Помпаж компрессора — это состояние, при котором устройство не может эффективно сжимать воздух или газ, что приводит к снижению его производительности. Это происходит, когда давление на выходе компрессора становится выше, чем на входе, из-за закручивания потока или блокировки, в результате чего компрессор начинает «подаваться» обратно, вместо того чтобы накачивать воздух.
Визуально это можно представить как ситуацию, когда вы пытаетесь накачать мяч, а воздух не заходит, а уходит обратно через клапан. Помпаж может вызвать перегрев и повреждение компрессора, поэтому важно следить за его работой и избегать таких ситуаций.
Помпаж двигателя самолета: что это, почему происходит и чем грозит?
Такой термин, как "помпаж двигателя", слышали многие, но мало кто до конца понимает суть этого явления. Между тем этот термин начали применять по отношению к реактивным двигателям самолетов ещё в середине 1940-х годов, и он не утратил актуальность до сих пор. В этой статье предлагаю разобраться с "природой" помпажа, его причинами и последствиями.
Что такое помпаж двигателя?
Помпаж (фр. pompage — колебания, пульсация) происходит за доли секунды. Начинается он со срыва потока воздуха в компрессоре, из-за которого между его лопастями возникают завихрения, приводящие к полному прекращению прохождения воздуха через компрессор. То есть воздух в компрессоре вместо движения вперед по прямой в направлении камеры сгорания начинает двигаться по окружности между лопастями.
Так как воздух не может пройти и "застревает", то давление возрастает и в какой-то момент компрессор уже не может продолжать работу. В момент остановки компрессора происходит резкое вытеснение ранее сжатого воздуха. Часть воздуха выходит через впуск, а другая часть врывается в камеру сгорания.
Так как ранее из-за нарушения работы компрессора воздух в камеру сгорания не поступал в нужном объеме, то соотношение керосина и кислорода в рабочей смеси было нарушено, и горение прекратилось. Однако керосин продолжал поступать и накопился в камере сгорания. Когда воздух резко попадает в неё, там образуется так называемая "богатая смесь". В силу избыточно высокого содержания керосина часть смеси догорает уже на выходе из двигателя, отсюда и эти яркие вспышки, вырывающиеся из сопла.
Почему это происходит?
Нарушение потока воздуха в компрессоре чаще всего спровоцировано:
- попаданием в воздухозаборник посторонних предметов, таких как птица, град или какой-либо мусор с поверхности взлетно-посадочной полосы;
- эксплуатацией самолета вне пределов его проектных возможностей. Например, полет на чрезмерной высоте или полет в условиях, когда на воздухозаборнике или в компрессоре может образоваться лед;
- сбоем в работе автоматики силовой установки. Подобное происходило с Су-57 на выставке МАКС-2011, после чего этот истребитель прозвали "Горынычем";
- сильным боковым ветром при запуске двигателя на аэродроме (этим славились ранние модели двигателей JT9D, которые устанавливали на Boeing 747-100);
- низким атмосферным давлением при высокой температуре воздуха, такое встречается в горах в летнее время. Этому эффекту подвержен, например, турбовинтовой двигатель АИ-24, который устанавливается на самолеты Ан-24, Ан-26 и Ан-30.
Чем это грозит?
Последствия помпажа зависят от того, чем он вызван. Помпаж может быть "разовой акцией", а может и зациклиться. К примеру, попадание птицы может сильно повредить лопатки компрессора, и такое изменение аэродинамического профиля будет приводить к постоянному помпажу. Он будет сопровождаться громкими хлопками, повышением температуры внутри двигателя и сильной вибрацией.
Такое воздействие способно быстро разрушить двигатель, так что времени на реагирование у пилотов обычно немного. Кроме того, самолет будет рыскать в сторону "проблемного" двигателя. Сначала пилоты плавно понижают тягу двигателя до минимума. Если этого не помогло и помпаж не прекратился, то двигатель отключают.
В простых случаях не требуется даже вмешательство пилотов — выручает современная противопомпажная автоматика, которая может на доли секунды снижать или прекращать подачу топлива, поворачивать лопатки регулируемого направляющего аппарата (РНА) для изменения угла натекания воздуха и т.д.
Потеря одного из двигателей в результате помпажа в наше время редко представляет большую угрозу для самолета. Помпаж сразу всех двигателей — явление крайне редкое. Один из таких случаев произошел в декабре 1991 года и известен как "Чудо в Готтрере". Тогда в оба двигателя самолета Douglas MD-81 попали куски льда, которые и вызвали помпаж.
Лед изначально был на крыльях, которые по какой-то причине не почистили в аэропорту. Самолет приземлился на опушку скандинавского леса, фюзелаж разломился на 3 части, но по счастью выжили все, кто находился на борту.
Источник3: teplofor.pro
Помпаж насоса: что это и как
Помпаж насоса – это явление, когда в системе образуется перепад давления, вызывающий вибрации и шумы при работе насоса.
Популярные статьи
Водотрубные котлы КВ-ГМ: общая информация
Термомасляные котлы: сведения о системах с высокотемпературным теплоносителем
Водотрубный газоплотный L-образный котел
Маслогрейные котлы для отопления и горячего водоснабжения
Водотрубные котлы башенной компоновки ПТВМ
Тоннельные водотрубные котлы: эффективное решение для отопления
Объединение сильных: два российских бренда теплового оборудования дают рынку больше
Поздравляем нас с 20-летием!
Настенные газовые котлы отопления: принцип работы
Участие завода Teplofor в выставке Aquatherm 2024
Помпаж насоса: что это и как он отражается на работе системы
Помпаж насоса: что это и как он отражается на работе системы
Помпаж насоса – это явление, когда в системе образуется перепад давления, вызывающий вибрации и шумы при работе насоса. Это частая проблема в промышленности, особенно в системах циркуляции или перекачки жидкостей.
Помпаж может произойти по разным причинам, таким как несоответствие размеров и связей трубопроводной системы, неправильная установка насоса или несоответствие его параметров задачам системы. Это может привести к неправильной работе насоса и даже его поломке. Кроме того, помпаж может вызывать энергопотери, что приводит к потере эффективности работы системы и повышению затрат на энергию.
Результаты помпажа насоса могут быть разнообразными. Это включает в себя вибрации, шумы, повышенный износ насоса и других компонентов системы, а также снижение производительности насоса и качества работы системы в целом. Помимо этого, помпаж насоса может привести к скачкам давления в системе, что может вызвать разрывы трубопроводов и другие аварийные ситуации.
Устранение помпажа насоса является важной задачей для обеспечения правильной работы системы. В первую очередь, необходимо правильно подобрать насос с учетом особенностей системы и ее параметров. Кроме того, следует обратить внимание на правильную установку насоса и его соединение с остальными компонентами системы. Отсутствие утечек, правильная герметизация и правильное распределение потока жидкости также являются важными факторами для предотвращения помпажа.
Если помпаж все же происходит, то необходимо провести комплекс мероприятий для его устранения. Это может включать в себя коррекцию размеров трубопровода, изменение углов поворота, установку амортизационных элементов или использование специальных антивибрационных материалов и систем. Также рекомендуется проводить регулярное обслуживание насосов и систем, чтобы своевременно определить и устранить возможные проблемы.
Выводящие мысли: помпаж насоса – это серьезная проблема, которая может оказывать негативное влияние на работу системы. Однако соблюдение правильных процедур при выборе и установке насоса, а также проведение регулярного технического обслуживания, позволят предотвратить и устранить помпаж, обеспечивая эффективную и надежную работу системы на долгое время.
Источник4: teplofor.pro