Что заливать в систему отопления
Originally posted by Pavel_A:
Этиленгликоль лить не хочу — т.к. вредно и он пытается всё разъесть и вытеч из всех соединений.
Современные автомобильные тосолы лишены этого недостатка.
27-9-2011 09:50 Прохожий
У меня залит этиленгликоль (разведен водой в соотношении 1х1, давление в трубах 1 кг начальное), так как все остальное — намного дороже и преимущества их сомнительны. Трубы — металлопластик и полипропилен. ДА, он более текуч, чем вода, но если система собран нормально — не вытекает, запаха нет.Проверил в ходильнике — в минус 20 смесь не замерзает.Концентрат неразведенный вообще до минус 60. Опыт прошлой зимы, когда сдох электрокотел и темепература в доме сравнялась с уличной — минус 30 показал. что ничего нигде не порвало и не замерзло. Разве что соединения метеллопластика пришлось подтягивать — они чувствительны к перепадам температуры.
27-9-2011 22:00 Billi Boi
Я в замешательстве. Что заливать?
Что, зачем и где нужно заливать в систему отопления!
Что за котел?
Вы уже газ пустили или нет?
Считается что импортные котлы (всякие там висманы и будерусы и иже с ними) антифризы не любят — текут и потеют. Так же постоянно потеют все соединения.
Ну и проблема разморозки — это проблема не только СО. Наверно есть еще и унитазы/раковины/ краны и трубы. В общем современный дом размораживать не стоит.
У меня залита вода, хотя на даче я постоянно не живу. Но в СО врезано термореле заведенное на сигнализацию — при падении температуры на подаче ниже 40 градусов срабатывает сигнализация. Дальше уже реагирую по месту.
С ув.
28-9-2011 10:04 Прохожий
Проблема разморозки унитазов и водопровода мною была решена в прошлом году таким образом — в унитаз был засунут греющий кабель, который не давал там образоваться льду.В водопроводе на входе в дом у меня и так внутри трубы греющий кабель, так что там разморозки не опасался. По дому водопровод сделан из полипропилена, замерзания не боится. Импортный котел Dakon Piro у меня не «потеет» антифризом, течи из него (тьфу 3 раза!)за 5 лет эксплуатации нет. Соединения металлопластика на антифризе могут подтекать чуть при перепадах температуры ниже 0( устраняется подтягиванием гайки, более не текут), на армированном стекловолокном полипропилене, на который в это лето переделал половину контура отопления протечек нет.
28-9-2011 20:32 Pavel_A
. Что за котел?
боринский АОГВ (самый обычный)
. уже газ пустили или нет?
Да
. Ну и проблема разморозки — это проблема не только СО. Наверно есть еще и унитазы/раковины/ краны и трубы. В общем современный дом размораживать не стоит.
Это так, но по материальным и трудовым затратам система отопления намного существеннее.
. в СО врезано термореле заведенное на сигнализацию — при падении температуры на подаче ниже 40 градусов срабатывает сигнализация
Да, удобная штука, давно мечтаю о ДжиэСэМ сигнализации. Буду ставить.
. Современные автомобильные тосолы лишены этого недостатка.
ЧТО ЗАЛИТЬ В СИСТЕМУ ОТОПЛЕНИЯ ЧАСТНОГО ДОМА
текут и ядовиты все.
. глицерин не лей. с минусов не разгонишь — очень вязкий.
я не собираюсь постоянно в минус вгонять систему. Минус — это экстренный случай.
всем хороша, только замерзает
Кипит при 80 градусах, непойдёт.
28-9-2011 20:54 Казбек
воду. хотя зависит от котла. импортные котлы с битермальным теплообменником не рассчитаны на применение гликоля. дело не в протечках. при ошибке в проектировании контура отопления или зажимании радиаторов регулирующей арматурой, теплоноситель может вспеница в балансировочном узле котла, что приводит к прогару теплообменника.
практически все импортные газовые котлы имеет защиту от замерзания, даже при включенном режиме «ожидание», при t в районе 0 +5 С, котел будет периодически запускаться.
другой вопрос, энергозависимость.
28-9-2011 20:57 Казбек
боринский АОГВ (самый обычный)
любой антифризтосол. если емкость системы большая, купить этиленгликоль, развести водой.
прокладки паронит или резина? материал труб, радиаторов?
29-9-2011 09:32 HARON
я заливал антифриз. брал малую 60л бочку концентрата ВР, синенький такой. сейчас уже и не понимаю для чего , замерзнуть дом в принципе не сможет, если только пол в гараже. ну, что-б система не ржавела, пока есть — пусть будет. протечки — было два проблемных места, добавилось еще два, боролся несколько раз с переменным успехом: два угловых соединения без контрагаек и два шаровых крана по штоку. ну не текло это, скорее потело, хотя на холодную бывает и повисает капелька, поскольку все это в котельной то особо и не вмешиваюсь. соединения м металлопласта, всякие радиаторы и прочее — все ок. снимал в прошлом году фильтр — на сетке много волокон льна, ни ржавчины ни песка не видел, не так как у некоторых — труба 50 мм и больше половины забита хрен знает чем.
29-9-2011 11:18 Pavel_A
Originally posted by Казбек:
прокладки паронит или резина? материал труб, радиаторов?
В подвале радиаторы чугун, прокладки в них резиновые. На американках прокладки паронитовые. Трубы основные — металл, подводка к радиаторам полипропилен. Все соединения металла на резьбе (порядка 200, запарился крутить).
Радиаторы в жилом помещении планирую алюминиевые (симпотичнее, легче работать (батареи в подвале весят по 98кг, 14 секций, еле повесил)).
В старом доме систему разморозил в 2006, переделал, залил разбавленый тосол (2 части тосола 1 часть воды). Периодивески появляются мелкие протечки, особенно когда не топится. Некоторые устранял, на некоторые забил (шаровой кран по оси и ещё несколько соединений сопливят).
Учитывая что в системе много резьбовых соединений, опасаюсь протечек через какое-то время, когда антифриз разъест уплотнительную пасту.
29-9-2011 11:36 Николаич Т4
Только незамерзающую жидкость на основе пропиленгликоля! Всё осталное яд! А разбавлять надо так: допустим теплоноситель концетрат 65гр.,вот его надо разбавлять ровно пополам с водой,тогда и эфективность системы отопления не так страдает,жижа не такая вязкая ,а замёрзнуть всё равно не замёрзнет т.к при больших минусовых температурах становится киселём с кристаллами и не расширяется!Опыт,сын ошибок трудных.
29-9-2011 12:20 Николаич Т4
Только незамерзающую жидкость на основе пропиленгликоля! Всё осталное яд. А разбавлять надо так: допустим теплоноситель концетрат 65гр.,вот его надо разбавлять ровно пополам с водой,тогда и эфективность системы отопления не так страдает,жижа не такая вязкая ,а замёрзнуть всё равно не замёрзнет т.к при больших минусовых температурах становится киселём с кристаллами и не расширяется!Опыт,сын ошибок трудных.
29-9-2011 13:00 HARON
Всё осталное яд!
а я залил антифриз. фактически автомобильный, если-б брал в спецмагазине и за двойную цену — антифриз той-же маркировки продали-б как «специальный для систем отопления», причем его настоичиво рекомендуют при приобретении котла, я специально сравнивал код производителя, да и на цвет аналогичны. яд, может не яд, сейчас они все с пометкой эко. пить я его все одно не собираюсь.
Originally posted by HARON:
а я залил антифриз.
Люминю пизнесс! Его потому и не заливают в систему охлаждения отечественных авто! Головку годков за 5 скушивает!
29-9-2011 14:51 Прохожий
Фигушки. Автомобильные антифризы сейчас уже не жрут аллюминий. Это еще лет 15 назад было полно «левого» антифриза и тосола, колторый становился бурым после заливки в двигун (ел аллюминий).Сейчас уже давно не слышал о таких случаях от водил..
Originally posted by Прохожий:
Фигушки. Автомобильные антифризы сейчас уже не жрут аллюминий
Угу! Не жрут. В августе на ТАЗе головку ремонтировал.
29-9-2011 15:10 Прохожий
А хер его знает. ЭйДжЭйшный. Не помню марку извиняйте. Но головку закоцало и систему охлаждения мыть зае-лись!Проело не только люминь, но даже выело дырку в трубке, что идет от помпы к печке.Дырка была мм.2-3 в диаметре! Раньше как и Вы, ржал когда говорили о его едкости.
29-9-2011 15:23 Прохожий
А цвет не изменился антифриза? Обычно «едкий» антифриз всегда можно отличить по тому, что он меняет цвет на бурый очень быстро — быстрее, чем проест чего «нужное», что позволяло слить его еще до того, как он нанесет вред двигателю.
P.s. — Я не «ржал» когда говорят о активности к аллюминию антифризов и тосолов, так как давно за рулем (на «Волге» раза 3 подряд попадал на «едкий») и с «паленым» тосолом сталкивался не раз. Правда в последнее время , как писал выше — не сталкивался с «паленкой», может потому, что стараюсь брать «брендовые» антифризы.
Originally posted by Прохожий:
А цвет не изменился антифриза
Да. Изменялся. У меня был красный залит, перед тем как ремонтировать головку стал с примесью ржавчины, внимания не обращал, решил поменять в этом сезоне. Проездил 3 года на нем.
29-9-2011 15:39 Прохожий
О! Вот на изменение цвета тосола надо ОБЯЗАТЕЛЬНО обращать внимание! «Едучий» становится буро-ржавым, и его надо сразу же как заметил — сливать. Тогда он не успеет нанести вред.
Originally posted by Прохожий:
Вот на изменение цвета тосола надо ОБЯЗАТЕЛЬНО обращать внимание!
Антифриза? Тосол-то безвредный. В моем случае, трудно заметить было. Красный, с флюорисцентными добавками, расширительный бачок так-же окрасился. После пробовал заливать желтый, но он то-же очень быстро «заржавел». Слил к еб. ям и не стал больше рисковать, промыл капитально полностью систему охлаждения и сейчас пользуюсь тосолом.
Благо он дешевле!
29-9-2011 16:09 Прохожий
Хмм. Вообще-то Тосол и Антифриз — это одно и то же. Просто Тосол — российская марка (от названия отдела (ТОС), где он был разработан, с окончанием , обозначающим в химии принадлежность к группе спиртов), а так — это одно и то же — раствор этиленгликоля. В него добавляют присадки, чтобы смачивался получше и не ел аллюминий. В «паленку» присадок не добавляют — поэтому он и ест аллюминий.
Originally posted by Прохожий:
Хмм. Вообще-то Тосол и Антифриз — это одно и то же.
Ну Х.з. Пусть так, спорить не стану. Могу сказать только одно, эти 2 жидкости между собой не коннектяться. Не помню уже в какой машине проводил эксперимент ( по незнанию) долил тосол в систему где был залит антифриз. В результате буро-ржавая жидкость.
Со всеми вытекающими!
29-9-2011 17:11 Прохожий
Вот что пишут эксперты о смешивании тосола и антифриза : «Возможность смешивания разных ОЖ зависит от совместимости присадок. Их пакеты могут отличаться составом и количеством используемых веществ, так как разные производители пользуются различными добавками.
В одном случае это неорганические соединения — бор-нитридные, аминные и фосфатные ингибиторы, в другом — импортные химические соединения нового поколения. Вследствие взаимодействия присадок антикоррозионные и смазывающие свойства смеси антифризов, как правило, ухудшаются. Это приводит к ускоренному выходу из строя деталей двигателя. Именно по этой причине смешивать разные ОЖ не рекомендуется.
У антифризов иностранного производства несовместимость с другими ОЖ наблюдается реже и, как правило, это указывается на этикетке. И все же правильным будет считать, что ОЖ смешивать нельзя. Мнение, что с или с смешивать можно, также ошибочно: цвета разных ОЖ зависят от используемого красителя и на совместимость жидкостей не влияют.»
Источник: forum.guns.ru
Чем залить систему отопления в частном доме: советы и рекомендации
Наиболее распространенными сегодня в большинстве стран, в том числе и в России, являются системы отопления, заполняемые жидким теплоносителем. Это комплекс оборудования — сложный или простой. В последнем случае речь идет об открытой схеме. В составе таких систем:
- котельные помещения;
- теплообменники;
- станции насосного оборудования.
Все узлы соединены между собой трубопроводом. Качество и характеристики циркулирующей жидкости будут влиять на работу оборудования, поэтому столь важно правильно подобрать теплоноситель, о чем и пойдет речь в статье.
Каким должен быть теплоноситель
Если перед вами встал вопрос о том, чем залить систему отопления в частном доме, то вы должны разобраться с тем, каким должен быть теплоноситель. Идеальной жидкости на эту роль пока не придумали. Это указывает на то, что каждый из известных материалов эксплуатируется при определенных условиях.
Важным фактором выступает температура теплоносителя, при нарушении которой вещество может изменять свои свойства, что приводит к остановке работы системы. Правильный теплоноситель должен переносить большее количество тепла за короткое время, ему должна быть свойственна небольшая вязкость, он не должен стать причиной коррозии и не должен представлять опасность для жителей дома. Помимо прочего, при перенесении тепла теплопотери должны быть минимальными, а невысокая вязкость станет показателем скорости прокачки и увеличения коэффициента полезного действия.
Если вы задумались над вопросом о том, чем залить систему отопления в частном доме, то должны знать, что тот или иной теплоноситель может стать причиной коррозии, вследствие чего вы столкнетесь с ограничениями при выборе механизмов и частей системы.
Безопасность использования
Если же речь идет о безопасности, то теплоноситель не должен превышать нормы по токсичности, температуре возгорания, те же требования предъявляются еще и к парам жидкости. Немаловажным фактором при выборе является стоимость. Цена должна быть сравнительно низкой, в противном случае у потребителя должна быть возможность использовать теплоноситель долгое время, не заменяя его.
Использование воды
Перед тем как определиться, чем залить систему отопления в частном доме, вы должны рассмотреть самые распространенные варианты решения данного вопроса. Одним из них является вода, преимущества которой выражены в наивысшей теплоемкости среди всех жидкостей, а также менее высокой плотности. Таким образом, килограмм воды, температура которой составляет 90 °С, будет остывать до 70 °С, выделяя при этом тепло в объеме 20 ккал.
Решая вопрос о том, что залить в систему отопления частного дома с электрокотлом, можно рассмотреть в качестве варианта воду, которая отличается экологическими и токсикологическими свойствами от синтетических веществ. Она безопасна для человека, а если произойдет утечка, то это не доставит дополнительные хлопоты. Такой теплоноситель можно легко достать, при недостатке объема залив в систему нужное количество. У этого теплоносителя нет конкурентов по цене, более дешевой жидкости попросту нельзя найти.
Для справки
Если перед вами встала задача о том, чем залить систему отопления в частном доме, вы должны учитывать, что вода в обычном виде не должна использоваться, ведь она богата солями и кислородом. Со временем от таких добавок на внутренних поверхностях системы отопления будет оседать накипь и появится коррозия. А для того чтобы система работала без перебоев, жидкость перед использованием необходимо смягчить.
Для этого можно использовать один из существующих способов. Это может быть термическая или химическая технология. В первом случае методика основана на кипячении. Вода должна быть помещена в металлический резервуар, в котором ее обходимо нагреть. При кипячении будет удаляться углекислый газ, а на дне сосуда отложатся соли.
Стойкие соединения магния и кальция при этом всё же останутся в воде. Химический способ воздействует за счёт реагентов. С помощью кальцинированной соды, ортофосфата натрия и гашеной извести соли обретают нерастворимый вид и выпадают, становясь осадком. Последующая фильтрация позволит устранить остатки вредных веществ.
Почему многие отказываются от воды
Если перед вами встал вопрос о том, что залить в систему отопления частного дома на зиму, то, скорее всего, придется отказаться от воды. В данном случае большую роль играет такой параметр теплоносителя, как температурный режим. Если температура в здании опустится ниже 0 °С, то жидкость замерзнет, и это станет причиной поломки отопительной системы.
Применение антифриза
Когда наступают холода, становится актуальной так называемая незамерзайка, которая представляет собой специальную жидкость для систем отопления. Если трубы наполнить таким теплоносителем, то даже при снижении температуры до критической они не лопнут, что очень важно для того жилья, которое используется нерегулярно. В качестве носителя энергии в данном случае используется антифриз, который рассчитан на работу при широком диапазоне температур, варьирующемся в пределах от -30 до -65 °С.
Когда возникает вопрос о том, что залить в систему отопления частного дома зимой, то стоит обратить внимание именно на данный вариант, который не твердеет, а обретает измененное состояние вида геля, когда температура понижается ниже 0 °С.
Возвращаясь в первоначальное состояние, антифриз не потеряет своих первоначальных свойств и не будет представлять угрозы для контура системы отопления. Для удаления очагов коррозии или накипи производители используют добавки в виде специальных ингибиторов. Благодаря этому период эксплуатации отопительной системы может быть увеличен на несколько лет.
Что следует учесть перед выбором антифриза
Если вы все еще не можете решить, что залить в систему отопления частного дома – воду или антифриз, — то следует учесть тот момент, что последний из перечисленных вариантов рассчитан лишь на несколько сезонов эксплуатации. Это может быть 5 лет, а вернее, 10 сезонов. После этого периода объем теплоносителя должен быть заменён. Производители и вовсе рекомендуют использовать антифриз около 3 лет.
Какой теплоноситель подойдет для алюминиевых радиаторов
Для системы из алюминиевых радиаторов можно использовать теплоноситель на основе этилового спирта, который с легкостью можно подготовить самостоятельно. В конечном итоге удастся получить жидкость, которая будет представлять собой незамерзающую смесь, в состав которой входит этиловый спирт и дистиллированная вода. Данная жидкость будет иметь несколько более высокую вязкость по сравнению с обычной водой. Однако данный показатель будет ниже, чем у заводских антифризов.
Текучесть данной жидкости меньше по сравнению с антифризом, что позволяет пренебречь требованиями к герметичности соединений контура. Такая жидкость не будет способна повредить резиновые уплотнители системы.
Когда потребители думают над вопросом о том, что залить в систему отопления частного дома с алюминиевыми радиаторами, они стараются выбрать именно такие смеси, так как они обладают одним важным преимуществ перед остальными вариантами, которое выражено в возможности использовать составы для металлических радиаторов. Это обусловлено тем, что спирт будет предотвращать развитие коррозии, а это важно для тех систем, разрушение которых может стать причиной неприятных последствий. В этом случае рекомендуется использовать жесткую воду, которая совместно со спиртом будет препятствовать образованию накипи на внутренних поверхностях изделий. Осадок будет образовываться в твердом виде, а при профилактической промывке от него с легкостью можно будет избавиться.
Заключение
Перед выбором антифриза рекомендуется обратить внимание на то, что данные составы могут иметь разные назначения. Одни предназначаются для автомобилей, другие – для отопительных систем. По составу они отличаются, поэтому их нельзя смешивать. Сырьем может выступить этиленгликоль или пропиленгликоль.
Довольно часто домашние мастера сегодня решают вопрос о том, что залить в систему отопления частного дома. Тосол, который еще называется антифризом, может отличаться по вязкости, температуре замерзания и ценовой категории. Об этом следует помнить.
Источник: fb.ru
Есть ли смысл в заливке антифриза в отопление или лучше все же вода?
Водяное отопление
Среди собственников частного жилья, особенно на различных форумах и сайтах, часто возникает обсуждение вопроса о том, что же лучше заливать в систему отопления дома — воду или антифриз. Попробуем разобрать что же и в каких условиях лучше. Сразу стоит оговориться, что большинству людей незамерзающий теплоноситель не нужен.
Не существует особых условий для того, чтобы раскрылись его главные свойства и преимущества. Помимо всего прочего, производители котельного оборудования и элементов отопления негативно относятся к использованию в их продукции иных теплоносителей, кроме воды. В большинстве случаев эксплуатация за пределами технических характеристики и условий снимает гарантию на оборудование (как на сам котел, так и на трубы, запорную арматуру, фильтры и так далее).
Недостатки антфриза
Главное преимущество слабозамерзающих веществ в том, что они не кристаллизируются при отрицательной температуре. Основой большинства современных охлаждающих жидкостей являются пропиленгликоли или этиленгликоли (двухатомные спирты).
Одно из коренных отличий физических свойств от воды, помимо температуры замерзания — это более высокая вязкость и, как следствие, более низкая текучесть при движении. Другими словами, чтобы прогнать по системе тот же объем антифриза требуется больше усилий. Поскольку главное усилие для движения незамерзающего теплоносителя дает насос путем создания давления, для гликолей требуются более мощные насосы.
Другой стороной повышенной вязкости растворов на основе двухатомных спиртов является их высокая, в сравнении с водой, проницаемость. Со временем незамерзайка начинает сочиться из мест соединений и швов, а также проникать через микротрещины в трубах.
Теплоотдача незамерзающей жидкости
Следующее важное физическое свойство любого теплоносителя — теплоотдача. Антифриз предназначен, в первую очередь, для охлаждения двигателей внутреннего сгорания во время работы в холодное время года, что вроде бы делает его достаточно надежным теплоносителем. Однако, вода за единицу времени отдает больше тепла, чем незамерзающие жидкости. Существует формула, по которой оценивается мощность радиатора отопления:
W=c*q*(t2-t1), где c — удельная теплоемкость теплоносителя, q — прокачка объема за единицу времени, разница (t2-t1) — разница температур при вводе в радиатор и выводе из него теплоносителя.
Удельная теплоемкость воды составляет 4,18 кДж, примерная теплоемкость незамерзающего вещества — 3,45 кДж, что ниже почти на 20% (в ряде случаев разница меньше, но не существенно). Таким образом, незамерзайка обладает меньшей теплопроводностью и, как следствие, отдает меньше тепла, чем тот же объем воды. Довести эффективность работы такой системы до аналогичных параметров у воды можно только либо подняв температуру, то есть сжигая больше топлива и ускоряя общий износ системы, либо повысить объем прокачиваемой за единицу времени незамерзайки, то есть повысить давление в трубах.
Чем чреват такой радикальный шаг подробно разъяснять не стоит. Отметим лишь, что при подобных условиях работы неизбежно возникнут проблемы с протечками или даже прорывами, что в отопительный сезон никому не нужно. Не говоря уже про необходимость приобретения более мощного насоса и замены труб на больший диаметр.
Немаловажным фактором, говорящим не в пользу отопительной системы на гликолях, является итоговая стоимость. Необходимо купить теплоноситель в достаточном для заполнения объеме, в то время как вода у большинства частных хозяйств добывается из скважины на участке. Необходим более мощный насос, более широкие трубы, больший по объему расширительный бак.
Все это в общей сложности дает существенный рост цены. Стоит отметить, что обустройство отопления закладывается во время постройки дома и под нее рассчитывается соответствующий объем. Перевод работы системы отопления с воды на незамерзающие жидкости после постройки дома в лучшем случае не даст ожидаемого эффекта, в худшем — потребует переустройства всей системы.
Срок службы незамерзающей жидкости для отопления
В обсуждениях проблемы с теплоносителями для дома часто обходят такой пункт как его замена через определенные промежутки времени. Если говорить об антифризах, то эти промежутки составляют 3-5 лет, в некоторых случаях фирма-производитель заявляет сохранение свойств в течение 10 лет.
Что касается замены, люди, непосредственно сталкивавшиеся с процессом слива теплоносителя (воды ли, или другого вещества — неважно), знают — в системе всегда остается определенное количество жидкости, всю ее слить просто невозможно. Особенно это актуально для тех, у кого имеются, например, полы с подогревом. Проще говоря, чем ниже точка прохождения труб отопления, тем сложнее слить их содержимое. В ряде случаев помогает промывка системы водой, но на 100% это не способствует выходу жидкости из труб, а только ее растворению в воде. В итоге, при вводе отопления в эксплуатацию перед отопительным сезоном, человек не знает — сколько именно воды и антифриза уже есть внутри, пропорцию высчитать невозможно.
Порча труб и оборудования
Следующий, для многих почему-то неочевидный факт — ухудшение состояния труб. Автолюбители наверняка сталкивались с тем, что незамерзающая жидкость, залитая в машину, и она же, слитая по прошествии длительного времени, существенно отличаются по внешнему виду и консистенции. Это обусловлено, составом и химическими свойствами таких веществ.
Так, со временем вещества, входящие в его состав, начинают реагировать на материал внутреннего пространства труб и радиаторов (характерно, в первую очередь для металлических изделий). В результате этих реакций получаются агрессивные химические соединения, в первую очередь, кислоты. Еще одной стороной неоднородного химического состава незамерзаек становится выпадение в них осадков с течением времени с последующим повышением вязкости и ухудшением теплопроводящих свойств. Все это может привести к банальному засорению трубопроводов. Отсюда, кстати, и сроки годности, которые устанавливают производители незамерзаек.
В самом начале отмечалось, что производители котлов, в первую очередь, конденсаторных, снимают гарантию со своего оборудования при эксплуатации с альтернативами воде в качестве теплоносителя. Это обусловлено тем, что физико-химические свойства других теплоносителей серьезно отличаются от обычной воды и, в итоге, эксплуатация с нарушениями требований производителя, ведет к банальным поломкам там, где их быть не должно, либо через более короткий промежуток времени.
Еще одной неочевидной причиной, почему не стоит брать антифриз в качестве теплоносителя для дома является обилие контрафактной продукции. Даже в специализированных магазинах можно наткнуться на подделку, не говоря уже про сетевые торговые площадки или покупки в случайных местах.
Есть ли преимущества?
С минусами разобрались, теперь стоит обратить внимание на те обстоятельства, когда использование слабо мерзнущих растворов в системе отопления обосновано и оправдано. В первую очередь — это наличие протяженных трубопроводов, находящихся на открытом воздухе в холодное время года (например, на промышленных установках или городских и загородных теплосетях). В таких случая, впрочем, вода все равно присутствует в трубах у конечного получателя, а теплообмен между двумя трубами происходит через специальные теплообменники.
Из обыденных обстоятельств можно выделить наличие загородной дачи с котельной, куда зимой наведываются не чаще нескольких раз в месяц. Здесь использование антифриза не только оправдано, но и необходимо, чтобы не разморозить трубы. Еще одним частным случаем таких обстоятельств является наличие отдельно от дома стоящего строения, к которому идет трубопровод от основного дома (мастерская, тренировочный зал и тому подобное).
Резюмируя все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев для нормального домашнего отопления достаточно обычной воды, поскольку это более экономно и эффективно. Использование иных теплоносителей должно быть практически оправдано, иначе влечет необоснованные затраты и усложнение обслуживания всей конструкции отопления.
Подписывайтесь так же на наш Youtube, группу Вконтакте, Яндекс Дзен. Там много полезного и интересного контента!
Источник: eurosantehnik.ru
Что заливать в систему отопления
Наша сегодняшняя тема достаточно спорная и широко обсуждается на форумах. Речь пойдет про применение тосола для отопления дома. Говоря о тосоле, скорее всего, подразумевают охлаждающую жидкость для радиаторов автомобилей. Но ведь тосол в первую очередь – это жидкость, которая не замерзает. То же самое можно сказать и про антифриз.
Есть ли между ними разница и в чем она заключается? Почему все твердят, что нельзя лить тосол в контур, а на практике люди все равно его льют? А может это еще одна уловка рекламы? Мы поможем вам разобраться можно ли в систему отопления заливать тосол «от а до я» и распутать этот клубок.
Можно ли в систему отопления заливать тосол
Тосол для отопления дома
Для начала давайте разберемся с определениями. Что такое тосол и чем он отличается от антифриза? Само название – это аббревиатура, которая состоит из двух частей. Первая часть состоит из начальных букв отдела «технологий органического синтеза», который придумал этот состав, а вторая часть обозначает принадлежность жидкости к спиртам. Со временем аббревиатура стала использоваться для всех незамерзающих жидкостей, произведенных на территории республик бывшего союза.
Антифриз – это заграничное название незамерзающей жидкости. Если брать в целом, то никакой принципиальной разницы между тосолом для отопления дома и антифризом нет, кроме страны производителя. Другое дело – это состав жидкостей, но он может отличаться у всех производителей, поэтому и цены разные. Незамерзающая жидкость состоит из спиртовой основы (гликолевой) и пакета присадок, которые сглаживают агрессивность незамерзайки. От качества пакета присадок зависят все характеристики состава.
К сожалению, тенденция такова, что отечественный производитель не может наравне конкурировать по качеству с иностранными.
Теперь нужно разобраться в том, когда спрашивают можно ли использовать тосол в системе отопления, что имеют в виду:
- обычный машинный тосол;
- специальный состав для отопления.
Если вопрос подразумевает использование машинного тосола для системы отопления, то специалисты рекомендуют не делать этого. Почему так происходит, мы расскажем немного позже. На практике даже машинную незамерзайку льют в трубы отопления и все в порядке. Конечно, все нужно применять по назначению, но славянская душа не может жить в рамках, установленных капиталистами.
Маркетинг твердит о том, что простой тосол для системы отопления не подходит, вредно, лучше купить специальный и подороже. На самом деле не все так однозначно.
Если же речь идет о специальной незамерзайке для контура обогрева, то ограничение на использование может быть наложено только производителем котла. Наказание за нарушение этого условия – снятие агрегата с гарантии.
Все о том как проводится промывка и опрессовка систем отопления. Последовательность и техника безопасности.
О том, что такое пресс для опрессовки отопления и как он работает читайте здесь.
Специалисты не рекомендуют тосол для отопления дома
Молекула этиленгликоля — ядовитого вещества
Давайте разбираться, в чем причина такой категоричной позиции, что заливать тосол в систему отопления дома нельзя. Для этого начнем с состава антифриза. Он состоит из:
- спиртовой основы;
- этилена;
- ингибиторов;
- составов, предотвращающих вспенивание.
Такой состав характерен всем незамерзающим жидкостям иностранного производства. Только в качестве активного вещества помимо этилена может быть:
Этиленгликоль очень ядовит, причем в любом виде. Нельзя чтобы он попадал на кожу и тем более внутрь, нельзя вдыхать его пары.
Это самый дешевый состав, у него самая низкая температура, при которой происходит распад структуры присадок. После этого антифриз просто уничтожает контур обогрева, разъедая его изнутри. Вот и все причины, по которым не рекомендуют заливать тосол в систему отопления дома. В принципе то же самое можно сказать про этиленгликолевые антифризы, разницы нет. То есть специалисты против использования именно составов с этиленом, а тосол как раз к таким относится.
Он разработан для автомобилей, поэтому выпускается только с ядовитым этиленом, ведь там, где он используется, это не имеет значения. Неядовитые пропиленгликолевые и глицериновые незамерзайки производятся за рубежом.
Этиленгликоль, который входит в состав тосола, может вызвать химические ожоги
Предупрежден – значит, вооружен. Зная, что тосол ядовитый, можно принять меры, чтобы он не навредил. Использование тосола в системе отопления должно осуществляется таким образом, чтобы состав не имел доступа к помещению, где находятся люди. Поэтому лучше если тосол будет залит в герметичный контур обогрева.
Если же нужно чтобы он циркулировал по открытому контуру, то надо доработать конструкцию расширительного бака. Обязательно экспанзомат должен герметично закрываться крышкой, а в крышке должно быть отверстие. В него вставляется трубочка, которая выводится на улицу. Вот и все, пары этиленгликоля уже не страшны.
Единственное, что действительно опасно в отоплении тосолом частного дома, так это возможность утечки. От этого застраховаться нельзя. К тому же за счет того, что у антифриза поверхностное натяжение меньше чем у воды, он обладает большей текучестью. Это означает, что он находит даже самые маленькие трещинки и вытекает.
К тому же если появилась течь, то она никаким образом не исчезнет сама, как это бывает в случае с водой. Вытекать будет постоянно, пока не будет произведён ремонт труб и стыков.
Никогда не лейте тосол в систему с двухконтурным котлом, никогда.
Обнаружить утечку в системе обогрева сразу удается не всегда. Получается что некоторое время все, кто находится в доме, сами не зная того, дышат парами этиленгликоля. Вообще, такой состав для постоянного жилья не используют, а вот отопление в гараже на тосоле – другое дело.
Самое главное, нельзя заливать тосол в системы, где стоит двухконтурный котел. Если что-то пойдет не так и часть теплоносителя попадет в контур ГВС, то последствия могут быть очень тяжелыми.
Как себя ведет тосол в системе отопления
Чтобы понять, как себя ведет тосол в системе отопления, нужно знать его характеристики. Мы уже определили его состав, который содержит ядовитое вещество, крайне опасное для человека даже в малых дозах. Знаем, что его можно заливать в закрытые и даже открытые контуры. Остается проблема возможности утечки.
Чтобы ее предотвратить, нужно следить за тем, чтобы теплоноситель не перегревался. Как только он достигает 90 градусов, то начинается необратимый процесс распада пакета присадок. Реакция происходит с выделение кислоты и осадка.
Как только присадки перестают работать, агрессивность тосола уже ничем не гасится, поэтому он разъедает все, с чем контактирует.
Также нужно следить за тем, чтобы тосол менялся не реже чем раз в пять лет (лучше чаще). За этот период присадки отрабатывают свой ресурс и также распадаются. Причем распад происходит в течение короткого промежутка времени. То есть работает – работает, а потом бац и все, начинает разъедать систему.
Если брать за эталон обычную воду, то характеристики тосола можно определить в следующем процентном соотношении:
- теплопроводность 85% — на 15% меньше, чем у воды;
- плотность 120%;
- вязкость 150%;
- объёмное расширение 150%;
- текучесть 150%.
Исходя из этих характеристик, можно сделать вывод, что за счет большей плотности и вязкости насосу будет тяжелее прогонять тосол по системе отопления. Хоть больший процент текучести и сглаживает этот эффект, все равно насосы нужны более мощные. Также обязательно нужно предусмотреть объёмное расширение и подобрать экспанзомат большего объёма.
Понятное дело, что тосол в системе отопления используется только тогда, когда помещение протапливается нерегулярно. Если же речь идет о постоянном жилье, то смысла заливать тосол, который очень ядовит, нет. Обычно его используют в домах временного проживания, на дачах или в гараже.
Есть небольшая особенность разогрева тосола в системе отопления дома. Отзывы по эксплуатации свидетельствуют о том, что включать котел после некоторого времени простоя, за которое теплоноситель успел загуснуть, нужно на минимум и потом постепенно поднимать температуру. Очень медленно.
Это нужно потому, что циркуляция с густой незамерзайкой сложно дается насосу, при этом скорость теплоносителя очень низкая. Поэтому состав подолгу находится в змеевике камеры горения, где может перегреться. О том, что с ним случается при перегреве мы уже говорили.
Все что вы не знали про ремонт котлов отопления читайте на нашем сайте.
Про возможные неисправности циркуляционного насоса отопления можно прочитать по адресу //utepleniedoma.com/otoplenie/otopitelnoe-oborudovanie/remont-nasos
Как залить тосол в систему отопления
Погружной электрический насос «малыш»
Перед тем как закачать тосол в систему отопления дома, контур нужно очистить при помощи специальных средств. Чтобы заполнить контур обогрева тосолом нужно применять специальные насосы. В любой системе есть патрубок подпитки, через который заливается теплоноситель. Если это открытая система, то, в принципе, можно заливать тосол и ведром через расширительный бак, но это уже сродни тихому помешательству. Поэтому надо взять насос. Они бывают:
- электрические;
- ручные.
Так как залить тосол в систему отопления ручным насосом, тем которым проводятся гидравлические испытания, достаточно проблематично, лучше избегать этого метода. Если вариантов нет, то ничего не поделаешь, придется поработать руками. Есть электрические помповые погружные насосы, которые опускаются в резервуар с незамерзайкой и прокачивают ее в контур.
Также есть компрессоры, которые накачивают давление. Для такого компрессора еще потребуется специальный пистолет. Он совмещает жидкость с давление воздуха и направляет ее в систему.
Итоги
Тосол – это тот же этиленгликолевый антифриз. Тосол в системе отопления использовать можно, если осторожно. В домах постоянного проживания лучше отказать от этой затеи, слишком много подводных камней. Не стоит забывать, что тосол очень токсичен. Поэтому ни в коем случае нельзя использовать его в системах с двухконтурным котлом.
Также следует помнить о правилах эксплуатации (не перегревать, парами не дышать, внутрь не принимать, вовремя менять). Несомненно, залив тосол в контур, вы сэкономите в два раза, по сравнению с нетоксичными зарубежными пропиленгликолевыми составами. Только вот стоят ли эти копейки такого риска? Вопрос риторический.
Источник: utepleniedoma.com