Стиль, получивший название благодаря орнаменту в форме раковины, известен как «раковина» или «сетчатый стиль». Этот художественный прием использовался в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве для создания изысканных и гармоничных форм, что стало характерным для многих эпох, включая ренессанс и барокко.
Орнамент в форме раковины символизирует гармонию и природные формы, что делает его универсальным элементом дизайна. Использование данного элемента активно подчеркивает внимание к деталям и стремление к красоте, что в свою очередь влияет на восприятие всего произведения искусства.
Раковина как мотив орнамента
С глубокой древности раковины использовались для изготовления украшений.В древнем Риме они применялись в декоре жилища, как например на этом нимфее из Помпей.
Кроме того мотив раковины можно встретить в античной резьбе и росписи.Особое предпочтение отдавалось раковине гребешок. В римских театрах монументальные мраморные скены имели ниши со скульптурой.В верхней части этих ниш часто помещали раковины.
В раннехристианский период раковина продолжает пользоваться успехом.Эта раковина украшает интерьер мавзолея Теодориха в Равенне.В эпоху Возрождения в связи с интересом к античности этот мотив приобретает большую популярность.Форма раковины и принципы ее использования мало отличаются от древнеримских.
Часто можно встретить раковину в декоре резной мебели.Здесь она вполне традиционна.Но могли быть и более оригинальные формы.Раковина на верхнем фото как бы предвосхищает формы рококо.
В XVIII веке они становятся все более разнообразны и причудливы.Стиль рококо делает этот мотив одним из элементов рокайля,название которого произошло все от той же раковины.

Характерная для рококо асимметрия делает форму этой раковины более динамичной.Рокайль в высшей точке своего развития.Здесь вообще с большим трудом выделяются отдельные элементы,хотя мотивов, напоминающих раковину, несколько.
Элементы, напоминающие гребешки в верхней части орнамента близки по форме,на мой взгляд, уже совсем другой раковине.
Орнаментация в стиле барокко
Презентация содержит информацию об особенностях орнаментации в стиле «барокко», на примере орнаментации архитектуры, предметов декоративно-прикладного искусства.
Дёгтева Татьяна Александровна, ГАОУ СПО СО «УКСАП» Бобровский филиал
Описание разработки
Лекция-презентация так же содержит практическое задание (копирование орнамента в стиле барокко) и алгоритм вычерчивания орнамента.
Стиль, свойственный искусству Западной Европы с конца XVI века (Италия) до середины XVIII века (Россия). По-испански barocco — странный, причудливый. Орнамент в стиле барокко изобилует волютами, картушами, раковинами, кариатидами, ангелочками и вазами с цветами. Он сохраняет мотивы греческого и главным образом римского искусства, охотно использует получеловеческие и полузвериные фигуры, тяжелые гирлянды цветов и плодов, мотивы раковин и лилий в сочетании с символичным солнцем; Орнамент стиля барокко нашел широкое применение в разных странах Европы, приобрел под влиянием национальных традиций каждой из них свои особые черты.
Содержимое разработки
Орнаментация в стиле барокко
Разработка: преп.Бобровского филиала «УКСАП» — Дёгтева Т.А. 2012г.
Особенности стиля Барокко
Барокко Общая характеристика
- Стиль, свойственный искусству Западной Европы с конца XVI века (Италия) до середины XVIII века (Россия).
- По-испански barocco — странный, причудливый.
Особенности орнаментации в стиле Барокко
- Орнамент барокко отличается разнообразием и выразительностью.
- Он сохраняет мотивы греческого и главным образом римского искусства, охотно использует получеловеческие и полузвериные фигуры, тяжелые гирлянды цветов и плодов, мотивы раковин и лилий в сочетании с символичным солнцем;
- Орнамент второй половины XVII в. (позднее барокко) строго симметричен, для него характерно подражание архитектурным деталям: колонны, разорванные фронтончики, баллюстрады, консольки.
- Декор этого периода богат, несколько грузен и величествен.
- Орнамент изобилует волютами, картушами, раковинами, кариатидами, ангелочками и вазами с цветами.
Русское Барокко
- В России орнамент в стиле барокко также широко использовался при оформлении интерьеров дворцов, созданных Б. Растрелли в Петербурге, Царском Селе, Петергофе.
Парадная лестница Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.
- Общее свойство интерьеров Растрелли — их светский, увеселительный, праздничный облик.
- В них всюду — изобилие цвета, лепнины, узора.
- В декоративном убранстве интерьеров мастер чаще всего использует мотивы раковины, растительные завитки, картуши, купидонов.
- В руках русских резчиков даже вычурные завитки орнаментальных форм в стиле барокко по-своему размашисты и легки, полны особой жизнеутверждающей силы.
- Отличие русского барочного орнамента в наличии симметрии.
- Орнамент русского барокко — гордость отечественной архитектуры, он достойно обогатил мировые достижения орнаментики.
- Прихотливый узор из самых различных плодов и листьев, переданных с удивительной выразительностью, встречается в московских церквах конца XVII в.
- Он покрывает необыкновенной красоты золоченые иконостасы.
- Этот сложный резной орнамент носил название “Флермской резьбы”, выполнялся специальными мастерами Оружейной палаты.
Резной иконостас в стиле барокко
Особенности орнаментации
- Основной орнаментальный мотив, положенный в основу орнаментации барокко – « ушная раковина », состоящая из С-образных и S-образных завитков, которые часто меняли направление своего движения.
- безраппортность ,
- отсутствие симметрии и
- динамичность форм и линий.
- Геометрический орнамент: сетчатый орнамент “ трельяж ”, заполняющий плоскости и внутреннюю часть медальонов.
- Руст – геометрический элемент в форме четырёхгранной пирамиды.
- Огромное количество гирлянд (вертикальных и горизонтальных, свисающих и обвивающих столбы…), состоящих из цветов, плодов, фруктов и т.п.
- Широко применяется античный мотив акантового листа.
- Акант имел пышную и вычурную форму, объединяясь с завитками, рогом изобилия и другими элементами.
- “ Гротеск ” – орнаментальный мотив в виде сочетания причудливых фантастических растительных форм с фигурой человека или животного.
- Волюта (итал. voluta — завиток, спираль), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре,
- Маска (маскарон) — маска один из распространённейших орнаментальных мотивов в стиле рококо, это могут быть как антропоморфные, так и зооморфные маски.
- Орнамент стиля барокко нашел широкое применение в разных странах Европы, приобрел под влиянием национальных традиций каждой из них свои особые черты.
Практическое задание:
Практическое задание:
- На листе А4 сделать эскиз орнамента в стиле барокко.
- Использовать такие мотивы как: С- и S-образные завитки; картуш;гирлянды; акант; атрибуты искусства.
- Монохромное исполнение.
АЛГОРИТМ вычерчивания орнамента:
- Выполнить предварительный эскиз от руки (с учётом конструкции и художественного образа);
- Определить границы (габаритные размеры) орнамента на рабочем поле листа;
- Разметить оси симметрии, раппорты (если есть), дополнительные (вспомогательные) линии построения;
- Построить элементы орнамента при помощи чертёжных инструментов;
- Завершить криволинейные контуры от руки или использовать лекала или шаблоны.
- Выполнить проработку цветом, тоном и т.п.
Спасибо за внимание!
-80%