7 орнаментов в форме раковины, вдохновивших название уникального стиля

Стиль, получивший название благодаря орнаменту в форме раковины, известен как «раковина» или «сетчатый стиль». Этот художественный прием использовался в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве для создания изысканных и гармоничных форм, что стало характерным для многих эпох, включая ренессанс и барокко.

Орнамент в форме раковины символизирует гармонию и природные формы, что делает его универсальным элементом дизайна. Использование данного элемента активно подчеркивает внимание к деталям и стремление к красоте, что в свою очередь влияет на восприятие всего произведения искусства.

Раковина как мотив орнамента

С глубокой древности раковины использовались для изготовления украшений.В древнем Риме они применялись в декоре жилища, как например на этом нимфее из Помпей.

Кроме того мотив раковины можно встретить в античной резьбе и росписи.Особое предпочтение отдавалось раковине гребешок. В римских театрах монументальные мраморные скены имели ниши со скульптурой.В верхней части этих ниш часто помещали раковины.

В раннехристианский период раковина продолжает пользоваться успехом.Эта раковина украшает интерьер мавзолея Теодориха в Равенне.В эпоху Возрождения в связи с интересом к античности этот мотив приобретает большую популярность.Форма раковины и принципы ее использования мало отличаются от древнеримских.

Часто можно встретить раковину в декоре резной мебели.Здесь она вполне традиционна.Но могли быть и более оригинальные формы.Раковина на верхнем фото как бы предвосхищает формы рококо.

В эпоху барокко в моде раковины напоминающие пальметту.

В XVIII веке они становятся все более разнообразны и причудливы.Стиль рококо делает этот мотив одним из элементов рокайля,название которого произошло все от той же раковины.

На нижнем фото раковина превращается в резной лист, напоминающий веер или опахало.

Характерная для рококо асимметрия делает форму этой раковины более динамичной.Рокайль в высшей точке своего развития.Здесь вообще с большим трудом выделяются отдельные элементы,хотя мотивов, напоминающих раковину, несколько. Элементы, напоминающие гребешки в верхней части орнамента близки по форме,на мой взгляд, уже совсем другой раковине.

Читайте:  Инструкция по сборке двойного сифона для кухонной раковины

Орнаментация в стиле барокко

Презентация содержит информацию об особенностях орнаментации в стиле «барокко», на примере орнаментации архитектуры, предметов декоративно-прикладного искусства.

Дёгтева Татьяна Александровна, ГАОУ СПО СО «УКСАП» Бобровский филиал

Описание разработки

Лекция-презентация так же содержит практическое задание (копирование орнамента в стиле барокко) и алгоритм вычерчивания орнамента.

Презентация Орнаментация в стиле барокко

Стиль, свойственный искусству Западной Европы с конца XVI века (Италия) до середины XVIII века (Россия). По-испански barocco — странный, причудливый. Орнамент в стиле барокко изобилует волютами, картушами, раковинами, кариатидами, ангелочками и вазами с цветами. Он сохраняет мотивы греческого и главным образом римского искусства, охотно использует получеловеческие и полузвериные фигуры, тяжелые гирлянды цветов и плодов, мотивы раковин и лилий в сочетании с символичным солнцем; Орнамент стиля барокко нашел широкое применение в разных странах Европы, приобрел под влиянием национальных традиций каждой из них свои особые черты.

Содержимое разработки

Орнаментация в стиле барокко Разработка: преп.Бобровского филиала «УКСАП» - Дёгтева Т.А. 2012г.

Орнаментация в стиле барокко

Разработка: преп.Бобровского филиала «УКСАП» — Дёгтева Т.А. 2012г.

Особенности стиля Барокко

Особенности стиля Барокко

Барокко Общая характеристика Стиль, свойственный искусству Западной Европы с конца XVI века (Италия) до середины XVIII века (Россия). По-испански barocco - странный, причудливый.

Барокко Общая характеристика

Особенности орнаментации в стиле Барокко

  • Стиль, свойственный искусству Западной Европы с конца XVI века (Италия) до середины XVIII века (Россия).
  • По-испански barocco — странный, причудливый.

Особенности орнаментации в стиле Барокко

Орнамент барокко отличается разнообразием и выразительностью. Он сохраняет мотивы греческого и главным образом римского искусства, охотно использует получеловеческие и полузвериные фигуры, тяжелые гирлянды цветов и плодов, мотивы раковин и лилий в сочетании с символичным солнцем;

  • Орнамент барокко отличается разнообразием и выразительностью.
  • Он сохраняет мотивы греческого и главным образом римского искусства, охотно использует получеловеческие и полузвериные фигуры, тяжелые гирлянды цветов и плодов, мотивы раковин и лилий в сочетании с символичным солнцем;

Орнамент второй половины XVII в. (позднее барокко) строго симметричен, для него характерно подражание архитектурным деталям: колонны, разорванные фронтончики, баллюстрады, консольки. Декор этого периода богат, несколько грузен и величествен.

  • Орнамент второй половины XVII в. (позднее барокко) строго симметричен, для него характерно подражание архитектурным деталям: колонны, разорванные фронтончики, баллюстрады, консольки.
  • Декор этого периода богат, несколько грузен и величествен.

Орнамент изобилует волютами, картушами, раковинами, кариатидами, ангелочками и вазами с цветами.

  • Орнамент изобилует волютами, картушами, раковинами, кариатидами, ангелочками и вазами с цветами.

Русское Барокко

Русское Барокко

Читайте:  Какие материалы используются для производства белых раковин

 В России орнамент в стиле барокко также широко использовался при оформлении интерьеров дворцов, созданных Б. Растрелли в Петербурге, Царском Селе, Петергофе. Парадная лестница Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.

  • В России орнамент в стиле барокко также широко использовался при оформлении интерьеров дворцов, созданных Б. Растрелли в Петербурге, Царском Селе, Петергофе.

Парадная лестница Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.

Общее свойство интерьеров Растрелли — их светский, увеселительный, праздничный облик. В них всюду — изобилие цвета, лепнины, узора. В декоративном убранстве интерьеров мастер чаще всего использует мотивы раковины, растительные завитки, картуши, купидонов.

  • Общее свойство интерьеров Растрелли — их светский, увеселительный, праздничный облик.
  • В них всюду — изобилие цвета, лепнины, узора.
  • В декоративном убранстве интерьеров мастер чаще всего использует мотивы раковины, растительные завитки, картуши, купидонов.

В руках русских резчиков даже вычурные завитки орнаментальных форм в стиле барокко по-своему размашисты и легки, полны особой жизнеутверждающей силы. Отличие русского барочного орнамента в наличии симметрии.

  • В руках русских резчиков даже вычурные завитки орнаментальных форм в стиле барокко по-своему размашисты и легки, полны особой жизнеутверждающей силы.
  • Отличие русского барочного орнамента в наличии симметрии.

Орнамент русского барокко — гордость отечественной архитектуры, он достойно обогатил мировые достижения орнаментики .

  • Орнамент русского барокко — гордость отечественной архитектуры, он достойно обогатил мировые достижения орнаментики.

Прихотливый узор из самых различных плодов и листьев, переданных с удивительной выразительностью, встречается в московских церквах конца XVII в. Он покрывает необыкновенной красоты золоченые иконостасы. Этот сложный резной орнамент носил название “Флермской резьбы”, выполнялся специальными мастерами Оружейной палаты.

  • Прихотливый узор из самых различных плодов и листьев, переданных с удивительной выразительностью, встречается в московских церквах конца XVII в.
  • Он покрывает необыкновенной красоты золоченые иконостасы.
  • Этот сложный резной орнамент носил название “Флермской резьбы”, выполнялся специальными мастерами Оружейной палаты.

Резной иконостас в стиле барокко

Резной иконостас в стиле барокко

Особенности орнаментации

Особенности орнаментации

Основной орнаментальный мотив, положенный в основу орнаментации барокко – « ушная раковина », состоящая из С-образных и S-образных завитков, которые часто меняли направление своего движения.

  • Основной орнаментальный мотив, положенный в основу орнаментации барокко – « ушная раковина », состоящая из С-образных и S-образных завитков, которые часто меняли направление своего движения.

Особенность орнаментов: безраппортность , отсутствие симметрии и динамичность форм и линий.

Геометрический орнамент: сетчатый орнамент “ трельяж ”, заполняющий плоскости и внутреннюю часть медальонов. Руст – геометрический элемент в форме четырёхгранной пирамиды.

  • безраппортность ,
  • отсутствие симметрии и
  • динамичность форм и линий.
  • Геометрический орнамент: сетчатый орнамент “ трельяж ”, заполняющий плоскости и внутреннюю часть медальонов.
  • Руст – геометрический элемент в форме четырёхгранной пирамиды.

Огромное количество гирлянд (вертикальных и горизонтальных, свисающих и обвивающих столбы…), состоящих из цветов, плодов, фруктов и т.п.

  • Огромное количество гирлянд (вертикальных и горизонтальных, свисающих и обвивающих столбы…), состоящих из цветов, плодов, фруктов и т.п.

Широко применяется античный мотив акантового листа. Акант имел пышную и вычурную форму, объединяясь с завитками, рогом изобилия и другими элементами.

  • Широко применяется античный мотив акантового листа.
  • Акант имел пышную и вычурную форму, объединяясь с завитками, рогом изобилия и другими элементами.

“ Гротеск ” – орнаментальный мотив в виде сочетания причудливых фантастических растительных форм с фигурой человека или животного.

  • “ Гротеск ” – орнаментальный мотив в виде сочетания причудливых фантастических растительных форм с фигурой человека или животного.
Читайте:  Пошаговое руководство по установке труб под раковиной

Волюта (итал. voluta — завиток, спираль), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре,

  • Волюта (итал. voluta — завиток, спираль), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре,

Маска (маскарон) - маска один из распространённейших орнаментальных мотивов в стиле рококо, это могут быть как антропоморфные, так и зооморфные маски.

  • Маска (маскарон) — маска один из распространённейших орнаментальных мотивов в стиле рококо, это могут быть как антропоморфные, так и зооморфные маски.

Орнамент стиля барокко нашел широкое применение в разных странах Европы, приобрел под влиянием национальных традиций каждой из них свои особые черты.

  • Орнамент стиля барокко нашел широкое применение в разных странах Европы, приобрел под влиянием национальных традиций каждой из них свои особые черты.

Практическое задание:

Практическое задание:

Практическое задание: На листе А4 сделать эскиз орнамента в стиле барокко. Использовать такие мотивы как: С- и S-образные завитки; картуш;гирлянды; акант; атрибуты искусства. Монохромное исполнение.

Практическое задание:

АЛГОРИТМ вычерчивания орнамента: Выполнить предварительный эскиз от руки (с учётом конструкции и художественного образа); Определить границы (габаритные размеры) орнамента на рабочем поле листа; Разметить оси симметрии, раппорты (если есть), дополнительные (вспомогательные) линии построения; Построить элементы орнамента при помощи чертёжных инструментов; Завершить криволинейные контуры от руки или использовать лекала или шаблоны. Выполнить проработку цветом, тоном и т.п.

  • На листе А4 сделать эскиз орнамента в стиле барокко.
  • Использовать такие мотивы как: С- и S-образные завитки; картуш;гирлянды; акант; атрибуты искусства.
  • Монохромное исполнение.

АЛГОРИТМ вычерчивания орнамента:

Спасибо за внимание!

  • Выполнить предварительный эскиз от руки (с учётом конструкции и художественного образа);
  • Определить границы (габаритные размеры) орнамента на рабочем поле листа;
  • Разметить оси симметрии, раппорты (если есть), дополнительные (вспомогательные) линии построения;
  • Построить элементы орнамента при помощи чертёжных инструментов;
  • Завершить криволинейные контуры от руки или использовать лекала или шаблоны.
  • Выполнить проработку цветом, тоном и т.п.

Спасибо за внимание!

-80%

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...