Что содержится в радиаторе: основные элементы и функции

Система охлаждения играет очень важную роль, так как именно она предотвращает перегревание двигателя автомобиля, которое неизбежно в процессе работы. Важнейшим элементом охлаждающей системы выступает радиатор, обеспечивающий эффективное охлаждение жидкости.

Система охлаждения автомобиля специально предназначена для того, чтобы охлаждать детали двигателя, которые нагреваются в процессе его работы. Современные автомобили имеют системы охлаждения, которые, помимо своей основной, выполняют целый ряд других важных функций:

— нагревают воздух в системе вентиляции, отопления и кондиционирования; — охлаждают масло в системе смазки; — охлаждают отработанные газы в системе рециркуляции отработанных газов; — охлаждают рабочую жидкость в автоматической коробке передач; — охлаждают воздух в системе турбонаддува.

На сегодняшний день существует несколько систем охлаждения двигателя: воздушная, жидкостная и комбинированная. В жидкостной системе тепло от разогретых элементов двигателя отводит поток жидкости, в воздушной системе — поток воздуха. В комбинированной системе воздушная и жидкостная системы объединяются.

Большинство современных автомобилей оборудованы жидкостной системой охлаждения, среди преимуществ которой можно выделить эффективное равномерное охлаждение. Кроме этого, жидкостная система охлаждения имеет невысокий уровень шума.

Независимо от того, какой тип двигателя имеет автомобиль — бензиновый или дизельный, конструкция систем охлаждения будет подобной. В состав системы охлаждения входят следующие элементы:

— радиатор системы охлаждения; — теплообменник отопителя; — масляный радиатор; — расширительный бачок; — термостат; — центробежный насос; — вентилятор радиатора; — патрубки; — элементы управления; — рубашка «охлаждения» двигателя.

Устройство радиатора

Важнейшим конструктивным элементом не только системы охлаждения, но и самого двигателя, является радиатор. Прообраз современного радиатора устанавливался даже на самых первых автомобилях, так как без радиатора работа двигателя не представляется возможной. Радиатор системы охлаждения выполняет такую важную функцию, как поддержание рабочей температуры двигателя и защита его от перегрева.

Как правило, автомобильный радиатор состоит из таких элементов, как верхний и нижний баки, сердцевина, детали крепления. Радиатор предназначен для того, чтобы жидкость, поступающая в него непосредственно из водяной рубашки двигателя, охлаждалась до необходимой температуры. Баки радиатора, а также сердцевина, которая к ним припаяна, как правило, изготавливаются из латуни, благодаря чему обеспечивается хорошая теплопроводность.

Сердцевина радиатора представляет собой тонкие поперечные пластины, через которые проходят плоские вертикальные трубки, припаянные к этим пластинам. Жидкость, которая проходит через сердцевину радиатора охлаждения, расходится на множество потоков. Подобное устройство сердцевины позволяет жидкости охлаждаться более интенсивно, так как значительно возрастает площадь соприкосновения жидкости со стенками трубок.

Баки радиатора соединяются с рубашкой охлаждения при помощи патрубков. Нижний бак оснащен специальным краником, предназначенным для слива жидкости из радиатора. Чтобы спускать воду из водяной рубашки, в нижней части блока также имеется краник.

В систему охлаждения жидкость заливается через горловину бака, расположенного вверху и закрываемого крышкой. Жидкостная система охлаждения двигателя отличается наличием двойного регулирования теплового режима: термостатом и шторкой.

Шторка радиатора охлаждения — это своеобразное полотно, один из концов которого закрепляется на сматывающем механизме, который, в свою очередь, монтируется в барабане. Второй конец неподвижно соединяется в нижней части автомобильного радиатора.

Некоторые двигатели внутреннего сгорания вместо шторки оснащены жалюзи створчатого типа, состоящими из пластин. Пластины шарнирно закрепляются в нижней планке, связанной тягой и системой рычагов с рукояткой управления жалюзи, которая находится в кабине. Сами створки могут быть расположены горизонтально или вертикально.

Принцип работы радиатора

Системы охлаждения, которыми оборудуются современные автомобили, учитывают множество важных параметров, среди которых температура двигателя, температура жидкости и масла, температура снаружи салона и т.д.

Принцип работы системы охлаждения следующий. Благодаря жидкостному насосу охлаждающая жидкость находится в постоянном движении, циркулируя по кругу, омывая горячие стенки головки блока и цилиндров. Таким образом удается избежать перегрева двигателя, так как от нагретых деталей отводится тепло. Далее горячая жидкость направляется в радиатор охлаждения, который обеспечивает отвод тепла в окружающую среду. На этом цикл заканчивается, а охлажденная жидкость идет по новому циклу.

Таким образом, можно сделать вывод, что радиатор представляет собой своеобразный теплообменник, который обеспечивает охлаждение жидкости. Чтобы работа радиатора была еще более эффективной, перед двигателем устанавливается специальный вентилятор радиатора, нагнетающий воздух на поверхность радиатора, благодаря чему процесс теплообмена значительно ускоряется.

Читайте:  Инструкция по подключению поплавкового выключателя к насосам

Вентилятор радиатора запускается автоматически специальным термодатчиком, который срабатывает в тот момент, когда рабочая температура двигателя начинает подниматься выше допустимой нормы. Вентилятор и радиатор охлаждения устанавливают непосредственно перед двигателем.

Другие статьи

#Омывающие жидкости
29.09.2023 | Статьи о запасных частях

Зима и лето, два полюса, между которыми меняется весь наш мир. И в этом мире существуют омывающие жидкости — помощники, которые обеспечивают нашу безопасность на дороге. В этой статье мы окунемся в мир омывающих жидкостей и узнаем, какие они бывают, от чего зависит их температура замерзания и как их правильно выбрать.

#Рассухариватель клапанов
21.06.2023 | Статьи о запасных частях

Замена клапанов двигателя внутреннего сгорания затрудняется необходимостью съема сухарей — для этой операции используются специальные рассухариватели клапанов. Все об этом инструменте, его существующих типах, конструкции и принципе действия, а также о его выборе и применении читайте в данной статье.

#Переключатель света с регулировкой шкалы
14.06.2023 | Статьи о запасных частях

Во многих отечественных автомобилях ранних выпусков широко использовались центральные переключатели света с реостатом, позволяющим регулировать яркость подсветки приборов. Все о данных устройствах, их существующих типах, конструкции, работе, а также об их правильном выборе и замене читайте в статье.

#Пластина распределителя зажигания
07.06.2023 | Статьи о запасных частях

Одной из основных деталей распределителя зажигания является опорная пластина, отвечающая за функционирование прерывателя. Все о пластинах прерывателя, их существующих типах и конструктивных особенностях, а также о подборе, замене и регулировках данных компонентов подробно рассказано в данной статье.

Что такое радиатор охлаждения двигателя и почему его очень важно регулярно чистить

Двигатель внутреннего сгорания — крайне теплонагруженный узел любого современного автомобиля. Во время работы его температура неизбежно повышается, что может привести к не самым положительным последствиям. Чтобы они остались лишь сухой теорией, в подкапотном пространстве используется продуманная система охлаждения.

Важным её элементом является радиатор, который пропускает через себя специальную жидкость, которую в народе называют «антифризом», и понижает её температуру. Она нужна для охлаждения двигателя — собственно, поэтому называется охлаждающей. Впрочем, без исправного радиатора она абсолютно бесполезна.

  • В тему:BMW нервно курит в сторонке. 5 люксовых авто, привлекающих монструозным радиатором

Что собой вообще представляет автомобильный радиатор

Радиатор — специальное приспособление, которое отводит тепло от жидкости, находящейся в системе охлаждения. Чаще всего он находится в передней части автомобиля (если двигатель у модели спереди, а не сзади) и во время его движения пропускает через себя невероятно большое количество воздуха, уводя повышенную температуру в окружающую среду. Радиатор состоит из особенных труб, по которым двигается охлаждающая жидкость, а также многослойных пластин металла, повышающих площадь контакта с воздухом. На боковых частях радиатора обычно располагаются патрубки, которые предназначены для входа и выхода охлаждающей жидкости, циркулирующей по системе.

В верхней части подкапотного пространства также располагается специальный расширительный бачок, который предназначен для доливки и контроля уровня охлаждающей жидкости. Он же нужен для того, чтобы избежать разрыва всей системы в случае экстренного повышения давления, если что-то начинает идти не совсем по плану.

Любой автомобилист знает, что резкое понижение уровня охлаждающей жидкости свидетельствует про разгерметизацию системы — в том числе, протечку самого радиатора. В этом случае неизбежно производится ремонт. Но у системы охлаждения могут быть и неочевидные проблемы, про которые многие просто не думают. Одна из них — ощутимое загрязнение.

Незначительные повреждения для радиатора не так страшны, как его сильное загрязнение | Car Guru

Почему автомобильный радиатор должен оставаться чистым

Обычно температура охлаждающей жидкости, которая располагается в блоке цилиндров двигателя, находится на уровне от 80 до 95°С. Очень важно, чтобы отклонения от подобного промежутка не были слишком критичными ни в большую, ни в меньшую стороны. Если температура окажется чересчур низкой, двигатель не будет показывать должный уровень эффективности.

Читайте:  Как устранить течь воды в унитазе: пошаговое руководство

Но при экстренном повышении числа градусов можно получить планомерный перегрев. Во время него детали мотора начинают постепенно расширяться, что способствует увеличению трения. В итоге двигатель даже может заклинить, что фактически не ремонтируется.

Если обнаруживается течь, о чём уже шла речь выше по тексту, автолюбители тут же бьют тревогу и начинают заниматься обслуживанием охлаждающей системы. На загрязнение же радиатора обычно никто не обращает внимания, поэтому данный процесс может стать куда более опасным. Во время езды в радиатор попадают насекомые, грязь, пыль и другие загрязнения.

Полезная площадь так называемых сот постепенно уменьшается, что планомерно увеличивает температурную нагрузку на мотор и сокращает время его полезного использования. Если автомобиль взят покататься свежим на вторичном рынке на год или два, то данный вопрос теряет актуальность. В противном же случае нужно периодически заниматься очисткой.

Регулярная очистка автомобильного радиатора значительно увеличит время полезного использования двигателя | Car Master

Когда лучше всего производить очистку радиатора в авто

У автопроизводителей крайне индивидуальный подход к конструкции радиаторных решёток на разных моделях. Бывает, отверстия достаточно большие, поэтому практически не забиваются. Но может быть и обратная ситуация. В последнем случае лучше всего проводить периодическую проверку (раз в год или 20 тысяч километров пробега) радиаторных решёток.

Сами же радиаторы, как показывает практика, лучше всего мыть не реже одного раза в два или три года — по крайней мере, если они за это время визуально достаточно грязные. Обычно для оценки их загрязнения не нужно проводить полный демонтаж.

Оценку загрязнения радиатора обычно проводят во время подготовки к летнему сезону. В этом нет ничего удивительного, ведь в тёплое время года нагрузка на систему охлаждения ощутимо увеличивается, и автомобиль должен быть готов к этому на все 100%. При этом важно понимать, что под полной очисткой радиатора обычно подразумевается не только внешняя, но и внутренняя. Это нужно, чтобы убедиться в правильной циркуляции охлаждающей жидкости по всей системе. Сравнительно длительная эксплуатация автомобиля приводит к тому, что «трубочки» забиваются, и эффективность неизбежно падает.

Иногда радиатор очень просто снять самостоятельно, но чаще всего приходится обращаться за помощью к специалистам | Gore Dangel

Как определяется необходимость и проводится чистка радиатора

Необходимость очистки определяется 3 путями

Во-первых, если автомобилю уже два-три года или сильно больше, то проверить загрязнение радиатора, если это никогда не делалось, — далеко не самая плохая идея. Это особенно важно, если транспортное средство приобреталось на вторичном рынке и по поводу бережности его эксплуатации есть сомнения.

Во-вторых, можно ориентироваться по температуре двигателя на приборной панели автомобиля. Если после длительной нагрузки на мотор система охлаждения уже не справляется с возложенными на неё обязанностями, и симптомов поломки нет, следует обратить внимание именно на необходимость очистки.

В-третьих, иногда можно просто провести визуальный осмотр радиатора. Впрочем, важно понимать, что сразу за радиаторной решёткой обычно находится не радиатор охлаждения двигателя, а радиатор кондиционера. Поэтому нужно смотреть в подкапотное пространство, если без разборки там что-то будет видно.

Загрязнение радиатора очень просто определяется визуально, но это не всегда видно без демонтажа | Car Treat

Очистка радиатора проводится в 2 этапа

На первом этапе происходит промывка снятого радиатора снаружи. Для этого на него наносится специальное моющее средство, потом производится механическая очистка с помощью щётки средней жёсткости, а в итоге всё смывается водой без большого напора. Далее происходит установка на авто.

На втором этапе происходит внутренняя чистка радиатора и всей системы охлаждения. Для этого внутрь системы заливаются специальные составы, которые должны эффективно справляться с накипью, ржавчиной, а также остатками всевозможных лишних веществ. После промывки раствор сливается и заливается охлаждающая жидкость.

Жидкость для очистки радиатора заливается через расширительный бачок и сливается через нижний вентиль под авто | CarPedia

Можно ли очистить радиатор самому или лучше не нужно

Если вы дочитали данный материал до этого места, лучше всего обратитесь к специалисту. Текст предназначен для автомобилистов-новичков, которые только лишь начинают познавать техническую часть транспортных средств в своём использовании. На свои же плечи лучше возложить контроль необходимости проверки загрязнений радиатора, а также самостоятельную очистку радиаторной решётки. Более того, даже не думайте устанавливать на автомобиль дополнительные «сеточки», которые вроде как препятствуют загрязнению радиаторов. Они ухудшают воздушный поток, а автомобиль должен «дышать» — крайне желательно, полной грудью.

Читайте:  Для чего необходим мембранный бак: основные функции и преимущества

Радиатор

Радиатор двигателя является частью охлаждающей системы автомобиля, предназначается для охлаждения циркулирующей в нем жидкости с помощью потока воздуха, создаваемого в процессе движения автомобиля и усиливаемого вентилятором.

фотогалерея:




Конструктивные особенности

  1. трубчатым;
  2. пластинчатым;
  3. иметь форму сот.

Между пластинами, сотами или трубами располагаются поперечные латунные полоски, делающие изделие более жестким, а также увеличивают площадь обдува, что повышает качество охлаждения. Постоянное круговое движение жидкого теплоносителя в системе обеспечивается специальным устройством – помпой. Все части системы соединяются между собой термостойкими патрубками, чаще всего прорезиненными.

В качестве теплоносителя, циркулирующего в радиаторе, чаще всего применяются всем известные составы, такие как антифриз или тосол, хотя многие автолюбители в теплое время заливают туда и простую дистиллированную воду. Жидкость заливается в специальный расширительный бачок, предназначаемый не только для повышения удобства наполнения, но и для обеспечения возможности расширения жидкости в системе, ведь ее объем варьируется в зависимости от температуры и давления.

Устройство радиатора охлаждения двигателя

Принудительное охлаждение радиатора осуществляется с помощью вентилятора. В современных автомобилях реализуется одна из двух концепций вентиляторов:

  • приводимые в движение коленвалом;
  • приводимые в движение отдельным электромотором.

Если первые работают постоянно, то вторые включаются автоматически только тогда, когда температура жидкости в системе охлаждения достигает критического значения. Например, такое случается при продолжительной стоянке заведенного автомобиля, когда естественный обдув радиатора встречным воздухом отсутствует.

Принцип действия

Радиатор системы охлаждения двигателя не является новым или высокотехнологичным устройством. Принцип его работы прост: тосол, циркулирующий в соприкосновении с цилиндрами двигателя, отбирает у них основную массу тепла, которое он переносит в радиатор двигателя. Теплоноситель циркулирует через радиатор тонкой струйкой по длинному и извилистому маршруту. Это позволяет воздуху хорошо обдувать соты или трубки с горячим тосолом, в некоторой степени охлаждая их. Далее остывший теплоноситель снова возвращается к цилиндрам, где опять нагревается, и процедура повторяется.

Многие модели грузовиков дополнительно оборудуются радиаторами, предназначенными для охлаждения моторного масла, что позволяет препятствовать разжижению смазки, которая таким образом не пригорает к узлам двигателя. Конструктивно он исполняется точно таким же, как водяной радиатор, разве что чаще всего имеет меньшие размеры.

Раз в год рекомендуется производит чистку радиатора.

Поломки и ремонт

Радиаторы охлаждения двигателя долговечны, но не являются неуязвимыми – они также периодически выходят из строя. Радиаторы двигателя могут загрязняться мусором и различными отложениями из системы охлаждения.

Они изнашиваются от воздействия агрессивных реагентов в условиях зимней эксплуатации автомобиля, часто пробиваются камнями и выходят из строя по другим причинам. Радиатор может пострадать из-за поломки другого элемента системы охлаждения (температурного датчика, помпы, клапана пробки и проч.).

Если радиатор поврежден, можно пойти двумя путями – заменить его или отремонтировать.

При незначительном повреждении радиатора его можно запаять, но при большой площади повреждения целесообразнее будет замена.

Согласно статистике в 80% случаев радиатор можно восстановить. Наиболее распространенная неисправность радиатора – засорение сот, из-за чего ухудшается циркуляция теплоносителя, что в последствии может привести к перегреву двигателя.

В таком случае достаточно промыть их под проточной водой. Нужно отсоединить радиатор внизу, а потом сверху направить в него как можно более мощную струю воды, что позволит вымыть все пробки.

Если радиатор начал протекать, существуют специальные герметики внешнего и внутреннего применения, позволяющие быстро устранить данную проблему.

Связанные термины

Подпишись на наш канал в Я ндекс.Дзене

Еще больше полезных советов в удобном формате

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...