Дата: 21.08.2023 Формат: PDF Файл(ы): Загрузить / Загрузить / Загрузить Вопрос: Сейчас нужно решить одну простую проблему, пробел в законодательстве (я написал, что и где нужно поменять). Это проблема связана с тем, что если установлен счётчик (ИПУ — индивидуальный прибор учёта), но не передаются показания счётчика в ресурсоснабжающую организацию, то повышающий коэффициент к нормативу потребления (сейчас он равен 1.5) за непередачу показаний НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ. проблема известная.
Вот здесь описаны причины: Газета.ру: почти треть россиян не знаю какие счетчики установлены в их квартирах https://www.gazeta.ru/social/news/2022/10/26/18880165.shtml Это одна из причин, того, что небаланс по коммунальным ресурсам стали раскидывать на добросовестных жителей по Постановлению Правительства РФ №92 от 03.02.2022. Я писал и звонил в минстрой, чтобы внесли правки в 354 Правила, но министерство неповоротливое. Если я правильно услышал их ответ, то решение об изменение в законе принимается только тогда, когда есть указание начальника или есть запрос от известных людей. Я для министерства неизвестный человек и для меня проще написать отписку, чем заниматься подготовкой изменения в законодательстве. Прошу поспособствовать, сейчас страдает отрасль жкх, страдает дело.
Ниже я описал проблему, и как её исправить, то есть уже готовые правки в законодательство. Пожалуйста, сообщите, это можно сделать, можно ли повлиять на минстрой?
Нужно внести правки в 354 Правила за непередачу показаний счетчиков. Ниже будет длинный текст закона. Его нужно несколько раз прочитать, чтобы разобраться. Для решения проблемы нужно внести небольшую правку в текст закона: перенести подпункт "б". Вот описание проблемы с повышающим коэффициентом, связанная с непредоставлением показаний приборов учёта.
Если потребитель не предоставил сведения о показаниях ИПУ в установленные договором сроки, тогда в соответствии с подпунктом «б» пункта 59 Правил 354 плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям ИПУ за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы ИПУ, но не менее 3 месяцев. Расчет по среднемесячному объему производится начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета, до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Если по истечении указанных трех расчетных периодов потребитель так и не предоставил сведения о показаниях ИПУ, тогда в соответствии с пунктом 60 Правил 354 размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги. При этом повышающий коэффициент не применяется!
Получается очень странная ситуация (пробел в законодательстве), если счётчика нет, то применяется повышающий коэффициент к нормативу, а если счётчик есть, но показания не передаются, то не применяется повышающий коэффициент к нормативу. Сейчас у всех водосчётчиков межповерочный интервал 6 лет. Можно установить новый счётчик и не передавать показания, платить по нормативу без повышающего коэффициента. Спустя 6 лет провести "фиктивную" замену счётчика и снова платить по нормативу без повышающего коэффициента.
То есть сейчас в законе написано так: "354 Правила пункт 60. По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59" настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
видите внизу написано перед последней запятой написано "предусмотренных подпунктом "б" пункта 59" настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг."
нужно это убрать, перенести подпункт "б", сделав так: ". 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а", "б", "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5".
то есть мы в законе убираем дырку о том, что если не передаёшь показания, то тебе начисляют просто по нормативу, без повышающего коэффициента, и добавляем пункт "б", чтобы не передача показаний также считалось, что не работает прибор учёта и соответственно прибавлялся повышающий коэффициент.
Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел Ваше обращение от 01.08.2023 № 259697 (вх. Минстроя России от 01.08.2023 № 22961-ОГ) и в рамках своей компетенции сообщает.
Абзацем первым пункта 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила), предусмотрено, что по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В случае, когда расчет размера платы за потребленные коммунальные услуги осуществляется по показаниям приборов учета, отсутствие информации о таких показаниях у исполнителя не позволяет своевременно рассчитать плату исходя из объемов фактического потребления, в связи с чем Правилами обоснованно предусмотрено применение для расчета платы среднемесячных показаний, но не более 3 расчетных периодов подряд (подпункт "б" пункта 59), а затем — нормативов потребления коммунальных услуг (абзац первый пункта 60).
При этом при расчете среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем за основу берется фактический объем соответствующего коммунального ресурса, который определяется по данным приборов учета. Такое регулирование стимулирует потребителей использовать приборы учета и осуществлять их надлежащую эксплуатацию, что направлено на формирование бережного и рационального отношения к природным ресурсам.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулированы Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 59-ФЗ).
Статьей 5 Федерального закона № 59-ФЗ определены права гражданина при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона № 59-ФЗ (пункт 3); обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Обращаем Ваше внимание, что с учетом положений статьи 5 Федерального закона № 59-ФЗ само по себе обжалование содержания ответа на обращение в случае несогласия с ним действующим законодательством не предусмотрено.
Также сообщаем, что в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона № 59-ФЗ в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу.
Учитывая изложенное, Минстрой России оставляет за собой право принять решение о прекращении переписки в случае поступления вопросов аналогичного содержания.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Получили полезный ответ по проблематике?Загрузите его
Сколько придется платить за ЖКХ, если не передавать показания счетчиков?
Как правило, жильцы многоквартирных домов платят за воду и электричество по счетчикам. А для этого необходимо каждый месяц передавать показания приборов учета в ресурсоснабжающую компанию. Но что, если вы забыли сделать это единожды или вообще перестали поддерживать связь с поставщиками коммунальных услуг? Давайте разберемся.
Что будет, если не передавать показания счетчиков?
Если вы не передали показания счетчиков, плату за воду и электричество начислят по среднемесячным показателям. Их возьмут из ваших старых квитанций за последние полгода — подсчитают общий объем потребления ресурсов, а затем разделят эту цифру на шесть. Так будут поступать в течение трех месяцев, поэтому, если вы не передавали показания только в январе, феврале и марте, скорее всего, переплата будет небольшой — или ее не будет вовсе, а вы даже сэкономите.
А что потом?
Если показания не передавались более трех месяцев подряд, объем воды и электроэнергии начнут считать по нормативам конкретного региона с повышающим коэффициентом — 1,5. И тогда придется переплачивать — до тех пор, пока вы наконец не передадите показания приборов или не сверитесь с управляющей компанией.
Надо отметить, что, даже если вы несколько месяцев платили за «коммуналку» по среднемесячным показаниям или нормативам, это не значит, что в дальнейшем поставщики услуг будут отталкиваться именно от этих значений. В итоге вы все равно заплатите только за те ресурсы, которые на самом деле потребили.
Во-первых, УК может снять показания со счетчиков сама. Во-вторых, если этого не произошло, перерасчет сделают после того, как вы передадите показания. В обоих случаях поставщики услуг подсчитают разницу, а затем скорректируют ближайший платеж в меньшую (а может, и в большую) сторону. Только не забудьте проверить следующую квитанцию — если реальные показания так и не учли, срочно обращайтесь в управляющую компанию за перерасчетом.
Ранее сообщалось, что тарифы на газ для россиян могут вырасти из-за перехода на «умные» счетчики.
По материалам journal.tinkoff.ru.
Перерасчет по счетчикам воды, если не передавались показания
В данной статье рассмотрим вопрос о том, насколько возможно получить перерасчет размера платы по счетчикам воды, если потребитель не передавал показания, а также насколько законным является отказ в таком перерасчете.
Перерасчет по счетчикам воды
Прежде всего, следует отметить, что имея индивидуальный прибор учета (счетчик) водоснабжения в квартире, не у всех и не всегда получается передать его показания в установленный срок для расчета размера платы за определенный расчетный период (месяц).
Плата при непредоставлении показаний индивидуального прибора учета (счетчика) на воду начисляется следующим образом:
→ в течение 3 месяцев (расчетных периодов) – исходя из среднемесячных показаний такого прибора учета (которые определяются за предыдущие 6 месяцев),
→ а затем, если показания так и не были переданы потребителем, — исходя из норматива потребления, установленного на водоснабжение, и количества проживающих в квартире (жилом доме).
Такой порядок расчета предусмотрен пп. б) пункта 59 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 (далее — Правила).
Проходит время, и потребитель по истечении, например, 4 месяцев решает передать фактические показания индивидуального счетчика. Исполнитель принимает данные показания, начинает производить расчет размера платы по фактическим показаниям прибора учета.
Возникает вопрос: может ли потребитель получить перерасчет размера платы за водоснабжение за период, в котором не передавались показания индивидуального счетчика, а расчет размера платы производился не фактическому потреблению, а по среднемесячным показаниям и нормативу потребления?
Да, получить перерасчет размера платы за этот период возможно согласно следующим положениям Правил:
Согласно пп. к(1)) пункта 33 Правил потребитель не обязан, а имеет право при наличии индивидуального прибора учета (счетчика) ежемесячно снимать и передавать его показания исполнителю не позднее 25 числа текущего месяца.
В пп. ж) пункта 31 Правил указано, что исполнитель обязан принимать от потребителя показания индивидуального прибора учета (счетчика), а также проводить проверки состояния прибора учета и достоверности переданных потребителем показаний.
Расчет размера платы за водоснабжение при непредоставлении показаний счетчика должен производиться в порядке, указанном в п.59 и 60 Правил, и исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за водоснабжение, если при проведении проверки состояния прибора учета (которая выявит, что счетчик исправен, пломбы на нем не повреждены), а также достоверности переданных потребителем данных о его показаниях выявится расхождение между фактически потребленном объемом водоснабжения и объемом, который был предъявлен потребителю для оплаты – это предусмотрено пунктом 61 Правил.
Причем, речь идет не только о счислении платы, если фактически потребленный объем водоснабжения окажется меньше начисленного (излишне уплаченные суммы подлежат зачету в будущих периодах), но и о доначислении платы, если выявится, что потребитель израсходовал водоснабжения больше, чем было ему предъявлено для оплаты по среднемесячным показаниям и нормативу.
Перерасчет размера платы производится исходя из показаний проверяемого прибора учета, а разница в объеме водоснабжения считается потребленной за тот расчетный период, в котором проводится проверка счетчика и достоверность его показаний, если, конечно, потребителем не будет доказано иное.
Что касается перерасчета размера платы за водоснабжение при непредоставлении показаний счетчиков, то необходимо рассмотреть 2 случая:
Первый случай: перерасчет размера платы если потребитель самостоятельно определяет, что за тот период, когда им не передавались показания по счетчику, объем водоснабжения, который был предъявлен к оплате, больше, чем объем водоснабжения, потребленный по счетчику. Например, в квартире постоянно зарегистрировано 2 человека, объем холодного водоснабжения, начисленного по среднемесячным показаниям и по нормативу, составил 26 м3, а согласно показаниям счетчика, фактическое потребление холодной воды за тот же период составило 12 м3. Разница составляет 14 м3 — переплата.
Второй случай: перерасчет размера платы, если начисленный объем водоснабжения меньше того, который был предъявлен к оплате за период непредоставления показаний. Например, в квартире постоянно зарегистрирован 1 человек, объем холодного водоснабжения, начисленного по среднемесячным показаниям и по нормативу, составил 12 м3, а согласно показаниям счетчика, фактическое потребление холодной воды за тот же период составило 22 м3. Разница составляет 10 м3 — недоплата.
И в том, и в другом случаях перерасчет размера платы должен быть сделан. Это предусмотрено положениями Правил, данная позиция поддержана в Определении ВС РФ от 26.08.2019 №302-ЭС 19-14339 по делу №А 33-27839/2018, в котором исполнитель оспаривал предписание надзорного органа, в котором было указано и необходимости произвести перерасчет размера платы потребителю в соответствии с фактическими показаниями счетчика. Суд встал на сторону надзорного органа и не отменил предписание, обязывающее исполнителя произвести перерасчет размера платы потребителю в соответствии с фактическим потреблением. Также разъяснение по данному вопросу давал Минстрой РФ в письме от 10 февраля 2017 г. № 4070-АТ/04.
Если рассматривать первый случай перерасчета (когда начисленный объем водоснабжения превышает фактическое потребление, образуется переплата со стороны потребителя), то обнаружив разницу в начисленной плате и фактическим потреблением за период, когда показания не предоставлялись, потребитель может обратиться к исполнителю для проведения перерасчета платы.
Перерасчет платы можно потребовать после проведения проверки состояния прибора учета и его показаний исполнителем, по результатам которой составляется акт, где, собственно, и фиксируются фактические показания счетчика на момент проверки.
Согласно пунктам 82-84 Правил исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях счетчиков и проверки состояния счетчиков.
Если исполнитель не проводит проверку прибора учета и его показаний, потребитель может инициировать проверку состояния своего счетчика самостоятельно, направив соответствующее обращение (заявление) исполнителю. Согласно п. е(2)) Правил такая проверка должна быть проведена исполнителем в срок не превышающий 10 рабочих дней с момента обращения потребителя.
По факту проведения проверки состояния прибора учета и его показаний исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы в соответствии с показаниями счетчика.
Отказ в проведении такого перерасчета является незаконным, и потребитель вправе направить в этом случае обращение (заявление) в надзорные органы – жилищную инспекцию для проведения проверки по факту отказа в перерасчете размера платы.
Если рассматривать второй случай перерасчета (когда начисленный объем водоснабжения меньше фактического потребления, образуется недоплата со стороны потребителя), то потребители не спешат обращаться к исполнителю, а в большинстве случаев, все также не передают показания по счетчику, оплачивая норматив потребления.
Но данные действия потребителя не являются выходом, чтобы уменьшить плату. Исполнитель имеет право самостоятельно инициировать проверку состояния прибора учета и его показаний. А согласно пункту 84 Правил исполнитель обязан это сделать, если потребителем не передаются показания в течение 6 месяцев подряд.
Таким образом, выявив недоплату по фактическому потреблению исполнитель все Вправе сделать перерасчет размера платы и доначислить неоплаченный объем водоснабжения. Необходимо учитывать следующее, что при увеличении тарифа на водоснабжение, которое, как правило, производится ежегодно, сумма, доначисленная к оплате, может оказаться выше, чем если бы фактически потребленный объем был начислен в тот расчетный период, в который он был потреблен.
Именно поэтому, для самого потребителя важно своевременно передавать показания индивидуального счетчика исполнителю для начисления платы за тот расчетный период, в котором потреблялось водоснабжение, к тому же на сегодняшний день исполнители, в большинстве случаев, предоставляют различные способы передачи показаний индивидуальных приборов учета, в том числе удаленно, – телефон, Интернет или иные способы, и проблем с передачей показаний не должно возникать у потребителя.