно прочные.
  2. Металлические. Изготовлены из стали, чугуна или алюминиевого сплава.

Пластиковые лопасти создают меньший риск повреждения блока двигателя или головки цилиндров в случае поломки. Они менее склонны к образованию острых кромок или осколков, способных поцарапать или пробить поверхности. Полимерные крыльчатки почти не вызывают кавитации — явления, при котором в жидкости под воздействием низкого давления образуются и схлопываются пузырьки, создавая ударные волны. «Микровзрывы» могут разрушить саму крыльчатку, выдавить сальник насоса. Зато пластмассовые лопасти более склонны к поломке из‐за теплового напряжения, износа или удара о посторонние предметы в охлаждающей жидкости. Они порой деформируются под воздействием высоких температур или давления, что снижает их эффективность, производительность.

Виды крыльчаток водяного насоса

Металлические крыльчатки при разрушении часто повреждают блок или головку мотора. У них острые края или осколки, которые царапают, пробивают поверхности. Лопасти создают высокий риск возникновения кавитации, особенно если они плохо сбалансированы или не выровнены относительно вала. Зато металлические рабочие колеса менее склонны к поломке из‐за теплового напряжения, износа или ударного воздействия. Они легко выдерживают высокую температуру и давление, не деформируются, сохраняют эффективность, производительность. Лопасти ломаются по таким причинам:

  • неправильная установка или выравнивание относительно вала;
  • чрезмерная вибрация от насоса или двигателя;
  • загрязнение или коррозия охлаждающей жидкости;
  • засорение или закупорка магистралей, патрубков;
  • изношенные, поврежденные ремни или шкивы.

Признаком поломки крыльчатки может стать звук трения или грохота внутри помпы. Еще один типичный симптом — высокая вибрация насоса при работе силового агрегата. Это говорит о том, что лопасти деформировались, потеряли центровку. Биение вызывает вибрацию, разрушает подшипник и сальник на валу. Со временем появляются отверстия, сквозь которые уходит антифриз.

Мотор перегревается.

Только после демонтажа водяного насоса можно понять, что дело в крыльчатке. На поверхности будут видны сколы и трещины. Характерным симптомом станут сломанные лопасти. Для восстановления нерабочей помпы надо заменить крыльчатку, если конструкция разборная. Одновременно понадобится установить новый подшипник и сальник.

Потому что из‐за биения элементы быстро приходят в негодность. Подшипник стоит покрыть густой смазкой.

Последствия отказа водяного насоса

Система охлаждения перестает работать без принудительной циркуляции. Тосол застаивается в магистралях. Тепловая энергия не находит выхода. Неисправность помпы приводит к плохим последствиям:

  1. Перегрев двигателя. Без водяного насоса охлаждающая жидкость не может циркулировать должным образом. Температура мотора быстро повышается. Это приводит к повреждению патрубков, шлангов, ремней, уплотнений и датчиков. Перегрев вызывает потерю мощности, большой расход топлива, увеличение вредных выбросов в атмосферу.
  2. Деформация прокладки головки блока цилиндров. Прокладка ГБЦ — уплотнение, которое не позволяет охлаждающей жидкости и маслу смешиваться, просачиваться в камеру сгорания. Когда двигатель перегревается, прокладка деформируется или прогорает из‐за высокого давления, температуры. Это приводит к утечке охлаждающей жидкости или масла в цилиндры. Результат — белый дым из выхлопа, эмульсия на пробке маслозаливной горловины.
  3. Задиры на цилиндрах. Гильзы — каналы, где поршни двигаются вверх и вниз для создания компрессии. Цилиндры покрыты тонким слоем металла, который уменьшает трение, износ. При перегреве защитное покрытие плавится или расслаивается, образуя борозды, царапины. Это снижает эффективность, производительность мотора, а также увеличивает расход масла.
  4. Разрушение цилиндропоршневой группы. ЦПГ — это сердцевина силового агрегата, которая преобразует энергию сгорания топлива в движение. Поршни крепятся к шатунам, соединяются с коленчатым валом. При перегреве поршни расширяются, застревают в цилиндрах или отламываются от шатунов. Это приводит к громкому стуку, потере мощности, полному отказу двигателя.
Читайте:  Правильный выбор подвесного унитаза с инсталляцией для квартиры: советы и рекомендации

Советуем не затягивать с диагностикой. Иначе силовой агрегат потребует дефектовки, дорогого ремонта. Кроме цилиндропоршневой группы разрушится газораспределительный механизм: погнутся клапаны, коромысла и гидрокомпенсаторы, а распредвал получит повреждения.

Периодичность замены помпы

Рано или поздно водяной насос выходит из строя по естественным причинам. Смазка вымывается из подшипников, они приходят в негодность. Сальники истираются, дают течь. Крыльчатка ломается. Есть негативные факторы, влияющие на ресурс помпы:

  • состояние, обслуживание системы охлаждения;
  • манера вождения, дорожное покрытие;
  • качество и производитель детали;
  • пробег, возраст автомобиля.

Средний срок службы составляет около 160 000 километров пробега или 10 лет эксплуатации, в зависимости от того, что наступит раньше. Оригинальная деталь будет работать гораздо дольше, чем заменитель сомнительного качества. Для предотвращения проблем с помпой советуем соблюдать рекомендации по профилактическому обслуживанию.

Надо регулярно проверять уровень антифриза в системе, доливать, если ниже нормы. Лучше промывать радиаторы и контуры каждые 50 000 км пробега или раз в 2 года. Это поможет избавиться от коррозии, выровнять давление внутри системы.

Периодичность замены водяного насоса

Следуя этим советам, вы сможете продлить срок службы водяного насоса, обеспечить бесперебойную, эффективную работу авто.

Водяная помпа (насос) или Двигатель с холодным сердцем

Система охлаждения двигателя по праву считается одной из наиболее важных. И не удвивительно – иногда достаточно крохотной неполадки, чтобы машина попросту встала. В данной статье мы продолжим рассматривать основные составляющие системы охлаждения и поговорим о водяной помпе: что представляет собой эта, казалось бы, не самая сложная запчасть и какие нюансы нужно знать, чтобы не ошибиться с выбором.

Помпа охлаждения двигателя, водяная помпа, центробежный насос, водяной насос – терминов много, но все они обозначают по сути одну и ту же деталь, работающую по общему принципу и выполняющую конкретную функцию: поддержание постоянного и бесперебойного движения охлаждающей жидкости по каналам системы охлаждения. Говоря проще, помпа «вынуждает» антифриз циркулировать по кругу, отдавая тепло и забирая его излишки. Стоит движению прекратиться – и Вам грозит перегрев двигателя со всеми вытекающими последствиями.

Устройство и принцип действия водяной помпы

Как правило, водяная помпа двигателя представляет собой насос центробежной конструкции, состоящий из литого корпуса (алюминиевого или чугунного), крыльчатки, вала и сальника, отвечающего за герметичность. В корпусе закреплены подшипники: они стимулируют вращение вала, и охлаждающая жидкость начинает поступать внутрь помпы по центральному каналу.

Движение крыльчатки создает давление, которое в прямом смысле слова отбрасывает антифриз от центра к стенкам и выталкивает в водораспределительную трубку, а далее к патрубкам выпускных клапанов. Оттуда жидкость попадает в так называемую «рубашку охлаждения» и там нагревается. Когда температура достигает предела, открывается термостат, и горячий антифриз переходит в радиатор, гле быстро остужается, а затем по специальному патрубку возвращается в помпу. И круг повторяется снова. Чтобы избежать потери герметичности и вытекания охлаждающей жидкости, на валу крепится сальник, а соединение помпы с «рубашкой» уплотняется прокладкой.

Причины неполадок

Наиболее «уязвимым» в составе водяного насоса автомобиля традиционно является сальник. Поскольку на него возложена ответственная задача – обеспечивать герметичность устройства – на его состояние нужно обращать особое внимание и менять регулярно и своевременно. Однако сальник может выйти из строя и раньше положенного срока. Причин много: механические повреждения, попадание песка, грязи, образование накипи, разъедание реагентами, сильные температурные перепады… Увы, при наших погодных и дорожных условиях бороться с этим сложно. Единственное, что Вы можете сделать для профилактики – следить за количеством и качеством антифриза, ведь именно от него в первую очередь зависят техническое состояние и исправная работа сальника.

Кроме сальника, в устройстве помпы также изнашиваются подшипники, закрепленные на валу. Об этой неполадке Вам услужливо «подсказывает» сам автомобиль: появляется характерный шум при работе насоса. Неисправность лучше устранять немедленно, иначе она может «разрастись» вплоть до перекоса и заклинивания вала.

Читайте:  Причины снижения давления в газовом котле Buderus: что нужно знать

Наконец, еще один элемент, выход из строя которого нарушает работу всего устройства в целом, – это крыльчатка. Она может быть выполнена из разных материалов: стальная, чугунная или даже пластмассовая. И потому ее повреждения носят различный характер: от чисто механических до едких химических реакций, вызванных низкокачественным антифризом. Здесь автомобилисту ничего не остается, кроме как тщательно подходить к выбору охлаждающей жидкости.

Замена водяной помпы

Устройство водяного насоса двигателя таково, что все его составляющие работают в едином ритме и прочно взаимосвязаны друг с другом. Поэтому при выборе элемента на замену важно помнить одно главное правило: помпу лучше менять целиком.

Где купить водяной насос и какого производителя выбрать – вот вопрос, которым задается практически каждый автомобилист, неожиданно столкнувшись с такой необходимостью. Действительно, предложений много: на автомобильном рынке представлены самые различные устройства, как оригинальные, так и аналоговые, с широким ценовым диапазоном и примерно одинаковым набором характеристик.

Потому нередко у автолюбителей возникает соблазн купить водяную помпу подешевле: мол, если нет разницы, зачем платить больше? Дело в том, что разница есть, и проявляется она именно в качестве – как долго Вам прослужит новый агрегат. И, разумеется, в надежности: как ни крути, водяной насос автомобиля – штука очень важная, ведь от нее зависит работа «сердца» машины – его двигателя. Словом, погоня за дешевизной чревата гораздо большими финансовыми вложениями в будущем.

Поэтому мы советуем отдавать предопочтение проверенным брендам и прозводителям, прочно зарекомендовавшим себя на нашем автомобильном рынке.

IXORA рекомендует водяные насосы GMB:

  • Компания GMB – производитель с мировым именем, один из лидеров в сфере проектирования автомобильной продукции, имеющий заводы и представительства в Японии, Германии, Англии, США, Индии и Корее.
  • Созданная в 1943 году, сегодня компания GMB осуществляет поставки запчастей на сборочные конвейеры ведущих автоконцернов, а также разрабатывает комплектующие для реализации на вторичном рынке и закупки крупными японскими и европейскими производителями автокомпонентов.
  • Среди ассортимента продукции основу составляют детали двигателя, трансмиссии, рулевого управления и подвески: водяные насосы, термомуфты вентиляторов, ролики ремней ГРМ, крестовины карданных шарниров, шаровые опоры, рулевые тяги и наконечники.
  • В области водяных насосов компания GMB является однозначным флагманом: около 600 тысяч помп производится ежемесячно. А высочайшее качество продукции подтверждается сертификатом ISO 9002, так же как и признанием миллионов автомобилистов по всему миру.

Наиболее популярные модели водяных насосов GMB представлены в таблице ниже. Полный ассортимент можно найти в разделе каталогов запчастей.

* Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону: 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Производитель Номер детали Наименование детали Применяемость
GMB GWHY23A Водяная помпа Hyundai Accent Тагаз 1,5 90л с
GMB GWM61A Водяная помпа Mitsubishi L200 1996-2007 Mitsubishi Pajero 2000-наст время
GMB GWM51A Водяная помпа Mitsubishi Pajero Sport 2000-2009
GMB GWMZ58A Водяная помпа Mazda 3 2005-2010 Mazda 5 2005-2010 Mazda 6 2005-2010
GMB GWT98A Водяная помпа, с прокладкой Toyota Auris 2007-2013 Toyota Corolla 2007-2013 Toyota Rav4 2007-2013
GMB GWM79A Водяная помпа, с прокладкой Mitsubishi Pajero III-IV 2000-2009
GMB GWM54A Водяной насос Mitsubishi Lancer IX 2000-2008 1,6л 1,3л
GMB GWT119A Водяной насос Toyota Avensis 2000-2008 Toyota Camry 2000-2008 Toyota Rav 4 2006-2012
GMB GWG90A Водяной насос Daewoo Kalos 2002-наст время Chevrolet Lanos 2002-наст время
GMB GWT77A Водяной насос Toyota Avensis 2000-2008 Toyota Camry 2000-2008 Toyota Rav 4 2006-2012
GMB GWT144A Водяной насос Toyota Auris 2007-2013 Toyota Corolla 2007-2013 Toyota Rav4 2007-2013
GMB GWS36A Водяной насос Suzuki Grand Vitara 1998-наст время
GMB GWT92A Водяной насос Lexsus Rx 1997-2008
GMB GWT101A Водяной насос Toyota Corolla Toyota Yaris Toyota Prius 2000-2009
GMB GWHO40A Водяной насос Honda Cr-V 1995-2002
GMB GWT83A Водяной насос Toyota LITEACE 1979-1986
GMB GWM47A Водяной насос Mitsubishi RVR 1991-1997 Mitsubishi Space Wagon 1991-1997
GMB GWSU12A Водяной насос Subaru Forester ,Impreza 1992-2000
GMB GWN42A Водяной насос Nissan Almera 1990-2002 NissanPrimera 1990-2002
GMB GWN73A Водяной насос, комплект Nissan Almera 2002-2010 NissanPrimera 2002-2010

В сети магазинов IXORA Вы всегда можете найти широчайший ассортимент любых деталей и запчастей.

Получить профессиональную консультацию при подборе товара и подробную информацию по всем интересующим Вас вопросам можно, позвонив по телефону – 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...