Анод на лодочном моторе — это металлический элемент, который служит для защиты двигателя от коррозии. Он обычно изготовлен из магния, алюминия или цинка и устанавливается в местах, подверженных воздействию воды. За счет процесса катодной защиты анод привлекает коррозионные элементы, продлевая срок службы самого мотора и предотвращая его повреждение.
Регулярная замена анодов является важной частью технического обслуживания лодочного мотора, так как их эффективность со временем снижается. Если анод изношен или разрушен, мотор подвержен риску коррозии, что может привести к серьезным последствиям для его работы и долговечности.
Что такое анод на лодочном моторе
При эксплуатации моторной и парусной яхты большинство судовладельцев сталкиваются с гальванической коррозией. Последствия данного процесса могут оказаться весьма плачевными для корпуса судна и его металлических частей находящихся под водой, включая подвесной двигатель и угловую колонку.
Гальванической коррозией называется электрохимический процесс, который происходит при помещении в электролит металлов со взаимным контактом и разными электрическими потенциалами. Контакт может осуществляться как благодаря непосредственному соприкосновению, так и посредством взаимного соединения с любым токопроводящим материалом.
Как только пара разных металлов образует гальванический элемент, один из них становится катодом, а другой — анодом. Анодом становится металл с наиболее низким значением электрического потенциала из пары, катодом — с наибольшим значением. С анода на катод устремляется поток электронов. Из-за оттока электронов атомы анода превращаются в ионы.
Ионы анода взаимодействуя с кислородом в электролите (которым является вода) образуют молекулы оксидов, которые уносятся прочь жидкостью электролита. Именно так анод начинает корродировать и разрушаться, отдавая свои атомы металла в электролит. Вода — это превосходный электролит.
Лишь химически чистая вода, которая не содержит никаких минеральных веществ, не является электролитом. У соленой воды электропроводность намного выше чем у пресной, но и в воде пресных водоемов, и в воде из-под крана, химический состав способствует эффективному развитию коррозии, при этом с ростом температуры электропроводность воды увеличивается. Таким образом процесс гальванической коррозии неизбежен как в соленой, так и в пресной воде.
На подводной части яхты (также двигателе и угловой колонке) различные металлы применяются очень широко, причем в разных сочетаниях. Примером гальванической пары из нержавеющей стали и алюминия, служит сочетание гребного винта из нержавеющей стали и `ноги` подвесного мотора из алюминиевого сплава. При этом мотолодка согласно своему прямому назначению постоянно находится в воде (т.е. электролите). Даже находясь на суше под дождем лодка может подвергаться гальванической коррозии. Стоит отметить что, для создания гальванической пары на судне, взаимодействие различных конструктивных частей изготовленных из разного металла не обязательно . При постоянном нахождении в электролите на большинстве даже однородных металлических поверхностей все равно образуются крошечные локальные аноды и катоды — в основном в тех местах, где состав сплава неоднороден или имеются посторонние вкрапления или примеси — например, частицы металла с производственных форм или штампов.
Защитить корпус лодки или мотор от коррозии можно установкой специальных анодных протекторов из активных металлов обладающих большим значением электрического потенциала — алюминия, цинка, или магния. При установке протектора создается контакт между защищаемым металлическим изделием и протектором из активного металла, который разрушается в первую очередь, принося себя в жертву процессу коррозии.
ЦИНКОВЫЕ АНОДЫ применяют в соленой и слабосоленой воде. В пресной воде цинковые аноды также будут "работать", но с меньшей эффективностью нежели алюминиевые, и уж намного меньшей чем у магния. Это обусловлено меньшей разницей потенциалов между цинком (-1100) и защищаемым металлом, нежели у алюминия (-1150) и магния (-1550), в сочетании с низкой электропроводностью пресной воды.
АЛЮМИНИЕВЫЕ АНОДЫ являются универсальным решением. Их можно использовать в соленой, слабо соленой и даже в пресной воде. Обладая более низким потенциалом по сравнению с цинком, алюминий обеспечивает более лучшую защиту при эксплуатации судна. Оптимальными условиями для алюминиевых анодов считаются слабо соленые воды, например в местах устий рек впадающих в моря, где смешивается соленая и пресная воды. В условиях сильно соленой воды алюминиевый протектор будет "съеден" коррозией быстрее цинкового при примерно одинаковой эффективности.
МАГНИЕВЫЕ АНОДЫ обеспечивают самую лучшую защиту судна при эксплуатации в пресной воде, но их крайне не рекомендуется использовать в соленой. Соленая вода обладает высокой электропроводностью, что при очень большой разности потенциалов магния и защищаемого металла, вызовет избыточно интенсивное протекание коррозии анода и магниевый анод израсходуется очень быстро. Также при использовании протекторов для защиты корпуса, высокая разность потенциалов в условиях соленой воды может спровоцировать разрушение окраски судна, поскольку в составе подавляющего большинства морских необрастающих красок присутствуют частицы металла, например меди или олова, используемых в качестве вещества препятствующего обрастанию корпуса.
Источник3: yacht-parts.ru
Анодная защита
Из различных видов коррозии в морских условиях основной является электрохимическое — разрушение поверхности металла в жидкостях, проводящих электрический ток (электролитах). Ведь если в электролит поместить соединенные между собой электроды — металлы, имеющие разный потенциал, то электрод с более низким значением потенциала (анод) будет разрушаться, а по проводнику, соединяющему электроды, будет проходить электрический ток.
В судовых условиях электролитом является морская вода, а роль электродов выполняют корпус яхты и бронзовые втулки в дейдвудной трубе и рулевом устройстве, а также бронзовый или латунный гребной винт. Медь и ее сплавы, обладая более высоким потенциалом, при контакте со сталью создают катод.
В результате этого сталь, являющаяся анодом, подвергается значительному коррозионному разрушению, особенно на участках, близко расположенных к контакту. При отсутствии разнородных металлов гальванические пары образуют сталь с прокатной окалиной, которая имеет потенциал более положительный, чем потенциал железа, поэтому она по отношению к местам, не имеющим окалины, играет роль катода. Это вызывает бурный процесс электрохимического разрушения анодных участков. Подобным же образом действуют различные примеси и шлаковые включения, содержащиеся в стали, а также окрашенные участки.
Катодная защита при помощи анодов — это “абсолютная необходимость” для защиты всех металлических частей под водой. Следовательно, аноды требуются не только стальным судам, но и деревянным, стекло-пластиковым и алюминиевым судам.
Для судов, которые используются в основном во внутренних (пресных) водах, рекомендуются алюминиевые аноды, так как алюминий имеет меньший электрохимический потенциал, чем цинк (разность потенциалов алюминия и железа больше, чем цинка и железа). Это очень важно, так как пресная вода обладает большим электрическим сопротивлением, чем соленая. Для использования в соленых и слабо соленых водах рекомендуется использовать цинковые аноды.
Алюминиевые аноды тоже хорошо действуют в соленой воде, но «съедаются» значительно быстрее. Не рекомендуется также использовать магниевые аноды, потому что электрохимический потенциал магния еще меньше, чем у алюминия, и его использование может привести к повреждению окраски корпуса, особенно в соленых водах.
Как было сказано выше бронзовые и латунные элементы валолинии тоже создают с водой анод-катодную пару и требуют защиты специальными анодами, которые устанавливаются на гребной вал.
Эти аноды очень хорошо сидят на валу даже если они уже подверглись эрозии. Крепеж вмонтирован в обе половинки анода, что обеспечивает его легкую установку на вал. Вокруг отверстий для крепежа на аноде сделаны утолщения, чтобы эрозия не привела к ослаблению крепления анода на валу.
Такие аноды не рекомендуется устанавливать на быстроходных судах, т.к. они создают турбулентность при движении, а в случае существенной эрозии могут создавать дисбаланс на валу. Таких проблем не возникнет при использовании фиксирующей гайки с интегрированным анодом Vetus. Аноды для вала поставляются с крепежом. Обезопасить свое судно от коррозии и себя от проблем, Вам поможет интернет-супермаркет «Яхтенные товары».
Как правильно выбрать аноды для яхт, катеров, лодок и маломерных судов? — ответы вы найдете в данной статье. Поможем с выбором анодов для Вашего судна, и подберем самое лучшее оборудование из Европы. Алюминиевые судовые аноды, цинковые, бронзовые, с полосой, болтовое соединение.
Из различных видов коррозии в морских условиях основной является электрохимическое — разрушение поверхности металла в жидкостях, проводящих электрический ток (электролитах). Ведь если в электролит поместить соединенные между собой электроды — металлы, имеющие разный потенциал, то электрод с более низким значением потенциала (анод) будет разрушаться, а по проводнику, соединяющему электроды, будет проходить электрический ток.
В судовых условиях электролитом является морская вода, а роль электродов выполняют корпус яхты и бронзовые втулки в дейдвудной трубе и рулевом устройстве, а также бронзовый или латунный гребной винт. Медь и ее сплавы, обладая более высоким потенциалом, при контакте со сталью создают катод.
В результате этого сталь, являющаяся анодом, подвергается значительному коррозионному разрушению, особенно на участках, близко расположенных к контакту. При отсутствии разнородных металлов гальванические пары образуют сталь с прокатной окалиной, которая имеет потенциал более положительный, чем потенциал железа, поэтому она по отношению к местам, не имеющим окалины, играет роль катода. Это вызывает бурный процесс электрохимического разрушения анодных участков. Подобным же образом действуют различные примеси и шлаковые включения, содержащиеся в стали, а также окрашенные участки.
Катодная защита при помощи анодов — это “абсолютная необходимость” для защиты всех металлических частей под водой. Следовательно, аноды требуются не только стальным судам, но и деревянным, стекло-пластиковым и алюминиевым судам.
Для судов, которые используются в основном во внутренних (пресных) водах, рекомендуются алюминиевые аноды, так как алюминий имеет меньший электрохимический потенциал, чем цинк (разность потенциалов алюминия и железа больше, чем цинка и железа). Это очень важно, так как пресная вода обладает большим электрическим сопротивлением, чем соленая. Для использования в соленых и слабо соленых водах рекомендуется использовать цинковые аноды.
Алюминиевые аноды тоже хорошо действуют в соленой воде, но «съедаются» значительно быстрее. Не рекомендуется также использовать магниевые аноды, потому что электрохимический потенциал магния еще меньше, чем у алюминия, и его использование может привести к повреждению окраски корпуса, особенно в соленых водах.
Как было сказано выше бронзовые и латунные элементы валолинии тоже создают с водой анод-катодную пару и требуют защиты специальными анодами, которые устанавливаются на гребной вал.
Эти аноды очень хорошо сидят на валу даже если они уже подверглись эрозии. Крепеж вмонтирован в обе половинки анода, что обеспечивает его легкую установку на вал. Вокруг отверстий для крепежа на аноде сделаны утолщения, чтобы эрозия не привела к ослаблению крепления анода на валу.
Такие аноды не рекомендуется устанавливать на быстроходных судах, т.к. они создают турбулентность при движении, а в случае существенной эрозии могут создавать дисбаланс на валу. Таких проблем не возникнет при использовании фиксирующей гайки с интегрированным анодом Vetus. Аноды для вала поставляются с крепежом. Обезопасить свое судно от коррозии и себя от проблем, Вам поможет интернет-супермаркет «Яхтенные товары».
Источник4: yacht-parts.ru